Реюньон и Мадагаскар-Часть 10. Мадагаскар-Суеверия

Надя Бельцова
Как у любого другого народа, у мальгашей есть не только верования, но и суеверия. Сравнивая, например, их и наши страхи, я прихожу к выводу, что даже страхи – явление культурное.

Я отношусь к той половине человечества, что боится пауков. Этого мальгаши понять не могут. Они к членистоногим абсолютно равнодушны. А маленький Ашли даже наоборот мечтает, чтобы его укусил паук –  ведь тогда он станет Человеком-пауком.

Зато все малагасийцы боятся змей. Этот страх, так же, как и мою фобию, трудно назвать рациональным, ведь на Мадагаскаре нет ядовитых змей. Официально, ни одна малагасийская змея не представляет прямой опасности для человека.

Косвенные-то неприятности, конечно, есть. Мне рассказывали, что, бывает, заползет боа-констриктор в курятник – и ни одной живой души там не оставит, всех проглотит. Да так наестся, что уже не в силах уползти к себе домой. Наутро так его и находят в курятнике – сытого и надутого, вместо всех съеденных кур…

Но не только поэтому змеи вызывают у малагасийцев страх. Дело в том, что с этими животными связано много пугающих мифов. Некоторыми из них поделился Вилли, гид в Национальном парке Анкарана. Вообще-то его профессия – рассказывать о флоре и фауне Мадагаскара. Но не одними научными сведениями был полон его рассказ.

Есть такая маленькая, но очень злобная змейка в лесу. Забирается она на высокое дерево и ждет, пока в его тени не присядет отдохнуть уставший путник. И стоит ему заснуть, как змейка тихонько дует на него, а потом бросает ему на голову листочек с дерева. Если человек никак не реагирует, то змея стрелой бросается вниз и продырявливает его череп. По другой версии, просто обвивает его шею, залезает в глаза, нос и рот. Но и в том, и в другом варианте исход один – жертва умирает.

А вот другая змея ведет себя иначе. Она пробирается ночью в дом, где есть грудные дети. Сначала подползает она к ребенку и дует на него, так что он засыпает крепким непробудным сном. Потом змея ползет к его матери, тоже, видимо, на нее дует, высасывает из ее груди все молоко и засыпает рядом с ней на постели. Наутро женщине нечем накормить ребенка. Вилли утверждает, что никакая это не легенда, а чистая правда, и что он своими собственными глазами все это видел.

Почему-то малагасийские животные все время дуют на жертву прежде, чем сделать ей какую-нибудь гадость. Говорят, например, что если лечь спать с плохо вымытыми руками, ночью придет мышка, подует на твои пальцы и будет их всю ночь грызть, а ты ничего и не почувствуешь. Потом проснешься – а руки в крови. И уж в эту-то историю верит каждый, потому что такое, говорят, случалось со всеми.

Еще один необъяснимый страх – страх перед хамелеонами. Ну это вообще сильно мистическое существо. На него нельзя показывать пальцем, к нему нельзя прикасаться. Если дотронуться до хамелеона – будет несчастье. Если он заберется в дом – тоже беда. Прыгнет на голову – беда в квадрате. Но самое страшное – это убить хамелеона.

Однажды утром во дворе Тьерри нашли маленького хамелеончика. Так пришлось затеять целую операцию по его удалению с территории, после чего Клеманс еще долго не могла успокоиться.

Кстати, благодаря Клеманс я узнала еще несколько любопытных суеверий. Например, о том, что недавно родившей женщине в течение трех месяцев нельзя есть красную фасоль. И еще, если отец ребенка пьет лимонад из бутылки, ребенок будет икать. Пейте из стаканов, товарищи отцы!

Но не только животные пугают малагасийцев. Их мир населяют и невидимые, но порой очень опасные существа.

Вот в мангровых зарослях, например, таких много водится. Среди прочих, там живут калануры - маленькие мохнатые человечки, у которых ступни вывернуты в обратную сторону. Это очень богатый, но вредный народец, который любит иногда похитить человека, затащить его вглубь мангров и испытывать его всяческими загадками. Если человек сумеет ответить на загадки, а потом найти дорогу домой, калануры одаривают его богатствами и каким-нибудь сверхъестественным даром. Если же человек оказался несмекалист, то поминай его, как звали…

Кроме калануров, возле берегов живут еще и завав-раны – малагасийские кикиморы. Отличаются они злым характером и очень длинными волосами. Когда кто-то неожиданно тонет в море, все хором заявляют, что это завав-раны его забрали.

А кое-где в лесу живут привидения «люлю».

Для малагасийцев общение с духами – чуть ли не бытовое явление. Когда я только приехала на Мадагаскар, мне сразу же рассказали, что в одного из двоюродных братьев Тьерри, Кристофера,  на днях вселился дух его давно почившего деда. Пришлось скорее устраивать магический обряд, чтобы покойный рассказал, зачем пришел. Я видела Кристофера уже после того, как из него выселился дедушкин дух. Обычный ничем не примечательный мальчик, как раз в футбол уходил играть.

Некоторые новоявленные суеверия несут подозрительно коммерческую окраску.
Вот недавно, говорят, один мужчина умер. А потом взял – и воскрес, основав, на этой почве, свою секту. Теперь всем рассказывает, как надо жить. Ну и деньги за это берет, естественно.

А еще, на Мадагаскаре в последнее время распространился миф о волшебных свойствах фрукта нони. Говорят, он помогает от всех болезней, начиная выпадением волос и заканчивая раковыми опухолями. Теперь чудодейственные нониевые сиропы продают на каждом углу и за немаленькие деньги.