Шумак мир избранных

Странница Любовь
Вернее мир избранных самим Шумаком. Не каждого пускает в свою долину Шумак… не каждого и выпускает…

ЧОКНУТЫЕ

Мы  не ели три дня, от усталости организм выворачивало наизнанку…  ступни  были стерты до кровавых мозолей… порой казалось, что силы оставили нас и невозможно сделать и шагу, но превозмогая себя мы шли…
У зимовья «Бегущий олень» нас встретили несколько человек ушедших на тропу  на день  раньше нас  и тормознувших в зимовье пережидать начинающийся дождь… Не снимая рюкзаки мы без сил плюхулись на землю возле зимовья, посидели, пытаясь хоть немного восстановить силы, послушали бывалых ходоков о оставшемся супер-трудном переходе… а потом не сговариваясь поднялись и пошли… Нам в след прокричали:
- Эй, вы, куда? Дождь начинается! Дальше даже  негде будет  палатку поставить: курум и болота, если ливень долбанет, вам хана!
- Если ливанет, то вы  через реку не перейдете, придется сюда возвращаться. Оставайтесь!
Мы посмотрели друг на друга, сил не было даже отвечать… просто махнули рукой, мол все в порядке.
- Вы что чокнутые?
- Ну, типа того… - буркнул Андрей.
-  Мы успеем, Шумак пропустит! – как можно увереннее сказала я и мы ушли…
Шумак  пропустил! Дождь начался только когда мы  перешли реку вброд. С неба немного поморосило и на этом дождь благополучно закончился, а у нас вдруг открылось второе дыхание… Андрей убежал вперед искать свободное зимовье.
 Я уже говорила, что Андрей мой младший брат? Он шахтер. В шахте  заработал инвалидность  и его единственной надеждой на выздоровление был Шумак.
 А я шла и разговаривала с Шумаком. Я благодарила за трудную тропу и ее преодоление, за хорошую погоду (хотя интернет обещал обратное), за открытый перевал, который мы преодолели очень быстро с перепугу, за возможность видеть эту красоту… за то, что  мы несмотря ни на что дошли!
Мы дошли! А те, кто остался в «Бегущем олене» нет… дождь начавшийся ночью, превратил ручьи в бушующие реки, а реки в стихию, сметающую все на своем пути…

