Троице-Сергиева лавра, сердце России

Алексей Малышев Сказитель
Троице-Сергиева лавра

Музей, вещи патриархов, вещи самого Сергия Радонежского.
Семинарская церковь
Погребок квасников
Никоновский придел


Троице Сергиева лавра

Несколько слов о происхождении преподобного Сергия и его подвижнической святой жизни.
Славная жизнь святого началась по молитва его благочестивых родителей Кирилла и Марии, также достигших святости и победно завершивших путь свой в монашеской обители, ныне прославляющей их святые мощи.
Еще во чреве матери святой во время божественной литургии подавал голос вместе со священником. Затем нареченный Варфоломеем отрок встретил на жизненном пути великие трудности в обучении и обратился к помощи Божией с горячей молитвой. И вот во время наблюдения за стадом отрок увидел чудесного старца в монашеских ризах, позвавшего его и накормившего чудесным хлебом
         
Сегодня кроме электропоезда с Ярославского вокзала есть удобный и простой путь в лавру на автобусах. Надо добраться на метро до станции ВДНХ и там выйти по направлению к выставке народного хозяйства к первой остановке автобуса от станции в сторону выставки. Это буквально в сорока метрах от метро. Здесь надо просто присесть на лавочку и немного подождать. Через каждые десять пятнадцать минут ходят автобусы до Сергиева Посада. Стоимость – сто рублей, время в пути от сорока минут до часа, в зависимости от транспортных пробок в городе. Перед поездкой в ожидании автобуса несколько раз прочитайте молитву ро путешествующих, тропарь преподобному Сергию пока в душе не установится мир перед посадкой в автобус.
Не смотря на слухи о повсеместных застройках Подмосковья дачами богатеев, по дороге к лавре мы видели много пустующих лугов, и холмов с перелесками. Скромные строения по пути и садоводческие хозяйства теснились к дороге и я даже сказал маме, что если завтра дороги будут расширять, то не пришлось бы сносить эти деревни, сжавшие трассу до двух полосного варианта. Вообще мне бывает горько видеть узкие, средневековые дороги в самой большой стране мира. Будущее здесь, конечно за американским подходом и строительством шести полосных «хайвэев». И как наверное, мало было раньше машин, что люди строились у дороги даже не предполагая шума, выхлопных газов и риска столкновения. Рано еще говорить о полном освоении Подмосковья, это просто иллюзия. Развитие страны еще не достигло такого уровня.
Автобус прибывает на вокзал Сергиева Посада и здесь мы переходим на местные маршрутки и едем до остановки у лавры.

 
ПРОГУЛКА ПО ЛАВРЕ

У больших ворот лавры обязательно надо остановиться, почувствовать событие, встречу со святыней обители. Мы читаем благодарственную молитву, молитву преподобному Сергию. Охватывает праздничное чувство. Ведь сегодня восьмое сентября, день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, в лавре служит патриарх. Ручей из паломников растекается по лаврской площади.
За этими стенами монастырь выдержал многодневную осаду поляков в 1612 году.
 Когда мы присели с мамой на лаврской площади на длинную скамейку, неожиданно на руки маме пришла красивая рыжая кошечка и улеглась ей на колени. День был холодный, пригревшись, кошечка быстро заснула. В прошлые приезды такого не случалось. Ударил колокол к вечерней службе. С высокой колокольни, увенчанной золоченой короной, видимой за много километров от лавры расходился мощной волной низкий басовый звук, окружавший со всех сторон и больше похожий по своей силе на удар грома. Об этом колоколе точно известно, что он самый большой в стране, как и сама лавра.
Когда я вошел в полутемный собор, меня поразила чистота плит белого мрамора, устилавших пол. Как служители могут поддерживать такую чистоту при таком многолюдстве в осеннюю непогоду? Это казалось настоящим чудом.
Здесь в Успенском соборе находится в стеклянном обрамлении древняя святыня – деревянный гроб преподобного Сергия.
   
Помнится один удивительный вечер в лавре, когда идя мимо, я заметил приятного послушника, торговавшего монастырским квасом на розлив. Подойдя ближе я с интересом выслушал от него историю сергиевского кваса и купил у него стаканчик по пробовать настоящий средневековый квас. Оказывается, его изготовляли при Сергии на основе хлебной муки и цвет его был совершенно белый.  Приятный сладкий вкус сочетался с квасным оттенком. Надо сказать что попробовав этот квас я настолько почувствовал близость к временам святого старца Сергия, что казалось совершил путешествие во времени. Увидев мое восхищение, послушник представился Михаилом, студентом семинаристом, увлеченным возрождением древних монастырских напитков на природной основе.
Еще несколько минут дружеской беседы и я получил приглашение в монастырский погребок. Мой добрый спутник с настоящим увлечением рассказывал мне из каких ягод можно создавать квасы и как идет работа над воссозданием всего разнообразия древних натуральных русских напитков. Низкая железная дверь в погребок отворилась и мы вошли в просторное помещение в нижней части которого располагалось множество емкостей с различными квасами. Поздоровавшись с присутствовавшими там благообразными бородатыми послушниками квасниками, мы начали пробовать прекрасные напитки. Мне казалось что время рассеялось, исчезли века, отделявшие нас от древней Руси и преподобного Сергия, словно он сам пригласил меня, грешного странника из Сибири, отведать его щедрых даров гостеприимства. Я попробовал брусничный квас и по телу прошла согревающая волна. Михаил сообщил мне, что в квасе присутствуют и несколько градусов хмеля, это придает напитку согревающее и успокаивающее действие, сообщает какую-то особую душевность тем, кто знакомится с напитком. Затем мы пробовали черничный, смородиновый, малиновый и хлебно травяной квасы. А хлебно травяной представлял собой белый квас на хлебной муке с добавлением свежей мяты, мелиссы и других полезных для нервной системы человека лекарственных трав. Всего разнообразия я даже не мог бы вспомнить, но ничего подобного не пробовал в жизни. Все в тот вечер казалось настоящим чудом. С Михаилом мы расстались лучшими друзьями. Он дал мне на дорогу бутылочку травяного кваса и еще раз повторил мне довольно простые рецепты изготовления этих древних напитков. Благодарности моей не было границ. Мы расстались лучшими друзьями.
Закинув за плечо мешочек с подарками, я направился к монастырским вратам в наступающих вечерних сумерках. В согретой душе жила радость свершившегося чуда удивительного угощения. В трудной жизни так редко бывают такие минуты тихого счастья.
А как передать все впечатления от лаврского музея, вход в который находится в семинарской церкви. Со всего мира приезжают сюда люди. Музей начинается вещами преподобного Сергия, игумена Радонежского, от вида которых просто захватывает дух. Здесь его простые холщовые священнические одежды, богослужебные предметы, искусно выточенные из дерева на древнем токарном станке. Вот на высокой ножке потир-чаша для святого причастия, украшенная круглой маленькой иконой, и тарелочка –дискос для освященного хлеба. И едва ли не меньше удивляют самые простые кожаные туфли, сшитые толстой нитью из лосиной кожи, весьма древние и изношенные. Нигде ни следа самоугодия или роскоши. Но всюду суровость и простота, удивительно открытая для красоты и  изысканности. Здесь же видны железные цепи с тяжелыми крестами – вериги преподобного, носимые им под самыми скромными одеждами.
Далее в музее патриархов можно увидеть подарки и приношения, полученные в разное время со всех концов света, особенно пасхальные сувениры. Здесь можно увидеть иконы из перламутровых морских раковин, с искусной резьбой изображающей воскресение христово с дополнительными картинками –клеймами. Такие иконы принято изготовлять в странах на побережье средиземного моря, в Греции и Палестине. 
Каких только тут нет каменных пасхальных яиц выточенных из полудрагоценных камней, разноцветных, зеленых, белых и синих. Могу предположить, что это яшма, лазурит, бирюза, кварцит, малахит и опал и хрусталь.
Вот мы доходим до комнаты, раньше бывшей покоями патриарха Алексия Первого во время войны. В двадцатом веке возрожденное собором восемнадцатого года патриаршество не знало светлых и простых времен. Но патриарху Алексию Симанскому, сменившему Сергия Старогородского досталось самое тяжелое время Второй мировой войны, когда решалась сначала богоборческими властями судьба церкви, а затем воздвигнутым за грехи отступничества нашествием врагов судьба России. И на фотографиях патриарха видна вся тяжесть испытаний, но  и сила благодати, побеждающая и истощение, и всю боль военных дней. В комнате все осталось как при патриархе, и личные вещи, и посох и белые клобук, и множество фотографий и документов тех огненных лет.


ДРЕВНЯЯ РИЗНИЦА И МУЗЕЙ

Величие и силу молитв преподобного Сергия о своей обители трудно представить без сокровищ, собранных здесь веками процветания обители. Именно посетив великую ризницу, а ныне охраняемый музей, начинаешь понимать, каким была Святая Русь великим государством.
Здесь, в хранилище настоящих сокровищ, стоит особая царственная тишина. Здесь понимаешь, откуда ты пришел и до какого разорения доведена была наша страна и общество за годы богоборчества и других социальных экспериментов на живых людях.
Ризница сразу заставляет остановится и замереть в удивлении. Вот на первом этаже одна монастырская книга – евангелие времен преподобного Сергия  весом за пятьдесят килограмм, в толстом кожаном переплете,
с позолоченными заставками, удивительной сохранности, словно вчера сделанное руками монастырских мастеров. А теперь главное – подлинный оклад знаменитой Троицы Андрея Рублева, дар Иоанна Четвертого Грозного обители, полтора на полтора метра, полностью из золота, со множеством огромных сапфиров, рубинов, изумрудов, обработанных в древней технике полировки, словно глаза экзотических рыб. Здесь люди стоят долго, не веря своим глазам. Царский дар великой иконе. Значит еще тогда даже такой страстной правитель понимал огромное значение для России Троицы Рублева, ее символичность и пророческое звучание для судьбы государства.
Особое пространство занимают огромные драгоценные плащаницы, легендарное творение великих рукодельниц прошлого. Здесь женское рукоделие достигает своего чарующего размаха и поражает воображение сотнями миллионов злато- и серебрянно-тканых стяжков, составляющих не поддающиеся оценке творения. В каждой стране есть свои великие произведения рукодельниц и в России это можно увидеть здесь. Чудо терпения, сотворенное безвестными монахинями и княжнами, трогает как завещание матери. 
Затем на втором этаже собрание богослужебных праздничных одежд из драгоценных материалов с настоящими ювелирными украшениями и удивительным златосеребрянным рельефным шитьем, которое теперь еще только возрождается. Здесь можно увидеть распятие из горного хрусталя, словно слитое из слез, пролитых о страданиях Сына Божия.
Здесь после увиденного охватывает чувство стыда и покаяния за наше время, когда трудно уберечь в церкви даже не слишком старые иконы. Сколько еще нужно очищения и духовного труда, чтобы в наши храмы вернулись подобающие божественной славе материалы и драгоценности. Ведь в Библии Господь выбирает для богослужебных предметов самые ценные материалы на земле. МОНАШЕСТВО 21 ВЕКА ПОИСК ЯСНОСТИ У ИСТОКОВ ТРАДИЦИИ



  Лукавые греки – так называли наши предки византийцев и были правы.
Почему сегодня Мать Церквей мира – Иерусалимская патриархия одета в греческие одежды?


 Ведь с точки зрения здорового национального мышления это несправедливо. Неужели у Иерусалимских арабов, коренного населения отсутствуют свои православные церковные традиции?


Но греки, как во времена византийского господства просто доминируют над всеми другими национальными православными церквями и потиху сползают этим в католицизм, соблазн которого у византийцев всегда был очень силен. И причины этого в уходе от плана Христова о национальных церквях для всех народов на их языках, в их одеждах, их христианской литературе, их самоуправлении и архитектурной среде. Палестинская православная церковь сегодня подавлена греческим влиянием, и такое положение принимают за норму.


Все это агрессивное поведение характерно для греческого монашества и на Руси это знали и своевременно пресекали попытки захвата наших архиерейских кафедр пришельцами.


Но и на Руси русское монашество в силу низкой культуры и принятия христианства в непросвещенную среду, провинциальным сознанием, склонно было к своеобразному монашескому национализму, следованию идее первенства в Церкви Русской, вместо идеи Служения, по заповеди Спасителя.  «Я среди вас, как Служащий…»

В монашестве возникает идея единственного пути, монашество начинает все сильнее отрицать разнообразие в путях спасения, всякое творчество христиан, само течение времени безудержно отрицается как исключительное зло.

Возникает образ черного монаха, в котором культ покаяния и скорбь о грехах изгнали все другие дары благодати, от которого невозможно пасхальное свечение, у которого вместе с радостью ушла любовь, и умалились другие плоды Духа Святаго, перечисленные в послании Галатам апостола Павла… (…Плод же Духа есть любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание, на таковых нет закона, …)

Все эти тенденции приводят к соблазну раскола, когда требовалась мудрость пережить искушения переменами, не осудить никого и сохранить невозмутимое спокойствие. Но, увы, когда раскольники достигают монашеского центра в Соловках там уже все готово к восстанию.


Забыв о своих египетских истоках, мировое монашество впадает во множество соблазнов, теряет ясность и берега, становится кастой, сословием, отделяет себя подобно коррумпированному священству от всей Церкви и деградирует. Прекращает быть лидером в духовном развитии для общества и мирян.
Следует помнить, что лишь на ветках древа всей Церкви вырастает и наливается сладостью, созревает плод нашего процветания в дарах Духа Святаго. Всякое отделение себя может быть оправдано лишь преданностью служения Богу, людям и Церкви. Оправдано служением.

 
Подобно тому, как архиерейство самоутверждаясь, как якобы высшее сословие в церкви, а не лишь ступень к апостольству, теряет развитие в свет и простоту наивысшего служения апостольства, так и монашество начинает возвышать мелкие черты своего пути до масштабов важнейших и наоборот, теряет суть и главное, подобно фарисеям, оцеживая мелочи комара и большого верблюда пропуская.

Все эти тенденции мы как заразные болезни подхватили от греков вместе с великим даром Веры и могли бы их избегнуть, если бы искали истоков, имели широту взглядов и благодаря этому владели бы сутью, а не внешностью христианства.


Особой трагедией стала никонианская революция в Русской Церкви, сутью которой стало именно огречивание, то самое, против чего шли наши древние князья, Ярослав Мудрый и другие, когда ограничивали влияние Константинополя на Русь. Беда была в том, что для подавления русского национального начала приглашались в Москву несколько патриархов и архиереев греческих, чтобы показать отличия в благочестии и обрядности от церкви матери.

Отличия эти имеются во всех национальных церквях и представляют не отступления от истины, а уникальные черты, свойственные каждому народу перед лицом Божиим. Преследовать людей за них, казнить, топтать их было таким же заблуждением, как и гонение на русские национальные инструменты, которые мы едва не потеряли в ту эпоху.

Представьте себе гонение на скрипки и виолончели в Германии, в Англии?!  Эту дикость разделяло большинство, антикультурного  духовенства тогдашней Руси и привела она к денационализации Русской Церкви, перемене названия даже на Греко-Российскую православную Церковь. Трагедия эта не осмыслена до сих пор.

Монашество было основано Антонием Великим в Египте, и проигнорировать этот источник, забывать его на целые столетия означает терять связь и истинную суть традиции. Именно в православии очень важно быть веточкой на древе исторической Церкви.
 Что же мы видим в истоке монашества? Личную судьбу одного человека, идущего путем молитвы, а не корпоративную общую типовую линию с обязательной для всех формой, атрибутами и своеобразной "бюрократией святости".
Он стал примером, но стали ли его последователи достойными подражателями?
Пора очистить источник от лишнего и придаточного.

Как вели себя египетские монахи в общей массе? Книга пресвитера Руфина "Жизнь пустынных отцов" сообщает что гостеприимство так было развито у них, что странников встречали толпы гостеприимцев, которые так тянули гостей в свою келью, что едва не разрывали их плащи, вытягивая странников друг у друга, а не отмахиваясь от них недосугом и современными лукавыми "паломническими центрами"-по сути бизнесом на странниках.

Что же мы видим в египетском монашестве? Мы видим простоту и истинное, вековое нестяжание.

Там хранится материальный мир первых веков, самой эпохи основателя аввы Антония именно благодаря нестяжанию, сделанное однажды остается в обители навсегда, и это создает особый дух, незабываемый музей монашества.

Потрясает высеченный их камня грубоватый огромный общий стол обители, примитивная мельница эпохи первых соборов, которой вполне хватает все эти полторы тысячи лет. Здесь удивляют похожие на головоломки деревянные замки. Монахи носят те самые истинно богоданные шапочки с двенадцатью крестами, отгоняющими от них бури помыслов, дающими покой сознанию для молитвы.
 
Шапочка эта была откровением от ангела святому авве Антонию, как ответ на его молитвы об освобождении от бури греховных и суетных помыслов. Ангел научил святого сшить шапочку с вышитыми двенадцатью крестами и помыслы прекратятся. Все египетское монашество ярко отличимое по этим шапочкам.
Знаком времени, печальным и необходимым стал монастырский арсенал с автоматическим оружием, защищающий отдаленную обитель от экстремистов и преступников, увы, проливших много христианской крови в Египетских пустынях.   

