Пьеса. На милость надеюсь Твою

Яков Звягин
                Действующие лица:

  1. Федор.
  2. Пашка.
  3. Мать Федора.
  4. Мать Пашки.
  5. Катерина.
  6. Старик.
  7. Человек в черном.
  8. Помощники – 4 чел.
  9. Дети.

ПЕРВЫЙ АКТ.

СЦЕНА 1.

Занавес раздвигается. Ритмичная музыка  (пример - Свиридова " Время вперед).

На заднем плане сцены стол. На столе тесто. Две мужские руки, интенсивно месят тесто в такт музыке. Тело человека не видно. Оно скрыто за шторой.
В центре сцены стоит беременная женщина.
На сцену, справа и слева, по очереди выходят двое мужчин.

Справа -  приносит женщине младенца.
Слева забирает.
Справа - Приводит малыша двух-трех лет с мячиком.
Слева - уводит.
Справа - подталкивает к матери подростка.
Слева - уводит.
Справа - выводит юношу.
Слева - заманивает его за сцену, бокалом пива и дымом сигареты.
Справа - выводит взрослого молодого человека.
Слева - заманивает его бутылкой вина.
Справа - не дает молодому человеку уйти и выводит невесту.
Мать благословляет молодых.
Девушка снимает фату. Жена.
Справа - приносит молодоженам младенца.
Слева - забирает младенца.
Мать и молодые в отчаянии.
Слева -  выводит на сцену девушку в соблазняющем одеянии.
Девушка уводит мужа от жены.
Молодая женщина расстается со свекровью и уходит.
Выходит сын и падает на колени перед матерью, прося прощение.
Она прощается с ним и сгорбленная и немощная покидает сцену. Ей помогает человек справа.
Сын остается один. Человек слева наблюдает за ним, скрестив руки на груди.

Музыка заканчивается. Человек слева исчезает. Остается один герой на коленях перед пустотой. Он медленно приподнимается. На сцене угасает свет. Вспышка. Герой падает.
Протяжный тихий трубный звук и нарастающий тревожный свист воздуха. Тишина. И темнота.

(На всем протяжении сцены, мать выражает материнские чувства. С каждой сценой ее движения и внешний вид, говорят о том, что годы неумолимо властвуют над ней.
Вся эта сцена в танце. Быстро. Ритмично. В резких и плавных движениях. На заднем плане сцены, образы и движения городской
суеты).


СЦЕНА 2.

Оглушительный хлопок. Яркий свет прожектора в зрительный зал, Прожектор медленно перемещается на сцену.
На заднем плане сцены белое полотно из двух половин. На правой - радужная дверь. На левой - черная дверь. Справа и слева сцены, две скамейки. На скамейке справа сидит старик в серой, длинной рубашке. По середине сцены - стол. На столе графин с водой, стакан и горящая свеча.
Между двух белых полотен вываливается на сцену Федор. На нем такая же рубашка, как и у старика.

Федор: Галлюцинация! Куда это я попал? Неужели это правда? Не может быть.

Подходит к радужной двери. Пытается ее открыть. Дверь заперта.
Подходит к черной двери.  Приоткрывает ее. Из глубины двери всполохи и непонятные звуки. Федор в страхе и ужасе захлопывает ее.

Федор: А я-то думал, что это все сказки.
Федор: Папаша, ты не знаешь, как отсюда выйти?
Старик: Знаю.
Федор: Не тяни резину!
Старик: Через дверь.
Федор: Эту?

Указывает на черную дверь.

Старик: Или через эту.

Указывает на радужную дверь.

Федор: А ключ?
Старик: У тебя.

Федор быстро обыскивает карманы своей рубашки.

Федор: И кто это меня одел в этот балахон? Шутишь старый? Нет у меня ключа. А может он у тебя? Ну-ка выворачивай карманы?
Старик: Мой ключ для тебя эту дверь не откроет.
Федор: Слушай. Я уважаю твою седину и всегда относился к старикам с уважением. Но сегодня мне не до этикета. Давай-ка свой ключ и быстрее.
Старик: Он тебе не поможет. Каждый приходящий сюда, должен иметь свой, личный ключ.
Федор: Да нет у меня ключа! Потерял, наверное, по дороге. Или вообще не было.
Старик: Значит тебе туда.

Указывает на черную дверь.

Федор: Это ты брось, старый. Сам иди туда. Хватит! Отдавай ключ и разойдемся мирно.
Старик: Молодой человек. Мне очень хочется помочь тебе, но увы. Ключ - это Вера, Надежда и Любовь.
Федор: Что? Ты хочешь сказать, что его нет у тебя?

Подходит к старику и обыскивает его карманы.

Федор: Что-то со мной не в порядке.

Подходит к столу. Наливает с графина в стакан. Принюхивается. Разочарованно ставит стакан на стол.

Федор: И здесь что-то не так. А может все это мне только снится? И ты, старый тоже? Перепил я вчера с корешем, вот и результат.
Старик: Результат сто процентный.
Федор: И не одного шанса?
Старик:  Ну, пока ты не оказался за этой дверью, шанс, наверное, еще есть.
Федор: Помоги, старый,

 Старик встает. Ласково гладит Федора по голове. И направляется к радужной двери. Дверь мелодично открывается. И радужный свет освещает проем, в котором скрывается старик. Дверь закрывается. Музыка исчезает.
С криком и бранью между двумя белыми шторами вываливается на сцену Пашка. Увидев Федора, Пашка ныряет под стол.

