Приезд маршала Жукова в Тавду

Александр Субботников
          Жители города Тавда не смешно шутили: наше население составляют заключенные и их охранники. Горько вспоминать, но почти так это и было. Мне не известно пропорциональное соотношение зэков и военнослужащих. Помню, что вокруг города, в тайге было много лагерей. В центре города тоже была зона с несколькими тысячами заключенных. Все эти лагеря надо было не только охранять, надо было обеспечивать хоть и нечеловеческую, страшную, голодную, унижающую человеческое достоинство, смертельно опасную, но все-таки жизнь. Для этого в самом городе и в таежных населенных пунктах¬лагерях стояли войска НКВД. Солдаты, сержанты, офицеры, надзиратели составляли контингент военнослужащих, обеспечивающих охрану, жизнь и, главное, выполнение плана по заготовке таежной древесины и ее переработке на лесоперерабатывающих предприятиях.
          Когда стало известно, что в город приезжает Жуков, все жители потеряли покой. Едет Жуков! Все знали, что это – маршал, что это – герой, что это человек, взявший Берлин и принявший капитуляцию побежденных немцев. Никто ни на секунду не забывал Сталина, никто не умалял заслуг других военачальников, общими усилиями разгромивших нацистскую Германию.
          Но Жуков был первый среди всех полководцев. Он приблизился к почти обожествленному Сталину. Весь народ, не имевший в ту пору телевизоров, знал Георгия Константиновича Жукова – Георгия Победоносца, принимавшего на белом коне парад Победы на Красной площади в Москве. Все тавдинцы ждали его приезда в свой город.
          На небольшом перроне маленького вокзала выстроились солдаты и офицеры внутренних войск. Форма одежды – парадная. Здесь же военный духовой оркестр. У меня был школьный друг Юра Вороненко. Его отец – офицер в звании капитана. Он взял нас обоих встречать Жукова, поставил рядом с собой. Так мы, два пацана, оказались впереди солдат, выстроившихся в ожидании поезда, который должен был прибыть из Свердловска и привезти Героя войны, командующего в ту пору Уральским военным округом маршала Г.К. Жукова.
          От Свердловска до Тавды 360 километров. Железную дорогу называли однопуткой, потому что железнодорожный путь был один. На станциях в маленьких городках, через которые проходит железная дорога, был так называемый разъезд. Здесь поезд останавливался на отводном пути и стоял до тех пор, пока через эту станцию не пройдет встречный поезд. Только после этого продолжалось движение дальше до следующего перегона без риска столкнуться со встречным поездом, который теперь уже сам стоит на боковом пути, где-то на разъезде.
          К своему ужасу, я случайно узнал, что и сегодня дорога из Свердловска (Екатеринбурга) в Тавду ничуть не изменилась. И катятся по этой однопутке те же самые полуразвалившиеся вагоны времен Великой Отечественной войны.
          Все смотрели в сторону последней перед нашим городом станции Морошка, все смотрели на семафор, стоящий горизонтально, значит, путь еще закрыт. И вот, наконец, семафор из горизонтального положения одним концом поднялся на 45 градусов вверх. Путь поезду, везущему маршала, открыт. Волнение нарастало. Вот уже виден паровоз. Он, пыхтя и задымляя небо черно-белыми выбросами, медленно катился к перрону. Через несколько минут поезд, заскрежетав тормозами, остановился.
          Открылась дверь вагона, в тамбуре появился офицер. Он объявил, что Георгий Константинович простужен и выйти, чтобы поздороваться, не может. Стройные ряды солдат и офицеров не шелохнулись. Мороз на улице не действовал на ожидающих. Стихийно, без команд, послышались здравицы в честь великого гостя, а затем и крики «Ура!». Через несколько минут ожидания внутри вагона, вдоль окон двинулась папаха, и в дверях тамбура появился легендарный маршал. Он что-то негромко говорил, показывая рукой на горло, обвернутое для утепления белым шарфом. Эта молчаливая встреча длилась несколько минут, но запомнилась мне на всю жизнь.
          На следующий день в клубе Тавдинского лесокомбината состоялась встреча Г.К. Жукова, кандидата в депутаты Верховного Совета СССР, со своими избирателями.
    Не могу сейчас назвать точную дату этого события. Но я тогда учился в пятом классе, значит, это было приблизительно в 50-м году прошлого века.
          А вспомнил я об этом вот почему. С сентября 2004-го, то есть, более десяти лет я живу в Германии. Связь с Москвой и Россией имею постоянную, но связь эта – телефонная, телевизорная и журнально-газетная. Получая, кроме того, информацию из немецкой и другой прессы, российские эмигранты имеют хорошее, более реальное, представление обо всем, что происходит на Родине.
          Социологические исследования констатируют незнание роcсийской молодежью своих героев. Обидно, что они не знают не только героев более ранней истории, но они не знают даже героев, победивших фашистскую Германию и освободивших Европу от нацистской чумы. О второй мировой войне написано очень много художественной литературы. Талантливые писатели, поэты, художники, скульпторы, кинематографисты правдиво отразили эту четырехлетнюю беду и героическую Победу. Но молодежь сейчас читает мало, кинопрокат только еще набирает силы после перестроечного развала. А в это время образовательная программа всего лишь информирует школьников об этой войне мимоходом. Толпы экскурсантов все еще устремляются к мавзолею с мумией величайшего злодея, проходя мимо замечательного памятника Жукову, не зная или не узнавая его. А ведь это – трагедия и нарастающая беда, потому что невозможно устремляться в будущее, не зная прошлого.
          Ну, кто этого не знает? Знают все. Говорят об этом, вернее, болтают, с экранов телевизоров умные дяди. Нас учат жить те, кто нами управляет, и кто нас десятилетиями дурачит. Можно понять трудности восстановления народного хозяйства. Можно хорошо напрячься и, поскрипев зубами, постараться выжить на нищенской потребительской корзине. Но невозможно понять, почему школы снабжены учебниками истории или литературы, извращающими детские умы искажением истории Великой Отечественной войны и исключением из учебной программы многих классиков русской литературы.
          Чтобы учить молодежь добру через литературу и правде через историю – для этого не требуются ни природные ресурсы, ни обороноспособность, ни высокая производительность труда. Даже усилия политической воли здесь не нужно. Это просто надо захотеть и шевельнуть мизинцем. И будут сотворены школьные учебники, и умные образованные компетентные люди коллегиально выберут учебники лучшие из лучших. И тогда молодежь будет знать своих героев.
Сегодня я, как мог, рассказал своим внукам и будущим правнукам о том, что мне довелось жить в одно время с великим русским полководцем, на одно мгновение соприкоснуться с тем человеком, имя которого уже встало в один ряд с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
          Это – маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков