4. 13. Конец нашей истории

Начало Истории
Книга 4
Исход или Реформация

Глава 13
Конец нашей истории


1. Благополучие как причина отставания  2. Недогадливые Османы3. Морские державы 4. Переходные системы 5. Кто взял Константинополь

1. Благополучие как причина отставания

В 4.11.11.   мы показали, что слухи об упадке Османской империи в конце 17 века  сильно преувеличены. Странный упадок с выплатами императором дани османам в 1664-м и осадой и чудесным спасением Вены  от них же в 1683 году.  Однако в конце 19 века, действительно, начался распад Османской империи, и в 1918 году она прекратила свое существование. 

Лорд Кинросс традиционно   объясняет   причины этого упадка следующим образом: «турки-османы оставались слепы в отношении опасностей, которые могли бы возникнуть в будущем, с облегчением уступив настроениям той фаталистической инертности, которая соответствовала их мировоззрению… В аппарате управления … господствовала самодовольная недальновидность. На всех уровнях распространялось упрямое нежелание замечать присутствие хоть каких-либо недостатков. Подобный душевный настрой уходил корнями в традиционную привычку верить в непогрешимость османских институтов… Оборачиваясь своекорыстием, эти настроения распространялись вниз по вертикали управления… пропитывая официальную иерархию и, вследствие постоянного расширения сферы коррупции ,развращая государство в целом» (Лорд Кинросс Расцвет и упадок Османской империи  М., Крон-пресс, 1999, с. 425) .

Возникает вопрос: отчего же это мировоззрение, душевный настрой и традиционная привычка не помешали победам и могуществу Османской империи 15-17 вв., и только потом столь пагубно стали на нее влиять?  Может, если эти привычки и настроения действительно появились у османов, они стали следствием определенных объективных процессов?

Ближе подходят к сути дела те, кто видят причины упадка Османской империи в особенностях ее социального устройства: «Турецкое крестьянство было одновременно зависимо от государства и свободно… Имперская бюрократия вынуждена была постоянно заботиться о том, чтобы не дать помещикам расширить свою власть над крестьянами, одновременно борясь с попытками провинциальных чиновников превратить себя в местное дворянство. В этой системе крестьянин был одновременно зависимым и свободным: “зависимым” в том смысле, что его мобильность и использование земли жестко регулировались правительством, заботившимся о том, чтобы получить от него заранее запланированный доход, и “свободен” в том смысле, что никто не вмешивался в вопросы производства и не было принудительного труда… Однако благополучное состояние крестьянского земледелия как раз и оказалось важнейшим препятствием для развития рыночных и, позднее, капиталистических отношений в деревне" (Б.Кагарлицкий От империй к империализму ГУ-ВШЭ, М.: 2010, стр. 375-376). «Уже в 1720 году султан Ахмед III был вынужден отправить во Францию специальное посольство с целью изучения новейших европейских изобретений…. Однако несмотря на острую потребность в модернизации, осознанную значительной частью элиты, реальные изменения происходили крайне медленно, и мешала этому не косность господствовавшей в империи культуры и не исламская традиция, а в первую очередь боязнь разрушить лежавшую в основе государства систему социальных и политических отношений» (там же, с.377-378) Причем «на место венецианцев, являвшихся традиционными противниками султана, но привычными партнерами оказавшихся под его властью арабских и греческих купцов, пришли голландцы, англичане и французы…Значение Оттоманской империи для мировой экономики неуклонно снижалось»   (там же с. 378-379).

Итак, именно «благополучное состояние крестьянского земледелия» стало причиной отставания Османской империи . Скажем яснее: отсутствие сгона крестьян с земли не позволило создать в Османской империи армию пролетариев для капиталистических мануфактур. Недаром в числе «обошедших» Османскую империю оказались именно англичане, голландцы и французы.  (Подобнее см. «Почему Гитлер начал войну и почему распался СССР» в Приложении).

Мы уже разбирали ситуацию в Англии (2.6.6)  и Голландии (2.9.2).
Во Франции, хотя и с некоторыми отличиями от Англии, также происходил сгон крестьян с земли: «Уже в XV в. в дворянских поместьях почти совсем не осталось домениальной земли, так как барская запашка постепенно ликвидировалась. Вся земля фьефа обычно находилась в пользовании крестьян, и доходы, извлекаемые из неё феодалами, состояли главным образом из денежной ренты… Крестьяне самостоятельно, без посредства сеньоров, уплачивали государственные налоги… В XVI в. французская деревня уже вошла в полосу первоначального накопления. Как и повсюду, первоначальное накопление во Франции имело своей основой экспроприацию крестьянства, поставлявшего мануфактурам главную массу наёмных рабочих. Но этот процесс принял во Франции своеобразные формы. Он развивался здесь не в форме огораживаний и сгона крестьян с земли, как в Англии. Во Франции крестьянство оставалось основным классом непосредственных производителей. Однако происходивший процесс дифференциации крестьянства постоянно приводил к выделению известного количества обезземеленных крестьян. Нередко обезземеление начиналось с долгового закабаления крестьян, разорившихся вследствие всё возраставшего бремени государственных налогов, и завершалось продажей с молотка земли несостоятельных должников. (Всемирная история. Энциклопедия. Том 4 М., 1958,  гл. 11, 1 Аграрный строй и положение крестьянства).