Федор: Вылазь, сволочь! Наконец я тебя нашел! Полжизни искал, гада.
Пашка: Федор. Успокойся. Дай передохнуть чуток. Будь человеком! Я не сбегу.
Федор: На этот раз, точно не сбежишь.

Пашка вылезает из-под стола.

Пашка: Хана мне. И тебе тоже.
Федор: Это ты к чему?
Пашка: Влипли мы с тобой по самую макушку.
Федор: Ты что, знаешь, где мы?
Пашка: Еще как знаю. Теперь нам делить уже нечего.
Федор: А мне плевать! Главное, я тебя нашел, слизь паршивая.

Хватает Пашку за горло.

Пашка: Федорушка. Не делай этого. Тебе же хуже будет.
Федор: И ты еще мне угрожаешь?

Между двух белых полотен появляется девочка в белоснежном платье.

Девочка: Дяденьки. Как вам не стыдно ссориться. Не хорошо.

Девочка подходит к радужной двери. Дверь открывается и девочка, освещенная прожектором, входит под музыку в дверь.
Пашка бросается к закрывающейся двери. За ним Федор. Дверь захлопывается.

Пашка: Это все из-за тебя.
Федр: Да кто же знал?
Пашка: Все. Лавку сюда. Стол тоже. Быстро!

Федор притаскивает лавку и стол к двери.

Пашка: Надеюсь, больше руки распускать не будешь.
Федор: Это надо еще обдумать.
Пашка: Нечего думать. Сидим и ждем, На том свете детей ох как много...
Федор: Сволочью был ты, сволочью и остался.
Пашка: Ну-ну, по тише. Пора бы тебе позабыть прошлое. О сегодняшнем надо думать. Главное, чтобы оттуда не вышли раньше, чем мы сюда войдем.
Федор: А она открыта.
Пашка: Что?
Федор: Я проверял.
Пашка: Быстро стол к той двери! И лавки тоже!

Пашка и Федор баррикадируют черную дверь.

Пашка: Вот ты все никак не можешь забыть. А зря. Если бы я тогда с тобой остался, мы бы не выжили. А так и ты живой... Может быть. И я тоже... Наверное...
Федор: Да мне просто повезло, что наткнулись на меня свои. Ты бросил меня, чтобы шкуру свою спасти, вот и весь сказ.
Пашка: Сам посуди. Ну, сколько бы, я смог тебя раненного пронести? Если бы я тебя не оставил, мы бы вдвоем померли в пустыне. А так, тебя нашли. И я смог с двумя фляжками воды, добраться до своих.
Федор: Жаль, что не пристрелил тебя тогда, уходящего.
Пашка: Да ты бы не смог.
Федор: Думаешь, не решился бы?
Пашка: Я предусмотрел.
Федор: Гад.
Пашка: Ну ладно. Хватит ссориться. Мы сейчас друг другу нужны больше, чем тогда.

Федор подымает, упавшую со стола на пол, библию. Раскрывает ее. Читает.

Федор: "Ищите и найдете. Стучите и отворят вам. Просите и получите". Ничего не понятно.
Пашка: А что тут непонятного? Если чего в жизни хочешь добиться, надо искать, стучать, просить, требовать. И все получишь вдоволь.
Федор: А ты что, читал ее?
Пашка: Целый год изучал Святое писание. Я же в духовную семинарию хотел поступать.
Федор: Ты? Не смеши. Тебе уголовный кодекс штудировать надо, а не библию.
Пашка: Да что ты в этом смыслишь?  Знаешь, какой доход в хорошем приходе бывает? Тебе и не снилось. Свадьбы, похороны, пожертвования. И многое того, что простому смертному и не понять. Только глупец, может нищенствовать на религиозной ниве.
Федор: А я думал, что духовное, это нечто особенное. Не земное,. Ну, словно музыка с небес.
Пашка: Дурак ты.  И я тоже. Ляпнул на собеседовании несуразное что-то. Вот и не приняли. А жаль.

На белой занавеси у черной двери, появилась тень.
Кто-то пытался открыть черную дверь.
Сильный удар отбросил стол и скамейки в сторону от двери. Дверь распахнулась. У Федора и Пашки подкосились ноги. Они медленно осели на пол.
Из распахнутой двери, вышел человек в черном костюме.

Человек в черном: О, долгожданные мои!  Приятно вас видеть в нашем заведении. Что пожелаете? Чай, кофе, а может коньячку или водочки местного изготовления? Позвольте вам помочь.

Подходит к ним и подхватив их под мышки по очереди ставит на ноги. Быстро и ловко восстанавливает стол на место, пододвигает скамейки к столу и словно фокусник извлекает черную скатерть их рукава и накрывает ею стол. Возвращает графин и стакан. Подымает упавшую свечу. Ловко поджигает фитиль. Федор и Пашка непроизвольно садятся. Человек в черном выхватывает из кармана блокнот и ручку.

Человек в черном: И так, молодые люди?
Федор: Водочки не мешало бы.
Человек в черном: Сколько-с?
Федор: Грамм двести. Для начала.
Человек в черном: Закуска?
Федор: А что у вас есть?
Человек в черном: все, что пожелаете-с.
Федор: А крабы тоже?
Человек в черном: И крабы и устрицы и даже грабы.  Все по вашему желанию.
Пашка: Извините, уважаемый, нам бы посоветоваться.
Человек в черном: Будьте покойны.

