Надежда умирает последней.. Изгнанники

Любовь Сушко
НАДЕЖДА  УМИРЕТ ПОСЛЕДНЕЙ..ПИСЬМО  В  БУТЫЛКЕ

Мне часто снится сон о безумном капитане, который поспорил с судьбой и грозным Посейдоном, и направил свой корабль на рифы. Не только на этом, но и на том свете он обречен скитаться, пугая своим грозным явлением суеверных матросов. Многие из них уверены, что встреча с ним грозит бедой, а то и смертью странникам.

В детстве это была наша с Надеждой любимая легенда. Не знаю, почему именно она, но казалось, что когда-нибудь потом мы найдем ответ именно в этом древнем и жутком сказании.

Она появилась на даче неожиданно в этот раз и вела себя как-то странно, словно прощалась с нами, хотя ни словом, ни жестом не выдала своего волнения и тревоги.
Но это я упрекнула себя в мнительности и  желании во всем искать какой-то тайный смысл, и все-таки не сомневалась, что вижу ее в последний раз.

Почему в последний, если  до ее дома две остановки на трамвае, и в теплую летнюю погоду можно  прогуляться пешком, чтобы встретиться с любимой сестрой?

Но дурные предчувствия меня обманывали редко,  вернее, не обманывали вообще никогда.

- Человек смертен, а порой он смертен внезапно, - перевирала я в памяти  хорошо известную цитату из любимого романа, но понимала, что дело было в чем-то другом.

Она сказала, что уезжает с сыном и снохой отдыхать в Сочи, что само по себе казалось странным, отдыхать со взрослыми детьми, как-то это не было на нее похоже. Но все течет и соответственно меняется. Одно понятно, что-то тут было не так.

Электронное письмо пришло от нее через неделю. Короткое ( она никогда не писала много, лаконичное),  и все бы ничего, если бы ни одна странность – оно было написано латинскими буквами, так, что некоторых слов и не прочитать,  Надежда не была сильна в изучении иностранных языков, но что случилось с ее планшетом, интересно? Может быть потеряла, украли, и ей пришлось с рук купить какой-то чужой?

Мы всегда находим объяснения для  разных несуразностей и странностей.
Объяснение оказалось другим – она была не в Сочи, а в Германии, и не на отдыхе, а на ПМЖ.

Почему, как обманутая жена, я узнала об этом последней? Вот этому как раз есть совершенно точное объяснение. Она помнила историю моей если не первой, то самой большой любви к Генриху, парню, который несколько месяцев работал у нас в школе по обмену, преподавал немецкий.

И когда выяснилось, что мы любим друг друга, и хорошо бы быть вместе,  и Надежда радовалась за меня, я была тверда в одном: жить с любимым в шалаше, в какой угодной стране, если уж так сильна любовь, но не в Германии и не в Канаде. Канада у черта на куличках и отправляться туда – да ни за что на свете.

 Германия? Да потому что  все мои 7 дедушек ( у бабушки было 5 братьев) воевали, двое погибли,  трое вернулись израненными. И какими глазами я на том свете, когда встречусь с ними, а встречусь обязательно, посмотрю на них и скажу о том, что  жила в стране, которая хотела стереть с лица земли мою страну, и преуспела в этом? Так я сказала Надежде в 25 лет, и сегодня ничего не изменилось по отношению к этой стране. Никогда, ни за что на свете.

Генриху я тогда сказала что-то другое, но мы расстались навсегда.

Наверное, помня тот эпизод и мою железобетонную позицию по этому поводу, она ничего мне не сказала. И сейчас, надо же как-то объяснить свое исчезновение, прислала фотографии, на которых  у нее был приличный прикид, и какое-то отрешенное, потерянное лицо, словно ее забросили в тыл врага и там и забыли.
С детства мы слышали истории дедушки- разведчика, о том, как они были заброшены к немцам, как резали их сонных, чтобы самим уцелеть и добыть языка, такое не забудется никогда.

Значит, мы и на самом деле больше никогда не увидимся, она вряд ли приедет сюда даже в гости, будет упрямиться до конца, а я ни за какие деньги не поеду туда. Даже для того, чтобы увидеться с любимой сестрой, не поеду.

Во втором письме она  пыталась мне объяснить, что хочет  лучшей доли для своих детей и внуков, но латинские буквы делали ее косноязычие ужасающим. Я просто посоветовала ей погулять по Бухенвальду денек, говорят, там теперь крутой музей, напомнила о ранениях именно в Берлине нашего любимого дедушки, о том, что он только чудом остался жив, и  от этого чуда мы появились на свет, иначе бы нам его никогда не увидеть. Но чувствовалось, что разговоры эти напрасны, что сделано, то сделано. Теперь у каждой из нас свое жизнь, моя убогая и однообразная, - без лучшего  будущего  тут, и ее прекрасная и счастливая там.

