Томас Мантон. Слово Божие в наших сердцах

Инквизитор Эйзенхорн 2
СЛОВО БОЖИЕ В НАШИХ СЕРДЦАХ
Томас Мантон (1676)
 http://www.eternallifeministries.org/tm_word.htm

 "Слово Твое сокрыл я в сердце моем, чтобы не грешить пред Тобою" (Пс.118.11). Обязанность детей Божьих - сокрыть Его Слово в своих сердцах и при этом сделать так, чтобы их знание Бога и радость о Нем были направлены на практику.
Первый долг и необходимая практика детей Божьих - сокрыть Слово в своих сердцах. Это подтверждается Писанием: "Да не отходит книга закона  от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь" (Иис.Нав.1.8). "Прими закон из Его уст, и положи слова Его в сердце своем" (Иов 22.22 KJV). Вложи слова Его, которыми мы должны руководствоваться во всех вещах, в сердце, чтобы они не были потеряны, и пусть они будут для тебя сокровищем, которым можно пользоваться во всех случаях жизни. Пусть они не задержатся только в голове или в памяти, но изменят наши привязанности:  "Слово Христово да вселяется в вас обильно" (Кол.3.16). Для этого будем прилежны в изучении Писания, ибо мы можем постичь его лишь через частое слушание, чтение и размышление по его поводу. Пусть оно не стоит у нашей двери, как чужой человек, но будет введено во внутренние комнат нашей души; познаем его таким образом, чтобы жить по нему. Бог укоряет Свой народ: " Я написал ему [Ефрему] великие дела закона Моего, но они сочтены им как бы чужими" (Ос.8.12). Быть чуждым Слову Божию, мало знать его - это великое зло.
Что же это такое - сокрыть Слово в наших сердцах? Это значит: 1) Понять его и получить знания о нем необходимо, чтбы принять его в душе разумно и с пониманием:   "Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей» (Притч.2.10). 2) Согласиться с ним верой. Слово должно вселиться в сердце верою, иначе оно вскоре окажется напрасным. "Слово проповеданное не принесло им пользы, не растворенное верою слышавших его" (Евр. 4.2 KJV). 3) Воспринять его с любовью. Христос жаловался: "Вы ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас" (Иоан. 8.37). Люди так одержимы похотью и предрассудками, что в них нет места для слова Христа.  Хотя оно может входить в их сердца с доказательствами и властью, но оно не остается там, ибо вскоре изгоняется как нежеланный гость (4). Оно должно глубоко укорениться в нас. Многие люди принимают его на какое-то время; они могут быть сильно воодушевлены им, могут иметь от него большую радость, но в них нет глубины, а значит, и благодати: "вы хотели малое время порадоваться при свете его" (Иоан.5.35). Слово должно стать предметом нашей постоянной привязанности, если мы хотим обрести в нем утешение и извлечь из него пользу. Мы читаем о "насаждаемом слове" (Иак.1.21), но если корень проблемы в нас, мы зря ждем плодов.
Есть две причины, по котором сокрыть Слово в сердцах является великим долгом и практикой святых. Во-первых, мы должны подготовить его для нашего использования. Мы должны усвоить в нем принципы, которыми мы будем руководствоваться во всех случаях жизни. Когда Слово сокрыто в сердце, оно будет готово войти в язык и практику, и тогда оно будет получено нами, чтобы направлять нас в каждом нашем деле и каждой обязанности.  Если люди бегут на рынок за каждой мелочью, вряд ли их можно назвать хорошими хозяевами. Искать утешений, когда мы нуждаемся в них, и каждый раз раскрывать книгу - не так благословенно, как сокрыть слово в сердце. "Хороший книжник, наученный Царству Небесному ... выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13.52 KJV). Иначе говоря, у него есть не только новый урожай, но и прошлогодний; не только то, что он сейчас получил из уст в уста, но хороший запас истины. Так должно быть с христианином, и это является очень большим преимуществом.
Во-первых, это предотвратит напрасные мысли. Почему зло так явно присутствует с нами? Потому что наш запас духовного знания настолько мал. Любой человек, имеющий лишь медные деньги, не будет готов потратить их так, как тот, у кого есть серебро и запасы. Тщетные мысли будут всегда сопровождать нас, если Слово не вселяется обильно в наши сердца. "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе" (Мф. 12.35). Труд нашей души - это одновременно и наше сокровище, и наш инвентарь.  Ум работает над тем, что он находит в себе, как мельница перемалывает все, что в нее вложено, будь то полова или кукуруза. Поэтому, если мы не хотим допускать дурные и тщетные мыслии весь день, мы должны скрывать Слово в наших сердцах.
