Змеи

Александр Воронин-Филолог
-  Змеи,  змеи   кругом  -  будь   им   пусто, -
Человек   в    исступленьи   кричал. 
И  позвал  на  подмогу  мангуста,
Чтобы,   значит,   мангуст   выручал.
                Высоцкий  B. C.

                Змей боюсь с детства. До истерики. Хотя и родился в год змеи. Откуда это у меня - никто не знает. Может от мамы? Она, понятное дело, женщина слабая и сама всю жизнь боялась ползающих, прыгающих и летающих тварей. Помню, как в детстве в деревне принесёт кошка живую мышь и играет с ней посреди избы, а мама со своей старшей сестрой Тоней запрыгнут на лавку с ногами и визжат обе, то ли от страха, то ли от брезгливости. А вот отец-фронтовик вообще ничего не боялся. Таких гадов видал на фронте, что змеи для него, на их фоне, как ангелы. К тому же, папа, городской тамбовский уроженец, никогда не ходил в лес ни за грибами, ни за ягодами, следовательно, и встреча со змеями была для него весьма проблематична. Старший двоюродный брат Вова вообще ни черта, ни дьявола не боится - ночью на спор ходил на кладбище, а в лес за грибами и малиной обычно один ходит. Но тут, наверное, не столько смелость на первом плане, сколько жадность - не любит он добычей с кем-либо делиться. Даже когда идём в лес компанией, он сначала убежит, обегает все свои места вокруг, а потом уже начинает откликаться на наши крики. Когда мы уже совсем охрипнем,  оравши,  разыскивая  его.
                А я боюсь змей. Тигров и волков так не боюсь, как змей. Всяких там кобр, питонов, щитомордников боюсь заочно, так как в джунглях ещё не бывал. А от наших гадюк уже успел натерпеться страху. Постоянно встречал их в лесу, когда ходил за грибами, за черникой, за клюквой. А уж рассказов про коварство змей слышал бессчётное количество.
Зато я знаю в России три места, где змей вообще нет и никогда не было. Это деревня Горка в Краснохолмском районе Тверской области,  посёлок Антропово в Костромской области и Соловецкие острова в Белом море. В деревне Горка мой дед Иван Кузьмич Воронин прожил всю жизнь и ни одной змеи в лесу никогда не видел. Потому что там сухое место, на возвышенности, ни рек поблизости нет, ни больших озёр, ни болот. Но почему-то лягушек  всё равно  полно в лесу и в прудах.
                В Антропово бытует легенда о том, как святой Антроп обошел с посохом вокруг посёлка, очертя большой круг и змеи в него не заползают. Хотя в соседних районах змеи ползают даже по грядкам в огородах. Вот такие два чуда природы я лично наблюдал и на себе проверил. В детстве мы с братом, когда гостили у деда, даже спали на земле в лесу и никто нас не тревожил, кроме маленьких кусачих земляных муравьев и мух. По этим лесам можно было смело ходить босиком, если бы не сучки и острая осока. Кстати, мама рассказывала, что в войну они (три сестры) рано утром бегали за грибами босиком и отогревали ноги от холодной росы в коровьих лепёшках. Потом босиком шли семнадцать километров до города (и столько же потом обратно), чтобы продать  на рынке эти грибы и купить хлеба. А единственные ботинки несли  перекинутыми через плечо и одевали их уже в городе.  Отец мамы (мой дед) был на фронте и жили  они  с матерью очень бедно.
Что касается  Соловецких островов, то там всего два месяца  в году бывает тёплое лето – в июле и в августе. Остальные десять месяцев холода и снег. Я там жил неделю в августе 2007 года и даже купался  в  трёх  озёрах (а  их там  сотни). Смельчаки купались в ледяном море. Со слов экскурсоводов,  змей там никогда не было. Если   какой-нибудь дурак    завезёт змей, то они  не   приживутся: или за зиму  замёрзнут, или  умрут с голоду. Леса там много. И лес молодой – старый весь вырубили в 30-е годы, когда  был концлагерь (СЛОН).