Уходит.

Федор: Ты чего?
Пашка: Болван! Он, нас хочет напоить и утащить к себе.
Федор: От стакана водочки, даже муха зигзагом не полетит.
Пашка: Я пас.
Федор: Да успокойся. Если помирать, так с музыкой. Официант!
Появляется человек в черном. В руке поднос. На подносе стакан водки. Он осторожно ставит его на скатерть стола. Берет свечку и поджигает содержимое бокала. Яркое пламя пыхнула вверх.
Федор опрокинулся навзничь на пол. Пашка нырнул под стол.

Человек в черном: Ой, простите меня, окаянного. Забыл предупредить вас, что это наш фирменный напиток " Адская смесь".

Накрывает рукой стакан. Пламя гаснет.

Человек в черном: Это просто хамство с моей стороны, так принимать дорогих посетителей. Я ваш должник. Минутку.

Исчезает за дверью.

Пашка: С меня хватит. Пора сматываться. Этот тип меня довел до истерики.
Федор: Куда?
Пашка: Что там, на том свете, праведники перевелись, что ли? Ну, хотя бы один появился. А мы бы за ним паровозиком.
Федор: А давай напьемся. Пьяному море по колено. Я это точно знаю.
Пашка: Меня эта выпивка и бабы, все мои бабки утопили в твоем море. Из-за них я здесь.
Федор: Это ты из-за своей гнилой души здесь.
Пашка: Ха. Нашелся праведник. Иди, открой дверь. А я посмотрю. Да ты, не лучше меня.
Федор: Как врежу между глаз!
Пашка: Лучше бы врезал ему.

На пороге появляется человек в черном. В руке венок.

Пашка: Это кому?
Человек в черном: Да тут все написано. "Дорогому мужу от жены". Это, наверное, вам.

Протягивает венок Федору. Федор на грани обморока.

Человек в черном: Берите, берите. Не стесняйтесь. Кстати, он съедобный. Листочки, правда, немного горьковатые, но зато лепесточки, вот этих роз, это просто объедение.

Впихивает венок в дрожащие руки Федора.

Человек в черном:  А вас, наверное, забыли.
Пашка: И не надо.
Человек в черном: Ах, ах. Никому вы теперь не нужны.
Пашка: Это и к лучшему.
Человек в черном: Не расстраивайтесь.
Пашка: С чего вы решили?
Человек в черном: Я же вижу, как вы переживаете. Подбородок трясется. Скажу вам откровенно, таких  как вы, мы встречаем здесь не часто. И мы, ну, Очень переживаем за них. И стараемся, проявить активное участие, в дальнейшей судьбе одиноких.
Пашка: Какое участие?
Человек в черном: Активнейшее участие в вашей дальнейшей ж.. с… Ну в общем вам понятно. Вы же грамотный человек. Можно сказать подготовленный. И нам, вам, не зачем объяснять премудрости нашего вечного быта.

Пашка падает в обморок.
Человек в черном роняет слезу.

Человек в черном: Бедненький. Ни кто его не любил. Все обижали. Жалкая душа. Вот как разволновалась.  Какие все же бессердечные люди там живут. Просто ужас.

Человек в черном заглядывает за дверь.

Человек в черном: Будьте добры. Примите этого несчастного в наши апартаменты.

Из дверей выходят двое помощников, с красными носилками. На груди у одного, большой серп. На груди у второго молот.
Федор отбрасывает венок. Подскакивает к пришедшим. Четкими, боксерскими ударами, посылает их в нокаут.

Человек в черном:  И правильно сделали. Так им и надо. Развратились тут от моды. Напялили, неизвестно что. Стыдно. Стыдно за всю нашу контору. Гнать таких надо от сюда! Да некуда. Тут край. Можно сказать, последний рубеж.
Федор: Ты, наверное псих. Я и тебя, сейчас уложу, как этих.
Человек в черном: Будьте любезны. Мне давно хотелось остроты чувств.
Федор: А-а-а! Что же это такое?!
Человек в черном: Сами пойдете, уважаемый? Или мне полицию вызвать?
Федор: Куда?
Человек в черном: К нам. На постоянное место жительства. Да, и если все же решите без насилия, то, пожалуйста, помогите вашему напарнику.
А этих, ничтожных стиляг, я лишу премии.

Пашка приходит в себя.

Федор: Бежим!
Пашка: Где я?
Человек в черном: У нас, милый. А куда бежим?
Приготавливается к бегу.
Федор: Я схожу с ума.
Пашка: Я наверное тоже.
Человек в черном: И я с вами схожу.
Федор: Куда?
Человек в черном: Не знаю. Наверное, сюда.

Указывает на черную дверь. Человек в черном рассмеялся жутким смехом. Помощники, тихо и неподвижно лежащие на полу, вскочили и смирно застыли перед человеком в черном.
Человек в черном: Взять их!

Из двери появились еще двое помощников.

( Танец ужаса, страха, злобы, теней, злорадства).

Пашка: Я требую "Тайм аут"!
Человек в черном: С удовольствием.

Садится за стол. Вытаскивает из внутреннего кармана пиджака гонг и молоток.

Человек в черном: Прошу.