Во-вторых, когда вы одни и вам нет помощи, ваши сердца смогут предложить вам совет, утешение или обличение. "Ночью учит меня внутренность моя" (Пс.15.7). Если мы одни, и отделены от окружающего мира темной завесой, и у нас нет рядом Библии, служителей или друзей-христиан, Слово в нашем сердце сможет наставлять нас, и мы сможем извлечь из него то, что  нас освежит. Следуя Библии, христианин будет иметь хороший духовный запас и сокровища в себе.
 В-третьих, это наставит нас в молитве. Бесплодие и окаменение души - очень большой недостаток, на который часто жалуются дети Божьи. И одна большая причина его в том, что Слово Божие не останавливается обильно в них. Если ваше сердце часто обращается к Слову, это Слово будет воодушевлять вас в молитве, взращивать ваши духовные привязанности, и тогда мы должны иметь больше возможностей излить наши души перед Богом. "Излилось из сердца моего слово благое"; что из этого следует? -"язык мой - трость скорописца" (Пс.44.1). Когда сердце полно, язык может говорить легко и свободно. В чем причина нашей немоты и косноязычия в молитве? Потому что наше сердце настолько бесплодно. Если весна сухая, в любом потоке воды будет немного. "Возьмите меч духовный, который есть Слово Божие", и тогда "молитесь всякой молитвой" (Еф.6.17-18 KJV). Когда у нас есть хороший запас Слова, это вырвется из нас в молитве.
В-четвертых, оно будет большим подспорьем для нас во всех наших делах. Притчи говорят о заповедях Божиих:  "навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.  Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою" (6.21-22). Во всяком положении Слово породит в вас достойные мысли. Пусть, когда мы просыпаемся, наши первые мысли утром начнутся с Бога, и наше сердце будет расположено таким образом весь день; и когда мы будем заниматься своими делами, Слово произведет в наших сердцах страх Божий, и когда мы спим, оно будет охранять нас от пустых мечтаний и фантазий. Злой грех человека поглощает все его мысли: он использует его весь день, играет в его воображении всю ночь, он привлекает его ранним утром, потому что человек чужд Слову Божию. Но человек, в которого вошло Слово, становится сам для себя Библией, ибо Слово всегда будет призывать его исполнять свой его долг, сдерживая его от греха, направляя его на всех его путях.
В-пятых, иметь Слово в своем сердце - это большое облегчение от искушений. Слово называется "Меч Духа". В духовных конфликтах нет ничего полезнее. Те, кто уезжают далеко в опасное время, не обходятся без оружия. Мы находимся в опасности искушений, и мы должны владеть мечом Духа. Чем больше наша готовность уразумевать Писание, тем больше наше преимущество в конфликтах и соблазнах. Когда дьявол пришел напасть на Христа, Господь отвечал ему Писанием, в результате чего Он преодолел искусителя. Закройте дверь сатане, и он не сможет найти такой легкий вход, когда Слово сокрыто в наших сердцах, и используется уместно. "Я написал вам, юноши, потому что вы сильны". В чем же заключается их сила? "И слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Иоан. 2.14). О, это большое преимущество, когда Слово не только есть у нас, но и привито в нашем сердце! Когда оно присутствует с нами, мы много более способны противостоять атакам сатаны. Человек должен забыть слово и оставить привязанность к нему, прежде чем он впадет грех.
 В-шестых, это большое облегчение в скорбях. Наши мучения в беде приходят от невежества или забывчивости. "Вы забыли утешение, которое обращается вам, как к детям: сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не слабей, когда Он упрекает тебя" (Евр.12.5 KJV). Если сорная трава растет в нашем саду, то мы не успокоимся, пока не поймем, как от нее избавиться. Нет болезни и скорби, от которой не было бы средства в Слове. Это большое утешение и облегчение для нас.
