Франческо Гварди-венецианский мастер ведуты

Алина Алексеева-Маркезин
      Франческо Гварди. Отплытие дожа на "Бученторо" в церковь Сан-Николо на Лидо. Около 1768 года. Лувр.Париж.

             Франческо Гварди -итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле рококо.

      Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа – ведутой (документально-точный городской пейзаж) и “каприччо” (архитектурный пейзаж-фантазия), Гварди в 1780–1790-е годы пришел к созданию городского пейзажа нового типа, основанного на непосредственности зрительных впечатлений и лирических переживаний художника.

      Отказываясь от традиционных “кулисных” форм организации пейзажной композиции, находя вдохновение в простых, обыденных мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, ее залитых светом двориков, каналов и лагун.

     Живописная манера зрелого Гварди отличается виртуозной свободой. Легкими динамичными красочными мазками он воссоздает трепетное движение цветовых пятен и тающих в воздушной дымке контуров, прозрачность воздуха, напоенного светом и влагой.   
         Многочисленные рисунки Гварди отличаются тонкостью светотеневых градаций, лёгкостью воздушных, прерывистых контуров. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско

            Творчество Франческо Гварди, впитавшее многовековые традиции венецианской школы живописи и предвосхитившее искания пейзажистов 19 века в области пленэра, не было оценено современниками. Открытие подлинной ценности произведений Гварди относится к концу 19 – началу 20 столетий

Франческо Гварди “Архитектурная фантазия”.

      Сквозь арку открывается вид на площадь и широкую лестницу, ведущую к монументальному зданию. Эта сцена приправлена случайными деталями - свисающие с балкона простыни или изысканно одетые синьоры, подающие милостыню мальчику-попрошайке, - которые придают картине необычайную живость.

      Хотя на картине Франческо Гварди представлен воображаемый городской пейзаж, художник использует здесь характерные венецианские подробности, чтобы создать правдоподобный вид своего родного города.

   Большое влияние на Гварди оказал Каналетто, художник, с которым его часто связывают и который, возможно, был его учителем. Однако в отличие от Каналетто с его точностью в изображении Венеции для Гварди характерна свобода и непосредственность, придающие его сценам особый вкус и романтику.

            Франческо Гварди не столько воспроизводит, сколько интерпретирует образ Венеции, схватывая сверкание света и движение, которые отсутствуют в работах Каналетто.

     В 1784 году Гварди стал членом венецианской Академии, удостоившись этого звания лишь в 72 года. В 1782 году ему была заказана серия картин, посвященных торжественным событиям в жизни Венеции — приезду наследника русского престола цесаревича Павла с супругой под именем графов Северных ("Вечер в театре Сан Бенедетто",  "Дамский концерт в честь графов Северных", ок. 1782, . Историческую хронику художник превращает в этих сценах в чудесную красочную феерию, опоэтизированный рассказ о жизни Венеции.

               Живопись Гварди чутко отразила атмосферу последних дней существования свободной Республики Святого Марка. Пейзажи художника всегда ассоциируются с ностальгическими чувством ухода в прошлое славных дней расцвета ее истории и искусства.             
              В них живет романтическое предчувствие тех больших изменений, которые должен был принести с собой новый век.

    Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения».

Посмотреть другие работы художника и фото современной Венеции можете здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/1845200