Стр. 28. Самодельная полу акустическая гитар. Агри

Илья Корнев
Корнев Илья Христофорович.
+ стр.28. Куча радиодеталей.

ВВЕДЕНИЕ В РАДИО ТЕХНИКУ.
Или  то, что знал каждый пионер или каждый второй уж точно! В случае с моей гитарой нужно ОПАЯТЬ примерно 10 деталей: это Переключатель, если Звукоснимателей предполагается ставить на гитару больше одного, или когда нужно переключить звукосниматель на вход какой либо гитарной приставки, что некоторые не только любители, но и в заводского изготовления СССР гитарах стояли приставки прямо в корпусе гитары, как мне удалось узнать электрическая схема содержала микросхемы, которые ПРЕОБРАЗОВЫВАЛИ сигнал. Это скорее всего так называемые Цифровые микросхемы. Если коротко, то они могут исходный сигнал например Пик, Пик, превратить в Пик, Пик, Пик. То есть 2 превратится в 4 или в любое другое число, при этом звучание меняется. Кроме того можно менять такими микросхемами Скважность, то есть промежуток между отдельными сигналами, или если проще можно менять Паузу между двумя сигналами, например была пауза 0.1 сек, стала 0.3 сек, а это изменение Тона или звучания гитары. Все это преобразуется при помощи устройств, которые с незапамятных времен называются Примочками. Это фузз и дисторшен и еще примерно 10, что применяются сейчас при игре на электро гитарах, последний и переводится, как исказите ль. Я давно не делал приставки обходясь тем, что они, приставки получаются АВТОМАТИЧЕСКИ. Так как звук от Сингла не совсем тот, что мы слышим НЕПОСРЕДСТВЕННО, без усилителя. Как правило в звуке чувствуется некоторая МЕТАЛИЧЕСТОСТЬ, так что приставки вроде бы и не нужны!
И так на описываемую гитару пошли, переключатель звукоснимателей, три переменных сопротивления на 100 Ком, разъем и еще две, три детали, что на гитаре образуют регулятор тембра по НЧ. Прежде, чем я дам практический совет как их опаять, а для столь малого количества все же нужна Принципиальная схема, то учтите, вы никогда не спаяете без нее ничего! И не настроите или не найдете ошибку.
МОЯ ПРАКТИКА ПОКАЗАЛА. ЕСЛИ ХОТЬ ОДИН ВЫВОД ПРИПАЯН НЕ ПРАВИЛЬНО УСТРОЙСТВО НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ.

ОСНОВНЫЕ РАДИО ЭЛЕМЕНТЫ.