ШУМАК БУРЯТСКАЯ СВЯТЫНЯ

Шумак высокогорная долина в Саянах, место коих мало на нашей планете… а может и вообще единственное… ну, где еще в одном месте сосредоточенно более ста целебных источников-нарзанов, лечащих все заболевания, даже рак! А радон, а грязи… да на Шумаке даже воздух лечит! Каждый, кто излечился в этом благодатном месте стремиться вернуться  снова. Есть люди, которые сюда по тридцать-сорок лет ходят… Путь к Шумаку труден и порой опасен, но люди идут.
 Это место  издревле почитаемо бурятами, как святыня. Испокон веков они приходили в эти места лечиться и испрашивать милости у всесильных духов. Они и сейчас совершают паломничества на Шумак. Но согласитесь,  трудно общаться с духами тет-а- тет, когда вокруг снуют любопытные туристы, а туристы тут порой стадами бегают . Прибегают они на Шумак, денечек  потусуются и дальше бежать… Что они за это время на Шумаке увидят-почувствуют? А ничего!  Я с такими туристами столкнулась  на пути  к вершине горного массива Трех Капитанов. Они еще в долине проскакали мимо меня, словно за ними бешеный слон гнался. Я же поднималась не спеша, останавливаясь у водопадов и причудливых скал, созерцая творение природы. На крутом подъеме к перевалу  увидела уже спускающуюся   ту же группу туристов. Что уже? Впереди бежал, как я поняла инструктор, а за ним сайгачило человек десять, этакой  вереницей, и вся эта шустрая процессия выглядела, словно огромная гусеница. Эта гусеница извивалась, ножки-трекинговые палки быстро мелькали в воздухе. Интересно, что при такой скорости можно увидеть вокруг? Гусеничка  доизвивалась до меня… я отошла с траектории ее забега.
- Вы что одна в горы идете? – строго спросил меня инструктор. Я было открыла рот для ответа, но инструктор быстро мелькая своими телескопическими палочками уже убежал далеко в низ.
- А вы что одна? – спросил следующий турист и тоже поскакал по камням вниз. Я снова осталась с открытым ртом.
- А одной не страшно? - это уже задал вопрос следующий.
- А что с вами никого нет? – как вы поняли, это уже спросил бегущий за следующим.
- Вы че одна ходите? – это уже был хвост гуенички – дама, нацепившая почему то хобо (а на сленге хохлятских туристов пидсрачник) себе на голову вместо шляпки.
-  Да одна я! Одна! А в чем проблема? – крикнула я вслед удаляющемуся хвосту. Но как я поняла, мой ответ уже никого не интересовал. Гусеничка неслась и скакала, как чумная и вскоре скрылась из вида. Я еще ошалело потаращилась вслед удаляющимся туристам и скатывающемуся за ними куруму, но окружающий пейзаж завораживал, и  я продолжила созерцать и любоваться.
Я даже представляю, что скажет подобный турист:
- Да бывал я на этом Шумаке. Ничего сверхъестественного, горы, реки, тайга…
И вот такому туристу я отвечу:
-Да не был ты на Шумаке! Ты его пробежал-проскакал… и даже не понял  и не увидел, в каком благостном месте побывал! Шумак не терпит суеты… тех, кто стремиться к нему с трепетом душевным и любовью, он одаривает здоровьем и молодостью. А те, кто мимо пробегают так и убегают ни с чем.
С вершины Трех Капитанов  долина видна, как на ладони. А вокруг долины, куда не бросишь взгляд островерхие, неприступные Саяны в снеговых шапках. Вольный ветер гуляет по вершинам, а я стою раскинув руки на узенькой площадке вершины, со всех сторон бездна – далеко лететь… А ветер в спину подталкивает, типа «Ну чего ты? Лети!!! Я помогу!» И правда, чего это я не полетела?  А всего лишь поскакала, как кузнечик по камням вниз.   Ветер и тут взялся мне помогать, дул мне в лицо, помогая сохранить равновесие на неустойчивых камнях…
Ничего, Ветер, придет пора, и я взлечу над миром… всему свое время… а пока надо хорошо пробежаться перед взлетом!

ЛЕГЕНДЫ ШУМАКА

Правильнее будет легендарные личности. Я познакомилась с некоторыми еще в Интернете, вернее узнала о них. Эти люди на протяжении многих лет из года в год идут на Шумак. Для них поход в долину уже стал образом жизни… Кто-то вообще без палаток идет с куском целлофана… о них рассказываю разные истории… истории передаваемые из уст в уста понемногу трансформируются становясь не сказами, а сказками…
На шумакской тропе у «Сараев» мы познакомились с веселым поэтом Пашей, мужчиной в почтенном возрасте из Улан-Уде. Рюкзак его был мал,  шел он  налегке, без палатки и прочих прибамбасов туристических. Когда я спросила у него:
-Как вы без палатки-то идете несколько дней? А если непогода?
Поэт хитро посмотрел на меня и ответил:
- А ты мне ее продай и буду я с палаткой ходить…
Но продать свою верную подругу я не могла… вот и шел Паша без палатки дальше… благо погода стояла замечательная. Паша читал свои стихи везде… нам  у «Сараев», на привале… а когда мы пришли на Шумак, Паша радовал нас своими визитами ежедневно, приходил с ложкой и кружкой и каждое его посещение было, как литературный вечер автора.
 Судьба свела нас с профессиональным туристом Анатолием, (он тоже имел почтенный возраст),  Шумак и нас с ним сдружил. Толя тоже завсегдатай Шумака, раньше с женой приходил, нынче был один… Толя турист советской закалки… тогда по навигаторам и  джепиэскам не хаживали, карта была верным спутником туриста. Газовых горелок в помине не было, костер могли зажечь и без спичек… и всей той чепухи, что цивилизация понапридумывала тоже не было. Толя для меня стал гуру в туризме и чуть что я к нему с вопросами разными  лезла… Он столько мне открыл  этих туристических секретов!
Горностаева Николая Васильевича  увидела впервые на литературно-музыкальном вечере, который проходил у нас в зимовье. Когда он зашел, я сразу поняла - это ОН! Я о нем столько разного в тырнете читала. Высокий, статный, седовласый…  удивительно моложавый с цепким взором и завораживающим голосом.  О нем слагают легенды, рассказывают необыкновенные истории… он уже сорок семь раз побывал на Шумаке и если учесть, что на Шумак он начал ходить не в молодости, то… но его возраст я так и не узнала… да, и зачем?
Легенды Шумака, как горцы (был такой фильмец  многосерийный) личности бессмертные, и когда они покинут этот мир,  легенды о них будут жить и передаваться из уст в уста туристической братией.  А их бессмертные души будут охранять Шумак… ведь и умирать они придут именно сюда, место, где они стали легендами!

