В новую жизнь

Владимир Островитянин
                В новую жизнь


        Весной 1974 года я доработал обязательные два года после университетского распределения. Директорствовал я в то время  в школе в мордовском селе.  Решение там не  оставаться было заранее принято, и я  подбирал место для будущей жизни моей молодой семьи.

  С подачи моего товарища-однокурсника, что как и я работал в школе этого же района, мы отправились в Новочебоксарск. До этого об этом городе я ничего не слышал, а у моего друга  там жил и работал школьный товарищ.  К нему мы и поехали.

        Ранним утром в самом начале марта сошли мы с поезда на станции Канаш.  Доехали на автобусе (90 км) до Чебоксар. А затем тут же пересели на маршрутку до Новочебоксарска и где-то через 30-40 минут были на месте. Молодой, строящийся город  которому в то время было десять с небольшим лет, впечатлил нас и добавил энтузиазма.  Друг Славы Василий на работу этим утром  не пошел и весь день сопровождал  нас.
 
    Поначалу мы посетили  городской отдел народного образования, но там с нами как-то невнятно пообщались, ничего не обещая на будущее. Тогда Василий предложил нам поехать на «химию», как все тогда называли химкомбинат. И вот мы перед многоэтажным  заводоуправлением, где между вторым и третьим этажами белым силикатным по красному кирпичу выложена гордая надпись – ВСЕСОЮЗНАЯ УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ СТРОЙКА.  Ну, чего нам молодым романтикам еще было надо?
    
 В отделе кадров  химкомбината мы были  доброжелательно встречены тогдашним его начальником Кузнецовым Алексеем Игнатьевичем. Он нам конкретно нарисовал перспективы по работе и по жилью, что нас вполне устроило, и мы заполнили листы со своими анкетными данными. Я, конечно, оформил  такую же анкету и на свою жену. Правда он нам объяснил, что по некоторым специфическим (режимным) условиям предприятия наши данные будут проверяться около двух месяцев и только потом будет принято решение о нашем трудоустройстве.  После чего мы вернулись из промзоны в город.

   В полном удовольствии отобедали в местном ресторане Восход. До автобуса на Канаш было еще много времени,  и мы вышли на высокий берег Волги за зданием химтехникума. День был солнечный с легким морозцем , чудесным видом на лесное заволжье и белоснежную реку на которой ближе к нашему берегу сидели над лунками рыбаки.
 -А пойдем, посмотрим что там у них? 
  Пошли. Подошли по тропинке к одному.
- Ну, как?
 - А вот,смотрите.
 Лежат у лунки увесистые язи и сороги. К другому, третьему… Улов есть у всех. С нашей стороны полный восторг.

          Прошел март, апрель, наступил май.  В  конце месяца я выкроил несколько дней и поехал в Новочебоксарск. Мой друг Слава за это время отказался от возможного переезда на новое ПМЖ и я отправился туда один. Как добрался, сразу пришел в отдел кадров Химпрома.  Сообщили.Есть допуска для нас с женой! Можем приезжать и устраиваться на работу!

   Полный восторг! Уже не торопясь погулял по чистому и уютному весеннему городу. Заходил в магазины, отмечал различные социальные центры, кафе, столовые, кинотеатр. В общем, ходил уже по СВОЕМУ ГОРОДУ.

   На автостанции, а она тогда была у хим техникума, купил билет до Канаша, а в гастрономе рядом бутылку хорошего  вина. Вышел опять на берег Волги. До автобуса  еще уйма времени. Сижу в травке на склоне, наслаждаюсь волжскими пейзажами, потягиваю винцо и мечтаю о прекрасном будущем нашей семьи.  Мимо меня по тропинке вниз прошли два рыбака с рюкзаками и зачехленными удочками. Подошли к какой-то лодке, что стояла внизу, поговорили там с парой мужиков. А один скинул рюкзак и начал подниматься по тропе назад. Проходит мимо, а я ему: «Что там? Не сговорились?
   – Да, нет. Все нормально. Перевезут нас сейчас. Только вот бутылочку попросили  взять»
  Я тут же вместе с ним пошел в гастроном. Беру пузырек беленькой и с ним же иду на берег.  Подошел к лодочникам: «Сколько с человека за переправу?
    – 30 копеек в один конец.
  - Вот вам, ребята, бутылочка. Перевезите меня на ту сторону на песочек, а через три часика заберите назад».
 