                Есть  и четвёртое место без змей, но о нём я прочитал в газетах, сам там не был. На 20 км вокруг  Троице-Сергиевой лавры в Московской области  нет ни одной змеи. По преданию,   Преподобный Сергий  Радонежский  молитвой изгнал гадов ползучих от стен лавры, чтобы не мешали монахам трудиться в лесах и в поле. По другой, научной версии, змеи просто не выносят звуковых колебаний, создаваемых колоколами  святой обители. Монастырь расположен так, что голоса  его звонницы слышны  именно  на 20 км вокруг. И хотя  самый большой  100-тонный колокол  лавры давно утрачен, звука  остальных, видимо,  вполне   хватает  для  отпугивания  змей.
   Про змей  сложено много мифов, легенд и сказок у разных народов мира. По одной легенде, змея укусила Эвридику, жену  Орфея, отчего  та  умерла. Певец  сильно горевал  и договорился с богами,  чтобы  те разрешили  ему спуститься за женой в царство  мёртвых, в порядке исключения, за  красивое пение. И он почти   вернул её на землю. Помешала, как всегда,  мелочь – женское любопытство.
   В наших краях  осенью змеи  последний день гуляют 25 сентября. Потом уползают в  норы на зимовку.
Все мои встречи со змеями происходили вокруг Дубны, в Тверской области и на Кавказе. Встречи в зоопарках не считаю, так как там я был в полной безопасности и смело корчил  рожи этим божьим тварям через толстое стекло.
                1. В конце 70-х годов поехали мы на лодке с друзьями в выходные за черникой на реку Медведицу за Кимры в сторону Калязина. По принципу: чем дальше от города, тем ягод больше. Жили в палатке на берегу. Там уже стоял целый городок таких же любителей ягод. Метрах в пятидесяти от берега был заход в черничный лес и перед ним протекал бывший ручей, заросший осокой и превратившийся в непроходимую болотину. В самом узком месте лежали два бревна вместо мостика и к ним вела единственная тропинка. Сбоку не обойдёшь нигде - утонешь. И вот два раза в день мы все по очереди встречали на этой тропинке двух гадюк - черную и коричневую. Идём утром в лес, они уже лежат на тропинке перед бревнами, как будто специально нас поджидают. Мы потопаем, зашумим и они медленно, нехотя, уползут в траву. Идем в обед обратно - опять лежат, греются на солнышке. Тут уж мы по бревнам постучим специальной палкой, прихваченной из леса для костра, они опять уползут, уступая нам дорогу. Никто их не трогал всё лето. Вновь прибывших даже специально предупреждали об этом. Может, народ там такой добрый и хороший подобрался (в основном из ОИЯИ), а, может, боялись фарт ягодный спугнуть. Только начни в одном месте природу рушить, она тебе в другом отомстит. Или дождей нагонит, или ягоды опадут раньше времени. Лучше жить с природой в мире и согласии.
                2. Чаще всего змей мы встречали на клюквенном болоте. Тётя Валя Волкова один раз как закричит: “Ой! Ой! Ай! Змея! Змея!” Мы с мамой подбегаем на выручку, а там маленькая змейка на кочке лежит,  в колечко свернувшись. Тоненькая, молодая видно. Больше крика было, чем страха. И ещё неизвестно, кто кого больше напугал, змея тётю Валю или наоборот.
В другой раз, уже на выходе из болота, метрах в ста от края, прямо перед нами переползла тропинку здоровенная толстая гадюка. Наверно, больше метра длиной. Черная, блестящая, кожа на солнце переливается. Вот тут уж нам было не до смеха. Мы столпились кучей и боимся идти - вдруг за ней целый караван таких же ползёт. Пока стояли и ахали, стало казаться, что змеи нас окружают со всех сторон и уже чуть ли не по сапогам вверх лезут. Неприятное такое чувство. Кто-то первый не выдержал, сорвался вперёд вприпрыжку и все за ним ломанулись, несёмся молчком, только пыхтим от натуги. По мягкому мху и порожняком тяжело идти, а мы бежим с клюквой, да ещё после целого дня её собирания. Ноги проваливаются, цепляются за корни, вода брызжет во все стороны. Только на сухом берегу вздохнули спокойно и повалились на лужок, чтобы отдышаться.
