Долгожданный гость

Анна Куликова-Адонкина
               
        По деревенской улице,взметая облака пыли  и качаясь на ухабах, двигался  черный  джип. Куры  с громким  кудахтаньем  разбегались в разные стороны,  мальчишки с гиканьем  и свистом  бежали  за машиной, и только  белая  коза, не переставая жевать и, потряхивая жиденькой  бородкой, бессмысленно таращилась на  огромного черного жука.

        Хозяин  предпоследней избы на единственной улице деревни, дед  Семен,  приставил  ладошку  ко лбу и  задумчиво  задал  риторический вопрос:

        -К комуй -то пожаловал  такой  каталавк?

Его супруга, баба Дуся, дернула мужа так, что с него слетел картуз с головы:

        -Та чиво  ты каркаешь, старый дурень, аль не видишь, что это дорогушшая  машина. Стали  бы на  такой  возить  нас, старперов, откинувших копыта?!

        -Да ладно, старая, я пошутил. …А -а  -а, к Кузьминишне  в кои - то  веки  Колька приехал. Видишь, к  нам подруливает.
 
         Джип остановился у крайней  избы, где одиноко  жила  баба  Оля, как звали её дети и молодежь, или  Кузьминишна, как величали  сверстники, которых в деревне  было по пальцам пересчитать, как, впрочем, и всех остальных жителей. Машина  затормозила у державшейся на  одной  пЕтле  калитки, и из неё вышел презентабельного  вида  мужчина. В сторону соседей не глянул, улыбнулся  своей машине, похлопал её по капоту и открыл скрипучую  дверь в сенцы.
        Дед Семен разозлился:

       -Ишь, какой важный! Говорят, начальствует в городе. Забыл,как всю жизнь  рядом жили, и по утречку рыбалить  за  нами с Пашей бегал.

        -Да не балаболь ты, к матери гость дорогой приехал, не виделись столько.  Лучше порадуйся  за неё,- проворчала Евдокия.

        А в это время хозяйка на пороге избы встретилась с гостем и ахнула,  прижав руки к сердцу:

       -Коленька, сынок!

       -Здравствуй, мать!

       Аккуратная, в чистом фартучке старушка  всем телом  прильнула к нему и затихла.

       -Ну, ладно, ладно, дай с дороги отдохну.-И, сделав два широких шага, тяжело рухнул на старенький диван на веранде.

       -Вот старая дура! Я сейчас, сынок, ты отдыхай.-И захлопотала,сноровисто выставляя на стол картошку, сало, огурцы, помидоры...

        Наконец сели за стол. Николай крякнул, мать тут же:

        -Может, казенной  стопочку?

        -Неплохо бы, да за рулем я. Видела красавца? И,не дожидаясь ответа,    крепкими  молодыми  зубами впился в  аппетитный  малосольный  огурец.

        Мать села напротив, разглаживая фартук на коленях.

        -А что же ты один приехал?

        -Так, Клавдия с детьми в Турции отдыхает. Вот, я тебе фотографии привез.

        -Ну-ка, ну-ка. Батюшки! Большие какие! Когда я вас последний раз видела? Поди, шесть лет назад? Когда тебя из районного центра в  областной  забирали.Отец еще тогда жив был, болел, правда.  Ромочке в то время семь лет исполнилось, а Эльвирочке - девять. Ох, как время летит! А чиво это они полуголые?

        -Так на море же, мать, загорают. У меня нет времени их возить, вот Клавдия и оздоравливает их  то в Египте, то в Израиле. На следующий год заказали путевки на Мальдивы.

       -А это сильно далеко от нашего  Сорокино?

       -У -У -У! На другом краю света.

       -Ну - да,  ну - да ….Меня уже, поди, не помнят…

       -Не бери в голову. Молодежь сейчас или за  границей тусуется, или в интернете торчит.

       Помолчали.

       -Может, я тебе  баню  спроворю, сыночек?

       -Нет, мать, что ты. Я сейчас свою  миссию выполню  и домой поеду.

       -Какую - такую миссию?
 
       -Да ты хоть помнишь, какой сегодня день?

       -Кажись, середа.

      - Да не про это я. День рождения у тебя.

       -Ах, тебя! Я и забыла. А ты вспомнил, мой дорогой!

       -Ну, как же. И подарок привез. На - держи,-и  подал  матери черную коробочку.

       -А что это?-Заинтересовалась Ольга  Кузьминична.

       -Ну, мать, ты  и деревня. Мобильник это. Я  себе  навороченный купил,  смартфон называется, а тебе и  этот еще послужит.

       -Да господь с тобой! Я ж в ём ничо не понимаю.

       -Пацаны научат. Вон они все бегают с мобилами.

      -Так то ж молодежь. А я куда  звонить буду?

      -Мы тебе будем звонить. Вот меня сегодня в командировку послали,а я отказался. А был бы у тебя телефон, я бы звякнул, поздравил, поговорили  о том, о сем и не надо было ехать. Правильно?
       -Ну- да, ну- да,- грустно поддакнула мать. И вновь  встрепенулась,- а,  может, заночуешь, а?

