Светлой памяти моей немецкой подруги

Анна Магасумова
  Начало  октября.... В эти осенние дни очень  часто  на меня наваливается грусть. Нет, не вселенская, а тихая, связанная с конкретными событиями из жизни. Я вспоминаю  далёкое прошлое. Октябрь 1969 года, урок немецкого языка. Валентина Фёдоровна  раздаёт нам, ученикам 5 класса, письма ребят  из ГДР, из города Айслебена.
   Мне попало письмо девочки. Неумелой ещё детской рукой, было написано:
«Дорогой друг!  Меня зовут Аннемоне. Я хочу с тобой переписываться...»
  Я подумала тогда: надо же, девочку зовут так же, как и меня. Я ответила на письмо.  Мы только начинали изучать немецкий язык, письма Аннемоне  помогали мне в этом.
 
Историческая справка:

   После окончания II мировой войны на Потсдамской конференции (17 июля -2 августа 1945 года) страны победительницы согласились рассматривать Германию как единую державу.
Однако,  уже в самой совместной оккупации побежденной страны четырьмя победителями были заложены предпосылки для последующего расчленения Германии. (1)
  Расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон.
  В декабре 1946 года  американская и английская оккупационные зоны объединились в так называемую Бизонию. В феврале 1948 года прошла сепаратная Лондонская конференция западных держав, которые высказались за создание уже Тризонии (включившей в себя и земли, которые оккупировала Франция).
   Здесь усиливалось влияние Христианско демократического союза (ХДС) и Христианско социального союза (ХСС). Создатели этих партий рассчитывали, что возрождение христианских принципов в политической жизни Германии поможет е` примирению с Западом.
  Был взят курс на включение Западной Германии в план Маршалла (1)  и на подготовку к созданию на территории трёх зон оккупации западногерманского государства.
  1 мая 1949 года Парламентский совет утвердил новую конституцию, на основании которой 14 августа 1949 года  были проведены выборы в новый западногерманский парламент – Бундестаг, от имени которого 20 сентября было провозглашено создание отдельного государства –  Федеративной Республики Германии (ФРГ – BRD Bundesrepublik Deutschland).
  Первым канцлером (главой правительства)  стал К. Аденауэр. ФРГ охватила примерно 3/4 прежней территории страны. Суверенитет её был ограниченным. Согласно принятому в апреле 1949 года  Оккупационному статуту правительства США, Великобритании и Франции,  в лице своих губернаторов,  сохраняли контроль  практически за всеми сторонами жизни, включая международные соглашения.  Впоследствии Статут был несколько пересмотрен в пользу самостоятельности ФРГ.
  Параллельно шёл процесс возрождения государственности в восточной (советской) зоне – но при доминирующем влиянии Советской военной администрации (СВАГ) было восстановлено местное самоуправление – краевые и земельные собрания (ландтаги). Опорой нового строя в  Восточной Германии стала Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она возникла путем объединения коммунистической партии с социал демократической партией.
   Важнейшее значение имела  ликвидация Прусского государства  25 февраля 1947 года – его территория была распределена между новыми землями-областями.
В мае 1949 года  Немецкий Национальный Конгресс  утвердил разработанную СЕПГ Конституцию демократически-советского типа, провозгласил образование межпартийного общественно-политического Национального фронта демократической Германии.
   Бундестаг  ФРГ в ответ принял заявление о распространении новой конституции ФРГ на территорию земель, входивших в состав Германии в границах 1937 года. 
   7 октября 1949 года собравшийся в Восточном Берлине Народный конгресс из числа представителей общественности Восточной Германии провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР–DDR  Deutschе Demokratische Republik). (3)
   ***
  Город Айслебен находится в округе Галле. Значительно позже одну из улиц, разделяющих проспект Октября и улицу Зорге в городе Уфе, назовут улицей «Округ Галле».
  Шли годы, мы продолжали переписываться,  делали друг другу маленькие подарки на дни рождения.  Письма писали на немецком языке. Сначала я переводила со словарём, а потом так привыкла к стилю письма и оборотам речи Аннемоне, стала лучше понимать, что она пишет.        Возможно, потому, что по немецкому языку у меня всегда была пятёрка.
    Мы писали обо всём, что нас волновало и интересовало. Аннемоне очень много путешествовала и всегда присылала мне открытки с видами городов Берлина, Штольберга, Зеебурга, Фолькштайна и Вармбада.  Они у меня сохранились в альбоме, подаренном мне Аннемоне.
   Где она только не была! На островах Рюген и Узедом, в Шварцтаале и Рёбеле, на Балтийском море, в  Кракове и даже в Полтаве!
