Не боги горшки обжигают

Владимир Галин
                Глава 3

    НЕ БОГИ ГОШКИ ОБЖИГАЮТ.

                «И как хотите,чтобы с вами поступали
                люди,так и вы поступайте с ними»
                (От Луки, 6.31.)


        Совершенно верно,горшки обжигают не Боги, а мастера. Но беда,  «когда пироги начнёт печь сапожник, а сапоги точать пирожник». Однако в жизни всякое бывает. Нужда, как говорила моя тёща Анна Константиновна (царство ей Небесное), заставляет и коржи с салом есть.

       Все мастера, обучающие воспитанников ремеслу,  были столярами по своей професии, но специальной педагогической подготовки не имели  и поэтому их плюсам соответствовали  минусы, которые могли компенсироваться только совестью, которая зачастую спит. Побудить их к добросовестному труду была моя задача. Моя педагогическая подготовка 5 лет в институте и 10 лет конкретной работы с осуждёными позволили сразу взять быка за рога и повести весь коллектив училища по своему разумению и умению. В  организации и проведении воспитательной работы я придерживался ленинскому принципу: прежде убедить, а потом, если требуется, принудить поступать и делать так, как положено.

       Добросовестных было большинство. Их имена я храню в своей памяти вот уже 40 лет. А Пивнев Александр, Борисов Борис, Михалёв Сергей, сами разыскали меня на просторах интернета в России, куда мы все были вынуждены иммигрировать из Солнечной Киргизии, и поддерживают со мной общение по телефону и  по интернету в «Одноклассниках». С мастером Нелюбовым Анатолием Михайловичем я в дружеских отношениях  по месту жительства в Спас-Клепиках.

     Чем ответственнее руководящая должность, тем шире круг служебных обязанностей и больше прав и контактов  общения с государственными и общественными организациями. Это наполняет жизнь большим смыслом  и содержанием. Руководитель подобен творцу, художнику, у которого постоянно напряжена мысль, что ещё и как сделать, чтобы достичь необходимого положительного результата в порученном тебе деле. Руководитель не освобождён от ответственности за положение дела на порученном ему участке в любое время суток где бы он ни был.

      -Поскольку ему воздействовать на воспитанников приходится   апосредственно через различных работников, как скульптору инструментом, то его первейшая задача установить правильные взаимоотношения с каждым работником, какую бы он работу не исполнял.

        На первое место я выделил мастеров производственного обучения, ибо они должны были научить мальчишек рабочей профессии, благодаря которой воспитанники могли бы обеспечить свою самостоятельную жизнь после выхода из училища. Вообще-то всё воспитание сводиться к получению рабочей профессии, привитию трудовых навыков и трудолюбия. Образно выражаясь,  каждому воспитаннику необходимо было дать удочку и научить его рыбачить.

      Мастерами работали Борисов Борис,Глыжо Сергей, Дубовик Владимир,Литвиненко Владимир, Михалёв Александр и Михалёв Сергей, Мариненко Геннадий, Нелюбов Анатолий, Наумов Михаил, Олеников Николай,Пивнев Александр, Пастухов Николай, Шабанов Михаил и другие. О каждом из них можно написать повесть и даже роман, потому, что жизнь каждого человека уникальна , и не смотря на схожесть их судеб , интересна у каждого по своему, своими радостями и печалями, своим умом и характером. У каждого свои плюсы и свои минусы. Некоторых требовалось заменить по проф непригодности, да где же их, других, взять. Было то, что было.Повышение квалификации каждого мастера  было моей задачей и заботой.Се ля ви!

       Мастера вели практические занятия. Теоретическую подготовку по специальным предметам  вели преподаватели Дубовик Виктор Трофимович  и Крупиянский Виктор Михайлович. Возглавлял учебную часть зам по производству Абдыкадыров Кариб, с которым я с первых же дней своей работы вступил в непримиримый конфликт из-за его постоянного пьянства. Это была первая, но не последняя неприятность, которую мне преподнесла жизнь.

       Да и сама по себе работа с подростками в отличии от взрослых заключённых не стала проще и легче. Напротив, она требовала большей отдачи душевных сил и персональной ответственности за их жизнь в училище и дальнейшую судьбу. В работе с ними всё время приходилось балансировать на острие бритвы, когда подросток за себя не отвечает, а ты за него несёшь ответственность по всей строгости закона, который если и знают, то не всегда его соблюдают, потому что он не всегда соответствует здравому смыслу прозы жизни.