КТО СВЕТЕЛ ТОТ И СВЯТ

Ковыляя по тропе на Шумак, меня поражали люди, идущие навстречу по тропе. Они святились! Были легки, веселы… словно шли не по трудной горной тропе, а совершали прогулку по парку! Они приветливо улыбались, подбадривали нас, еле ползущих в гору. Они излучали теплоту, доброту и счастье! Скажите, как можно ощущать себя счастливым, испытывая неимоверные трудности? Во всяком случае идя через горы и долы мы не испытывали восторга и счастья.
- Интересно, что делает Шумак с людьми? Почему они все такие просветленные возвращаются? – задавала я вопрос и себе и Андрею. Тогда никто из нас так и не ответил на этот вопрос. Позже ответил сам Шумак.
Пожив в благостном месте я поняла, что на Шумаке  не только тело чистится, но и душа. Здесь ничего не значат  должности и социальное положение и даже деньги ничего не значат… Все эти «ценности» цивилизации остаются далеко за горами… Ценятся взаимоотношения и взаимовыручка, а это дороже денег!
Правда в шумакской долине есть турбаза и проживание в ней стоит, как на фешенебельном курорте, и людей туда возят на вертолетах, но… я заметила, что нет среди тех людей такого душевного общения, как у нас… и на приветствия мало кто из них реагирует, а приветствовать друг друга традиция долины… Вольные туристы называют этих «курортников» - «матрасниками», ну а «матрасники» называют тех, кто пришел пешком, и живут в палатках или зимухах  «дикарями».
Конечно  и пешком разные люди приходят… случается и воровство…  Но я знаю точно, совершивший преступление убивает душу свою, а тело без души – труп ходячий! За свои преступления, каждый сам в ответе перед Богом. Но, я совсем не про это хотела рассказать…
На Шумаке у нас организовалась удивительная, талантливая компания. Кто-то талантливо готовил например: шеф-кондитер из Тольятти Юра, мой брат Андрей готовил удивительный настой из трав и ягод, или Иван с Улан-Удэ, он каждый день угощал нас великолепным  чаем на молоке и когда мы попросили раскрыть секрет этого чая, Иван сказал гениальную фразу:
- Не экономьте на заварке!
Но я-то знаю секрет Иванова чая… он его готовил с душой! И пился этот чай в душевной компании. Оттого испив этот божественный напиток, мы испытывали состояние блаженства…
Еще в маршрутке Слюдянка-Нилова Пустош мы познакомились с мамой Викой и дочерью Катей. Правда было трудно понять кто дочь, а кто мама, одинаковые прически, одинаковые фигуры…Нас в маршрутке было семеро ехавших к вожделенному Шумаку, был с нами кондитер Юрий, Антон спортивный т ренер из Самары, Анатолий – молодой человек из Санкт-Петербурга… на тропе мы разбежались… кто-то быстро ушел вперед, кто-то отстал… но на Шумаке мы встретились и поселились в одно зимовье, крепко сдружившись. Конечно кто-то ушел с Шумака раньше, кто-то позже, но я с теплотой душевной вспоминаю нашу веселую, позитивную команду…
К нашей компании присоединились Сергей и Лена из Иркутска, совсем недавно вернувшиеся из Непала. Оказалось, что Сергей архитектор и проектировал очистные сооружения на шумакской турбазе и мог бы спакойненько проживать на той турбазе, прилетев на вертолете, но… он предпочел пройти со своей спутницей весь путь пешком и остановиться в «некомфортабельном» зимовье и обратно они уходили пешком… мы их провожали, как самых лучших друзей.
- Дороги под ноги и солнце над головой! - этой фразой я провожала всех уходящих и ставших близкими нам людей.
Как-то в непогоду пришёл в наше зимовье Владимир тренер по йоге из Питера. Хотел денька два побыть на Шумаке, а задержался подольше. Владимир играл на флейте и разных дудочках… и как играл! Старинные миниатюры в его исполнении были шедевральны! Вечерами, когда вся наша большая компания собиралась на концерт в наше зимовье (а длился такой концерт часа четыре и больше) Владимир доставал ноты, свои инструменты садился в позу лотоса… мы в нетерпении ерзали на своих местах… ну, когда же?
 Володя играл, как медитировал… мы все включались в его музыку-медитацию… я видела как его волшебная музыка извлекаемая нехитрым инструментом превращает наше древнее зимовье в старинный замок, освещенный огнем камина и канделябров, мерцающих по стенам…  Николай Васильевич, в белых одеждах восседает на массивном кресле у камина… вижу всех нас в бальных нарядах, расположившихся вокруг музыканта… и фантастическая музыка перетекает из одного мира в другой… увлекая нас за собой…
Я с Сергеем  играла дуэтом на варганах и мы тоже сорвали бурю аплодисментов.
Среди нас был замечательный актер Григорий двадцати шести лет отроду, он фонтанировал стихами, прозой, песнями… я предполагаю, что он так и не смог открыть нам все свои таланты… А как они пели с Дашей! Мы от восторга замирали, услышав хрустальный, божественно - чистый голос Даши  и нежно оттеняющий ее, голос Григория… замирали мы, замирал лес вокруг и даже река гремящая по камням затихала… с ними пел сам Шумак: «Кто светел, тот и свят…»

