Донос. 15. Арест. Первый допрос

Владимир Пузиков
15. АРЕСТ. ПЕРВЫЙ ДОПРОС ИВАНА КОНОНОВА

16 марта 1943 года Кононов был допрошен следователем НКВД. Допрос, который проводил оперативный уполномоченный Благодарненского районного отдела НКВД, лейтенант Госбезопасности А. Буян, начался в 23 часа.

- Вы арестованы за измену Родине в период оккупации района немецкими войсками, - констатировал Буян. – Дайте показания о том, как Вы стали на путь измены нашей Родине?

И. М. Кононов рассказал о том, как он принял колхозный скот, как довел его до Чограя, потом – до Александрии. Сдал поголовье и имущество в колхоз новому руководителю. Претензий к нему предъявлено не было. Потом вернулся на родину в село Мирное, занимался кустарным промыслом.

- Кто из жителей села Мирного сотрудничал с фашистами?
- Это известно! На новую власть работали староста Злобин, управляющий Безладный, начальник полиции Синельников, заместитель старосты Теряев, колхозник Лысенко…

- Что конкретного Вы можете сказать о преступной деятельности Лысенко, - попросил лейтенант Буян.

- Василий Лысенко ходил по селу, ко всему приглядывался, прислушивался к разговорам селян. Осенью 1942 года Медведев Егор Сергеевич в беседе с колхозниками осудил действия немцев, которые ходили по дворам, забирали все, что им нравилось. Лысенко подслушал этот разговор, донес в полицию. Медведева вызвали на допрос, избили, продержали несколько суток в холодном сарае, потом выпустили. Вспоминается другой случай. Лычман Федор Григорьевич, не поставив в известность старосту села, зарезал свинью на питание семьи. Лысенко доложил Злобину, который приехал с группой приспешников, мясо у Лычмана забрал и отвез на немецкую кухню.

Допрос окончился 17 марта 1943 года в 4 часа утра. Этот же день считается официальным днем ареста Кононова. В протоколе осталась запись: «Протокол с моих слов записан правильно, вслух зачитан, в чем и расписуюсь. Иван Кононов. Допросил: Старший оперуполномоченный РО НКВД, лейтенант А. Буян».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...