Объяснительная

Дмитрий Кашканов
Летному директору авиакомпании Blue Sky airways
г. Никифорову М.А.
от капитана А320 Лебединского П.Л.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Я, Лебединский Петр, капитан А320, работник авиакомпании Blue Sky airways, купил служебный билет на рейс нашей компании из аэропорта Домодедово в аэропорт Звартнотц. Билет был в "бизнес класс", но на регистрации мне сказали, что бизнес полон и мне придется лететь в "экономе". Мне дали место 20С.

Когда посадка пассажиров закончилась, я обратил внимание на пассажира, занявшего место 19D. Он был одет в мягкий пиджак серого цвета и брюки серой камуфляжной расцветки с множеством карманов. С собой у него был рюкзак серой же расцветки. Пассажир имел круглое щекастое лицо, длинные черные волосы и подстриженные бороду и усы. По лицу можно сказать, что он не был ни русским, ни армянином. Может быть, какая-то среднеазиатская национальность с примесью корейской или китайской.

Сразу после того, как пассажир добрался до кресла, он начал вынимать из рюкзака банки со спрайтом и колой, достал литровую, или больше, бутылку воды Эвиан. Достал какие-то гаджеты, зарядные устройства, провода и еще какие-то вещи. Все это сложил на кресло, а рюкзак убрал в багажную полку. Потом сложил все свои банки, бутылку и гаджеты в полиэтиленовый пакет и, наконец, уселся.

После взлета и выключения светового табло "Пристегните ремни" пассажир встал, взял свой пакет и отправился в конец салона, в сторону задних туалетов и кухни. Он не возвращался все время, пока проводники раздавали пассажирам сэндвичи и воду.

Я тоже взял закуску и довольно быстро её съел (что там есть, после того, как компания перестала кормить горячим и перешла на бутерброды?) Потом надел на лицо матерчатую маску для сна и попытался уснуть.

Вдруг, через несколько минут, позади меня раздался топот и громкий вой. Кто-то хрипло выкрикивал какие-то непонятные слова и звуки и бежал по проходу вперед.

Я снял маску и увидел впереди удаляющуюся серую спину моего соседа с кресла 19D. Он бежал вперед, держал над собой свой пакет и громко кричал.

Потом он заскочил за занавеску бизнес класса, раздался негромкий хлопок, на мгновение из-за занавески появился белый дым, ударило по ушам, салон наполнился туманом, началась сильная вибрация, закричали люди, выпали кислородные маски.

Я схватил свою маску, дернул её и надел, начал поступать кислород. Пассажирка, сидевшая у окна, спала, когда все случилось. В панике она замахала руками и оторвала одну из масок. Хорошо, что на нашем блоке нас было только двое и поэтому я помог ей надеть оставшуюся маску.

Когда давление совсем упало, наступила относительная тишина. Пассажиры перестали кричать, сидели и ждали развязки. Мне показалось, что самолет не снижается, хотя в такой ситуации экипаж обязан был выполнить Emergency Descent. До Кавказского хребта было еще далеко, за час полета мы должны были находиться где-то над Воронежской областью с равнинным рельефом.

Я глянул в окно и увидел, что спойлеры не выпущены и значит мы или не снижались вообще, или снижались очень медленно. Через пятнадцать минут такого полета кислород в масках закончился бы и все, вероятно, погибли бы.

Я решил не ждать, сделал несколько больших вдохов из маски, потом снял её и побежал вперед к кабине пилотов, думая, что есть шанс, что, если экипаж вышел из строя, я смогу заменить их.

Перед перегородкой бизнес-класса я почувствовал слабость и легкое головокружение. Я увидел одну свободную маску, дернул её и сделал еще несколько больших вдохов. Когда я почувствовал себя лучше, я откинул занавеску и прошел в бизнес-класс. Пассажиры сидели в масках, все вокруг было забрызгано какой-то коричневой грязью, один из иллюминаторов был вырван, а рядом с ним, на левом переднем блоке кресел, на коленях мертвых пассажиров лежал труп моего соседа. Я успел разглядеть, что у него отсутствовала верхняя часть тела, то есть не было головы и какой-то части плеч.

Я проскочил в переднюю кухню. Там на полу без сознания лежала наша бригадир БП Татьяна Логинова и в закутке у правой двери какая-то новенькая бортпроводница. Я крикнул новенькой ползти влево к кислородным маскам и сказал, чтобы надела маску на бригадира. Сам подошел к двери в кабину и открыл её.

В кабине все, с виду, было в порядке. Но пилоты сидели без кислородных масок. Капитан Грушин Николай Иванович отвалился влево (как потом мне сказали на земле, он умер в момент взрыва и разгерметизации от сердечного приступа). Второй пилот, вероятно, из категории летчиков, которых недавно набрали по объявлению на заборе, надувал пузыри из слюней, пучил глаза и дергал руками.

