Охота

Лев Коган
фото : дятел с лаской на крыльях               

 Посвящается моим дочерям Ане и Вике
                в доказательство того,
                что каждая секунда жизни
                прекрасна и неповторима.


Когда говорят «восьмое чудо света», разводя руками и делая мечтательное лицо – я многозначительно улыбаюсь.
 Сразу вспоминаю великого шутника и баснописца И.А.Крылова. На дружеской вечеринке рыболов в азарте, рассказывая о счастье рыбака, показал величину пойманной стерляди.
Когда он разводил руки, Крылов поднялся со стула и отошел в сторону. «Что вы делаете, Иван Андреевич?» - спросил рассказчик. Крылов ответил: «Пропускаю Вашу стерлядь, она сейчас будет длиннее стола».
Азарт охотника! Описать его невозможно. Сделайте над собой легкое усилие – и быстрее в лес.
 Вот где вы ощутите сполна этот заразительный  азарт.
Я иду по лесу, очарованный сменяющимися пейзажами. Первое открытие удивляет - вот они, те самые привлекательные уголки России, которые мы так охотно разглядываем на полотнах художников.
Именно в таких местах они черпали вдохновение, эмоции и тайну необычайных оттенков.
Я останавливаюсь… Поразительно!
 Возникает удивительное чувство сопричастности к их творениям.
 Но картины в музеях, заполняющие пространство стен, статичны, неподвижны. В них нет ни музыки леса, состоящей из шума листвы, пения птиц и журчания ручьев, ни очаровательной светотени полян с особым звуком летающих насекомых.
 А тут эффект красоты резко усиливается пространством, объемом, музыкальным очарованием  от лесных звуков, и колебаниями воздуха от испарений, исходящих от трав, листвы, цветов.
 Это приблизительно такое же ощущение, какое испытываешь, когда в горах слышишь, как многократно усиливается эхо, отраженное от ущелий и вершин.
Конец августа...Начало дня...Красота неописуемая..Деревья  в изумительной по тону и цвету листве.
Уже некоторые листья опали и создали желто- красные островки на ярко-зеленой лужайке.
Не выдерживаю. Снимаю обувь..
Листья тихо шуршат под ногами.
Продолжаю наблюдение…. Каждая ветка шевелится по-своему,  одна от ветерка, другую чуть колышет испарение, а третья пружинит от взлетевших птичек или от летающей белки.
 Каждый цветок удивляет  своим неповторимым ароматом, а каждый лист - своеобразным строением и оттенком зелени, особой формой.
 Одни листья, в густом лесу,  темно-зеленые, сочные. Другие, на поляне, где царит солнце, зелено-желто-красные, а если добавляется синева неба – даже с сиреневым оттенком.
А формы? Какие формы! … Например, листья клена – они какие-то особенно вызывающие. Их изгибы удивительны.
Листья дуба  как будто вычерчены специальным лекалом. А желудь с его шапочкой – это же чудо красоты.
Поражает и расцветка. Она так изменяет и украшает букет леса, что надолго задумываешься – где спрятался искусный  дизайнер и как он это сотворил?
Вот чистые, с бело-полосатыми стволами березы. Как они нежны и поэтичны. Пейзаж сразу дополняется какой-то фантастической романтикой. Представляется хоровод стройных красивых девушек, поющих задушевные песни.
 Я даже сам подстраиваюсь под их танец, ладонью касаюсь гладкого ствола и делаю тур вальса…. Хорошо, что этого не видят соседи … Что бы они подумали?!
В отличие от берез, сосны стоят, как часовые. Похожи на гренадеров прошлого века.Такие же высокие, стройные, подтянутые, и блестят стволами, словно орденами доблести.
А густо-зеленые дремучие ели рядом. Опустили ветви вниз и как будто говорят посетителям: «Проходите, мы вас уже давно здесь ждем».
Меня останавливает запах. Он особенный. Это аромат хвои в сочетании с запахом смолы, дурмана, медуницы…
 Возникает чувство опьянения, но в отличие от действия вина, тумана в голове нет. 
