уж не по Vita Nostra ли мой сон, на секундочку?..

Лена Рай
У каждого было своё испытание
Мы пришли в странное место — полуразрушенная церковь. Или крепость. Люди, в длинных плащах, в капюшонах, закрывающих лица, окружившие меня, ждущие. Женщина, высокая, статная, выдвинулась вперёд и сказала, что я должна прочесть из книги. Не запнувшись, не переводя дыхания. Глупость какая-то, и в чём тут проблема? — подумала я, в школе я была лучшей по чтению вслух, да и голос у меня поставлен.
Фигня, махнула я рукой и подошла к пюпитру (кажется, эта штука так называется?), на котором лежала книга: маленькая, толстая, запылённая. Текст был напечатан, нет скорее написан аккуратными печатными буквами — только на странице справа. Я на всякий случай прокашлялась, открыла рот, чтобы начать читать, и тут же поперхнулась: слова состояли наполовину из латиницы, наполовину из кириллицы. А ещё — из цифр.
Я начала читать.
Строк не было. Совсем. Одна заглавная буква являлась первой для трёх слов, идущих одно над одним, при этом верхнее в середине строки сливалось с нижним, а среднее отдельной строчкой вообще скручивалось в калачик.
Акая, сбиваясь, сглатывая, я читала. Буквы слипались, расплывались, ускользали, я упрямо выхватывала их из воздуха и прочитывала вслух. Постепенно мой голос звучал всё более хрипло и будто эхом.

Я дочитала текст.

И поняла, что последнюю — пару минут? вечность? — меня не было. Совсем не было. А потом я появилась.

Это ощущение мне прекрасно известно из трёх, скажем так, источников.
Первый опыт несуществования я получила очень давно. У меня полдетства прошло в обмороках. Эти постоянные возвращения из небытия, через полвечности, хотя в «реальности» какой-то мужчина просто вынес бледную как полотно меня из троллейбуса и положил на скамеечку на остановке.
Второй источник. Отрочество. Если не спать сутки, например, потому что всю ночь сидишь у костра и слушаешь песни под гитару, лениво потягиваешь сгущёнку (да, тогда ещё мы потягивали именно сгущёнку), тебе четырнадцать и всё лето — вся жизнь! — впереди, так вот на следующий день случается автопилот. Идёшь куда-то, говоришь с кем-нибудь, что-то делаешь и вдруг просыпаешься. Щелчок пальцами — стоп! Вот только что была будто другая глава книги жизни, или словно ты перескочил узкую, как остриё иголки, но глубокую, как печаль, пропасть, между вчера и завтра, между нет и да, между я и ты...
И третье, самое приятное. Спасибо продуктам растительного происхождения (тм). Когда спираль закручивается вокруг тебя, и ты она, и ты в ней, и ты одно сплошное чувство, точнее, ощущение, и не одно, а единственное, и даже не единственное, а просто являющееся всем…

Я дочитала текст. И поняла, что меня только что не было. И проснулась.
Все начали аплодировать. Над их ладонями сгустками утреннего тумана распускались бледно-синие огни. Я тоже устало захлопала самой себе. И с удивлением и удовольствием сначала почувствовала, а потом увидела тонкий столбик оранжевого пламени, парящего над моими руками.
Я сделала это.

Я проснулась.