Похожих встреч было много на болотах, но всегда как-то удавалось разойтись по-тихому. Ни  мы  змей,  ни  они  нас  не  трогали. 
                3. Одну гадюку всё-таки пришлось убить. На неофициальном огороде под ЛЭП, недалеко от канала, соседи мне часто рассказывали, что видели змей на грядках. А от меня Бог долго отводил такие напасти. И вот однажды заскочил на огород на велосипеде буквально на десять минут, собрать дочке ягод. И под кустом смородины вдруг вижу свернувшуюся в кольцо чёрную змею. Мне сразу стало холодно (в такую-то жару) и так неуютно, что захотелось подпрыгнуть в воздух и зависнуть там, как Карлсон, потому что я был в летних туфлях и стоял на лужайке по колено в нескошенной траве. Собрав всю силу воли в кулак, я на цыпочках, высоко подпрыгивая, добежал до домика, схватил штыковую лопату и уже медленно иду обратно, раздвигая перед собой траву. Как минёр на минном поле. Появилось неприятное чувство, будто змеи окружают меня со всех сторон: ползут по траве, свисают с веток деревьев (как в фильмах про джунгли), плавают в пруду, нагло лезут через забор. А по спине мороз пробирает, кажется, что отовсюду за тобой следят десятки чужих холодных глаз. Но по характеру я, как и мама, очень добрый и никогда никого первым не обижаю. Поэтому для начала попытался отогнать гадюку в лес, домой, в родные пенаты. Стал стучать по земле лопатой, махать перед ней и по-русски её уговаривал: “ - Кыш отсюда! Ползи в лес! Это мой огород! Мне его дядя Коля Воронин подарил, а не тебе! Кыш отсюда!” Но змея не понимала, кто есть кто и думала иначе - считала себя хозяйкой этих мест. Она стала злобно шипеть на меня и прятаться в траве у забора. Промучившись с ней несколько минут, я отошёл в сторону и стою,  жду, что она будет делать дальше. Наглая гадюка тут же снова выползла на грядку и улеглась там на солнышке. Дело принимало скверный оборот. Работать дальше на этом огороде мне сразу расхотелось. Я живо представил себе чудненькую картину: где бы я ни присел полоть или рыхлить, везде из травы на меня будут смотреть два чёрных немигающих глаза. А не дай Бог, наступлю на неё нечаянно или прихвачу вместе с травой при прополке - всё, сразу покойник. Не столько от яда, сколько со страху. Это только в сказках хорошо в лесу жить вместе с милыми зверушками. Вот Маугли, в отличие от меня, знал заветное слово и его до поры до времени не трогали. Попытался и я с гадюкой договориться, пару раз сказал ей ласково: “- Мы с тобой одной крови, ты и я! Вали к себе в лес!” Опять не поняла,  вижу, не получается никак диалог. А по-змеиному я ни бум-бум. Стою и думаю, а,  может,  их тут несколько прижилось, детей нарожают, будут ползать, как у себя дома. Если эту сейчас убью, вдруг остальные мстить приползут и залягут в засаде, как Ногайна в мультфильме о Рики-Тики-Тави. Вот он типичный случай, когда приходит горе от ума, а не от глупости - вредно много читать и смотреть телевизор. Сразу всплыли в памяти все страшные истории про нашествие змей в дома, об удавах-убийцах, о клубках змей в их брачный период, о ямах в лесу полных змеями. Сам себя уговариваю: надо или змею убивать, или огород продавать, работать с песнями тут уже не смогу, как раньше.