   Мои путешествия были скромнее:  Куйбышев,  Волгоград, Сухуми и Гантиади, чуть позже Харьков, Полтава, Бердянск, Ялта и Сочи. 
   После 10 класса я поступила в Башкирский государственный Университет, на исторический факультет.  Были в жизни моменты, когда я   жалела, что не поступила на факультет иностранных языков.   Аннемоне   училась на экономиста. Всё это время мы продолжали переписываться.
   Однажды появилась возможность встретиться.  Наша группа летом  1979  года  должна была поехать в стройотряд в Галле, но моё место заняла другая девочка, хотя я училась лучше её. Но Маргарита  не поехала, заболела и я тоже не смогла, время на подготовку документов было упущено. Вот так мы с Аннемоне и не встретились.
    И ещё раз наша встреча сорвалась. В 1983 году, когда мы обе были  замужем, Аннемоне написала, что они с мужем Бернхардом едут отдыхать в Сочи, но пока не знает точной даты выезда. Мы тоже собирались с  мужем  на юг.  Письмо Аннемоне, где она писала, где мы можем встретиться, до меня дошло с опозданием: она написала неточный адрес, письмо к ней вернулось уже после её поездки.
—Berlin,den 30.05. 1983 Moltsstrasse, 20 – улица Молльтштрассе 20.
« Seit September wonen wir in Berlin, der Hauptstadt unseres Landes.
Also: Am 15.06.1983 warden wir von Berlin nach Sotchi/Аdler fligen…Libe Aня, ich bin uberaus glucklich, wenn unser Treffen rlappt». — С сентября мы живём в Берлине – столице нашей страны Итак: 15 июня 1983 года мы вылетаем из Берлина в Сочи/Адлер… Дорогая Аня, я буду безмерно счастлива, если наша встреча состоится».
Это письмо я получила уже  в конце  августа в двойном конверте...
   Мы разминулись буквально на несколько дней. Ходили по тем же улицам, не зная, об этом. Позже оказалось, что мы не встретимся никогда!
  Вскоре  Аннемоне написала, что у них с Бернхардом родился сын – Роберт и они переехали в новую квартиру в центре Берлина. Чуть позже Аннемоне прислала фото и замолчала надолго. Я писала ей письма, но ответа не было. А через полгода зимой 1984 года  пришло траурное известие, что Аннемоне скоропостижно скончалась. От чего и почему в письме не было написано.
   Я пыталась узнать, что же случилось, писала в Берлин и Айслебен. Но, по – видимому, боль утраты была настолько сильной, что мне никто не ответил. Мне казалось, что связь с Германией   навсегда утеряна.   В  1989 году, когда моему сыну Артёму  было 8 лет,  пришла большая посылка  и письмо от Берхарда.
   Он писал, что женился,  у них родилась дочь. Роберт, писал Бернхард, посылает Артёму подарки. Тогда для нас это было целое состояние: игрушки, фломастеры, большая коробка конфет и шоколадки.
Больше писем не приходило. События в ГДР в это время были сложными – 1989 году была разрушена Берлинская стена, а в 1990 году  ГДР и ФРГ – объединились в единую Германию. (4)
***
В  альбоме я  сохранила фотографии и  письма от Аннемоне. Вот небольшие выдержки:
  —20.06.1978. «Libe Aня! Bitte schriebe doch etwas deuttlicher. Mir fallt es sehr schwer Deine Briefe zu uberzetzenю». —Дорогая Аня! Пожалуйста пиши мне по- немецки. Мне очень трудно переводить твои письма.
—Esleben 29.07.1981
«Vilen Dank fur Dienen liben Brif. Jch habe mich sehr daruber gefreut…Im September fange ich dann in einen Betrieb als Arbeitsokonom an».  – Большое спасибо за твоё дорогое для меня письмо. Я ему была очень рада… С сентября я буду работать на производстве рабочим экономистом.
    Я всегда вспоминаю свою немецкую подругу, особенно в начале октября.  Её светлой памяти я посвятила  роман «Берлинские истории». 

(1) С сайта «Тайны веков»
(2) План Маршалла – (официальное название  European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года.   В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.
(3) C сайта  (4) Берли;нская стена; (Berliner Mauer, официально Antifaschistischer Schutzwall — «Антифашистский оборонительный вал») — инженерно-оборудованная и укреплённая государственная граница ГДР с Западным Берлином (13 августа 1961 — 9 ноября 1989) протяжённостью 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км.
 Объединение Германии 1990 года, официально  воссоединение Германии (deutsche Wiedervereinigung), также восстановление единства Германии (Herstellung der Einheit Deutschlands) — состоялось 3 октября 1990 года. Вхождение ГДА и Западного Берлина в состав ФРГ   в соответствии с конституцией ФРГ.  При этом не было создано нового государства, а на «новых землях» была введена в действие конституция ФРГ 1949 года.
После первых многопартийных выборов 1990 года,  основу для объединения двух германских государств положил  Договор об окончательном урегулировании отношений Германии. Также именуемый Договор «Два плюс четыре» — по странам, подписавшим его: ГДР и ФРГ + Великобритания, Франция, СССР и США.

На ФОТО Аннемоне