Там, где цветут ромашки. Глава 3. Война

Вера Полуляк
   Начало http://www.proza.ru/2015/09/17/1202

 О том, что началась война, Ольга узнала в разгар рабочего дня. Выходных в колхозе в рабочую пору не было.

    Приехал председатель, собрал всех баб и мужиков, что обрабатывали всходы картошки и свеклы.  И сказал то, что сам знал. А знал он немного пока. Звонили из города, предупредили, чтоб мужики готовились к мобилизации.
 
   У Ольги зять уже был в армии. Призвали на срочную ещё в 38-м. Ждали, что вернётся к осени домой. Теперь –то , видно, не вернётся пока.
 Матрёна в слёзы. Дочка её, Валюшка, которой шёл третий годик, тоже. Папку своего она и не помнит. Забрали в армию. Как только родилась. 

    К середине июля стали приходить тревожные новости с фронта. Немцы того и гляди в их края прорвутся. Страх за своих детей и маленькую внучку сковал сердце Ольги. Собрала всех в кучу, связала в узлы самое необходимое и вместе с другими семьями отправилась в эвакуацию, в неизвестность, но подальше от войны.

   Прошли более ста километров , дошли до Щёкино, небольшого городка в Тульской области. Пошли дальше -в сторону Москвы. 

   Шли вместе с отступающей Красной Армией. Немцы наседали, не раз попадали под бомбёжку.
   В  Тульской области Красная армия готовилась к решительным боям. Ольга с семьёй, измотанная дальней дорогой и постоянной опасностью , решила тоже остановиться.  Была уверенность, что дальше не пройдут фашисты. Куда уж дальше? Дальше-до Москвы рукой подать.

    Городок Щёкино был всё же оккупирован - 28 октября 1941 года. Но спустя 52 дня, 17 декабря 1941 года, освобождён войсками Западного фронта  в ходе Тульской операции .

    Воодушевлённая победой родной Красной Армии Ольга вместе со своими домочадцами возвратилась в Щёкино сразу же после его освобождения.
Поселились в каком-то бараке.

 

   Думали, месяц-другой-и погонят фашистов, вернутся  домой. Но разлука с домом затянулась на долгих и трудных два года.

    Немцев удалось остановить, но бои шли совсем где-то рядом.  Война продолжалась. Город Щёкино и его окрестности подвергались налётам вражеской авиации не только в 1941 году, но и позднее: в 1942-1943 годах.

    Большинство предприятий района, выпускающих гражданскую продукцию, были в короткие сроки переориентированы на выпуск изделий, необходимых военной промышленности страны.

     Особое значение для народного хозяйства центра страны имело возобновление работы Подмосковного угольного бассейна. Вновь заработали шахты.
   
    Работы  и на заводе, и  в шахте было много. Не хватало рабочих рук. Все мужчины ушли на фронт. Егору в ту пору шёл семнадцатый годок.  Устроился на работу вместе с матерью. Матрена с маленькой дочкой  и девятилетний Александр  тоже без дела не сидели.

    Тяжело было, но выдюжили. А как только фашистов  погнали прочь от Москвы, летом 1943 года, так сразу же и вернулись домой, вместе с наступающей Красной Армией.
    Домой душа рвалась. Болела сердце за брошенный дом. Хоть и не было там богатства никакого. Так ведь и боле вовсе ничего не было. Слышали про зверства оккупантов…


    К счастью, на халупу с земляными полами и соломенной крышей немцы не позарились. Было, где жить. Главное – дома, в родных стенах. И казалось, война закончится теперь уж совсем скоро.

    Боялась Ольга за Егорку. Рвался парень на фронт. В Щёкино работал на шахте, была бронь. Мог бы там остаться до конца войны.

--Может, не надо было нам возвращаться пока?- Ольга не находила себе места от тревожных думок.

    Этот вопрос будет её мучить и всю оставшуюся жизнь…

    После возвращения в родные края Егор сразу же ушёл на фронт. Записали стрелком.  Только одно письмо успел  прислать с фронта матери. Писал о том, как больно видеть те зверства и разрушения, что фашисты  оставляют после себя. Просил передать привет знакомым девчонкам.

    Потом пришло печальное известие – пропал без вести.

    
   
    Не было вестей и от мужа дочери Ольги- Матрёны, от Василия. А потом-тоже извещение, пропал без вести…

 "Гордеев Василий Сергеевич. Лейтенант, командир взвода 580 стрелкового полка . Пропал без вести в 1941…» Такая запись имеется сегодня  в базе данных Мемориал…

    Замуж Матрёна больше так и не выйдет. 

    Своего старшего сына, Егора, Ольга будет ждать всю жизнь, ждать и надеяться… И зимой, и летом, и весной , и осенью, под пенье соловья и под завывание метели…С отчаянием и тоской будет смотреть на дорогу, по которой ушёл на войну . И ждать…надеясь на чудо…

    Но чудо не произойдёт. 


    По рассекреченным в последние годы документам , по номеру полевой почты удалось установить, что Егор был зачислен стрелком в 1018 стрелковую роту 269 стрелкового полка.  Это подразделение в августе-ноябре 1943 года воевало в составе 3 армии  Брянского фронта , освобождали города и сёла Брянщины, а затем –Могилёвской области, шли через леса и болота, форсировали реки. Было много потерь…

     Горькие слёзы застилали глаза матери при взгляде на увеличенную фотографию - портрет сына, ушедшего из жизни в расцвете лет.

    Много раз после войны  родные пытались  узнать всё о последних его днях, но тщетно. Ответ был лишь один – в тех болотах  много наших бойцов полегло…

    Среди них вероятнее всего, и Егор... Мосин Егор Петрович. Рядовой Стрелок. Пропал без вести в ноябре 1943 …

    269 стрелковая Рогачевская Краснознаменная ордена Кутузова дивизия, в составе которой воевал и Егор, закончила войну на Эльбе 9 мая 1945 года.   Далеко не все дожили до этого светлого дня…

 В том краю, откуда ушли ребята в свой последний поход, наступил завоёванный ими мир. Как и прежде- цветут ромашки, поют соловьи. Только их самих там так и не дождались…

Продолжение следует.http://www.proza.ru/2015/09/19/702


На фото-экспозиция Тульского музея оружия.
Работа в тылу. Всё для фронта, всё для Победы!
                Фото автора.