Я уселся на среднее кресло, надел кислородную маску обзервера и смог уже спокойно оценить ситуацию. Автопилот был включен и самолет так и летел на эшелоне 350. Первое, что я сделал, это крутнул высоту влево, дернул ручку OP DEC, потом поставил малый газ и выпустил спойлеры. Самолет начал снижение. Второй пилот затих, видимо, потерял сознание или затаился от страха.

Я подрегулировал высоту 10000 футов и поставил на транспондере 7700. Сначала хотел было вытащить мертвого капитана, но Грушин оказался слишком тяжел для меня. Со среднего кресла я мог прекрасно управлять автопилотом и механизацией поэтому я сначала связался  с Ростовом, доложил, что из-за разгерметизации снижаемся аварийно до сотого эшелона, экипаж вышел из строя, самолетом управляет пассажир.

Диспетчер спросил умею ли я управлять, я сказал, что я по квалификации как раз капитан такого самолета. Он попросил отвернуть влево на тридцать градусов, наверно для проверки, смогу ли я это сделать. Я отвернул. Ростов предложил следовать в ближайший Краснодар и дал курс в район четвертого. (Могут же векторить, когда приспичит!)

На сотом эшелоне я снял маску и попробовал еще раз вытащить Грушина. Не получилось. К счастью, та новенькая проводничка уже оклемалась и сама зашла в кабину узнать как тут дела. Вдвоем мы вывалили мертвого капитана в проход, а я занял его место. Потом я попросил проводницу разобраться со вторым и привести его в чувство. Девушка стала хлопать горе-пилота по щекам. Он вдруг очнулся, заорал "Террористы!!!" И начал от нее отбиваться. Попал ей по лицу и разбил девушке нос. Потом выхватил QRH и запустил в меня. Я не успел увернуться и книга своим острым углом порезала мне скулу. Но на этом второй не успокоился, а внезапно схватил сайдстик, отключил кнопкой автопилот и дернул самолет вверх. Мне пришлось кнопкой приоритета взять управление на себя. Я выровнял полет и заорал на второго: "Убери руки пацан! I have control!". Я крикнул ему, что мы на сотом эшелоне, курсом на Краснодар, я капитан Лебединский и все под контролем.

Мальчишка успокоился. Может вспомнил по работе мое лицо (правда, с окровавленной скулой и залитой кровью шеей я, наверно, выглядел не комильфо и, скорее всего, действительно был похож на террориста).

Заход на посадку по ИЛС и посадка в Краснодаре без каких-либо отклонений. Мы освободили полосу по РД-D. Там нас уже ждали медики, полиция, трапы и автобусы. (Должен отметить грамотную и своевременную работу диспетчерских и наземных служб аэропорта Краснодар).

Правда, герои-полицейские первым делом надели на меня наручники, выволокли из кабины и затолкали в свой автобус. Один из них на мою просьбу помочь с раной на щеке, сказал, что, если террорист подохнет от заражения крови, невелика потеря. (Тоже, наверно, бойцов набирали по объявлению на заборе).

Немного лирики от себя:

Сидел я в автообезъяннике с разбитой рожей, слушал угрозы разделать мне фейс в котлету и вспоминал слова из фильма моего детства "Джентельмены удачи", там, где Василий Алибабаевич читает Вицину письмо: "А все равно, хорошо, что ты живо-о-ой".

Такого-то августа, такого-то года.

Капитан Лебединский.

Подпись.

-------------
Разгерметизация - падение давления воздуха в самолете из-за повреждений фюзеляжа или неисправного оборудования.

Emergency Descent - быстрое снижение самолета до высоты 10.000 футов или примерно 3000 метров. На этой высоте воздух достаточно плотен и насыщен кислородом.

Спойлеры - аэродинамические поверхности на крыле, позволяющие ускорить снижение самолета.

Обзервер - от англ. observer - наблюдающий.

Транспондер - от англ. Transponder - элемент радиооборудования самолета.

Векторить - это когда диспетчер дает пилоту команду выдерживать определенный курс или скорость, говорят, что он "векторит" от англ vector.

QRH - Quick Reference Handbook - довольно увесистый буклет-сборник аварийных процедур. Обычно имеет жесткие пластиковые или алюминиевые обложки.

Сайдстик - англ. Sidestick - орган управления самолетом, по предназначению аналог штурвала.

ИЛС - от англ. ILS - Instrument Landing System - инструментальная система посадки.

РД-D - рулежная дорожка, обозначенная буквой D.