Наоборот, необъяснимое возбуждение, какая-то радость и понимание, что ты живешь в этом мире чудес.
 А главное, что живешь на Земле не один,  и вся живность с её окружением имеет в мире  свое изумительное  значение и очарование.
Порой возникает желание заблудиться,  лечь где-нибудь на лесной поляне на спину и, глядя на небо,  мечтать, мечтать, мечтать…
Вот прилетела бабочка. Раньше я таких здесь не видел. Как она попала на лесную поляну – неизвестно. Ведь ей надо было пробиться через гущу леса.
Лесная фея садится на цветок, и сразу же от красоты захватывает дух. Ну, каким образом, как природа отыскала такие краски?
 Стройное маленькое тельце с полосатенькой  грудкой. Усики с точками-шариками на конце, и крылья…
 Кто их рисовал? Большие, с волнистыми краями и черными каемками.  А на них пятна немыслимой красоты, напоминающие расцветку павлина.
Она так и называется – «Павлиний глаз». И все это преломляется, сверкает, пестрит, доводя эмоции до  высшей точки.
Бабочка грациозно поворачивается на цветке, как модель на подиуме, демонстрируя красоту и изящество одеяния, потом взмахивает крыльями и улетает…
  Это возвращает меня к философским рассуждениям, откуда берутся силы в таком маленьком тельце, чтобы махать такими огромными крыльями?  Воистину природа удивительно загадочна, и еще более удивительно прекрасна.
Я перехожу ручей. Поток жаркого воздуха сменяется приятной прохладой. Ощущения усиливаются и дополняются нежным журчанием воды.
 И вновь иллюзия: будто под какой-нибудь корягой спрятался лесной водяной и играет на струнах старинной арфы, смешивая журчание воды с музыкой леса: Глинь… Глинь… Глинь…
Вот шмыгнула рыбка, сверкнув серебряным  хвостом и оставив радужное сияние брызг в лучах, пробившихся к воде через листву.
 А вот жук-плавунец. Как маленький затерянный бриллиантик, постоял на месте, посверкал пестрыми боками и сразу после одного-двух движений отплыл на несколько метров. Опять загадка – как?
Ну, а тут уже целое представление. Через ручей переброшена палка, и по ней, как по автостраде, двустороннее движение муравьев. Одни трудяги «в поту» тащат неимоверно большие палки, иглы. Другие, видимо, лесные корсары – нападают, пробуют отнять добычу. Тогда начинается настоящее сражение.
 Сначала это выглядит как «перетягивание каната». Но затем муравьи, упираясь задними лапками, начинают кружиться вокруг добычи, мешая общему движению. Остальные, недовольные, стараются спихнуть хулиганов с дороги.
А это уже вообще смешно. Маленький разбойник оттолкнул одного соседа, не пропустил другого, а затем встал на задние лапки и, многозначительно потирая передние, выбирает: «Кто следующий?»
Можно, конечно, продолжить наблюдение, но охота не любит отвлечения.
Я иду к «бермудскому треугольнику». Так я назвал изумительное  место в лесной чаще, ограниченное тремя, поваленными ураганом, деревьями.
 Это место я оставляю напоследок, как бы для наиболее ярких и таинственных впечатлений.
Сначала к моховикам и подберезовикам. Они рядом за болотцем. Соседи по даче накануне пришли довольные добычей и уверенно заявили: «Пошли моховики!»
Этого момента ждет каждый грибник.  Я перехожу болотце, красивое по-своему.
 Запах дурмана усиливается. Букет леса дополняется красотой болотных трав.
Нетерпение мое нарастает. Вот зеленый моховой ковер. Появляется азартный зуд, как бывает после укуса комаров, усиливая напряжение поиска.
 Наверное, я похож на индейца, выслеживающего добычу, думаю я о себе с юмором.
И вот! Ура! В зелени мха, по которому я иду очень осторожно, чтобы не измять эту великолепную «перину», показалась желтая пуговка! 
Моховичок,  гладенький и блестящий, как маленький цыпленок, ложится на ладонь первой добычей.
Пристально разглядываю его со всех сторон. Вот – еще одно чудо света.