В-седьмых, это делает наши слова и общение с другими более любезными. "От избытка сердца говорят уста» (Мтф. 12.34). Если у нас есть великое сокровище души, оно будет сходить с языка, ибо нет общения более быстрого, чем между сердцем и языком. Из-под крана течет лишь тот напиток, которым наполнен весь сосуд. Приходите к людям с изуродованной душой, попытайтесь разговорить их и порассуждать с ними - и вы не получите никакого результата, все ваши слова будут напрасны. Но человек, который сокрыл в своем сердце Слово, становится таков, что Бог может обращаться к нему снова  и снова. У бочки с вином должно быть отверстие. Если сказано, что уста невесты "сладки как соты", это значит, что она изрекает дивные слова.
Прежде чем я перейду ко второй причине, позвольте мне предвосхитить возражения. Разве мы не можем брать прямо от Духа и передавать Его слова? И разве не уместно не Слову написанному в книге, но именно сокрытому в наших сердцах усваивать все, созданное в нас благодатью? Я отвечаю:
(1). Без сомнения, служение Духа - принести все Христово в наш ум и память, и Он оказывает нам большую помощь, предлагая такие истины, которые могут дать душе наиболее своевременное облегчение в искушениях, молитве и делах (Иоан.14.16). Но та благодать, которая усваивается Писанию, никак не окрадывает Духа, ибо Он не только дарует благодать, но и работает во всех делах благодати. Он не только вдохновил Писания, но работает в нашем понимании их; Он оживотворяет нашу молитву, и, не позволяя нам доверять лишь нашему собственному пониманию и памяти, приносит нам должные мысли и впечатления вовремя.
(2). Я допускаю, что более того, дети Божьи могут сильно забыть истину, даже если она произвела впечатление в их сердцах, отчасти через нынешний туман ума и силу искушений. Псалмопевец обрел истину достаточно, чтобы поддержать его, но он сказал: "Пока я не вошел в святилище Бога, я был глупым и невежественным, я был как зверь пред Тобою" (73.17, 22 KJV). Даже в детях Божиих есть столько тупости, что они часто не могут вспомнить то, что им больше всего нужно в данный момент, как Агарь не видела источника, пока Бог открыл глаза ее (Быт. 21). Так искушения ослепляют нас и затемняют свет нашего понимания, и во многим именно поэтому мы получаем лишь небольшое утешение от проповеди Слова, ибо очень мало тех, кто достаточно мудр, чтобы научиться собирать запасы на плохой год. И отчасти мы таковы благодаря лени и халатности, будучи заняты другими вещами. Вполне возможно иногда, что мы можем руководствоваться Духом, и даже действовать под Его непосредственным водительством, без какого-либо посредства и  согласия нашего собственного понимания, как израильтяне "взяли отраслей пальмы и вышли навстречу Ему, и закричали: Осанна, благословен Царь Израилев, грядущий во имя Господне... Эти вещи не поняли Его ученики сперва, но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и они отнесли эти вещи к Нему" (Иоан.12.13,16 KJV). Многие тогда были водимы Духом, хотя на тот момент и не знали, что происходит.
(3) Святой Дух использует освященную память, в результате чего Писание обращается к нашей памяти и находит в ней то, что нам нужно. Мы можем сделать свое дело, если Святой Дух использует наши воспоминания: они "вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Иоан. 2.17). Те же, кто пренебрегают сокрытием Слова в своем сердце, не имеют таких времен утешения, когда Бог сильно работает в них Своей благодатью; там, где есть большая восприимчивость, есть большее влияние, а те, которые не знают этого, не могут рассчитывать на такую помощь, как те, в кого Слово жизни вселяется обильно.
Итак, вторая причина по которой мы должны скрывать Слово в наших сердцах, состоит в том, что Бог таким образом производит работу нашего возрождения. "Вложу законы Мои в мысли их, и запишу их в сердцах их" (Евр.8.10 KJV). Здесь наш ум сравнивается с каменными скрижалями, а сердце с ковчегом, и таким образом  от нас требуется, чтобы "записать их на скрижали сердца" (Притч. 7.3). Но каким образом мы можем сделать это? Только потому, что Бог совершает наше обращение, это наш долг? Я отвечаю:
(1). Бог требует от нас того, что Онреально совершает, чтобы показать нам наш долг как твари, а также силу Его собственной милости. Бог совершает наше обращение, но мы сами должны в свою очередь совершить обрезание нащих сердец и умерщвление наших членов, хотя мы и совершаем  это Духом. Он дает и требует, чтобы дать нам уразуметь как тщету наших усилий, так и значение наших обязательств.
(2). Это следует из того, что такая работа должна совершаться снова и снова, чтобы быть все более явной. Мы должны всегда возобновлять ее и снова и снова писать закон на наших сердцах, чтобы сохранить работу, совершенную прежде.
