Бел Кауфман и её произведения на учительскую тему

Дина Немировская 2
Бел Кауфман

(10 мая 1911 г., Берлин – 25 июля 2014 г., Нью-Йорк)

Моё заочное знакомство с Бел Кауфман состоялось в 2003 году, когда, листая «Литературную газету», супруг внезапно наткнулся на объявление о международном конкурсе детской поэзии. Мы решили послать на этот конкурс, в жюри которого вместе с его организатором Надин Лилиан Глинской была и Бел Кауфман, стихи дочери Веры, и – о, чудо! – она стала лауреатом Международного конкурса «Надежды лира золотая» 2003 года со стихотворением «Весна». Конкурс был объявлен Литературным музеем Александра Пушкина в Нью-Йорке и посвящён 300-летию Петербурга.

В нашей семье до сих пор бережно хранится именной наградной кубок музея, на котором богиня победы держит в руках золотую лиру.

Конечно, имя внучки легендарного Шолом-Алейхема и до этого было мне хорошо знакомо – я зачитывалась ещё в студенчестве её романами и эссе, особенно дороги мне были такие труды об учительском труде, как «Письмо покойному учителю», «Читалка», «Воображение», «Отвечайте на вопросы ваших детей и воспитывайте у них любовь к познанию», «Искусство рассказчика, вызывающее смех, слёзы, раздумье», «Материнская любовь». А уж легендарный роман «Вверх по лестнице, ведущий вниз» нами, студентками педагогического вуза, был зачитан буквально до дыр. Мы учились у американской коллеги чуткому отношению к подопечным. Её автобиографический роман «Вверх по лестнице, ведущий вниз» получил широкое международное признание.

Роман этот - о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идёт против системы. Книга начинается словами «Привет, училка!» и заканчивается словами «Привет, зубрилка!», а между этими двумя репликами - письма, письма, письма — крики людей, надеющихся, что их услышат.

На протяжении пятнадцати лет Бел Кауфман преподавала английский язык и литературу в средних школах Нью-Йорка.

В романе ярко, правдиво, с множеством достоверных подробностей передана атмосфера американской школы для непривилегированных детей и подростков.
Роман Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущий вниз» получил высокую оценку критики и после первого издания в США в 1964 году выдержал десятки изданий. Роман был переведён на двенадцать языков, в том числе и на русский (первая публикация в журнале «Иностранная литература» относится к 1967 году, № 6) и успешно экранизирован.

По сей день, накопив солидный личный педагогический опыт, с удовольствием перечитываю этот роман, и всегда нахожу в нём что-то новое. И ещё – меня радует то, что мы с Кауфман рождены в один день – 10 мая. Возможно, это меня, выражаясь словами её литературного героя, «вдохновит на подвиг» (имею в виду педагогику).

В 1979 году вышел новый роман Бел Кауфман «Любовь и всё остальное». Писательница вела творческие семинары в американских университетах, колледжах, писательских студиях, выступала перед молодёжными и учительскими аудиториями США по проблемам постановки образования и воспитания детей и подростков, а также о творчестве писателя Шолом-Алейхема, внучкой которого являлась.

В своих многочисленных статьях, очерках и эссе Бел Кауфман писала о том же: о жизни детей, учительском и литературном труде, постановке образования в США.
Хочется привести здесь несколько цитат из Бел Кауфман, возможно, кто-то возьмёт их на заметку, как когда-то сделала это и я, переписав в тетрадь по педагогике, которую в нашем вузе торжественно именовали «педагогической копилкой».
 
Непременно следует оговориться, что часть этих высказываний принадлежит не самой писательнице, а её литературным героям, в реальной жизни – её ученикам:

ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ – ЭТО НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Взаимопонимания не бывает. Никто друг друга не слушает. Каждый человек - остров.
О сливках заботиться нет нужды. Они всегда будут сверху.

Учитель должен быть одновременно актером, полицейским, ученым, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учетчиком, руководителем и воспитателем, судьей и присяжным, властителем дум и составителем отчетов, а также великим магистром Классного журнала.

Большинство ребят ненавидит учителя не потому, что учитель хороший или плохой, а просто потому, что он - учитель.

Чем больше делаешь, тем больше тебя нагружают.

А вы можете угадать по моему почерку, белый я или нет?

Если нет сил, то и небеса не помогут.

Как их исправлять и что исправлять - правописание, пунктуацию или одиночество, сквозящее между строк?

Любовь - высшее человеческое чувство. Оно требует взаимности.

Учителя стараются дать нам почувствовать, что мы ниже их. Может быть, это потому, что они чувствуют себя ниже других людей.

Для юности и в штампованных фразах таится новизна.

Как сказал Бернард Шоу, кто умеет, делает сам, кто не умеет, учит других.

Как и большинство поговорок, это лишь полуправда. На самом деле кто умеет, тот учит, а кто не умеет, тот, провалившись в другом месте, ищет в школьной системе только выход из положения или прибежище.

«Хранить в деле под порядковым номером» – значит бросить в корзинку. «Пусть это вдохновит вас на подвиг» значит, что Вы увязли по горло. «Личные взаимоотношения» – драка ребят. «Вспомогательное укрепление дисциплины» – вызов полиции.

«Литература, соответствующая читательскому уровню ученика на основе экспериментальных исследований» – все, что удается достать в нашей библиотеке. «Не склонный к умственному труду ученик» – ученик с преступными наклонностями. А «До моего сведения дошло» значит, что Вам грозят неприятности.
Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным.
(Фрэнсис Бэкон)

Я заблудился и устал взбираться вверх по лестнице, ведущей вниз.

Пусть это вдохновит Вас на подвиг.

Трудно избежать чтения, потому что, куда ни сунься, оно везде.

Важное тонет в мелочах, катастрофы - в нелепостях.

Развитие привычки к чтению, основанной на любви к книге, - лучший вклад, который может сделать школа.

"Сверх сил своих стремиться ввысь, на то и небеса".

Несколько блестяще одаренных учителей, которые - никому не известные и никем не воспетые - творят чудеса в своих классах. Есть и такие, кто искренне любит молодежь. Остальные, как мне кажется, либо вообще сдались, либо вымещают свою злость на учениках.

«У вас есть один недостаток, перекрывающий все ваши хорошие черты – то, что вы – баба, а мой естественный инстинкт подсказывает мне, что хороших баб не бывает», - (из записки ученика).

У сердца своя правда, у ума - сомнения.

«Господин Гамлет-старший явился за местью к господину Гамлету-младшему в виде мёртвого привидения». (цитата из школьного сочинения).

У нас есть ключи, но нет замков (кроме как в уборных), есть доски, но нет мела, есть ученики, но нет мест, есть учителя, но нет времени учить.

"Помню весну. Сирень и звезды. Розу и росу. Тебя и ночь. Помню мою руку в твоей руке под луной, висевшей,как серебряный замочек звездного ожерелья, надетого на шею облачка. Помню на деревьях шепот листьев - этих бездумных болтунов. Помню всплески озера. Помню острое, как шип, чувство любви. Но почему я не помню твоего Имени?"

Отношения учителя с учеником - это что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно должна выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчуждённостью.

КНИГИ - ЭТО ВОЛШЕБНЫЕ ВРАТА К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ И ЗНАНИЯМ;КНИГИ НАДО БЕРЕЧЬ.

А здесь: http://www.peoples.ru/family/children/kaufman/ можно прочесть воспоминания Бел Кауфман о Шолом-Алейхеме, которые гордо названы «Да, я его внучка!». Там же можно почерпнуть и биографические сведения об этой славной писательниц.