Пашка: Хочу сообщить вам, что вы к нам не справедливы.
Федор: По  бандитски к нам относишься. Приглашаешь выпить. А вместо этого шантажируешь нас.
Человек в черном:  И в чем же, уважаемый?
Федор: Венок вместо крабов принес. Кодлу свою на нас натравливаешь.
Пашка: Федя, помолчи. Ваше отношение к нам, мягко говоря, крайне негативно. Даже Федор это заметил.
Человек в черном: В работе, на благо нашей конторы, я стараюсь всегда внести порядок. А вы, его нарушаете. Ну, посудите сами. Пришли, заняли очередь...
Федор: Да какую очередь? Нас только двое.
Человек в черном: Вот-вот. Двое, а какой бардак устроили. А представьте себе, когда тут сотни. И каждый норовит занять первое место позади всех? И все вежливые до умопомрачения. (Пашке) Помогите нам обслужить вашего друга, а потом мы поможем вам. Это там зачтется.
Пашка: Где, там?

Человек черном указывает на черную дверь.

Федор: Мы не согласны.
Пашка: Я согласен.
Человек в черном: Вот и молодец!
Пашка: С ним.
Человек в черном: А я не согласен.
Федор: С чем?
Человек в черном: С вами. Ой, любезный, вы наступили мне на ногу.
Федор: Я? Ты ошибся.
Человек в черном: Ну как я могу ошибиться? Ваша правая нога, неосторожно или намеренно, наступила на мою, левую.   
Федор: Да это ты сам свою ногу придавил.
Человек в черном:  Ай-ай. Точно! Извини, дорогой, Я готов принести вам тысячу извинений. Принесите ему мои извинения!
Федор: Не надо!
Человек в черном:  Не стесняйтесь.

Двое помощников, исчезают за дверью. Вносят гранитную плиту с  барельефом Федора с надписью:

"Тысяча извинений дорогому Федору
              1975 – сегодня"

Федор: Ну что же это такое?
Человек в черном:  Вам не нравиться мои извинения? Я принесу другие.
Федор: Нет! Очень даже симпатичные и… оригинальные. Спасибо вам огромное.

Плиту устанавливают около Федора.

Человек в черном:  Ну, что решили?
Пашка: А что тут решать. Только через наш труп.
Человек в черном:  Согласен. Второй раунд. Начали!

Удар гонга.
Помощники набрасываются на Пашку и Федора. Федор выскальзывает из окружения. Пытается  открыть радужную дверь. Пашка отбивается от нападавших. Федора оттесняют от радужной двери. Он прижался к белому занавесу между двумя дверями и приготовился к последнему бою. Человек в черном костюме, спокойно сидит на лавке и допивает " Адскую смесь".
Федор в отчаянии взметнул руки к верху.

Федор: Господи-и-и!

Все оглянулись на кричащего.

Федор: По-мо-ги!

Помощник справа, ударил Федора в лицо. Федор пошатнулся. Нокдаун. Помощник слева повторил удар напарника. Нокаут. Федор, медленно падает назад и исчезает между двумя белыми занавесками.
Человек в черном, поперхнулся глотком.

Человек в черном: Где он?!

Все замерли.

Пашка: Не может быть? Разрешите?

Человек в черном кивает. Пашка подходит к месту, где только что был Федор. Осматривают занавес.

Пашка: Да-а.

Окружающие ждут от него ответа. Кто-то участливо приносит ему скамейку. Пашка садиться на нее в позе "мыслитель". 

Человек к черном: Ну?

Пашка обреченно подымает голову. Разводит руками и... ныряет за занавес.

Человек в черном: За ними! Догнать!

Двое помощников, прыгнули за занавес.

Человек в черном: Такого позора я не перемру.

Хватается за горло, хрипит и падает навзничь. Подхватив его за руки и ноги, двое оставшиеся, вносят  его вперед ногами в черную дверь. Дверь захлопнулась.

Конец первого акта.

***

ВТОРОЙ АКТ.

СЦЕНА 1.

Федор и Пашка бегут навстречу зрителям внутри туннеля. Их бег плавный, замедленный.

Пашка: Вот это да! И как ты догадался найти выход?
Федор: Просто провалился и все.
Пашка: Ты представляешь, что мы сделали? Невозможное! Такого побега, ни кто не смог совершить. Мы первые! Понимаешь, что это такое, дружище?
Федор: Заткнись. Тебе ли, такие слова говорить. Вот вернемся, я тебе за все припомню.
Пашка:  Угомонись. Еще неизвестно, что там впереди.
Федор: А что это за тень?
Пашка: Этого еще не хватало.

 Из стены туннеля, выходит девочка.

Федор: Как тебя зовут, милашка?
Пашка: Будь осторожен. Кто знает, что это.
Девочка: Катя.
Федор: Ты очень красивая. И имя мне нравится. А что ты тут делаешь?
Девочка: Жду суженного.
Пашка: Не нормальная видно.
Федор: Он обязательно придет. Ты вырастишь и встретишь своего принца.
Девочка: Главное, чтобы он меня не обижал.
Федор: Правильно. Разве можно обижать свою любимую.
Девочка: А ты, дяденька?
Федор: Что я?
Девочка: Принцессу свою бережешь?
Федор: Не сберег.
Девочка: Очень жаль.

Девочка исчезла в стене туннеля.

Пашка: Ты чего? Да брось ты малявку слушать. Глупости все это. Бежим. Некогда нам.

