Русская интеллигенция и мир избыточной духовности

Игорь Ерошенко
  3.6.РУССКАЯ  ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И МИР «ИЗБЫТОЧНОЙ» ДУХОВНОСТИ

    Интеллигенция социологами обычно определяется как  социальная группа, профессионально занимающаяся сложным умственным трудом.  Но в российской культурной, общественно-политической и социально-философской традиции существует и другое определение этого понятия. Согласно этой традиции интеллигенция  -  социальный слой, который служит  нравственным эталоном обществ, т.е. слой, предназначением которого является моральное творчество. Мы будем использовать здесь это понятие во втором узком смысле. Интеллигенция в этом смысле представляет собой специфически российское явление. Можно выделить четыре исторических типа интеллигенции: дворянская, разночинная, «пролетарская» и советская.
      
       На самом деле и в разночинной, и в «пролетарской», и в советской были выходцы из разных классов,  социальных слоёв и этносов. Интеллигенция является одновременно и творцом русской культуры (культура Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Мусоргского, Чехова, Блока) и её продуктом.  Именно русской интеллигенции   удалось создать в России XIX – начала XX веков «мир «избыточной» духовности, моральности». Профессор Н.Е. Покровский называет это «миром «излишней» нравственности»  (См.:Н.Е. Покровский. Новые горизонты или историческая западня? //Социол. исслед.1994.№11 С.128.). 
    Этот «мир» отличается особо обострённым чувством социальной справедливости. Как ни странно, но именно этот «мир» стал своеобразным аттрактором марксистского учения и одним из факторов, объясняющим его особую популярность, почитаемость в России
               
      
     3.7. КРАХ МИРА «ИЗБЫТОЧНОЙ» ДУХОВНОСТИ РУССКОЙ  ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

               
  Этот мир, сохранялся и в Советском Союзе в виде:
1. аскетических норм этики профессиональных революционеров,  дух которой не совсем удачно пытались сохранить в партийных рядах (по мере усиления «комчванства» и разрастания рядов партии этот дух улетучивался);
2.особого внимания в культурной и образовательной политике правительства к моральным аспектам русской классической культуры «золотого и серебряного» века.
    Традиция фрондирования интеллигенции с властью, продолжилась и в советское время, за что интеллигенции крепко доставалось. Но интеллигенция продолжала держать достаточно высокую планку в духовном творчестве: произведения Михаила Булгакова, Михаила Шолохова, Дмитрия Шостаковича, Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского.
   
        Крушение Советского государства, в котором интеллигенция принимала самое активное участие, как это не парадоксально, означало и окончательную потерю социальных основ существования такого специфического российского феномена как интеллигенция, вернее того мира избыточной духовности, который она создавала и в котором она только и могла существовать.
       
        Развивая и несколько перестраивая мысли Владимира Климова можно сказать: история с правительственными реформами в образовании,  «история с  РАН – хороший урок для интеллигентов, которые требовали от общества безграничной свободы для творчества…»; в итоге «они попали в рабство к лавочникам и абсолютную зависимость от денег.» (См.:Владимир Климов «Наука и рынок» http://netreforme.org/news/vladimir-gromov-nauka-i-ryinok/)
         
         В современных условиях  лакуну «русской интеллигенции» занять пока  некому. Мир избыточной духовности разрушается или уже разрушен. Это очевидно в свете непрерывных реформ, проводимых правительством в сфере образования и науки. Но «новый красный проект» очень нуждается в существовании такого «мира». Значит должна оставаться и надежда на возрождение мира «избыточной» духовности…