КАК МЧСники ПОГОДУ КАМЛАЛИ

На три дня зарядил дождь. Нудный моросящий дождь… но и он умудрился превратить все ручьи и реки долины в мутные потоки несущие камни и поваленные деревья. Мы оказались отрезанными от мира водой со всех сторон. Турбаза подняла мост и мы, подходя к берегу, смотрели на бушующие потоки Шумака махали Аладдинычу, который тоже приходил посмотреть на нас, в надежде, что стихия угомонилась и он сможет принести нам  свою гуманитарку: фруктик с обеда мне, два кусочка хлеба Андрею и Саше, конфетки к чаю и баночку кабачковой икры из магазина. Эта икра в турбазовском магазине стоила, как кетовая. А мы ей и радовались как кетовой, так как меню у нас было небогатое… за это мы, угощали Олега Аладдиновича грибами. У нас эти грибы были на первое, второе и третье… Грибной суп из опят, жульен из грибов (кусочек сыра нам оставили ушедшие Иван и Аня) или поджарка опять же грибная из маслят, подберезовиков и подосиновиков… ну, и салат из свежих рыжиков с чесночком или малосольненькие груздочки! Объеденье! Правда, через неделю грибной диеты нам все больше хотелось пусть даже пустых щец,  и даже кабачковая икра становилась настоящим деликатесом. Я готовила всегда огромный котелок еды в обед в надежде, что не нужно будет готовить на ужин… но гости подъедали все… а их у нас всегда было много…  В непогоду я готовила с удовольствием, придумывая все новые и новые рецепты из грибов,  хотя дома готовкой почти не занимаюсь. Дома у меня и кухни, как таковой нет…  А грибник то я заядлый,  и грибы меня любят. Такого количества и разнообразия грибов я еще не встречала нигде! За пятнадцать минут в лесу по склонам гор можно было не одно ведро насобирать.
Да, про Олега Аладдиновича и его друга Александра, который стал и нашим другом, я еще не рассказала. Они пришли на Шумак вдвоем, а дальше Олег на турбазу к «матрасочникам» подался, а Сашу мы к себе забрали жить. Олег проведать Сашу каждый день приходил и как волшебник доставал из своей сумки угощения. Ну, ведь не зря же у него отчество Аладдинович!
Отвлеклась! Итак, третий день моросит дождь, у нас опять на столе грибы… вернее много грибных блюд, из развлечений на нашем берегу радоновые ванны, и несколько нарзанов, особенно популярен глазной источник. Вода в нем теплая, немного попьем, глаза помочим, волосы сполоснем (буряты насоветовали, говорят очень полезно), так что у глазного источника всегда кворум собирался. А у радона посиделки тоже весело проходили. Сидит народ в очереди к купели, которая в старом срубе, каждый раз когда в него заходишь, боишься, что он именно на тебя завалится… по этому поводу и балагурит народ, прощается с тем, кто туда заходит и приветствует избежавших завала… Ну, развлекался кто, как может… И вот на третий день ненастья, когда я глаза промыла в глазном источнике, вдруг вижу странную процессию нарезающую круги вокруг местного Дацана. Да, да Дацана. Он уже лет пятьдесят на Шумаке стоит и в него Лама самый настоящий приходит, обряды совершает… но сейчас ламы не было… Приглядевшись я увидела, команду МЧСников, остановившихся в зимовье, что от нашего в нескольких метрах расположено… Так вот команда МЧСников  со сложенными у груди ладонями с поклонами курсировали по кругу вокруг Дацана, что то бубня. Причем серьезно так шли, без приколов… видно непогода способствовала их перепрофилированию в буддистов. Походили они так несколько кругов, зашли в Дацан, пропели там «Ом мани падме хум» и с чувством выполненного долга удалились… Я последовала их примеру… когда я уходила, обернулась… вокруг Дацана дефилировала уже следующая команда… А к  вечеру дождь закончился, и на следующее утро выглянувшее солнышко, прогрело воздух, мост через успокоившийся Шумак опустили… на нашем столе появилась «гуманитарка» и мы за обе щеки уплетали икру кабачковую -заморскую.
Случайность скажите? Фигушки…
 Просите искренне у природы, и она вам поможет!

