Любовь и власть 2. Аспасия

Татьяна Линдвест
Власть женщины
http://www.stihi.ru/2015/09/15/7530

О, женщина, в твоей всё власти:
уменье покорять сердца мужей,
в судьбе принять их должное участие
и утолять желания страстей!

Во все века, то доказала нам история,
была всего сильнее женская любовь,
и чтобы не случалось, априори
умела женщина зажечь в мужчине кровь.

Подвластны были ей все ухищрения,
уловки, только если влюблена,
была готова и на прегрешения,
когда в любви мужчине отдана.

И мог ли устоять пред ней мужчина,
если она умна, в любви страстна,
пред ним открылась тайная картина,
и только ей подчинена его  душа.

И только ей подчинены и дух и тело,
и женщиной желая обладать всегда,
во власть её отдаст он даже дело,
которое преподнесла ему судьба.

А умная жена и любящая мужа
его превознесёт во всех его делах,
докажет, только он ей в жизни нужен;
в любви и счастье быть им в небесах.

15.09.2015.

АПРИОРИ, нареч. [лат. a priori]. 1. Филос., лог. Независимо от опыта, до опыта (противоп.: апостериори).
_________________________________________________________

Любовь и власть. Аспасия
(5-й век до нашей эры)

  "Аспасия из Милета" - так названа в "Словаре Античности", вышедшем в 1889 году, одна из удивительнейших женщин Древней Греции, пожалуй, известная ныне всему миру.
   "Аспасия" в переводе с греческого означает "любимая".  Существует скульптурный портрет, который искусствоведы относят к Аспасии. Он передаёт нам лицо, одухотворённое красотой, таящее скрытую грусть и некую неразгаданную тайну. Ибо никто не знает ни даты рождения, ни даты смерти Аспасии. "Словарь Античности" приводит лишь одну дату  - 432-й год, когда Аспасия была привлечена к суду по обвинению в безнравственности и не почитании богов. И только благодаря защите одного из выдающихся вождей Афин - Перикла, её мужа, Аспасии удалось избежать судебной расправы. Итак, кто же она, Аспасия из Милета, к чему стремилась и чего достигла, почему и поныне нас продолжает волновать её имя и её судьба?

  Жила Аспасия в 5-ом веке до нашей эры, в Древней Греции. Обычно это время называют "золотым веком"и ещё "веком Перикла". Греция представляла тогда конгломерат городов-государств(полисов), которые то дружили друг с другом, то враждовали, и крупнейший государственный муж Эллады - Перикл много сделал для процветания своей родины - Афин. Итак, Перикл был афинянином, Аспасия родилась в Милете.

  Афины в ту пору  - крупнейший и богатейший город в Греции, общепризнанный лидер во всех областях жизни, включая интеллектуальную.  Милет, чья мощь и богатство зиждились на прошлых военных удачах, также был один из процветающих полисов, хотя во многом и уступал Афинам. Из Милета вышли такие философы, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Он славился куртизанками, молва о которых шла по всей Элладе. Именно из Милета племя романтических куртизанок или, как их звали в Греции, - гетер - распространилось по всему Средиземноморью и проникло в Египет.

  "Гетера" в переводе с греческого - "спутница". К гетерам принадлежали женщины разных социальных слоёв. Они вели свободный, независимый образ жизни, были образованы, хорошо знали музыку, сами владели инструментом, разбирались в литературе, могли даже поспорить на философскую тему. Причисляли к гетерам и Аспасию. Она была одной из них. Первые шаги в карьере гетеры она сделала в Милете, где её сразу начали сравнивать с Таргелией. Последняя обладала редкой красотой и одаривала любовью самых высокопоставленных эллинов, закончив свой путь женой тирана в Фессалии. Аспасия, как и Таргелия, не имела богатства, но была красива, умна,образованна, и вскоре о ней заговорили не только в родном городе.

  Здесь Аспасия ненадолго задержалась, решив, что достойных претендентов на её любовь нет. Она переехала в Мегары, задумав потрясти кошельки местных толстосумов, что и было незамедлительно сделано. Однако вскоре они несколько истощились, да и блеск золота утомил юную женщину. Аспасия стремилась найти в ком-нибудь из покровителей высокое чувство к себе. К сожалению, безрезультатно. Тогда она перебирается в Афины, неофициальную столицу Эллады.

  Денег к тому времени у нашей героини(а ей не исполнилось ещё и 25 лет) уже достаточно для безбедной жизни вплоть до глубокой старости, и Аспасия несколько изменяет свою профессию - становится содержательницей публичного дома, причём весьма своеобразного. Его обитательницы подбираются хозяйкой, имеющей большой собственный опыт в интимных делах, не только для удовлетворения изысканного вкуса самого взыскательного сластолюбца. Гетер подыскивали отнюдь не из числа неграмотных простушек. Аспасия брала тех, кто сумел получить немалый запас знаний, обладал философским складом ума и характером. Ведь они должны были уметь вести так называемые "сократовские беседы".  Кое-кто даже полушутливо называли их "методом Аспасии", ибо она с успехом ввела у себя в заведении подобный ритуал общения.

