Реюньон и Мадагаскар-Часть 5. Мадагаскар. Стр-во

Надя Бельцова
Строительство

Жилой дом на Мадагаскаре – это полу-эфемерное сооружение из тонких жердей и пальмовых листьев.

Хотя если быть честными, это не пальмы, а дерево под названием равенала. Кроме Мадагаскара, оно растет только на островах Реюньон и Маврикий. Удивительное дерево! Его второе название – дерево путешественника: в своем стволе оно хранит запасы пресной воды, которые могут выручить туриста в трудной ситуации. Но если этим равенальным свойством пользуются редко, то зато составные части дерева путешественника – самый ходовой строительный материал на севере Мадагаскара.
Листьями равеналы кроют крышу. Для начала их срезают, делят  пополам вдоль черенка, потом сушат, разложив их на земле в течение нескольких дней, и после этого обычные листья превращаются в шикарнейший материал для кровли. Чтобы соорудить крышу для домика в 15 квадратных метров, нужно много листьев равеналы, 2 малагасийца и 4 дня. Получается абсолютно водонепроницаемая кровля, которая не перегревается днем и способствует приятному микроклимату внутри дома. К тому же это красиво и экологично. Единственный недостаток: такую крышу надо обновлять каждые 3-5 лет. Кстати, это как раз срок, в который вырастает с нуля новая равенала. Очень удобно!

Стены же представляют собой очень простой каркас из обрубленных древесных стволов с заполнением из черенков листьев дерева путешественника. Глубокой тайной покрыт для меня вопрос, почему малагасийские строители не делают никакой ветрозащиты. Из-за этого домики все косят на один бок, особенно после циклонов.

Но деревянный дом считается на Мадагаскаре уделом бедных. Все, кто хоть немного разбогател, стараются построить себе дом из бетона или из камня. Получается у  них не очень хорошо. Сделать стены вертикальными удается немногим. О том, что швы кладки нужно перевязывать, тоже знают не все. Порядок выполнения работ определяется, видимо, внутренними импульсами строителей: светильники могут появиться на стенах раньше, чем штукатурка, а двери – до того, как закончены несущие конструкции. Малагасийские бетонные блоки рассыпаются в прах, стоит хлопнуть по ним ладонью. А как-то раз, прямо на пляже, я даже видела мощную каменную стену… без фундамента. Чего уж там говорить, плохо строят малагасийцы. Причем как из камня, так и из дерева.

Даже странно, как так получилось. Ведь были же французы на острове в течение 70 лет. Почему они ничему малагасийцев не научили? Как могли они исчезнуть настолько основательно с мадагаскарской земли, что даже и намека на строительные технологии после себя не оставили?

С одной стороны, это, видно, оттого, что малагасийцы не привыкли специализироваться в чем-то одном. Там каждый сам себе строитель, и строит в меру своих способностей – как правило, не слишком блестящих. Профессионально-технических школ или училищ у них, как мне объяснили, нет. Традиций, стало быть, тоже. Потому и строят абы как.

Никаких законов, регулирующих строительство, тоже нет. Имея некоторый талант в общении с властями, можно строить что и где угодно, хоть прямо на пляже, «ногами в воде». Этим многие пользуются, особенно приезжие европейцы, которые открывают на Мадагаскаре свои отели и рестораны. У кромки воды появляются бетонные сооружения, безжалостно уродуя потрясающие мадагаскарские пейзажи. Это очень печально.

Характерная черта состоятельных мальгашей – любовь к высоким заборам. Покупая участок, каждый первым делом заботится о том, чтобы возвести забор повыше и покрепче. Желательно из бетона. А если хозяин земли сам на ней не живет, то старается хотя бы поселить там сторожа. Это все неспроста.

Если этого не сделать, соседи будут потихоньку «откусывать» края участка, перемещая ограду подальше от своих границ. А если забор деревянный, то есть риск, что его и вовсе пустят на дрова.