Федор и Пашка продолжили бег.

Пашка: А это еще кто?

Из-за стены туннеля появляется девушка.

Федор: Да это моя жена?! Наверное…  Правда, я ее такой молодой не видел.
Пашка: Как не видел, если она твоя жена?
Федор: Ей лет шестнадцать. А я, с ней, познакомился гораздо позже. Но, это точно она! Подожди. Катерина?
Девушка: Откуда вы знаете, как меня зовут?
Пашка: Мне все это, ой как не нравится.
Федор: Я твой муж… Вернее будущий муж.
Девушка: Вы смеетесь.
Федор: Это правда. Ты моя жена. Только молоденькая. Вот и родинка на правой щеке, и глаза твои. Голос тоже.
Девушка:  Извините меня, но я вам гожусь в дочери, а не в жены.
Федор: Катерина.
Девушка: Да ну вас.

Девушка скрылась за стеной.

Пашка: Тут, что-то не так. Бежим быстрее от этих привидений. Они нас с ума сведут.
Федор: Что-то у меня с головой.
Пашка: Нет. Я тоже вижу.
Федор: Значит у нас обоих.
Пашка: Наверное, это временные парадоксы.
Федор: С ума можно сойти.
Пашка:  Мы, наверное, в безвременье. Их давно уже нет. Они выросли.
Федор: А, понятно. Но не очень. Смотри. А это кто?

Из-за стены появляется женщина, с вуалью на глазах.

Женщина:  Сынок. Сынок.
Пашка: Это вы мне?
Женщина: Прости меня. Прости.
Пашка: Кто вы такая, что я должен вас прощать?
Женщина: Я мать твоя.
Пашка: Мать? Какая же вы мать, если я вас не знаю?
Женщина: Прости, сынок.
Пашка: Мать? Ты, поила меня сосцами своими? Вытирала ли мне сопли? Целовала ли, меня, перед сном? Нет. Ты не мать. Курица не бросит цыпленка. Волчица - волчонка. И они животные. Звери. А ты? Человек? Ты мать? Нет. И нет тебе прощения. Уйди!
Женщина: Смилуйся. Я была молодая и глупая. И любила только себя.
Пашка: А я любил не существующую мать. В моих детских снах, я трепетно прижимался к нежным рукам. Я вдыхал аромат ее тела, и мне было так хорошо. На прогулках, я стоял у детдомовского забора и жадно искал в толпе свою  мамочку. Я видел в глазах прохожих стыд, любопытство, жалость, презрение. Но, ни у кого из них, я не увидел материнскую любовь. Ты убила меня, когда бросила! Мое сердце  состоит из обиды и злости, ненависти и зависти. Эти плевры посеяла ты! Уходи! Я не знаю тебя, женщина. Я тебя НЕ-НА-ВИ-ЖУ!
Женщина: Прости. Ради себя. Прости меня, сынок.
Пашка: Не-ет! Я не забыл, как однажды, в дождливую осень, я подошел к тебе. Глаза твоего сына смотрели на тебя! А ты меня не узнала. Потому что, только материнское сердце способно чувствовать. А сердце девки - мертво. Уходи! Нет прощение тем, кто бросает своих.

Женщина удалилась.

Федор: Пашка. А ты же, ты же меня бросил. Раненного. Умирающего. Что ты сейчас говоришь? Я тебя не узнаю.
Пашка: Ты все слышал? Я не знаю, что со мной происходит. Ах, что - то тут, внутри не хорошо. Тяжело. Я подлец. Сколько зла, сколько горя, сколько не понимания мы сеем на земле с каждым шагом. Мы осуждаем. Мы проклинаем. Мы ненавидим. Мы убиваем. Словом, мыслями, делами. Знаешь, Федор, неспроста для нас была открыта черная дверь.
Федор: Что-то я тебя не понимаю.
Пашка: Прости, меня Федор. Прости за тот, страшный поступок, который я совершил там, в пустыне.
Федор: Простить? Ты думаешь, это легко?
Пашка: Да. Я знаю. Наверное, это и невозможно. Но я каюсь пред тобою. И мне становится легче. Я каюсь, за то ужасное преступление в ту ночь, когда я вынашивал планы убить тебя, чтобы облегчить свой путь.
Федор: Что? Меня убить? Ты?
Пашка: Да, Федор. Ты думаешь, что я просто взял и ушел, забрав твою фляжку с водой? Нет. Я хотел убить тебя. Чтобы никогда и никто, не смог узнать, что я предатель и сволочь и бросил тебя умирать в безводных песках. Потому, что чувствовал, тут внутри, чувствовал, что если тебя найдут, и ты выживешь, ты станешь моим самым злейшим врагом. А война - есть война. Все спишет, все спрячет, все оправдает. Ты прости меня, свОлоча. Я очень сожалею. Я очень и очень сожалею об этом. Я каюсь пред тобою. Как правильно написано. И как этого я не понял? "Стучите, и отворят вам". Я стучу в твое сердце, Федор! Я стучу, ибо больше не могу иначе. Прости меня, окаянного! Прости за мысль страшную убить тебя, за поступок ужасный, что бросил тебя. Прости, Федор! Будь добр ко мне. Смилуйся.
Федор: Ладно. Вижу. Вижу. И прощаю. Прощаю. Прямо легче стало. И сердце, как… цветок раскрывается. Прощать - это подвиг. Великий подвиг, уметь прощать. На душе легче. Столько лет носил ненависть, злобу на тебя. А сейчас легче. Я тебя прощаю, Пашка. Друг Пашка.
Пашка: Друг, Федор.
Федор: А может ты зря так с матерью? А надо было...
Пашка: Надо было.  А я, это не сделал. Я стал похож на нее, ту в молодости. А надо было.
Федор: Иди. Я подожду. Еще не поздно. Иди.
Пашка: Мама!