Но охота есть охота! Оглядываюсь. Ба! Там еще несколько, а справа и слева еще и среди них два больших, как родители семейства. Получился настоящий волшебный круг: папа, мама и детишки на зеленом покрывале густого мха.
Украшают этот ковер черничные кусты с крупной черникой, а среди ягод красуются старые пни, покрытые оленьим мхом.
Светло-зеленый и сероватый оттенок его красивых веточек,преломляя и отражая лучи, придает своеобразный колорит всему островку с моховичками.
 Кстати, народные целители исстари использовали исландский мох для лечения ран, а в последнее время ученые доказали, что в нем имеется сильный антибиотик. В войну им спасли многих бойцов.
         Нежно выкручиваю моховички у самого основания, стараясь не повредить грибницу. Этот способ я давно проверил. На том месте, где я собирал – грибница не повредилась. Каждое отверстие закрываю мхом, а старые грибы использую для рассады. Закладываю их споровой частью под мох именно в тех местах, где я их нашел.
Вот почему «свои места» всегда дают мне хороший сбор.
Надо же, только зашел – и уже полкорзины! Удивительно. От волнения присаживаюсь на пенёк.
Но я, оказывается, не один. Рядом маленький лягушонок. Глазки большие, как пуговки, а сам с гладенькой пятнистой коричневато-зеленой кожей.
Вот он напружинился и скакнул на соседний пенек, и сразу заблестел под лучами солнца, отчего стал похож на царевну-лягушку. «Глупенький, ищи маму» – тихо говорю я ему, боясь, что его кто-нибудь съест.
Мои места и в этот раз меня не подводят. Обхожу болотце, и корзина быстро заполняется. Отрезаю и отдельно складываю шляпки, отдельно кладу ножки.
 «Вот это улов!» – восторгаюсь я.  Пожалуй, надо оставить место для других грибов, да и все выбирать нельзя, иначе погибнет грибница. Для чего она дает свои плоды? – рассуждаю я, как о живом существе. Как научить людей дружить с природой? – продолжаю я свои размышления.
Было бы здорово, если бы каждый ценил богатства леса
и оберегал их.
Иду к березняку. Так мы с женой прозвали молоденький лес, в основном березовый, где обычно растут подберезовики и красные.
 Этот лесок имеет свою «визитную карточку», он как-то  по –своему красочен в этом сочетании зеленого мохового ковра, маленьких нежных берез,  рябинок и осин.
Вот появляются первые шляпки обабков – так называют светло-серые подберезовики с тонкой ножкой.
 Я наклоняюсь, чтобы забрать гриб, а тут вокруг него целых пять! Как они умеют прятаться! – удивляюсь я.
Эта находка вновь призывает на охоту.
Азарт –есть азарт. Начинаю буквально «носом всматриваться» в корни каждой березки. И, действительно, отыскиваю, хотя до этого прошел эти места несколько раз.
 А вот и черноголовик! Изумительно, аж дух захватывает!.
 Опять невольно останавливаюсь – ножка похожа на ствол березки – беленькая, плотная, объемная, а головка гладкая, черная, блестящая. Долго любуюсь грибом, стоящим в горделивом одиночестве в центре мохового ковра. Жалко срывать.
 А, вообще, где-то должны быть еще и другие. Я начинаю буквально «фланировать» около него, но ничего не нахожу.
Значит еще рано для них, делаю я заключение, будут позднее. Красных найти не удается. Но я не унываю. Впереди «бермуды». Там то я уж обязательно их найду.
По пути встречаю громадный муравейник. Опять останавливаюсь в восторге - все шевелится!
Ну и труженики, удивляюсь я. Целый город муравьев и каждый тащит свои, порой невероятные предметы: яйца, щепки, иголки хвои, листья, погибших насекомых и даже мертвую большую бабочку.
Не зря их называют санитарами леса.
В середине муравейника, к моему удивлению, растут два крепких моховика.