                Кое-как решился, примерился, тяпнул лопатой и отрубил ей голову. Потом стал решать, куда труп деть. Вопрос тоже не простой. На огороде закопать - противно. Потом это место стороной обходить буду. В лес нести - ещё хуже. Там её сородичи найдут могилку и по следам мне мстить приползут. Решил увезти её подальше и где-нибудь в канаву бросить. Я часто видел, как в лесу убитых змей то на ветки вешают, то на дороге укладывают рядками, но это мне всегда не нравилось.
                Нашёл я старую рукавицу, палочкой запихнул в неё гадюку и понёс к велосипеду. Сначала хотел на багажник её положить, а внутренний голос мне и говорит: “- Ты что, вдруг у неё голова там срастётся, она выползет и тебе в зад на ходу вцепится?” Умом понимаю, что это чушь собачья, голову-то я ей напрочь оттяпал, не в сказке, не срастётся, а всё равно чувство какое-то нехорошее не покидает, не даёт покоя. Взял да и пристегнул рукавицу прищепками к тормозному тросику на руле. Пока ехал домой, передумал змею выбрасывать. Размечтался, как буду теперь всем рассказывать, что крошил змей на огороде пачками, направо и налево. Почти как былинный Алёша Попович на Калиновом мосту мочил многоголового Змея Горыныча. А чтобы поверили, вот, мол, одну вам привёз, как доказательство моей храбрости.
                Еду и радуюсь, что я такой умный. Потом вспомнил, что дочь Инна в свои семь лет никогда вблизи живую змею не видела и надо бы ей первой показать, на тот случай, если в лесу змею встретит (не дай Бог, конечно), чтобы гадюку от ужа смогла отличить. Заезжаю на Чёрную речку, Инна у дома гуляет. Показал ей змею, в  красках расписал про нашествие гадов и про страшную битву на огороде. Дочь меня ещё больше  зауважала - ай да папка  у  неё, никого не боится. “- А куда ты её денешь?” - спрашивает. Ответ придумал тут же: “- Поеду тамбовским ухарям покажу, а потом похороню”.
                Как раз накануне приехали два моих двоюродных брата из Тамбова - Виталик и Сергей. И такие оба из себя крутые, ничем мы их удивить не можем. Наизусть по очереди  “Двенадцать стульев” Ильфа и Петрова цитируют. У нас у всех челюсти отвисли. Жили они всегда у того дяди, который мне этот змеиный огород и подарил. Это мне на руку: сразу и тамбовских змеёй попугаю и дядьку при гостях оттяну - на вот, посмотри, чем твой подарок пахнет. Инна, почувствовав, что запахло приключениями, которые она обожает так же, как и я, тоже загорелась: “- Хочу с тобой!” Сели, поехали. Как раз братья с дядькой выходят на улицу покурить после обеда. Я им сразу про огородные дела стал рассказывать, такого тумана напустил, такие яркие картины нарисовал, будто там змей больше, чем комаров и пригласил проехать со мной на ознакомительную экскурсию. Гляжу, городские тамбовчане слегка притихли, но ещё хорохорятся. Вот тут я им под ноги змею и вывалил. Она уже не так блестела и переливалась, как живая, но всё ещё была страшной. И белые  ядовитые  зубы угрожающе торчали из   открытой  пасти. Когда все насмотрелись, я отнёс её в мусорный контейнер у дома и мы тут же о ней забыли, заговорив о другом.
                Одна Инна, под впечатлением моих рассказов о полчищах змей, рядами ползущих по огороду на меня, одиноко стоящего с простой  ржавой лопатой, несколько раз тихонько шептала мне на ухо: “- Папа, ты больше на этот змеиный огород не езди, ладно? Отдай ты его этому дядьке Кольке обратно. Пусть он сам туда ездит!”  Бедняжка переживала за меня и боялась, что меня всё-таки тяпнет одна из  змей. Но больше  змей я там не встречал. Может, потому, что на этом огороде среди леса, стал бывать  всё  реже  и  реже.
