1. Поэтический «гимн безрассудству» Лары Джой
В своё время Арсений Тарковский восхищённо наблюдая за бабочкой удивлённо воскликнул:
«Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И - боже мой! - какой-то мотылек,
Как девочка, смеется надо мною,
Как золотого шелка лоскуток.»
Поэт умел в малом восхищённо видеть великое и чувствовал внутреннее родство со всем живым.
Поэтому себя он охотно сравнивал с домашним сверчком:
«Если правду сказать,
я по крови — домашний сверчок,
Заповедную песню
пою над печною золой...»
Лара Джой очень изящно продолжает эту традицию в совершенно своём ключе. В двустишии «Иллюзия»
ракрывается острая настальгия по необыкновенной жизни:
Я жизнью бабочки хотела бы прожить,
Чтоб не успеть мне огорчиться.
Ответ на загадочный смысл стихотворения кроется в его заглавии. Да, это, несомненно, иллюзия,
но как всё же она пленительна! Поэтому стихотворение это вдохновило других поэтов на
множество ответных импровизаций.
А в другом стихотворении Лары Джой мы встречаемся уже с «шотландским» сверчком, обращающимся
к неведомому другу:
В твоей жизни я просто...
шотландский сверчок.
Заползаю несмело я...
в твой сапожок,
И согревшись неловко...
достану рожок,
И станцует неровно...
мне Сэр паучок.
Рожок шотландского сверчка перекликается со скрипкой сверчка Тарковского, возможно пробуждённый
ею, ведь этот поэт когда-то предрёк:
И заречье твое отзовется сигнальной трубой...
Рожок звучит скромно, но всё же уверенно в свою очередь пробуждает к робкому сотворчеству другие
поэтические натуры. В их самовыражении Лара Джой умеет увидеть изящное благородство, называя
паучка Сэром с большой буквы.
Так постепенно из скромного пения маленьких природных созданий как из молекул живого
творчества рождается чудесный гимн «поэтическому безрассудству», который звучит гораздо
мудрее скучного голоса рассудка:
От серого правдоподобия,
Где дышится трудно мне,
Мы спрячемся детям подобные
С кузнечиками в траве...
И запах пьянящий вдыхая,
И за руки взявшись вдвоём,
Всем местным сверчкам подпевая,
Мы гимн безрассудству споём.
(Мы спрячемся...)
Такие стихи приносят нам глоток свежего воздуха, напоённого ароматами полей и пением маленьких
менестрелей. И мы радостно дышим их творчеством...
2. «Бежать из совершенства в совершенство...»
Стихи Лары Джой врываются в жизнь человека как фейерверк необыкновенно живых эмоций, насыщенных
желанием жить во всю свою полноту, впитывая в себя красоту и радость жизни всеми юными фибрами души:
Я не зову воспоминанья,
И прошлое я не люблю,
Сердец холодных увяданья
Свидетелем быть не хочу.
Люблю сегодня и сейчас,
Вдыхать, внимать, не наглядеться,
Природы буйство или благодать,
Бежать из совершенства в совершенство...
(Я не зову...)
Темперамент этот чем-то напоминает цветаевский, однако он неизмеримо более оптимистичен,
жизнерадостен и пронизан каким-то внутренним светом:
Люблю я утра тишину,
Когда лишь пенье птиц тревожит,
И взгляд, летящий в вышину,
Мгновенье счастья в сто' крат множит.
Читатель невольно уносится этим взглядом ввысь и изумлённо чувствует вместе с лирической героиней
как мгновенье счастья действительно каким-то чудным образом умножается в сто крат! А дальше его
ожидает ещё большее чудо:
Как будто детский лик из туч
Тебе беззубо засмеётся,
Щеки коснётся нежный луч
И снова в небо унесётся...
(Нежный луч)
Солнце, смеющееся тебе как беззубый младенец и своим лучиком играющее с тобой! Лара Джой, видя
во всей природе какого-то мудрого в своей беззаботности ребёнка, призывает воспринимать мир
непосредственно как это делают дети, открыто общаясь и сливаясь с ним в одно гармоничное целое:
От серого правдоподобия,
Где дышится трудно мне,
Мы спрячемся детям подобные
С кузнечиками в траве...
И запах пьянящий вдыхая,
И за руки взявшись вдвоём,
Всем местным сверчкам подпевая,
Мы гимн безрассудству споём.
(Мы спрячемся...)
Однако поэзия эта далеко не инфантильна, ей свойственны и глубокие душевные переживания. Ведь
настоящую радость может дарить только человек по-настоящему прочувствовавший печаль земного
бытия и нашедший свой выход из её лабиринтов. В стихотворении «Душа забылась» возникает образ
души, забившейся в клетке своего земного тела как птица, не отттолкнувшая горящих углей:
Душа забылась у меня, душа забылась...