Использование 1.  Убедите себя  изучать Писание, чтобы вы могли получить понимание и скрыть Слово в ваших сердцах для благодатных целей. Это Книга книг; пусть она не лежит без дела. Мир не может жить без солнца, и закон Божий для христианина подобен солнцу для мира. Рассмотрим же использование Слова для преображения нашего ума и понимания.
Слово способно сделать "Божия человека совершенным, ко всякому доброму делу приготовленным" (2 Тим.3.17). "Как юноше содержать в чистоте путь свой? Храня себя по слову Твоему" (Пс.118.9). Молодой человек, который почти всегда беспечен и упрям и пребывает в угаре своих похотей, должен в особенности прибегать к Слову, чтобы очиститься и подчинить себя Богу. Поэтому давайте сокроем его в наших сердцах, и с этой целью:
1. Чаще будем размышлять над ним. "Мария сохраняла все слова сии» (Лк. 2.19 KJV); каким образом она это делала? Она сокрыла Слово в сердце своем. Размышление - это глубокая и постоянная работа мысли, которая угашает огонь наших страстей. Курица, сидящая на яйцах, вроде бы ничего не делает, но она настойчива и под ней зреет жизнь. Поэтому, если у нас есть лишь отдельные вспышки мыслей, подобные солнечным зайчикам на стене, мы не высидим истину, но серьезное и настойчивое размышление по милости Божией произведет свою работу. Настоятельно обращайтесь к своему сердцу снова и снова. Спросите, действительно ли это правда? Что будет, если я не обращу внимания на этот совет, и Слово Божие не найдет себе места в моем сердце?
2. Примем его в любви. Апостол говорит, что отступники стали таковыми потому, что они !не приняли любви истины" (2 Фес 2.10). О, дайте Слову впитаться в ваши привязанности! Если оно у вас только в уме и на языке, и если производит свою работу, то только через разговоры и ситуации, то вскоре оно уйдет. Семя, которое лежит на поверхности, расклюют птицы небесные. Поэтому глубоко сокройте его, и пусть оно работает в вас дальше и дальше. Если люди ограничиваются  простым восприятием истины, то она попадает лишь в их ум, но если они усваивают ее в сердце, она укореняется в них. Если она для нас дороже, чем наши самые любимые похоти, то мы устоим в ней. Усвоение сердцем имеет доказательства и власть; вы не можете не заметить того и другого.
Использование 2. Применяйте то, о чем вы читаете. Это явное предохранение от греха и противоядие от заразы мира. "Закон Твой в сердце моем, я не поскользнусь" (Пс.37.31 KJV). Пока истина остается живой и действенной для нас и влиянит на нашу совесть, мы если и будем падать, то не так часто. У нас есть много соблазнов, чтобы отвлечь нас от послушания, но мы находимся в безопасности, когда Закон Божий в нашем сердце. Посмотрите, как это было в сердце Иосифа: "Как я могу сделать сие великое зло и согрешу пред Богом?", то есть против Его суверенного величия, против такой бесконечной благости и могущественной силы, которая одна в состоянии и спасти и погубить!  Каждый раз, когда вы читаете Писание, вы должны что-то вынести из него. Лучший способ вывести сорняки - это перепахать землю и насадить доброе семя. Вспомните, что вы сокрыли в сердце своем, чтобы иметь утешение среди скорбей и бед? Одно обетование во время суда даст больше поддержки, чем все аргументы, которые могут быть произведены разумом. "Это мое утешение в бедствии моем: слово Твое оживляет меня" (Пс.119.50 KJV). У псалмопевца было слово, которое поддержало его; будем же так хранить Божии обетования! Это должно касаться прежде всего борьбы с грехами, к которым мы наиболее склонны.  "Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?" (Ис.42.23). Вам может быть хорошо сейчас, но что будет в то время, о котором вы не заботитесь? Следует подумать о том, что придет позже (ср. Ам.6.3-4).