Возвращаясь на родную землю, мы увидим и рабство, прикрытое благовидными предлогами и душевной пользой, называемое привлечением трудников, работников за еду и кров, что для трудящегося монашества вообще непристойно.
Лучше ничего не делать, пребывая в молитвах и телесных немощах и слабости, чем создавать этот неестественный нарост на монастырском древе. В монастыре жить должны одни монахи и в других лицах, как и в других помыслах, нет оправданной необходимости.
 
    Именно отсутствие обмирщенных наростов и опухолей на древе монастырской жизни делает Египет лидером в мировом монашеском пути, и соблазн монофизитства не должен нас отталкивать. Эпоха вселенских соборов также была сложным периодом утверждения доминанты византийского пути в православии и имела свои перегибы.
Думаю, что разделение приносит вред всем сторонам единого Тела Церкви Православной и преодоление богословского разделения пошло бы быстрее при сближении с Россией и ее христианскими традициями.


Внешность тоже говорит о многом и в образе Антония Великого, написанного на каменной его раке мы видим старца с непокрытой головой и длинными волосами, на теле которого безрукавка наподобие современных маек, руки которого в молитвенном положении. Здесь  ясна суть, образ Антония ее несет с однозначностью и силой. Поистине, человек тот подобен льву или орлу, по силе и высоте своего духовного полета.

Именно сегодня, когда слава и репутация русского монашества удаляется в прошлое, пусть светит свет Египетских отцов пустынников нашему заблуждению в четырехсотлетнем греко-никоновском тупике, исключающем, как и в старообрядчестве, любые здоровые перемены в стиле, одежде и христианских формах жизни.
Саванарольских  черно-монашеских тенденций, исключающих из христианской жизни все, кроме показного, натянутого, надрывного покаяния по Игнатию Брянчанинову сегодня целое море.

Но глубокоуважаемый мною святой Игнатий Брянчанинов совершенно забывает, как и Савонарола в Италии, о других потребностях человеческой души, тоже возвышенных, тоже религиозных, но светлых и радостных. Это, конечно же, Пасха Христова и пасхальное настроение.

Душа человека благодаря христианству возвращается в потерянный рай и празднует «Пасху Божию спасительную». Истинное спасение, ощущаемое в душе, не может не радовать человека и не  влиять на его облик просветительное.  Опасайтесь омраченных христиан, которые могут оказаться кем угодно, только не носителями радости и любви.

 Таким пасхальным монахом был для людей батюшка Серафим Саровский чудотворец, всегда радостный познанной истиной, покаяние которого было, прежде всего, глубоким раздумьем о своем несовершенстве и не переходило в уныние и надрыв, тем более в стремление что-то сжечь и ломать.

Другой крайностью был италианский проповедник монах Савонарола, доведший идею покаяния до тихой истерики, принесший ей в жертву всю жизнь народа и главное его Пасху и карнавал. Мрачные последователи Савонаролы держали народ Флоренции в вечном посте, ломали и жгли все, что приносило радость людям, и заслужили этим ненависть христианского общества.

Такое монашество превращается в касту чернецов, в христианских экстремистов,  подобных погромщикам монахам «параболанам» из Александрии эпохи Кирилла Александрийского, подозреваемых в уличных убийствах, в том числе ученой древнего мира-математика и астронома  Ипатии, уточнившей орбиты планет, открыв их эллипсоидность. А мы до сих пор показываем солнечную систему как ряд круговых орбит планет, тогда как они реально красивые эллипсы, овалы.

Наверное также и с великими традициями, мы склонны упрощать их, сводить к кругам, и ходим по кругу. Но точность говорит об овальной траектории и надо возвращать сложность в нашу жизнь.

Все эти мысли объясняют и высвечивают язвы на теле древней обители Сергия,, под веяниями тлетворного времени омрачающими вид и славу этого места.

Это несоответствие вывески и сути, неумение эту суть искать и охранять.
Значит учение египетских монахов было иным, при том же православии вели они себя совсем иначе и прославились своими делами в веках.

Они не перекладывали любовь на паломнические центры, а творили ее лично сами и не считали это трудом и проблемой, а получали от того благодать. Это было не менее важно и сильно чем апостольство, это было живым примером живого Христа.