И в клетке судорожно не забилась,
Горящие угли — не оттолкнула,
А безразлично тихая уснула.
Вот так живёт забытая душа:
И плачет, и смеётся — не дыша...
И кто сказал, что человек живёт,
Когда он по инерции жуёт?
Мы не знаем причины этого страдания, но оно описано с такой живой силой, что сколько ни читаешь
его ком подступает к горлу и что-то переворачивается в тебе и ты уже не можешь дальше так жить,
просто «по инерции жуя».
Сокровища печали и радости щедро открываются для слушателя этих стихов. Они не могут оставить
равнодушными, но как будто взяв тебя за руку, властно ведут за собой в какую-то радостную
и светлую страну:
Я открою свою страну
И за собой позову тебя
Там, если я тону,
Соломинка спасает меня.
Там перед всем Прекрасным
Колени свои преклоняют,
Там Радость как одуванчик
С ветром меж нами летает.
В этой стране людей
Нежно Любовь охраняет,
В этой стране детей
Матери не бросают.
(Я открою свою страну...)
И ты уже не можешь не верить, что эта страна действительно есть в нас. Страна, которую только
надо открыть. Но что для этого нужно кроме того, чтобы стараться быть непосредствеными как
дети? Ответ на этот вопрос находим в стихотворении «Ищите»
Ищите в себе человека,
И не дайте ему умереть.
Найдите в другом человека,
Чтоб зло на земле стереть.
Откроем навстречу друг другу
Прекрасный души наш ларец,
Чтоб не возникло вопроса:
Зачем же создал нас Творец?
В каждом стихотворении Лары Джой сокрыта какая-то загадка, которая ждёт, чтобы её разгадали.
Так в этом призыве ларец нашей души — это образ Божий в нас, а его содержимое — это подобие
Божие. Ларец один, потому что во всех нас один образ и одно подобие Божие.
Так же как песни Булата Окуждавы должны быть пропеты, стихи Лары Джой должны быть прочитаны
вслух, чтобы открылась их магическая жизненность и мелодичная красота. Они начинают жить звуча.
Так, например, в одном из стихотворений явно слышится волшебный голос горлинки, великолепно
переданный звукописью:
И горлинки воркующие звуки
О продолженье жизни говорят.
И здесь мы не можем не вспомнить стих из «Песни Песней» Соломона:
И голос горлицы слышен в стране нашей... (Песн. 2:12)
как бы нашедший своё достойное продолжение в современной русской поэзии.
3. «Все искры счастья мира»
Поэтическое видение Лары Джой наделено редким умением открывать в простых, незаметных вещах
удивительную красоту и философичность. Такая казалось бы мелкая деталь пейзажа как листочек,
который кружится на паутинке, обретает в стихотворении «Листок на паутинке» поэтическую и
философскую глубину:
Повис листок на паутинке,
Пронзённой солнечным лучом,
Кружил, горел на тонкой нити
И с жизнью был он обручён.
Вот так любви пленительная сила
Нас не оставит никогда,
Собрав все искры счастья мира,
С собою свяжет навсегда.
Традиция родственного внимания М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и М.М. Пришвина находит здесь
своё продолжение в тонкой параллели между деталью пейзажа и таинственным духовным законом
любви. Однако эта параллель наделена темпераментом юной Цветаевой и светящимся оптимизмом
Тарковского: светопись образная и звуковая буквально пронизывает собой всю поэтическую
картину, благодаря светоносным звукам «с» , «з», и «ч».
Таинственную связь между паутинкой и «пленительной» силой любви нужно угадать: так же как
паутинка, вобрала в себя искры солнечных лучей, так и любовь, угаданная в этой нити, собрала
«все искры счастья мира». Сравнение паутинки и божественной любви поражает своим изяществом
и редким умением в малом видеть великое.
4. Есть память...
Однако есть у Лары Джой стихотворение, о котором не хочется ничего писать, чтобы не нарушить
впечатления, которое оно оставляет в душе:
Есть память у земли, воды и неба.
Бесследно не уйдёшь в непонятую Даль,
И брызги радости и счастья или гнева
Оставишь здесь как пошлину, как дань.
И свет твоей улыбки будет вечно,
И сердца стук дождинка повторит,
И каждый лепесток, шурша беспечно,
Твои слова любви проговорит.
Здесь мне хочеться присоединиться к словам Александры Плоховой об этом произведении:
"Молчу... Молчу, ибо боюсь, что даже самое восторженное слово может нарушить в моей душе
ощущение гармонии мысли, слова, чувства и звучания Вашего стихотворения..."
*Стихи Лары Джой расположены на сервере стихи.ру. Разрешение на цитирование получено от автора.