 А рядом изумительной красоты мухомор. Такой необыкновенной яркости, красочный, что я, завороженный, сажусь на корточки и приблизительно с минуту разглядываю его белые пупышки на красно –оранжевой головке и изящные белые  ожерелья вокруг ножки.
 Мною овладевает детское счастье, и, как маленький ребенок, я рассуждаю: «Почему он мухомор? Надо понюхать. Но у него же  приятный  грибной запах».
Затем, подтрунивая над собой, делаю  наивное заключение, под стать моему внуку: «Вот не помер, значит я не муха».
Когда мы с женой впервые попали на «бермуды», то были поражены сочетанием необычайной красоты природы и невероятных ее даров.
Причем изумление наше нарастало постепенно. Сначала, перейдя через канаву, окаймленную сиренево-розовым иван-чаем,  и попав в черничник, мы были удивлены размером черники и тем, как она обильно покрывает кусты.
За каких-то 20-30 минут были наполнены все наши черничные емкости.
Затем, когда  мы вышли к поваленным деревьям, образующим треугольник, нам предстала удивительная картина: на приподнятой площадке светло-зеленого мха красовались большие красные грибы, а рядом в низине, тоже покрытой уже темно-зелёным мхом, была поляна лисичек, и рядом, под берёзками, росли ядреные белые грибы.
С того времени наши заходы на «бермуды» всегда были удачными. 
Вот и  в этот раз я отыскал чудо. Три изумительных больших красных гриба почему-то срослись вместе.  Как будто лесовик придумал специальный приз для удачливого охотника.
 И, хотя рядом площадка белых, оторвать глаз от этого трио не удается… Это как симфония, апофеоз удачи.
Смотрю на них, и вдруг действительно  в голове возникает музыка Штрауса: «Сказки венского леса».
Надо же, какая ассоциация, изумляюсь я. Это гениально, создать в музыке сочетание цокота копыт, шума листвы и пения птиц.
Правда, птицы сейчас почти не поют, а обучают птенцов летать. Значит Штраус сочинил это произведение весной или в начале лета. Наверное, любил лес – заключаю я.
И радуюсь, что я люблю лес не меньше Штрауса.
         С трудом отрываюсь от подарка лесовика. Без белых охота неполноценна – они кульминация похода. Это скажет любой грибник.
 Я иду на следующую полянку, где мы раньше находили белые. Возбуждение на пределе.
Чтобы как-то умерить азарт, я ставлю корзинку на пенек.
Белые требуют особой внимательности.
 Как на острове сокровищ, начинаю делать разметку.
 Продольная ось корзины, как стрелка компаса – показывает на юг и на север, а ручка – на восток и на запад.
Я отсчитываю шаги на север – нет, на юг – нет, на запад – нет,  и вот на востоке, прикрытый травкой, стоит боровой.
 Плотный, красавец, как будто специально созданный  для украшения верхнего слоя собранных  в корзине грибов. А рядом еще три меньших размеров.
 Вот теперь можно и домой.
 Корзина тяжелая, но тут действительно, как в поговорке, своя ноша не тянет.
 Выхожу из леса счастливый и гордый, медленно вышагиваю по улице поселка.
Ловлю изумленные взгляды соседей. Желающим объясняю историю находки каждого гриба.
Вечером вся семья разбирает грибы и долго удивляется  их красоте.
Приходят соседи, чтобы посмотреть улов. Некоторые осторожно выспрашивают:  «Где нашел?»
Но каждый грибник знает, что тайна места – это основа удачи. Поэтому я стараюсь отвечать неопределенно: за ручьем, за высоковольтной линией, сохраняя эту тайну…
 Так делают некоторые животные, уводя хищников от своих детей, чтобы спасти потомство.
Наконец, разбираю постель и ловлю себя на том,что сразу начинаю дремать, как ребёнок, которого накормили любимой кашей, дали тёплого молочка и почитали на ночь волшебные сказки, сполна надышавшись лечебным воздухом и насладившись чудесами леса с его невероятными обитателями и еще более удивительными дарами.
Непроизвольно возникает мелодия Штрауса:Там-там,..там-там,там-там,..там-там!
Восьмое чудо света  рядом с Вами. Дерзайте!