Вот эти-то безземельные несостоятельные должники и вывели Францию в один ряд с Англией и Голландией.



2. Недогадливые Османы

Отчего же Османы по примеру Англии и Франции не согнали своих крестьян с земли, создавая «ресурс нищеты» для использования его в капиталистическом производстве? Ответ уже прозвучал в книге Б.Кагарлицкого. Повторим его: Османов останавливала «боязнь разрушить лежавшую в основе государства систему социальных и политических отношений». Заметим, что такая же боязнь сохранялась и у соперника Османов – крепостное право было отменено в Австрийской империи  только после 1848 года. До этого «крепостное право сочеталось с феодальной системой землевладения, что в совокупности представляло собой серьезнейшее препятствие для формирования рынков земли, рабочей силы и капиталов» (Травин Д., Маргания О. Европейская модернизация  М., ACT,  СПб,  Terra Fantastica, 2004, кн.1гл.4.)

Отчего же  тут все так совпало у этих извечных европейских соперников – Габсбургов и Османов? Мы уже говорили , что Великая огнестрельная революция привела к возможности появления массовых армий. Для снабжения этих армий требовалось создание запасов зерна, для создания запасов зерна – прикрепленные к земле тем или иным способом крестьяне. (Заметим, что производимое в стране  продовольствие не могут заменить никакие денежные налоги, так как противник может блокировать покупку продовольствия за рубежом и его ввоз в страну). Вот этого-то и боялись и Османы и Габсбурги – разрушить систему земледелия, на которой и основывалась их военная сила.

Заметим, что похожая ситуация была и в Испании – еще одном вековом сопернике Османов и европейских протестантов: «В Арагоне сохранилось крепостное право. Феодалы по-прежнему обладали полной властью над личностью крестьянина: крестьянин должен был испрашивать согласия господина на брак, мог быть лишён имущества, посажен без суда в тюрьму; более того, некоторые гранды пользовались правом убить крестьянина, даже не выслушав его предварительно. Сохранение крепостничества в Арагоне XVI—XVII вв. получило правовую санкцию: в своих сочинениях арагонские юристы, защищавшие интересы феодалов, ссылаясь на римское право, приравнивали крестьян к римским рабам и стремились доказать, что сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью крестьян. Повинности крестьян Арагона были особенно обременительными: крестьяне платили за выпас скота, за рыбную ловлю, за вступление в права наследства, нередко за помол зерна и выпечку хлеба…В Каталонии большие крестьянские восстания конца XV в. привели к ликвидации наиболее тяжёлых личных повинностей крестьян («дурных обычаев») и к освобождению крестьян за выкуп. Однако некоторые сеньоры произвольно определяли сумму выкупа или вообще отказывались освобождать крестьян. Поэтому и в последующее время в этом районе сохранились остатки крепостничества … Испания оставалась аграрной страной с отсталым сельским хозяйством, в котором не происходило экономических сдвигов, характерных для сельского хозяйства Англии и других экономически развитых стран Европы того времени….рост товарно-денежных отношений не привёл к зарождению в деревне капиталистического способа производства, а, напротив, способствовал консервации феодальных отношений….» (Всемирная история. Энциклопедия. Том 4 М.,1958, гл.X, 1).

С крепостным правом тесно связана  возможность формировать постоянную армию за счет рекрутского набора. Наглядна эта связь для России: в 1649 году Соборное уложение создает законодательную основу для крепостных порядков, а в 1699 году Петр I вводит рекрутскую повинность (Россия в союзе с Австрией участвовала в войнах с Османами и протестанстской Швецией). В 1637 году во время Тридцатилетней войны рекрутский набор осуществляет Испания.   Об Османской империи мы уже не раз писали : армия там пополнялась за счет рекрутского набора – девширме и за счет соединений, формируемых владельцами земельных участков - тимариотами. 

Вступившее в противоборство друг с другом Османская империя и империя Габсбургов стали, по существу, заложниками этого конфликта, вынужденными сохранять аграрный строй, на котором основывалось снабжение и комплектование армии. 

