Осень детства

Вася Смолич
         Вы когда-нибудь обращали внимание на рекламу в транспорте? Окна автобусов и троллейбусов зачастую обклеены разного рода объявлениями. «Требуются водители», «Продам котят» и «Куплю волосы» блеклым полотном приклеены к стеклу. Среди них красуется такой же незаметный черный листок. Это судебные приставы призывают несознательных родителей заплатить алименты, аргументируя такой шаг возвращением ребенку счастливого детства.
Действительно ли счастье заключается в паре тысяч, перечисленных нерадивым отцом или беспечной матерью в пользу отпрыска?..

         Вы помните свое детство? Каким оно было? Обычно именно этот период жизни человека называют счастливым и беззаботным. А наиболее яркие моменты на протяжении многих десятилетий могут всплывать в голове красочными картинками.
Сознательная жизнь тех, кто воспитывается без родителей, начинается с осени. А осень всегда наступает неожиданно. Несмотря на погоду за окном, ребенка окружает ничем не объяснимый холод, он присутствует постоянно, и именно он заставляет задумываться о том, чего еще не знаешь – о взрослой жизни. Что о ней может думать человек, не видевший ничего, кроме постоянных выяснений отношений и судебных разбирательств родителей? А если уж они пили, били?..

         Неокрепшее сознание не готово принимать семью как «я здесь, родители там». Когда эмоции впитались в пуховый наполнитель подушки, кажется, что все так легко исправить. Что нужно действовать, немедленно, прямо сейчас. Кажется, что ты понимаешь жизнь лучше старших и твердо знаешь, как изменить имеющееся положение. Мечтаешь о том, как прекрасно жить с непьющей матерью; забавно играть по вечерам с отцом. Мысли навсегда останутся фантазией. Ты ведь не знаешь и никогда не узнаешь, как это.

Чуть успокоившись, думаешь уже совсем о другом. О своей будущей идеальной семье. Себе. Самое страшное для тебя сейчас, пока ты еще слышишь голос детства, осознавать, что такой же беззащитный карапуз, голодный, будет плакать рядом с пьяной матерью, бегать за пивом отчиму и получать за это не благодарность, а подзатыльники. О семье «из книжки» ты даже и подумать не можешь, разве кто-нибудь читал тебе эти книжки? Поэтому рано или поздно приходишь к мнению, что обзаводиться второй половинкой не следует, не говоря уже о детях.

Вернувшись в привычное состояние, озабочен совсем иными проблемами: где достать денег на буханку хлеба, побьет ли проснувшаяся мать с похмелья… И почему – то, несмотря на то, что на календаре июль, холодно.
Однако даже такой жизни завидуешь, находясь в детском доме. Казалось бы, нечему тут завидовать. Государство старается обеспечить сирот всем необходимым: их учат математике и грамматике, кормят по часам, на столе можно обнаружить никогда ранее не виданные бананы и сыр, а во время похода в театр выпросить у доброй воспитательницы пару рублей на жвачку. Но сознание вновь и вновь возвращает в родной барак и до безумия хочется увидеть грязную, пьяную, но родную женщину.

        Не зря говорят, что последний оплот в душе ребенка может разрушить только бросившая его мать. Серый, потускневший мир таких детей лишен того, что является основой «здоровой» личности – любви и радости. У ребенка формируется твердое мнение о том, что семья – котел ненужности и обреченности. Взрослым она приносит ссоры, детям – слезы непонимания. Быть частью семьи, значит жить на пороховой бочке, которая в любой момент может разорвать тебя в клочья.
 
        Правильно ли при таком раскладе рассматривать счастье как денежное отчуждение в пользу родного, но ставшего ненужным, человека? Судебные приставы уже ответили на этот вопрос. А вы?