                4. В другой раз вёз на своём “Запорожце” доски на огород в Мельдино. Почти доехал и напротив фермера влетел в старую лужу. После дождя колею затянуло глиной и не видно было её глубины. Машина ухнула по брюхо и наклонилась. Я вылез, почесал затылок и пошёл за помощью. Как всегда мне  везло, потому что в этот день приехал на электричке шурин с женой помогать нам поднимать целину. Они с утра уже махали лопатами. И вот я расстроенный, что застрял и не смог с шиком и с весёлым бибиканьем подкатить к огороду, пригорюнившись  иду за ними. Так расстроился, что чуть не наступил на здоровенную гадюку, лежащую поперёк дороги. В последний момент краем глаза увидел её и как отпрыгну назад. Стою, смотрю на неё, она тоже замерла и лежит. Потом повнимательнее пригляделся (идти-то надо мимо неё), а она мёртвая. Какой-то шутник утром убил её и положил на дорогу, будто она ползёт. Но даже мёртвую её обходить страшно. Когда шёл обратно с помощниками, заранее их предупредил, чтобы не напугать ненароком. Так они дошли до змеи, встали и не идут дальше. А бедный мой “Зазик” тем временем глина засасывает. Пришлось мне, как самому смелому, лопатой гадюку в кусты закинуть, от греха подальше. Зато машину гости вытолкнули с первого раза.  С  перепугу,  наверное.
                5. Недаром даже один из холмов на территории будущей Дубны так и назывался - Змеиный остров. Все окрестные места, где я бывал, кишели змеями: Кимры, Конаково, Карманово, Мельдино. В Мельдино я десять лет ездил на огород и помимо  страшных рассказов соседей про змей на грядках, сам с ними часто встречался.
Утром едешь первым на велосипеде по дороге и видишь, гадюки лежат на обочине, греются на песочке. Видел и больших, но чаще всего маленьких, по глупости выползших на дорогу. Трава с ночи холодная, в росе, вот они из неё и ползут туда, где потеплее.
                Однажды вечером стою на платформе и вижу, что у дальнего от меня рельса, прямо на нагретой за день земле между шпалами лежит чёрная гадюка. Балдеет на солнышке. Хотел в неё кинуть чем-нибудь, да как назло, ничего не вёз с огорода и в карманах было пусто. Так она и лежала до прихода электрички. Когда та зашумела, приближаясь, гадюка подняла голову, посмотрела и не спеша уползла в траву.
                Двух гадюк пришлось убить на самом огороде. Одну обнаружил в навозной куче. Она была такая здоровая и толстая, что оставлять её в живых было опасно. Вторая, летом 2006 года сама на меня хотела напасть. Я стоял и полол морковку, когда боковым зрением заметил какое-то движение между грядками. Поворачиваю голову, а гадюка уже в метре от меня. Я как ошпаренный отпрыгнул в сторону. Потом пытался лопатой прогнать её, а она поднимает голову и шипит на меня, не хочет уползать. Расстроился я из-за её глупости и оттяпал ей голову.
                6. Один раз в горах на Кавказе видел змею, когда отдыхал в посёлке Лазаревское с женой и дочкой. База отдыха была далеко от моря и примитивно оборудована. Умывались на улице, как когда-то в пионерских лагерях: из трубы с кранами над длинным ржавым корытом. И вот я случайно увидел, что молодые девчонки, в коротких шортах, ходят по утрам делать зарядку и умываться на  горную речку, протекавшую в двадцати метрах от ворот базы. Стал и я ходить с полотенцем на речку, пока жена с дочкой спали. Вода там была очень холодная и прозрачная. Текла она   между больших камней, так что по ним даже можно было перейти на другой берег. Обычно, встав на два камня, я нагибался и черпал воду ладонями. И вот один раз опустил руки в воду и вижу, как рядом с ними плывёт большая змея, извиваясь всем телом. Я и не заметил, как в несколько прыжков выскочил на берег, чуть не переломав ноги на скользких камнях. Стою и не знаю, что делать, не могло же мне такое показаться. А девчонки недалеко от меня, как ни в чём ни бывало, плескаются в воде, хохочут, брызгают друг в друга. Позавидовал я им и пошёл умываться из крана, рядом с пенсионерами. Два дня после этого даже близко к речке не подходил. На третий день страх немного подзабылся и я снова пошёл на камни. Но стоял теперь лицом к горам, чтобы видеть, что на меня плывёт в воде. Так, на всякий случай.
                Кстати, там по территории базы отдыха днём бродили здоровенные свиньи необыкновенной расцветки: все в каких-то бурых пятнах неопределённой формы, как наши коровы-пеструшки. Они рылись в помойке и клянчили у отдыхающих еду. Вечером местные немытые детишки отгоняли их в посёлок. И вот кто-то из старожилов базы мне рассказал, что эти горные поросята даже змей едят. Увидят её где-нибудь, затопчут копытами и съедят. Храбрые горцы и поросят  таких  же  вывели - ничего не  боятся.
                7. Когда-то часто ездил с Волковыми на машине в деревню. Край наш лесной и дорога проходит большей частью через лес. И каждый раз видели на дорогах много раздавленных змей и ежей. Выезжали мы рано утром, а ночью  до  нас уже кто-то проезжал и надавил живности. На дороге  издалека хорошо было видно и мёртвых змей и ежей. Дядя Коля всегда тихонько ругался на этих живодёров-водителей. Есть, мол, такие уроды, увидит и нарочно колесом наедет. Змей не так жалко, как ежей. Ёжик безобиднейшее существо и фыркает так интересно. А если домой его принести, спать не даст всю ночь, будет топать по полу и стучать когтями, как маленький   домовой.
                8. Люблю смотреть по телевизору, как змееловы ловко захватывают змей и кладут в мешок. Я сижу в безопасности, на диване и волнуюсь  за него, как  он там, по пояс в траве с палочкой в руке бродит. А вот триллеры, где змеи ползут из всех щелей, даже по телевизору смотреть не люблю.  Противно.
Часто показывают, как контрабандисты сотнями в мешках и коробках везут змей  на продажу и половина из них погибает, даже жалко немножко становится. Но только немножко.
                На огороде в Полудёновке под Темпами тоже убил в последние годы две змеи. В лесу видел несколько, когда ходил за грибами. Обычно они на просеках лежат на солнце греются. Я тихонечко уходил от них, от греха подальше.
                На откосе канала в 2012 году в землянике видел метровую чёрную гадюку. Приехал на велосипеде с литровой банкой. Порадую, думаю, сладкими ягодками внуков. Не набрал и полбанки, как боковым зрением вижу, что-то чёрное слева. Метрах в трёх на горизонтальном выступе, по закону подлости, среди самых крупных ягод, лежит это чудовище. Она даже голову не подняла и не зашипела. Причём, впервые я видел, что гадюка  свернулась не в круг, а в квадрат. Чёрный привет от Малевича. Настроение сразу испортилось. Прыжками поднялся на насыпь, вскочил на велосипед и погнал к парому, переправляться на свой берег. Еду  и не покидает ощущение, что змеи запутались в спицах, и оттуда прыгают мне на спину. После таких встреч только дня через три уходит страх и появляется желание опять выехать на природу.
                Несколько раз был в Карелии. Там в основном ужи живут. Живых не видел, но на просёлочных дорогах много лежит раздавленных машинами и уже засохших. На чёрном тельце хорошо видны два жёлтых пятна.
                По году в восточном календаре – я змея. Вроде бы должен их любить и дружить с ними. Но как-то пока не сложилось. Может, из-за того, что редко в лесу бываю? Зато стал собирать небольшие фигурки змей – из стекла, керамики, железа. А по праздникам одеваю два перстня со змеями. Дань моде.