Таким образом, будем слушать. Не слышать слегка, но скрывать Слово в наших сердцах, чтобы оно не было потеряно по нашей собственной небрежности, забывчивости, плотской склонности отвлекаться, чтобы оно не было отобрано сатаной, который жаждет вырвать доброе семя из наших душ. Когда Слово проповедуется, рядом с нами есть нечто больше того, что видимо; это собрание ангелов, а также демонов.  Всякий раз, когда сыны Божьи собираются вместе, там и сатана. Дьявол присутствует, чтобы отвлечь наше внимание с помощью блуждающих мыслей, властвующих предубеждений, он ищет для нас отговорки, увертки, заставляет нас судить других и перекладывать на них вину, когда мы начинаем хоть как-то видеть наш грех и его опасность. Дьявол не желает, чтобы мы пошли достаточно далеко и приняли Царство Христово. Поэтому давайте потрудимся, чтобы получить в свое сердце хоть что-то от каждой проповеди; если всегда вы получаете нечто новое, то духовная жизнь производит свою работу в вас. Добросовестное ожидание от Бога всегда добьется результата. Печально думать о тех, кто слышал много раз и не усвоил почти или вовсе ничего, кто записал слышанное в записных книжках, но не в своих сердцах!
Будем также размышлять над Словом; не изучать его бегло, не пробовать только, не иметь к нему лишь мимолетной привязанности, но будем серьезно обдумывать его, чтобы оно могло войти в наше сердце. Поспешные и поверхностные мысли не дадут нам ничего. Твердую пищу нужно хорошо прожевать и переварить, чтобы она превратилась в хорошую кровь и энергию. Вы должны четко следовать Слову, пока оно не поселится хотя бы в некоторых ваших привязанностях. Именно это практиковал Давид: "Слово Твое сокрыл я в сердце моем"; для чего? - "чтобы не грешить пред Тобою".
Сокрытие Слова в сердцах должно иметь правые цели, и наши знания его и радость о нем должны быть направлены на практику.
Во-первых, мы не должны изучать Слово просто из любопытства, чтобы мы могли знать, что там сказано, как люди изучают светские науки и искусства. Так афиняне слушали Павла (Деян.17.18-21), так ради новизны люди могут любить Слово, чтобы "малое время порадоваться при свете его". Так мы можем стремиться к Слову, когда оно является для нас  чем-то новеньким, но когда мы знакомимся с ним больше, мы начинаем ненавидеть его. Такая привязанность к Слову явно растрачена зря.
Во-вторых, мы не должны просто  скрывать Слово в наших сердцах, но мы должны быть способны научить ему и других, причем не делая это прибыльной торговлей. Увы, человек может учить других и сам быть отверженным! Как при чеканке денег медь может показаться золотом, так и Бог может использовать дары некоторых людей, чтобы порождать веру в других, и тем не менее сами они погибнут. Мы пророчествовали во имя Твое, скажут они, но Он ответит: "отойдите от Меня, Я никогда не знал вас" (Мтф.7.22-23).
В-третьих, с нашей стороны это сокрытие не должно быть только для наслаждения. Гирота знания приносит радость, так как она дополняет наше устроение.  Истина может быть предметом нашего понимания, и это так и для неосвященного ума. Благодаря этой высоте понимания мы можем получить уважение мира и репутацию в нем, если это является нашей целью; но не каждое удовольствие от истины есть радость в Боге!  Существует естественная радость от созерцания возвышенных истин, но это просто удовольствие от работы наших собственных способностей, когда привязанность сосредотачивается на голом знании высоких и таинственных истин и на наслаждении их пониманием.
В-четвертых, мы должны изучать Слово не просто для утешения, но для применения его к своей совести. Поскольку человек разумное существо, он находит восторг в знаниях;  но поскольку также у него есть совесть, которая предвещает смерть и будущий суд, он должен насладиться утешением для совести. Многие могут искать обетования, но не любят заповедей. Они лишь каменистая почва, но они могут наслаждаться утешительной частью религии, и эта радость весны вовсе не предвещает обильного урожая. Только тогда мы можем получить Слово правильно, когда мы обращаемся к святым делам, чтобы умерщвлять наши естественные желания и привязанности. Многие значимые люди делают Слово своим спутником по плоти, они готовы развлекаться им за своими столами и слушать благочестивые речи среди приятного веселья, но не войти в исполнение своего долга и не отдавать свое лучшее достояние; этого они делать не будут.  Многие хотят иметь утешительную и приятную часть слова Христова, но не принять обязанности Евангелия. Поэтому недостаточно изучать в Слове только то, что может утешать и лелеять наше я, но мы должны изучать в нем также то, что свято и требует исполнения нашего долга. Потрудимся же сокрыть Слово в наших сердцах, как Давид, чтобы вместе с ним не грешить пред Богом.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn