По следам наших выступлений - II

Нил Крас
Я уже писал о неточностях с мемориальными досками, посвящёнными Н. Н. Болярскому и М. М. Коцюбинскому. Думаете, с мемориальной доской на доме, в котором как бы проживала Ляля Ратушная (1), лучше? Во-первых, невооружённым глазом видно, что этот дом никак не напоминает здание 70-летней давности. И «на месте этого дома стоял дом, в котором...» было бы правдивее. Во-вторых, никто не понимает, что ли, что в обрамлении столь пёстрых вывесок и рекламных щитов тёмная мемориальная доска (а не вывески и реклама) выглядит чуждой (2)?

В Трире, на доме, в котором проживал К. Маркс в 1819-1835 г. г. (не путать с Домом - теперешним музеем — в этом доме Карл был рождён), есть небольшая, малозаметная мемориальная доска. Над ней — видная издалека длинная вывеска часового мастера (вероятно, нынешнего владельца дома и расположенного в нём магазина). Похоже, вроде бы, на то, что видится в Виннице. Но - нет, К. Маркс не предстаёт в истории города как герой... И в Трир — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1986 года, город, основанный в XV в. до (!!!) н. э. — из-за почитания памяти К. Маркса приезжают почти исключительно туристы из Китая (в музее — и надписи по-китайски!).  Да и одноцветная табличка о К. Марксе не взята «в клещи» разноцветными вывесками.

Что касается «дома Ратушной», то меня гложут сомнения. Улица Пушкина, №1 — определённо не адрес довоенного времени. Улица, из-за строительства здания городского совета, была сначала «обезглавлена», а пото'м ей приделали искусственную голову.
После войны улица Пушкина выглядела точно так, как и до войны. То есть, на углу её был флигель дома с аптекой №1, относившегося к ул. Ленина. Затем следовал большой двор (на всё пространство от ул. Пушкинской до ул. Козицкого) с хозяйственными постройками в глубине. Под №1 на ул. Пушкина значился небольшой домик, в котором проживал один из военпредов 45-го завода. Кто занимал этот дом до войны, можно только гадать. А в доме №3, жильцами были, несомненно, евреи, расстрелянные немцами. После этого дом №3 заняла семья доктора В. Я. Куликова (почему и как ему удалось получить при немцах этот домик, доктор, однако, в «Свидетельствах очевидца» умалчивает — мол, и так очевидно). Далее следовал большой двор, в котором в беспорядке располагались несколько домов. Самый большой, капитальный, старинный, многоквартирный, что выходил торцом на улицу Пушкина, я помню хорошо. Другие — смутно. Как раз из этого двора можно было пройти через безымянный переулочек на улицу Козицкого. Пройти, обогнув дом, описанный в «Баккушан наоборот». В каком из домов, находившихся во дворе, жила Ляля Ратушная — сейчас не скажешь.

Возможно, дом в котором жила Ляля Ратушная определяли так же, как, по словам подпольщика А. П. Медведева, решали, кому присвоить звание Героя (http://komariv.livejournal.com/26673.html?thread=139313)? А я тут гадаю и рассуждаю…

                ***

Ещё одна мелочь: указатель на доме №1 по переулку Верещагина (3). В оригинале - «провулок Верещагіна Ф. Г.». Идея изобретателя дополнения фамилии сокращённым указанием имени и отчества на ... указателях домов проста, как химическая формула дистиллированной воды: упаси господь, кто-нибудь подумает (если И. О. не будет указано), что переулок назван не в честь нашего режиссёра и артиста Фёдора Григорьевича, а — русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)! Какая вера в энциклопедические знания винничан и гостей города! Я-то И. О. знаменитого руководителя винницкого театра помню хорошо, так как долгие годы был с театром «на дружеской ноге», знал супругу Ф. Г. (об этом подробно написано в «Моей Виннице»), но И. О. живописца узнал лишь после того, как заглянул в ВикипедиЮ. Не стоило бы просто написать, как это принято, «переулок артиста Верещагина»?