      За прошедшие две недели работы я осмотрелся и волосы встали дыбом, сколько надо ежедневно решать вопросов и проблем и все сразу, ничего не откладывая на потом. Как я уже писал, для того, чтобы решать вопросы обучения и воспитания учащихся, надо обеспечить их пребывания в училище и насильственного их удержания за забором училища без законной санкции наказания за уклонение то есть за побеги. Работники училища не были представителями власти, а следовательно беглецы могли  нам оказывать сопротивление при их задержании. Да мы в своей работе по розыску и возвращению бежавших из училища никогда и не опирались на работников милиции, а действовали самостоятельно благодаря форменной фуражке и шинели Анатолия Ивановича Кондаурова и молодого задора мастеров-наставников.

      При всех хозяйственно-бытовых заботах и хлопотах своё главное внимание я сосредоточил на изменении прежде всего учебно-производственного процесса в работе мастеров профессионального обучения. Я нашел необходимым переформировать все учебные группы, которые были перемешены, как винегрет, не зависимо от возраста и времени поступления  учащегося в училище, а только от того в каком  классе он учится. Я изменил существующий порядок: группа-класс, на группа-мастерская-выпуск по окончанию получения специальности.

       Разумеется, со стороны учителей общеобразовательной школы встретил не только одобрения, но и некого скрытого сопротивления. Работники «умственного труда», как все прочие, живут за свой счет, но все пользуются плодами физического труда, а освящают и защищают полезность своего. Целесобразность моих преобразований лежала на поверхности и обосновывалось мной смыслом самого училища, призванного дать учащемуся специальность, профессию, с которой он в жизни найдет себе место под солнцем.

      Учебная группа, укомлектованная по времени начала обучения, объединяется единством цели ,по окончанию срока обучения и сдачи квалификационных экзаменов, быть выпущенной на вольные хлеба. Программа обучения была рассчитана на полтора-два года, с возможной задержкой до трёх лет.  Таким образом сам по себе появлялся стимул соблюдать установленный режим и распорядок дня, не бить байбы и баклуши, а овладевать специальностью.

       Одновременно с переформированием учебных групп, я принимал меры по формированию всего ученического коллектива и его актива,  через который осуществляются все мероприятия администрации. Любой главнокомандущий ни что без командиров исполнителей его замысла. Особое значение это приобретает в закрытых учреждениях, в которых при любом количестве воспитателей, коллектив учащихся, как и солдаты в казарме, имеет свою обратную сторону луны, которую при всём нашем желании, нам увидеть не дано.Не только ночью, но и днём за каким-нибудь углом принимаются решение активистов, обязательное к исполнению всеми, иначе последуют такие санкции, от которых небо кажется овчинкой.

       Взять в свои руки неофициальных лидеров, так называемых «бугров», и начать ими командовать-проблема из проблем, и её решение определяет общий успех. Авторитету этих «вышибал» надо противопоставить свой авторитет, что удаётся далеко не каждому мастеру. Это особо высветилось ,когда стали переизбирать старост групп. Я увидел ,что многие мастера производственного обучения делали упор не на более грамотных и дисциплинированных , а на «вышибал», которые благодаря своей физической силы и наглости духа могут одерживать верх среди своих соплеменников по законам  джунглей. Например, в группе мастера Дубовик Владимира  Трофимыча староста Тихненко заменён на Футчижин, потому что последний больше испорчен и наглее, чем первый.

          Не успел оглянуться, как миновал январь и  в свои права вступил февраль-предвестник весны и всего того, что приходит с возвращением тепла и его животворного влияние на всё живое. По весне не только птицы возвращаются в родные места, но и усиливается тяга учащихся  к перемене мест и поискам приключений на свою  голову. Надо было думать, чем увлечь ребят не только по весне, о и летом во время всеобщих каникулах.

      Из анализа деятельности училища за 5 лет его преобразования из детской воспитательной колонии в специальное училище из него было выпущено 200 учащихся Из них 80 после выпуска были осуждены уже судом и отправлены в Вознесеновскую ТКН, где я работал до училища в качестве Замполита, и отмечал, что это были уже самые трудные воспитанники в сравнении с теми, кто до осуждения не находился в спец училище. К большому сожалению извилистый путь в большой преступный мир начинается с привода сбежавшего из школы ученика в детскую комнату Милиции, и если его не перехватить на учёбе в спец училище, то этот кремнистый путь заканчивается уже только на Колыме, и остаётся в песне: « Я помню тот Ванинский порт, когда мы входили на борт в холодные, мрачные трюмы»...Я это то знал своими глазами, и не жалел своих сил,чтобы уберечь ещё то, что можно было уберечь.

      Но не лёгкая эта работа, из болота тащить бегемота...