Убегает.

Федор: Когда вернусь, первым делом куплю цветы. Огромный букет алых роз. Я постучу в дверь и стану на колени. Она простит. Я знаю. Катерина добрая. И больше никогда, я ее не обижу. Разве можно обижать, своих суженных принцесс? Только бы вернуться. Господи! Дай нам шанс, исправиться. На тебя уповаем. На милость твою...

Возвращается Пашка.

Пашка: Бежим! За нами погоня!
 
Ритмичная музыка (пример - Свиридова " Время вперед).
 
Федор: Это должно было произойти. Надо торопиться.

Федор и Пашка продолжают бег.

Федор: А как же твоя мать?
Пашка: Я счастлив. Так счастлив. Я догнал ее и окликнул. Ее вуаль исчезла. На меня взглянули глаза моей мамочки. В них было столько любви. Это то, что я искал всю жизнь.
Федор: Я рад.
Пашка: Они не смогут надолго остановить их.
Федор: Кто?
Пашка: Моя мать и еще одна женщина. Они перекрыли дорогу нашим преследователям.
Федор: Мы должны успеть. Не может быть, чтобы забота наших матерей была напрасной.

Неожиданно сцену заслоняет туман.

Пашка: Стой!
Федор: Что это?
Фигуры друзей растворились в тумане.
Пашка: Федор! Где ты?
Федор: Тут я.
Пашка: Не двигайся!
Федор: А куда двигаться? Если даже рук и ног невидно.
Пашка: Давай ко мне поближе! На голос!
Федор: Ой! Голос справа, а рука твоя слева.
Пашка: Тут не до шуток!
Федор: Какие шутки!

Туман рассеивается до пояса. Пашка стоит справа сцены. Федор с левой стороны сцены.

Федор: Витька?! ВитЕк, дорогой!

Федор крепко обнимает воображаемую фигуру человека.

Федор: Вот это да! Вот уж не думал тебя увидеть. Столько лет прошло.
Ты прав. Поседел я маленько. Да и ты свой чуб на лысину поменял.
Пашка: Это ты с кем разговариваешь?
Федор: Знакомься. Это мой друг детства Витек. Вместе за соседскими яблоками лазили.
Пашка: Какой ВитЕк! Нас тут двое!
Федор: Было двое, а стало трое.
Пашка: Ты лучше спроси свой фантом, откуда он?
Федор: Да, ВитЕк? А как ты тут оказался? Что?! Не может быть! Слышал?
Пашка: Не расслышал. Ась? Что он пробубнил? Повтори.
Федор: Пришел нам помочь драпануть отсюда.
Пашка: Интересно. А что это он прячется от меня? Боится, наверное? Да и кто его направил к нам? Может наш общий знакомый в красном галстуке.
Федор: Ты меня обижаешь. Я с ним, можно сказать, не одну пару штанов на соседских заборах порвал. Да и зазноба у нас была одна на двоих. Галька c параллельной улице. Правда, ВитЕк? Забыл, что ли? Я тебе нос разбил из-за нее. Что, ты мне?
Пашка: Хватит. А то снова подеретесь.
Федор: Я точно помню твою кровавую юшку с носа. Даже испугался, что нос сломал. Ты потом месяца три дулся на меня. Я?
Пашка: Стоп!
Федор: Не слушай его, Пашка. Он никогда честностью не дорожил. Когда нас поймал сосед в своем огороде, Витька сказал ему, что я его силой затащил на дерево, чтобы он яблоки для меня собирал. Тоже скажешь: "забыл?"
Пашка: Да гони его в шею! Неужели ты не понял? Нам мешают уйти!
Федор: Кто?
Пашка: Наш знакомый.

Туман исчез. На дорожке проявился силуэт человека в черном.

Федор: Ты? И как это я сразу не догадался?
Человек в черном: Зря вы так Витьку обижаете. Между прочим, о нем долго спор шел, кому он принадлежит. Вот вас, прямо к нам направили, а с ним была морока. И если бы в последнюю минуту он не чертыхнулся, то тю-тю. Потеряли бы мы его. Пашка: И этого было достаточно?
Человек в черном: Это было предостаточно.
Федор: Гад. Я тебя сейчас за ВитЮху на части разорву.
Человек в черном: Ты только что сам сказал, что он врун и предатель.
Федор: Ну и что. Зато я его все равно любил. Он мое детство.
Пашка: Послушай. Нам не зачем и некогда с тобой разговаривать. Отойди с дороги.
Человек в черном: Дело в том, что дороги-то  нет.
Федор: А это что, не дорога?
Человек в черном: Дорога - это путь для живых. А если нет живых, то и нет дороги.
Пашка: Ошибаешься. Твоя дверь еще не захлопнулась за нами.
Человек в черном: Зря стараетесь. Поверьте мне.
Федор: Слушай, Паш, а может МНЕ его захлопнуть? Надоел до тошноты.
Пашка: Слышал? Уйди лучше с дороги.
Человек в черном: Если я один, то можно на меня наплевать? Не хорошо. Это не по-человечески.
Пашка: Ты смотри, как заговорил. А где же твои помощники?
Человек в черном: Да какая помощь от тунеядцев? Сколько раз говорил им: "Псевдонаука - не для лентяев". Ничего не помогает. Вот пусть теперь ножками потопают, вместо того, чтобы в мгновение ока оказаться в нужном месте. Может, поймут, что без образования, ни у вас, ни у нас, ни у них, работу не найди.
Федор: А где это "у них"?
Человек в черном: Не знаю. Могу уточнить.