Естественно только те, что есть во всех электрогитарах.
Звукосниматель. Их примерно до 20 моделей! Не так уж и много. Но можно, а я всегда, что б ни от чего не зависеть Звукосниматели или Звучки мотаю сам. Этот процесс для звукоснимателя Сингла описан раньше.
На этой фотографии представлены практически все радио детали, что потребуются для установки в гитару и для того что б спаять УНЧ.
1. Начнем с платы. Это небольшая плата из текстолита, то есть из ткани, пропитанной отвердевшей эпоксидной смолой. Это наиболее приемлемый материал, так как не трескается в отличие от гетинакса, что то же, но в этом случае пластина делается из нескольких слоев бумаги проклеенной той же эпоксидной смолой. Более хрупок! Когда будете делать новые дырочки под радиодетали, то эта пластина будет сильно растрескиваться, что не скажешь о плате  из текстолита, или стекло текстолита. В этом случае эпоксидной смолой пропитывается не простая ткань, а стекло ткань. Эти платы идут на более ответственные узлы. Пайка _ это так называемый ПСЕВДО ПЕЧАТНЫЙ МОНТАЖ. Я эту рекомендацию подсмотрел в очень древнем журнале Радио, где то примерно за 1970 год. И это очень удобный и для любителя наиболее приемлемый метод монтажа. Кроме того довольно часто используется монтаж на лепестках. Это бывает при заводском производстве. Представляет из себя систему планок в которую запрессованы пластины – Контакты, что выступают примерно на 5 – 10 мм из этих пластин. К ним припаиваются выводы радио деталей, а где нужно дополнительно применяется монтаж короткими отрезками провода. Если в устройстве двух выводные радио детали, например: постоянные сопротивления, конденсаторы плоской или цилиндрической формы, то такой монтаж сочетается часто с платами, выполненными методом печатного монтажа.
2. Та пластина, что на фото здесь имеет все достоинства печатного монтажа! Так тут можно применять детали, например электролитические конденсаторы длиной от 1 см до примерно 4 см. Так как электролитический, или оксидный конденсатор например на 1 мкфХ10 вольт может быть, в зависимости от модели как раз такой длины от 1 до 4 см. Кроме того расположение радио деталей требует соблюдения некоторых правил. Так если в устройстве 3  или более транзисторов, то лучше их сразу расположить на плате в ЦЕПОЧКУ. Если же Вы, О радио неторопливые расположите , например 5 транзисторов так, что ПЕРВЫЙ ОКАЖЕТСЯ РЯДОМ С ПОСЛЕДНИМ, НАПРИМЕР ПЯТЫМ, то устройство может ВОЗБУДИТЬСЯ, то есть ВЗВЫТЬ! А при псевдо печатном монтаже вы можете расположить транзисторы в линию или просто разумно и добиться успеха. Кроме того детали я рекомендую ставить так как они нарисованы по схеме, только конденсаторы, если они длинные ставьте не поперек, как они нарисованы а ПО ВДОЛЬ.
3. Еще совет! Раньше я старался ставить все детали СРАЗУ на плату, а после их опаивал. Не советую! Лучше сначала опаяйте ОДИН транзистор, после поставьте второй, и те радио детали, что относятся к нему и продолжите пайку и монтаж. Так меньше ошибок будет. И вы не запутаетесь.
4. Продолжу не сложные советы. Выше платы и СЛЕВА 9 разно цветных цилиндриков. Это постоянные сопротивления. Измеряются в Омах, Кило омах и Мега омах.
Например: к5 = 500 Ом. 1к5 = 1.5 Ком или 1500 Ом.  Почему 500Ом пишется как / к5/ логику понял. О не логичный/. Ну “ О»просто не пишется. Полтора Кило ома, может, на старых сопротивлениях писаться через ЗАПЯТУЮ, так 1,5 К, но это не разборчиво, так как ЗАПЯТОЙ может ПОКАЗАТЬСЯ ИЛИ КАПЛЯ КРАСКИ, что капнет! На деталях при массовом производстве ставят буквы, цифры и прочее. Просто это значит, что например транзистор для этого устройства подобран по особому параметру, например с коэффициентом усиления не менее 100, если например какой ни будь транзистор марки МП 42 А  может иметь разброс этого параметра от 40 до 150. Кстати если два транзистора или более в устройстве, то первый ставится с НАИБОЛЬШИМ коэффициентом. Например первый МП 40 с коэффициентом 60,  а второй и с 30 пройдет. В этом случае меньше шансов что устройство возбудится.
5. Справа от постоянных сопротивлений, или резисторов транзисторы типа МП 41 А, о котором шла речь. Как все радиодетали выбирать, подбирать и проверять на исправность я расскажу позже. Обратите на два крайних транзистора, на те у которых на выводах ЦВЕТНЫЕ чулочки из изоляции с провода. Их цвета: Красный, Белый, и третий любой Черный или Синий скажем! Логику поймешь, О Не логичный.
6. Подсказон: Коллектор _ Красный.
                База _ Белый
                Эмиттер – Любой, но не перчисленные, красный и белый. Чтоб не путать в монтаже и, например проверить напряжение на Базе или Коллекторе. Как правило при питающем напряжении в 12 вольт вряд ли на базах транзисторов будет больше 1, 2 вольт.
7. Выше сразу НАД авто ручкой. Лежат ПОСТОЯННЫЕ конденсаторы, Двумя выводами вверх Электро литические или, что одно и то же Оксидные, современное название. Они Полярны, то есть на их корпусе пишется Обычно несколько Черточек СБОКУ и это Минусовой вывод. Если, впаять его наоборот, считайте ЧТО В СХЕМЕ ЕГО НЕТ И он свой функции не ВЫПОЛНЯЕТ.
8. Транзисторы  могут быть как n –p –n, так и p –n –p проводимости. Ну тут не мешает тебе пока сбегануть в библиотеку и немного обновить. Знания естественно. Я же буду самое ценное, но чуть позже передавать. То есть как подобрать и проверить сопротивления, конденсаторы и транзисторы.
Корнев Илья Аристархович.