     Куда все подевалось, если сейчас паломники не только не живут в самом лучшем монастыре России Троицкой лавре Сергиева посада, но недавно вообще выделены в Паломнический центр, а он потиху выселен за ворота обители, как некое пустое второстепенное занятие, а количество магазинов в лавре растет год от года и три платные кафе прямо переделывают завет преподобного Сергия принимать всегда странников безмездно бесплатно, заменили совсем другим заветом - торгуй со всеми всем, продавай приходящему еду, открывай кафе монастырское, неслыханное дело на древней Руси, корчемничество, в иных источниках даже осуждаемое, как нажива на путешествующих.

И недавно открылась и суть паломнических центров - нажива на странниках. По сути туристический центр продажи экскурсий, путевок, не имеющий ничего общего с духом и практикой древней обители преподобного Сергия-светильника бескорыстия и нестяжания..
   

     И зла вроде нет, кто то может купить еду монастырскую и покупает. Но уже нет древнего обычая и ушла в прошлое знаменитая картина-пародия Перова -монастырская трапеза, за которую тогда в 19 веке пускали всех и даже таких едких художников для церкви как Перов.
 

      Бедный Перов не знал, что эта при все недостатках трапеза еще святая по сравнению с тем что готовит будущее без общины Христовой, вскоре станет тайным клубом посвященных и странники даже знать забудут где она находилась и только экскурсоводы со вздохом будут показывать на огромную длинную Трапезную церковь, построенную и открытую всем для осуществления заветов преподобного Сергия.


И это при том, что этот монастырь сегодня богаче всех других и не менее чем раньше, и будущее его самое радужное. Но богатство его уже отлучено от общины Христа, да что там, сказать прямо- от Христа отлучено, поскольку пришелец и странник -это и есть сам Христос, по Евангелию, а не по рассуждениям уважаемых толстых и солидных батюшек у которых серьезный монастырский бизнес.


    Сегодня ползучее лицемерие дошло до того, что иные церковные чины рассуждают вслух о недостаточности средств для такой трапезы. Когда же вам денег будет хватать для странников? Почему преподобный Сергий кормил людей даже в годы страшного голода, рискуя сам остаться голодным да еще  подвергнуть обитель голоду.
Входящего в такую обитель лицемерия уже не только никто не встречает с улыбкой. Да в современном турбюро вам больше улыбаются. Опустела для пришедших обитель Сергиева. Нет скажете вы , чушь, там тысячи монахов и всяких набожных людей. Но вы их скорее всего не увидите. Их доброта остается скрытой за каменными стенами с ними. 

     Самоспасающимся лицемерам никто не нужен. Вы скажете да там все добрые прекрасные! Но никто из этих прекрасных не прекраснее Христа и его заповеди о странноприимстве, гостеприимстве, и мудрец любой не перемудрит простого Бога, сказавшего просто- возлюби ближнего своего.  Потому что теперь пришельца вообще никто не встречает, кроме вывесок кафе и иконных и книжных лавок, а скоро будет встречать пропускная система антитеррора с со сканерами и автоматами, и собаками...да не попустит того Господь!
 

     Но и более того, вы идете по лавре и видите внутренние ворота и спец пропускную в монашеское общежитие, основанное Сергием, и вахтер на такой внутренней пропускной  даже уже не является уже монахом, зачем? Монах еще может с вами поговорить, как то пожалеть вас с дороги уставшего, и пропустить ненароком, он плохой вахтер в понимании лицемеров, нужны псы, нужны профессионалы охраны от странников.

Египетские монахи,из мест где монашество зародилось и которые сейчас благополучно забыты, по словам Руфина, даже не строили особых паломнических палат или гостиниц, они древности сами просто волокли людей в свою келию, разделяли все что имели с пришельцем и знали что этот пришелец не тварь, не лох, не бомж, а Сам Христос, сказавший: "Что сделали вы сим малейшим, то сделали и мне".
Разве было велено торговать? Поторговали вы с ним в лавре Сергия, заманили странника в монастырское кафе? Это спасет монахов на Страшном Суде? Рай Богом приготовлен для торговцев и кооператоров?



     Горе такому монастырю, горе всем странникам, они теперь отодвинуты за территорию.
Вспоминается апокалипсис-
И место им было в огненном озере...
Из Евангелия:"Не всякий, говорящий мне:"Господи, Господи, войдет в царствие небесное, но исполняющий заповеди Отца моего"...
 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