Вытаскивает из нагрудного кармана телефонную трубку.

Человек в черном: Алло! Канцелярия? Алло!  Тут мой знакомый интересуется, у них все в порядке? Что? Заблудились? Да я их…

Пашка обрывает провод трубки.

Пашка: Значит, подмогу ждешь?
Человек в черном: Врать не буду. Жду.
Пашка: Или ты прекратишь преследование или...
Человек в черном: Или что? Я смерти не боюсь. Это моя жизнь.
Пашка: Или… мы заберем тебя с собой.
Федор: Зачем он нам?
Человек в черном: Что? На землю? Вы с ума сошли! В этот Ад? Нет!
Пашка: Решай.
Федор: И побыстрей.
Человек в черном: Обещаю. Обещаю.
Пашка: Что обещаешь?
Человек в черном: Прекращу преследование.
Федор: Врет гадина.
Пашка: Пошел отсюда и запомни.
Человек в черном: Запомню. Очень запомню. И вы запомните. Нет для вас дороги назад. И не будет.
Пашка и Федор: Не правда!
Пашка: Сказано: "Надеющиеся на Господа смерти не увидит".
Федор: Да? Да! Мы, это... верующие. Надеемся на него. Да. Доверяем ему! Понял?! Мы его дети! И Он нас в обиду не даст!
Человек в черном: Написано: "Кто из человеков жил и не видел смерти, и спас душу свою от рук преисподней?"
Пашка: Цитирую: "Праведный верою жив будет!"
Человек в черном: Ах, насмешили! Такой шутки я не ожидал. Праведники. Ха-ха. Ты ли? А может ты? Как там у вас на земле говориться? "Пока гром не грянет...". Миленькие мои, родные. Успокойтесь. Все да-авно сыграно и отыграно. Все законы исполнились. А их невозможно нарушить. Они не-ру-ши-мы. И знаете почему? Молчите. Я вас спрашиваю! Знаете? Знаете. И очень хорошо понимаете, о чем я говорю. Потому, что их написал - Сам. Своим перстом! А вы, ничтожные людишки, хотите их изменить? Испортить?! Вот уж воистину человечья глупость и величие. Да вы трава! Пришла жатва! Вы не принесли зерно доброе. Вы плевелы. Вас надо сжечь! Так гласит закон!
Федор: Это не правда!
Пашка: Он прав. Мы опоздали.
Федор: Не-ет! Мы вернемся! Мы обязательно вернемся! И исправим свои ошибки! Пусть не все! Исправим! Исправим. Хотя бы одну. Не ради себя. Ради Катериночки. Она меня так любила. Любит. Я столько принес ей зла. Ради нее.
Человек в черном: Ладно. Хватит слюни пускать. А то вы, своим запоздалыми покаяниями, прямо разжалобили меня. У вас на земле столько времени было. Плясали, гуляли, пили. Стреляли. Уму непостижимо, как вы беспечно себя вели.
Пашка: Так мы же не знали...
Человек в черном: Что? Не знали? Не знали?! Вранье! Все вы знали! Или не хотели знать. Вы просто больны своим величием и безнаказанностью. Вы...Вы сволочи. Убиваете живых и еще не рожденных. В ваших руках, устах, глазах семена смрада и гнили, Вы взрываете, рушите, травите, сжигаете дом, в который живете! Вы неблагодарные твари! Животные чище и благороднее вас. Они умеют любить. Вы же любите только свои пороки.
Пашка: Что же нам делать?
Человек в черном: А ничего. Подождем моих помощников и...
Федор: Я не пойду. Уж лучше здесь помереть.
Человек в черном: Мы тебе поможем.
Федор: Пашка.
Пашка: Что брат?
Федор: Нам терять нечего. Пошли.
Пашка: Куда?
Федор: Вперед.
Человек в черном: Только развернитесь.
Федор: Ты нам надоел…!
Человек в черном: Брат.
Федор: Враг, а не брат.
Пашка: Мы в одной лодке. Все такие пушистые. Ну, прямо на подбор. Братья мои!
Федор: Не понял. Что с тобой?
Человек в черном: А что тут не понимать. С одного поля ягода. Эх, жаль мне вас, бедолаг. И себя тоже. Такую паршивую должность получил.

На заднем плане появились тени преследователей.

Пашка: Запах сырости и гнили. Как страшно стоять на краю. Только теперь я это понимаю. Безумство смерти... от безумства прожитой жизни.
Федор: У нас еще есть Вера!
Человек в черном: Интересно, насколько она крепка?
Федор: Вперед!
Пашка и Федор бросились бежать. Человек в черном остался задумчиво сидеть.
Человек в черном: Глупцы.