                ***

Кто не знает высказывание В. И. Ленина, переданное нам в воспоминаниях о вожде мирового пролетариата его верной последовательницей Кларой Цеткин: «Искусство принадлежит народу». Где только не были видны эти три слова: во всех театрах и кинотеатрах, клубах и Дворцах культуры, в музеях, на всевозможных конкурсах народных талантов, на праздничных транспарантах… Только в общественных банях, наверное, не было. И то лишь потому, что сырость растворяла любые надписи. Там и привычных всем матерных слов как-то не виделось, а ведь те тоже, кажись, везде можно было встретить. Народ реагировал на все несправедливости жизни такого вида искусством. Оно, вероятно, было единственным, что ему в те годы и принадлежало. Сейчас же — иные времена.

Архитектура — искусство строить. И по-прежнему, конечно, везде в Украине, а не только в Виннице, принадлежит народу. Я уже писал об «Анархитектуре Винницы» (http://proza.ru/2010/07/30/1546). Через четыре года появилась, наконец, подобная статья об «архитектурном вандализме» (http://urban.vn.ua/archives/160). Может быть, даже кое-что изменилось. Но как-то не видно этого.

Сначала о «мелочах». Разве состояние этого дома, о котором я писал и пять лет тому назад, не является доказательством равнодушия (4)? Равнодушия по отношению к винничанам, к гостям города, к тому, как выглядит центральная улица в 50-ти метрах от здания Областной администрации? Ещё один дом на центральной улице нисколько не изменился  в лучшую сторону за последние пять лет (5). Новые вывески и покраска стен первого этажа сделали только ещё контрастней убожество состояния фасада остальных трёх этажей. И это — в центре города, стремящегося выглядеть по западно-европейски! И в таком здании находится фирменный магазин «ROSHEN» - невероятно!

Помните я писал о дикой безвкусице в пёстрой окраске разобранного на «независимые территории» бывшего до'ма военной комендатуры на углу улиц Козицкого и Котовского? Теперь, думаете, владельцы квартир договорились и окрасили все наружные стены одним цветом? Чего захотели! Наоборот: в дом въехал «Салон квітів» - и на здании дополнительно появилось ещё  з е л ё н о е  пятно (6). Хлорофил, необходимый растениям для фотосинтеза, сами знаете, какого цвета. Чего же удивляетесь?

Об особняке врача Вилинского (после войны - резиденции командующего 2-й воздушной армией) уже можно и не вспоминать. Его грубо соединили с бывшим домом военной комендатуры нелепой вставкой и тем самым окончательно ликвидировали всю его прежнюю привлекательность. «Предприятие общественного питания» (то же, что пять лет тому назад, или иное — не скажу) изъяло турецкие мотивы из оформления этого вконец изуродованного особняка, но превратило, вместе с коллегами по гастрономии, окружающее их пространство в не совсем типичный, но всё же - в Бахчисарай (7). В сад-дворец. Посмотрите сколько зелени, сколько воздушных дворцов для посетителей, желающих лакомиться изысканными блюдами на свежем воздухе! Как изящна архитектура летнего павильона пиццерии «У Лючио»! В Украине подобные строения называют «шопа». Так и чувствуется, что оформление этого участка Европейской площади сделано через шопу.

С запада и с северо-запада символ города — водонапорная башня — уже взят в тиски, с севера — совсем недавно огорожен каменными столбиками. Пока ещё вид на вежу остаётся свободным с юга, но, боюсь, осада башни скоро будет усилена и расширена. Лёгкая конница - «Pizzeria» - находится уже в нескольких метрах от башни (8) …

Пока мы тут, не проверить ли нам Винницкую лужу. Жаль, она не столь знаменита, как Миргородская лужа, и иногда — на третий день после прошедшего дождя — испаряется. И лет ей не двести, а не более двадцати. Но время беспощадно к плохо построенному — и у Винницкой лужи перспективы не так уж плохи. Расположена она на ул. Грушевского, рядом с улицей Артынова. Плитка там уложена на ещё более (в сравнении с 2010-м годом) прогнувшуюся почву — и лужа стоит по несколько дней (9,10). Мелочь? Согласен: её (лужу) очень просто перепрыгнуть и в натуре, и в мыслях. Как долго только этой луже быть непременным компонентом ландшафта?
Вы к луже  р а в н о д у ш н ы, она вам до… Ясненько.

Продолжение: http://proza.ru/2015/09/16/829.