   К моменту появления в Афинах Аспасии, Перикл - уже знаменитый стратег и весьма популярный политик, о знакомстве с которым поначалу Аспасия и думать не смела. На протяжении многих лет правил Перикл в Афинах. Правда, любое решение принималось демократическим большинством. И всё же, как справедливо заметил афинский историк Фукидид, Афины во время Перикла представляли " по названию - демократию, а в действительности господство первого человека". 

  (Прим. автора )Перикл состоял в браке и имел двоих сыновей к тому времени, слыл добропорядочным семьянином, и избегал всяческих пиров и торжеств, дабы в демократических Афинах не нашлось шутника, что было позволительно тогда, представить его в не лучшем свете. И вот мрачный нелюдим Перикл познакомился с юным Сократом, а в окружении Перикла всегда были известные мужи того времени, учёные, литераторы, художники, среди них, выдающийся скульптор Фидий, философ Анаксагор, драматург Софокл, "отец истории" Геродот. Вот однажды с Сократом и переступил Перикл порог дома Аспасии.

  И Перикл неожиданно для самого себя увидел женщину, о которой мечтал всю жизнь, женщину, которая счастливым образом соединяла в себе цветущую молодость и красоту с утончённым, хладным умом философа, обладающего не только большими знаниями, но и невероятным интуитивным даром. Перикл не успел пробыть рядом с Аспасией и получаса, как вдруг понял, что погиб, влюбился решительно и бесповоротно. Даже Сократ не ожидал от своей затеи такого результата. Перикл стал навещать Аспасию каждый день, не отходил от неё ни на шаг, одаривая её восхищённым взором. Аспасия также потянулась к Периклу: в нём чувствовалась уверенность, сила, и женщины как правило отдают такому человеку предпочтение. Появление Перикла, его восторженность оказались как нельзя кстати, (прим. автора, ведь тогда возраст Аспасии подходил к 30 годам, и тревога понемногу начинала овладевать её душой, так как она не находила достойного партнёра, а век жизненный был не так и долог в те времена) зёрна упали на хорошо подготовленную почву. Аспасия поняла, что сама судьба даёт ей шанс и важно не упустить его. Принято считать, что Аспасия завоевала сердце Перикла, но никто почему-то не задумывался над тем, что, может быть, Перикл завоевал сердце Аспасии?

   Захваченный не испытанным доселе чувством, Перикл, не захотел даже формально делить своё сердце. В 449 году до н.э. он разводится со своей женой и в качестве опекуна(для замужней женщины мужчина в Древней Греции всегда выступал в этой роли) вновь выдаёт её замуж. Сам же к себе в дом привозит Аспасию, которая несмотря на всю свою самостоятельность и богатство, была рада подобному ходу событий. Так соединились навсегда бывшая гетера и первый человек афинского полиса. Счастье буквально захлестнуло обоих, и первые месяцы они купались в нём, наслаждаясь друг другом. Друзья обоих супругов радовались их семейному счастью вместе с ними, и теперь у Перикла часто бывало весело и шумно. Словно вся жизнь афинского стратега перевернулась, и в унылом прежде доме вдруг забурлила новая жизнь. Когда Сократа, с каждым годом становящегося всё более известным философом, полушутливо-полусерьёзно спрашивали, как воспитать хорошую жену, он однозначно отвечал: "Всё это гораздо лучше объяснит Аспасия!"

   Впервые в Афинах Аспасия нарушила устоявшиеся традиции семейного этикета.  Если ранее на женскую половину не смел ступить никто из гостей и людей малознакомых, а жена никогда не появлялась на дружеских пирушках, то Аспасия резко нарушила эти правила. Она не только не чуралась застолий, но и сама их организовывала, являясь душой и центром увеселений, пользуясь законным уважением гостей. Более того, она позволяла себе принимать посетителей и в отсутствие мужа, развлекала их беседой, угощала вином, что, по афинским обычаям, являлось совсем уж недопустимым. С Аспасией считали за честь поговорить выдающиеся мужи Эллады, видные художники и философы. Её авторитет был столь высок, что некоторые друзья Перикла стали приходить к нему с жёнами - случай почти фантастический для того времени, ибо, вспомним, греки упрямо считали женщин существами второго сорта.  Дом Перикла, где по праву царствовала Аспасия, стал воистину центром всех умственных и художественных устремлений Афин. (Прим. автора. Многие считали за честь побывать в их доме. Но лишь хорошо знакомым и друзьям выпадала такая честь.  Чужие не допускались в дом во избежании лишних пересудов, и конечно те, кто не мог попасть в их дом, радовались каждому злопыхательству, любому плевку в адрес Перикла и Аспасии. )

   Аспасия вдохнула в Перикла новые силы, энергию.Он отстраивает Акрополь, объединяет под властью Афин Эгину, Беотию, Фокину, Локриду, заключает мирный договор с Персией, а чуть позже, на 30-летний срок, со Спартой, посылает афинских граждан осваивать далёкие колонии во Фракии, на островах, вдоль побережья Чёрного моря. Его политическая и хозяйственная деятельность огромна, он неутомим в своих начинаниях.