Мы  также видим, как логика конфликта превратила константинопольских купцов-меркурианцев в аполлонийцев-Османов ,Только так они могли выстоять в этом противостоянии.

Ситуация в империи Османов, где в результате восстания янычаров 1730 года провалилась попытка военной реформы Ахмеда III, напоминает  положение в Российской империи 19 века. Так же, как и Ахмед III, император Александр I осознавал необходимость реформ. В полной мере осознавалась и необходимость «освобождения» крестьян для создания армии пролетариев и развития промышленности. Напомним, что за это активно выступали декабристы, вдохновленные «зпадными идеями», а вернее примером капиталистического развития Англии и Франции. Повторим,  прекрасно все это понимало и правительство, проведшее в 1817- 1819 годах «освобождение» крестьян в Прибалтике. Однако сопротивление дворян-землевладельцев и боязнь разрушить существующую систему снабжения и комплектования армии удерживало императоров от ликвидации крепостной системы. И только когда поражение в Крымской войны 1853-1856 гг. продемонстрировало , что существующая система  уже не позволяет конкурировать в военной области с развитыми капиталистическими странами, начались реформы Александра II Освободителя.


3. Морские державы

Морские же державы Англия, Голландия и Франция не были столь бесповоротно втянуты в османо-габсбургский конфлкт,  и сохраняли что называется,  свободу маневра, вступая в союзы  то на той, то на другой стороне. Так Англия в начале 17 века   вынуждена была (в связи с упадком Московской компании) пойти на мир с Габсбургами,  и на целый век устранилась из европейской политики. Голландия, несмотря на связи с Константинополем и войной с Габсбургами, стала торговым агентом Испанской империи, осуществляя торговлю в ее доминионах. Франция, воюя с Габсбургами, тем не менее,  неоднократно заключала с ними союзы. В частности, Генрих II выдал свою дочь за Филиппа II и принял обязательство преследовать протестантов. 

Поэтому у Англии, Франции и Голландии было меньше, чем у Османов и Габсбургов боязни «разрушить лежавшую в основе государства систему социальных и политических отношений». Тем более, что эта прежняя система была в них и так разрушена: в Англии в результате гражданской войны, во Франции – в результате религиозных войн, в Голландии – также в результате восстаний и войн с Испанией. Именно экономический кризис, вызванный ликвидацией Московской компании в результате польско-австрийской интервенции, привел Англию к гражданской войне (напомним, так сами англичане называют Английскую буржуазную революцию). Выходом из этого кризиса и стал сгон крестьян с земли и создание армии пролетариев.

По тому же пути пошли Франция и Голландия. О Франции мы только что писали в первом разделе  этойглавы. Что касается Нидерландов, то после Иконоборческого восстания и провозглашения независимости от Испании «была осуществлена … конфискация и распродажа земель дворян и священников, перешедших на сторону испанцев. Остальные церковные земли были переданы кальвинистским общинам. В условиях таких провинций, как Голландия, Фрисландия, где значительная часть крестьянства была искони свободной, эти мероприятия привели к почти полной ликвидации феодальной зависимости крестьян. Но зато часто крестьянин вместе с освобождением от зависимости «освобождался» и от земли, которая переходила в руки представителей буржуазии… Положение трудящихся масс Голландии, являвшейся «образцовой капиталистической страной XVII столетия»,( К. Маркс  Капитал  т. I, стр. 755.) было очень тяжёлым. Продолжительность рабочего дня составляла 12—16 часов при низкой заработной плате и крайне высоких ценах на предметы первой необходимости. Трудящиеся массы Голландии уже в 1648 г. «более страдали от чрезмерного труда, были беднее и терпели гнёт более жестокий, чем народные массы всей остальной Европы».( К. Маркс  Капитал т. I, стр. 757) (Всемирная история. Энциклопедия. Том 4 М., 1958, гл. XI, Классовая борьба в первой половине XVII в.).

Мы назвали Англию, Голландию и Францию морскими державами. Держа в руках морскую торговлю, они были менее, чем империи Габсбургов и Османов   зависимы от производства продовольствия в своей стране, сами осуществляя мировую торговлю зерном. Что также способствовало «освобождению» крестьян.


4. Переходные системы

Государственная система в Голландии , Англии и Франции 17 века была, по существу, переходной от старой купеческо-меркурианской к новой  королевско-абсолютистской. Наряду с крепнущим абсолютистским государством большим влиянием обладали торговые компании.