К нему подбегают помощники. Усталые и измученные. Выстраиваются в ряд перед начальником.

Человек в черном: Негодяи! Неучи! Лоботрясы!
Помощники: Так точно ТовНач!
Человек в черном: Молчать!

Осматривает сеть в руках помощника.

Человек в черном: Почему рваная?
Помощник 1: Мой напарник влетел ногой. Случайно.
Человек в черном: А это что еще такое?
Помощник 2: Метла.
Человек в черном: И что ты с ней собираешься делать?
Помощник 3: Он пытался на ней взлететь.

Смех.

Человек в черном: Прекратить! А кочергу, зачем принесли?

Тишина.

Человек в черном: А я знаю. Чтобы ею вас по хребту отдубасить. Что там у тебя в руках?
Помощник 4: Книга.
Человек в черном: Наша?
Помощник 4: Никак нет!
 Человек в черном: Та, что лежала на столе?
Помощник 4: Так точно, ТовНач.
Человек в черном: А ну-ка.

Берет книгу. Раскрывает ее. Читает. Кладет ее в грудной карман.

Человек в черном: Слушай мою команду! Вперед! Брать живьем! Или мертвыми. А впрочем, все равно.

Помощники бросились в погоню. На сцене туман. Туман рассеивается. По туннелю бегут беглецы. На заднем плане сцены черные тени.

Федор: Смотри!
Пашка: Еще немного и мы у цели!
Федор: Какое красивое небо!
Пашка: Скоро рассвет.
Федор: И снова жизнь!

Свист раскручивающейся пращи. Бросок. Федор падает. Встает и продолжает, бег.

Пашка: Уже близко!
Федор: Должны успеть.

Неожиданно Федор и Пашка, натыкается на невидимое препятствие. Их отбрасывает назад.

Пашка: Не может быть!

Федор и Пашка вскакивают и бросаются вперед. Невидимая стена останавливает их снова.

Федор: Не правда! НЕ ПРАВДА!  А я так верил. Надеялся.
Пашка: Это конец.
Федор: Все зря. Напрасно. Несправедливо. Несправедливо все!
Пашка: Нет. Все правильно. Иначе и не могло быть.
Мы на земле больше не нужны. Никому. Нас просто там больше нет.
Федор: Нет! Я не верю!
Пашка: Где-то там, на маленьком клочке земли, есть мой свежий холмик. И твой тоже.
Федор: Мне бы на одну минутку. Только на минутку хотя бы. Ей так важно, я верю, так важно услышать мои слова. Ей бы стало легче жить. И зачем я принес ей столько горя? Зачем? Мне бы на минутку. Я бы только стал перед Катенькой на колени. А потом - вернулся. Обязательно вернулся бы сюда. Без страха. По справедливости.
Пашка: Поздно.

На стенах туннеля появились марширующие тени.

Пашка: Ну вот. За нами пришли.
Федор: Смотри, какие красивые утренние облака.
Пашка: Рассвет. Жаль, что мы его больше не увидим.
Федор: А в-о-о-н там, в дали, загораются окна домов. Начинается новый день.

На сцену выходит человек в черном и его помощники.

Человек в черном: Зря старались. Хотели избежать наказание? От нас еще никто и никогда не ушел. Раньше надо было думать. Взять их. И побыстрее, пока не расцвело. Не перевариваю свет.

Из-за стены туннеля появился старец. Он подошел к Федору и Пашке.

Человек в черном: Не мешай нам, старик. Уйди. Они мои.
Старик: Пока за ними, не захлопнулась черная дверь, у них еще есть выбор.
Человек в черном: Смеешься. О чем ты говоришь? Свой выбор, они сделали на земле.
Старик: Ты забываешь, что есть еще великая милость Всевышнего.
Человек в черном: Уйди. Милость его опоздала.
Старик: Она никогда не опаздывает.
Старик поворачивается к беглецам.
Старик: Идите.
Федор и Пашка: Куда?
Старик: В жизнь.

Пашка, а за ним Федор,  переступают невидимую преграду. Человек в черном одевает на лицо шапку палача. Выхватывает из рук помощника, невидимое копье и швыряет его в спину уходящего Федора.  Люди в черном бросаются следом и натыкаются на невидимую преграду. Яркий луч солнца освещает сцену. Преследователи, уходят вглубь сцены и исчезают.

Пашка: Получилось! Слышишь друг Федор? Мы вернулись!

Пашка радостно вздыхает полной грудью. Федор медленно падает. Пашка подхватывает его.

Пашка: Что с тобой? Федор! Федор! Дружище.

На сцене появляется Катерина. Подходит к героям. Наклоняется над Федором. Обнимает его. (Старик,  наблюдает за ними. Пашка ничего не замечает)

Федор: Катя? Катя. Вот я и пришел. Мне так много  надо тебе сказать. Я…
Катерина: Я все знаю, мой милый. Все. Смотри.

Указывает рукой. Федор открывает глаза.

Пашка: Ты слышишь меня? Федор. Очнись. Это я, Пашка. Посмотри на меня. Мы пришли. Мы победили.
Федор: Дверь. Я вижу дверь. Какая прекрасная музыка. И радуга, вокруг...

Катерина покрывает шалью свою голову и медленно уходит. Федор умирает.

***

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СЦЕНА.

У КАЖДОГО РЕЖИССЕРА ОНА СВОЯ :)

               
25.06.2015г.