Реюньон и Мадагаскар-Часть 13. Цивилизация

Надя Бельцова
Франция колонизировала Мадагаскар в 1890-е года. В 1960-ом остров обрел независимость. За время своего присутствия, французы не только успели получить массу пользы от малагасийских природных ресурсов, но и посеяли на острове некоторые зерна цивилизации.

Провели воду в деревни. Внедрили свою систему образования. Основали несколько культурных учреждений.  Распространили французский язык, который и по сей день остается государственным, наряду с малагасийским языком. Построили довольно много зданий, в том числе административных и религиозных. Проложили дороги.

Сегодня, 55 лет спустя, дороги пришли в негодность; здания почти разрушены, хотя и обитаемы. Больницы, музеи, школы – все дышит на ладан. Полиция превратилась в банду вымогателей, армия – в разбойников.

Нынче многие пожилые малагасийцы тоскуют по временам, когда Мадагаскар был французской колонией. Говорят, тогда остров был цветущим райским уголком в Индийском океане. Наверное, таким же, каким остается Реюньон. С обретением независимости национальное сознание поднялось, но уровень жизни упал.

Как такое могло произойти? Почему, едва ушли французы, малагасийцы скатились в средневековье или еще ниже?

На мой взгляд, малагасийское мировоззрение настолько несовместимо с европейским, что нет ни малейшего смысла навязывать ему западные схемы.

Мальгаши – индивидуалисты от природы. Для них семья – это маленький мир, приспособленный для жизни в полной изоляции. Каждый малагасиец способен сам себя прокормить, сам себе построить дом и лодку.  Он сам себе начальник. Ему не нужна помощь извне.

Видимо, поэтому у мальгашей нет склонности к организации групп. Иерархия им незнакома.

До прихода завоевателей, на Мадагаскаре не было ни войн, ни армии. Короли были, но их влияние, видимо, не шло дальше религиозной сферы. Да и каково вообще могло быть влияние правителя в государстве, где отсутствовали дороги, деньги и внешние враги?

Исторически в малагасийском обществе не было ничего, что могло бы его структурировать – ни жестко определенной религии, ни политической идеологии…

В Европе же все наоборот. Там есть многовековые традиции собираться в хорошо организованные и структурированные сообщества. В Средние века это были монастыри, потом ремесленные цеха и гильдии. Такие группы накапливали знания, множили их и передавали из одного поколения в другое. Сегодня в Европе существует глубокая традиция создания ассоциаций, кооперативов, политических партий. Я глубоко убеждена, что только так можно было достичь того уровня развития, какого достигла Европа.

Лишь собирая воедино усилия многих людей и даже поколений, человечество способно что-то творить. В масштабах целой культуры, один человек мало значит. Любое достижение цивилизации – это плод коллективного труда. Потому и отстали малагасийцы от европейцев: в их культуре отсутствует традиция организовываться вместе для какой-то деятельности (кроме праздников и похорон). Во всяком случае, таково мое мнение – скромное и, возможно, далекое от истины.

Как-то раз, давным-давно, когда я была еще маленькая, по телевизору показывали передачу про австралийских аборигенов. Рассказывалось, в числе прочего, что они едят жаренных на костре ящериц. Моя бабушка тогда  не выдержала и расплакалась. «Бедные, - говорит, - ящерок едят! Сюда бы их, я бы им картошечки нажарила».

И вот я думаю, что примерно с теми же чувствами европейцы приходят на Мадагаскар. Ведь у них, бедных мальгашей, нет одежды, нет электричества… Так хочется им помочь! И вот появляются благотворительные организации, которые строят общественные туалеты и вкладывают деньги в сохранение окружающей среды, раздают одежду и строят школы. Столько благих намерений, столько усилий! А ощущение такое, будто вода сквозь песок.

Мы приходим в чужую  страну с собственными идеями о том, что значит счастливая жизнь и благополучное общество. Все, что не похоже на нас, должно быть подправлено, подкрашено и причесано по нашей моде.

Нужна ли малагасийцам помощь с Запада? Хотят ли они жить по-европейски? Смогут ли?

Не лучше ли дать им жить в своем собственном ритме, позволив им развиваться с естественной скоростью? Оставить их в покое?

На самом деле, жребий уже давно брошен. Глобализация – бесповоротный процесс, и он запущен. Мадагаскар находится теперь в потерянном состоянии где-то между традиционным укладом и Западным образом жизни. Получилось маргинальное общество: уже не то, чем было раньше, и еще не то, чем хочет стать теперь.

До Европы Мадагаскару еще лет тысяча. А жить по-европейски (или так, как показывают по телевизору) хочется уже сейчас. Остается один выход – ехать в Европу, если есть такая возможность. А такой возможности почти ни у кого нет.  Да и потом, судя по последним событиям, Европа не резиновая...

Все, чем на сегодняшний день одарило малагасийцев цивилизованное Западное общество, или вернее сказать, что Мадагаскар смог воспринять от западной цивилизации, - это нефтезависимый и расточительный образ жизни, пластиковая посуда, Кока-Кола, автомобиль. Мне кажется, трудно даже представить, насколько тяжелы будут последствия этого недоразумения. Малагасийцы не знают, что бесконечно смотреть телевизор и играть в видеоигры – признак не развития, а деградации. Если так и дальше будет продолжаться, на Мадагаскаре не останется ни потрясающего биоразнообразия, ни удивительной малагасийской культуры, которая, чудом сумев сохранить свой первобытный уклад, могла бы остаться для наших потомков мостом в историю через пропасть времени.