       -Нет,нет,не уговаривай.  Я и так задержался. Давай, грузи  гостинцы снохе и внукам, они скоро прилетят... Да я поеду.

       -Ох ты, божечки, расселась, старая. Сейчас, сынок, сейчас.

       Погрузив нехитрые деревенские гостинцы, Николай  удобно уселся  на  сидении, надел дымчатые  очки с фирменной этикеткой на стекле, и джип  плавно  тронулся с места.

        Мать долго стояла у распахнутой калитки  и махала вслед машине рукой. Потом зашла в избу, вытащила  красивый  цветастый  платок - подарок мужа. Павел уже сильно болел, через год его не стало, но за 40 лет совместной жизни ни  разу не забыл поздравить жену, поклониться чинно, сказать: «Спасибо тебе, Олюшка, за любовь и заботу. Прими, дорогая, скромный подарок»... Пять лет никто не       вспоминал про её день рождения. Вот Колюшка позаботился

       Она надела платок, плащ - час был послеобеденный, осенний - и вышла из дому.

       -Ты куда   это,  Кузьминишна,- окликнула  её соседка Дуся.

       -Да так, пройтись. Где твой  Ванятка?

       -Та  где -то здесь ошивается .  Ванька,  слышь,  подь сюда!

       Из - за  бани выскочил  белобрысый, чумазый, в рваной майке  мальчонка лет  десяти.
       - Чо, баб?

       -Да вот  бабе Оле ты  штой - то  понадобился.

       -Ванечка,-негромко начала Ольга Кузьминична,-ты в … этом…, как  иво…бомбиле, че - нибудь понимаешь?

         -В мобиле, что - ли?

         -Вот, вот, в ем.

         -Так, кто ж в нем не понимает?

         - На, сынок, играй.- И она подала мальцу черную коробочку.

         -Ой,-вскрикнула  Евдокия,-ты что такую дороговизну пацану отдаешь? Да и где ты иво взяла?

         -Нашла. В район ездила. Стала выходить-замешкалась. Смотрю- на соседнем месте лежит  эта бомбила. А пассажиров уже нет, и водитель ушел… Пускай  играет, мне он ни к чему

         И пошла. Ветер к этому времени  стих, пыль на дороге - нога  проваливается. Кузьминична на обочину перешла, и словно током её стукнуло.  Вспомнила далёкое. Пошел её Коленька на реку  с мальчишками купаться, а через некоторое время  бегут ребятишки и кричат:

         -Тетя Оля, тетя  Оля, ваш Колька утоп.

         Подкосились ноги, язык отнялся, руки ходуном заходили. Тут парень на  Урале подкатил. Засунули  ребятишки  Кузьминичну в люльку - и газу. Издали увидела мать, как лежит её бездыханный сын на траве, а вокруг  ребятишки  суетятся , взрослые со всех сторон бегут.

           -Сы -ы - ы -нок! -закричала Ольга, упала перед ним на колени,схватила безжизненное тело, на один бок повернула, на другой. Потом на спину положила и своими маленькими ручками изо всех сил стала  давить на грудь. Шли минуты, а Колька был как мертвый. Наконец словно кран открылся:  изо рта один фонтан   брызнул, потом  другой, а вместе с третьим  задышал Колька, заревел: «Мамочка,  прости, никогда больше не полезу так глубоко в речку.  Ма - а - а - а -мочка,  родная!».Она прижала сына к груди и почувствовала, что силы покидают её, только   и прошептала: «Господи, спасибо! Мой любимый, единственный сын жив…».

         А вот и старенький деревенский погост показался. Ветхая ограда, трава выше пояса, мусор: нет дела живым до мертвых. Еле пробралась к могилке Павла Степановича Ежова, лучшего колхозного тракториста. Покосившийся крест,  провалившаяся земля, помутневшая фотография. Заплакала Ольга Кузьминична.  Поправила  крест, положила цветы, сорванные дорогой:

         -Здравствуй, Пашенька, здравствуй, друг сердешный! Прости, дорогой, что так плохо ухаживаю за твоей  могилкой: силы уже не те. Вот получу пензию, найму людей, все поправлю.

        Помолчала и с трудом продолжила:

        -Сегодня приезжал ко мне наш сын Коленька. Справный, на богатой машине.  Долго  мы с ем говорили. Он так жалел, что не смог быть на твоих  похоронах: в командировку срочно послали. Расспрашивал, как похороны прошли, кто на них из района присутствовал. Плакал. Говорил, что никогда батю не забудет. Ну, а я… Я скоро приду к тебе. Жди меня, жди. А сейчас посижу  на скамье, помолчу.

          И тут её  в бок кто-то толкнул: бе -е -е-е!

        - Манька, ты што ли за мной увязалась? Ах,негодница!

        Перекрестившись и поцеловав фотографию, старушка  медленно пошла с погоста.За  ней,  звеня колокольчиком,плелась  коза  Манька,кормилица и единственная собеседница Кузьминичны...   
    
 


         -