****
Мы прощались… Прощались с друзьями, прощались с Шумаком…
Свою верную подругу-палатку я подарила поэту Паше, ведь он собирался уходить осенью, а осенние ночи в горах, это вам не Сочи… Свою шляпу и маленький  рюкзачек (для сбора грибов) я презентовала Анатолию… люблю делать подарки… Брату в порыве раздаривания я отдала свой чайник (все мне меньше тащить)… раздарила все, что можно было подарить.
Мы уходили рано утром… нас пришли провожать легенды Шумака. Анатолий дал ценное наставление:
- Идите по прямой, не набирая высоты! Силы экономьте… Мы будем за вас переживать.
И подарил нам с братом Золотой корень. В дороге мы пили  чай с необыкновенными травами Саган Дали и Золотым корнем и видно, поэтому пробежали тропу за полтора дня! Паша принес мне горсточку орехово-фруктовой смеси, и я ее доедала уже в Слюдянке, вспоминая,  как Паша бежал за нами до тропы и даже хотел меня на руках  нести через ручей…  Николай Васильевич обнял нас на прощание и скупая слеза покатилась по его щеке, он не хотел расставаться, хотя мы с ним порой сильно закусывались в споре… 
Наш Олег Аладдинович сел в вертолет и тот дразнясь, пролетел низко над нами,  исчезнув за горой… Олег через час уже был в Иркутске, но мы ему не завидовали, ведь он не ощутил того восторга и счастья, которое переполняло нас на тропе… Наставления Анатолия мы не выполнили, а бестолково  петляли то в гору, то с горы, но это только веселило… и уже идущие нам на встречу удивлялись нашим просветленным лицам, легкому бегу и неимоверной выносливости.
Мы не просто шли по тропе, мы неслись, мы летели,  как угорелые… миновали перевал не обходным путем, а как бывалые туристы говорят «в лоб»… бежали до позднего вечера и остановились только когда стало смеркаться… уже в полудрёме я вдруг услышала голос Анатолия-туриста:
-  Они миновали перевал, все нормально!
Я ответила:
- Спасибо за ваши переживания, легенды Шумака!
 И уснула… На следующий день мы уже купались в Байкале…

Шумак   часто вижу во сне…   я стою раскинув руки на узенькой площадке вершины Трех Капитанов… прыгаю вниз и… взлетаю…  парю над долиной… мне машут с берега реки легенды Шумака…  я счастлива… я вернулась!