Из упрямства и чувства мести, наверное, я убрала из компа программу Скайп, чтобы не общаться в прямом эфире, понимая, что чем дольше она там будет, тем больше ей этого захочется.

 Человек, проживший здесь почти 50 лет, большую часть жизни, вряд ли сможет все так просто забыть и зачеркнуть. Это ее внуки станут настоящими немцами, и забудут, если помнили, о том мире, в котором родились, ей самой это не удастся никогда. Но я не собиралась  лечить ее ностальгию. В  пятьдесят надо думать, что ты делаешь, куда отправляешься, а самое главное, что ты теряешь…

Когда она написала снова, мне хотелось напомнить ей  нашу любимую легенду о сумасшедшем капитане, который бросил вызов  Посейдону и направил свой корабль на рифы. Но я не стала этого делать. Кажется мера жестокости была  с моей стороны превышена. Это ее выбор, и пусть живет, как хочет хоть в Германии, хоть в Австралии, приобщается к культуре, наслаждается пивом( всегда не могла его терпеть, даже чешское), и  будет счастлива.

Примерно через полгода после ее побега туда, когда я успела смириться с тем, что мы больше никогда не увидимся, врубила телевизор, и увидела, как рванули в любимую Надькину Германию, где она наверное, была счастлива, все ближневосточные  беженцы,  сметая все с лица земли.

Это казалось сном или  фильмом-катастрофой Стивена Спилберга, но это было реальностью. Тысячи людей устремились за моей Надеждой, уверенные, что они будут там ничего не делать, а жить так же прекрасно, как  те самые немцы, которых мы когда-то победили.

Эта бесконечная толпа неслась туда, где уже была моя Надежда в новом прикиде,  сфотографированная  у какой-то достопримечательности, чужая среди  чужих. Уж не сметут, не растопчут ли они ее и все ее надежды?

Мне хотелось узнать, что она станет делать теперь, но я не стала устанавливать снова скайп. Зачем? Они  все получили то, что хотели. Думаю,  наступят такие времена, когда они позавидуют нам, и что самое главное, времена эти странные и очень печальные  не за горами.

Моя сестра еще там, надежда умирает последней, но долго ли осталось жить надежде на сытое светлое и прекрасное будущее?


ИЗГНАННИКИ, ИЗГОИ, ЧУЖАКИ

 Листья, которые срывает с деревьев и несет куда-то ветер, никогда не вернутся к тому дереву, где они появились на свет...

Когда люди уходили с земель отцов и бросали их могилы, духи оставались в покинутых домах, ждали их возвращения, они никогда не оставляли мест, которые хранили. Может потому у изгнанников не оставалось хранителей, духу не было, они оставались беззащитны в чужом раю, который никогда не станет их родным. Но далеко не у всех хватит мужества, чтобы вернуться домой....

У бежавших из своего мира, остался только Демон -первый изгнанник, так и не вернувшийся домой.

Луна погасла в мороке тоски,
Легко сгорели звезды без следа,
Русалки так легки и далеки,
Оставив лес родной, и вот тогда
 Явился Демон призрачных миров,
Неведомый доселе древний бог,
Он был огромен, как гора, суров,
И заповедный лес навек замолк.

И грозный князь увел куда-то люд
 От этих  догорающих  страстей.
С тех пор здесь ветры дикие поют
 О тех, кто растворился средь ветвей.
И Домовые с Банниками спят,
Ведь  больше не осталось им забот,
И только за  овинами хрипят
 Устало черти, и мурлычет кот.

Он не хотел оставить этот свет
 И на чужбине век свой вековать.
К коту порой приходит Серый волк,
Чтоб о былом с котом потолковать.
- Я видел их, они несчастны там,
У них нет духов, дух людей ослаб,
И только тени бродят по пятам,
И не спастись, у страхов столько лап.

Там ворон только в пустоте кричит,
О том, что где родился, там и жить.
Изгнанники, среди чужих могил
 И предки их не смогут защитить.
Так говорили до рассвета там,
Где духи дремлют, но не видят снов,
И только Мокошь бродит по следам
 И не находит подходящих слов.

Они однажды вырвутся из пут,
Кто-то поведет  их всех потом.
На земли предков лучшие придут
 И обретут опять и кров и дом.
Их духи будут верные хранить,
И в капище огонь опять зажгут,
Ведь на чужбине невозможно жить,
И страшно умереть – они придут.

Им боги улыбнутся с высоты,
И хорошо, что позабудут блуд.
Русалки в тихом шелесте листвы
 Придут к березкам, хоровод замкнут.
А те, кто растерялись по пути,
Останутся, лишившись дивных слов,
Изгнанники, изгои, чужаки,
Им больше не приснится вещих снов.

Никто нигде не станет их хранить,
От злобы задыхаясь и тоски,
В чужом раю еще пытались жить
 Изгнанники, изгои, чужаки…
Мы их забыли, и не помнят нас,
Их дети никогда не будут с нами.
И солнца диск для них навек погас,
И только снится где-то временами...