  (Прим. автора.) Но в счастливой жизни Перикла и Аспасии всё  не было так уж безоблачно.  Однажды в один из военных походов, в который Перикл взял с собой Аспасию, были взяты с собою и гетеры, которые должны были ублажать воинов. И на некоторых из них польстился Перикл. Аспасия же, не смевшая возражать мужу, решила провести свою тактику, чтобы вернуть мужа в супружеское лоно. Она выбрала удачный ход, решив, что только покаяние будет лучшим способом для этого. Она нашла Фидия, к которому нередко захаживал Перикл в мастерскую, чтобы полюбоваться творениями великого мастера, и попросила его чаще приглашать натурщиц и с их помощью наглядно объяснить Периклу все прелести женской фигуры. Сама же стала постоянно приглашать в гости гетер, замужних матрон, завела новых служанок, умеющих играть на флейте и прекрасно знающих толк в искусстве любви.  И её усилия не пропали даром. Перикл действительно несколько раз согрешил, попробовав запретного для него ранее зелья. И тотчас сработало сравнение в пользу Аспасии, ибо лучше её не было в Греции искусницы по части разжигания любовных страстей. Перикл всё понял, и придя к жене, покаялся в совершённых грехах, и получил прощение. И словно возродился для новой страстной любви.
К сожалению, у рассказа об этой удивительной любви далеко не счастливый конец. Врагов у Перикла было предостаточно. Видя, что его самого сокрушить трудно, они начали подбираться к его друзьям и близким. Фидий первым пал жертвой клеветы. Его обвинили в хищении золота при сооружении статуи богини Афродиты, и хотя скульптор привёл убедительные доказательства своей невиновности, его всё же бросили в тюрьму, где он вскоре умер от столь жестокой несправедливости. (Прим. автора. И немало ещё прочих уловок и ухищрений использовали его враги, чтобы досадить Периклу. Также недоброжелатели обрушились и на Аспасию.)

  Перикл не видел выхода из отчаянного положения и предложил жене бежать из города. Он был готов на всё, чтобы спасти её. Но зачем ей спасение таким путём? Её тотчас приговорят в смерти заочно и вот тогда она никогда уже не сможет вернуться в Афины и увидеться с любимым. Зачем тогда жить?! И она отказалась.

  Перикл заметно сдал за эти страшные месяцы, сгорбился, поседел. Морщины легли и на лице Аспасии. Милости ждать было неоткуда.
По афинскому закону женщина не имела права сама выступать в суде. Она посылала туда доверенное лицо для защиты своих прав. На суд отправился Перикл. Он произнёс одну из самых лучших речей в своей жизни, и невозмутимые судьи впервые увидели в его глазах слёзы, когда он говорил, насколько ему дорога Аспасия. Это настолько потрясло всех, что её полностью оправдали.

  (Прим. автора. Много ещё происходило событий в стране. Перикла враги пытались обвинить в раличного вида государственных махинациях. Потом началась 30-летняя Пелопонесская война, длившаяся с некоторыми перерывами. В результате этой войны вспыхнула эпидемия сыпного тифа, которая унесла жизни его двух сыновей от первого брака. Перикл настоял на том, чтобы народное собрание признало его сына от Аспасии полноправным афиняном. В рассказе я не упомянула тот факт, что Аспасия и Перикл жили в незаконном браке ввиду того, что Аспасия была из Милета, а между городами  Милетом  и Афинами не была заключена эпитафия  - договор, дававший право гражданам двух городов-государств заключать между собою браки, и в этом браке у них родился сын.)

  В 429 году до н.э. Перикла скосила болезнь и он умер. Аспасия овдовела, убитая горем она вымаливала смерти у богов, но они не торопились внимать её просьбе. Боги подарили ей ещё одного мужа Лизикла, торговца скотом, но и тот недолго прожил, погиб в сражении в 428 году до н.э..  Боги жестоко наказали Аспасию за самоуверенность, именно так она восприняла смерть Лизикла. Более она не пыталась связать себя брачными узами. Жила она затворницей, общаясь с Сократом и историком Ксенофонтом. Шли годы. )

  Последний раз воспоминание об Аспасии всплывает в истории спустя два десятилетия. В 406 году до н.э. её сын - Перикл-младший в числе других стратегов командовал флотом, разгромившем спартанцев при Аргинусских островах. После победы буря помешала добрать раненых и погибших. За это стратегов отдали под суд. Двое из них бежали, шестеро были казнены, в том числе и Перикл-младший. Весь народ высказался за казнь. Против голосовали Сократ и Аспасия.

  Так она пережила своего сына. Горе подкосило её окончательно, она постепенно стала угасать. Наконец боги смилостивились над ней, она тихо отошла, прожив долгую бурную жизнь, оставив о себе память и славу, как о красивой и умнейшей женщине Древней Греции, жрице любви, подарившей немало счастья одному из величайших людей Эллады - Периклу. Эти два имени навсегда останутся в истории связанными между собой.

Использованы материалы: Любовь и власть. Авторы: Ю.Лубченков, В.Романов. 1991-й год издания.