Так в Голландии «крупнейшую роль в торговле республики играла основанная в 1602 г. Ост-Индская торговая компания, заправилами которой были амстердамские купцы. Это было государство в государстве, превратившее самые органы управления Голландской республики в свои филиалы» (там же, гл.XI, Экономическое развитие Голландии). Помимо торговых кораблей и 50 000 служащих, Компании принадлежали 40 военных кораблей и 10-тысячная армия. В 1641 году Компания на свои средства создала в Индонезии военные отряды из местного населения и с их помощью выбила оттуда своих конкурентов – португальцев. Похожим образом дело обстояло и с Голландской Вест-Индской кампанией, занимавшейся торговлей, в том числе работорговлей, и пиратством в Америке и Западной Африке.


В Англии государством в государстве была Английская Ост-Индская компания со своими вооруженными силами, осуществлявшими завоевание Индии.   Колонизацией Северной Америки занимались Лондонская Виргинская   и Плимутская компании. О всемогущей Московской компании мы уже не раз упоминали. Торговые нравы царили и в английской королевской армии: «командир английского полка являлся подрядчиком-монополистом, снабжавшим свой полк мундирной одеждой, а извлекаемые отсюда барыши составляли важнейшую сумму в получаемом им вознаграждении; ротами и полками офицеры торговали, что бы обеспечить себя при выходе в отставку» Свечин А.А.. Эволюция военного искусства  т.2, гл.1).

В начале 17 века ряд французских торговых компаний занимались освоением Новой Франции (Канады): Канадская (или компания Руана и Сан-Мало – по названиям французских городов), Монморанси, затем Компания Новая Франция ( или «100 акционеров», среди которых был Ришелье ). Компания Новая Франция сама обеспечивала военную защиту своих факторий. Чуть позже была создана Французская Вест-Индская компания, которая вела свою деятельность, в том числе работорговлю, в Америке и Африке. За счет своих доходов компания должна была заселять колонистами Канаду.

Примечательно, что у Австрийской империи дело с созданием компаний для колонизации заокеанских территорий не заладилось. В 1717 году – то есть уже сравнительно поздно – было создана Остендская (от бельгийского города Остенде) компания, основным направлением которой должна была стать торговля с Ост-Индией в интересах габсбургской короны. Однако давление со стороны англичан привело в 1731 году к ликвидации этой компании.

На наш взгляд, все дело в том, что в морских державах часть согнанных с земли крестьян направлялась на освоение колоний. У Австрии такого людского ресурса не было.


5. Кто взял Константинополь

Итак, в 1492 году согласно традиционной хронологии из Испании были изгнаны евреи, и  местные, так называемые «аполлонийские» власти стали брать под контроль «свои» участки глобальной «меркурианской» торговой сети. В ходе дальнейшей постановки под свой контроль  купцов-меркурианцев образовалась «аполлонийская» империя Габсбургов.  Изгнанные из Испании купцы-евреи переместились в Константинополь и начали военный конфликт с Габсбургами за восстановление своей гегемонии. В результате этого конфликта Константинопольская торговая республика трансформировалась в «аполлонийскую» Османскую империю, контролировавшую не только торговые пути, но и сельскохозяственные территории - для обеспечения набора в постоянную армию и ее продовольственного снабжения.

В результате австрийско-польской интервенции в Московию и последовавшим за ней правлением проавстрийских режимов, была создана Российская империя, ставшая союзницей Габсбургов в их противостоянии с Османами.

Наряду с этими вовлеченными во взаимное противостояние «аполлонийскими» империями - Османской, Габсбургской (Австрийской + Испанской) и Российской - игроками на мировой арене выступали так называемые морские державы – Англия, Голландия, Франция. Эти державы сочетали в своем устройстве власть торговых компаний – прежних меркурианских структур – с элементами  королевсского абсолютизма.  В этих странах, необремененных межимпереским противостоянием, произошел сгон крестьян с земли,  и была создана армия пролетариев, за счет которой происходило ускоренное промышленной развитие.

Ирония истории состоит в том, что в противостоянии империй верх одержали именно эти морские державы. Они и выполнили задачу, которую ставили переж собой  империи Габсбургская  и Российская – взяли Константинополь. Английские войска оккупировали его в марте 1920 года. Напомним, что на апрель 1917-го планировалась экспедиция адмирала Колчака по взятию Константинополя и Босфорских проливов под российский контроль. Однако в феврале в Российской империи случилась революция (есть версия, что связь ее с планами по взятию Россией Константинополя неслучайна) и экспедиция Колчака была отменена.

В целом же в результате Первой Мировой войны прекратили свое существование все три империи – Австро-Венгерская, Османская и Российская,  и послевоенный мир делили страны-победители: Англия и Франция.