   В общем, никуда они меня не отпустили. Устроили мне великолепное водное путешествие. Сначала к своим знакомым на небольшой дебаркадер у левого берега. Там выпили-закусили, немного половили чехонь подъемником. Потом в МарПосад спустились пивка попить. И даже позволили посидеть за румпелем Вихря. Это было великолепно! И на обратном пути в город, посмотрев на часы, я вынул из кармана уже ненужный билет на автобус до Канаша и выбросил его за борт.

   Причалили на городской лодочной станции уже в полных сумерках и, оказалось, что один  мой новый знакомый живет в Чебоксарах, домой не торопится,  а потому  мы с ним направились поужинать в городской ресторан. Уже там определились, что последний автобус на Чебоксары давно  ушел и надо где-то пристраиваться на ночлег. Здесь же в ресторане взяли с собой спиртного и вышли в центр города на площадь при пересечении улиц Советской и Винокурова.

     А  навстречу нам идет группа энергичных веселых парней.
- Привет, ребята!
 – Здоровы были!
–  Командировочные мы. Так получилось,  переночевать негде. Может, поможете?
  Они и не удивились вовсе.
  - Пошли с нами.
 Привели нас в общежитие  совсем неподалеку. Показали свободные койки. Естественно посидели, выпили за знакомство и легли отдыхать. Утром мой напарник уехал в Чебоксары, а меня мои новые друзья сводили в пивную недалече – Называлась она «Верхняя перемычка» . День провел в общежитии и вечером уже без приключений добрался до Канаша,  а далее поездом на Саранск.

     Потом уже в Новочебоксарске много лет пересекался с тем парнем,  и  мы всегда тепло вспоминали ту встречу.   
      
                Переезд
            И вот расчеты с сельской жизнью завершены. Проведен школьный выпускной. С коллективом простились. Нажитые вещи частью оставлены (проданы, подарены) на месте, а часть загружена в УАЗик – буханку и мы отправились в Сосновоборск Пензенской области.

    Там на родине Любы пробыли пару недель и стали собираться в Новочебоксарск. Нашу малолетнюю дочь, конечно, оставили у дедушки и бабушки. Ехали, в сущности, в неизвестность и потому в двух чемоданах везли только самое необходимое.

     Поскольку отправлялись в город на Волге, то и маршрут выбрали соответствующий.  Из Кузнецка на поезде до Сызрани. Оттуда на «Метеоре» по Волге до Куйбышева (ныне Самары), а там стали дожидаться рейсового парохода до Чебоксар.

     Это сейчас по Волге ходят только туристские маршруты, а тогда были самые настоящие пассажирские линии дальнего следования. Уже вечером  рейсом из Ростова-на-Дону до Москвы подошел теплоход «Терек». Билеты мы благополучно приобрели и заселились в 4-х местную каюту, чем-то похожую  на вагонное  купе. Вместе с нами в Куйбышеве там зашла молодая пара,  мы с ними подружились и провели чудесное путешествие по Волге.


      Плыли двое суток с длительными остановками в Ульяновске и Казани и поздним вечером 29 июля 1974 года причалили к пристани города Чебоксары. Выяснили, что последний автобус до  Новочебоксарска уже ушел и начали искать  такси. Ехать соглашались  туда водители очень неохотно. Хоть и недалеко, но между двумя городами шли дорожные работы и мы пробирались какими-то перекопанными земляными обочинами. Добрались.  И уже за полночь пришли на квартиру к Василию, что встречал нас со Славой в первый приезд.

 Звоню в дверь. Женский голос:
- Кто там?
- Здравствуйте, Валя! Это Володя, что приезжал к вам весной со Славой из Саранска.
 -Что вы хотите?
- Уже поздно. Мы с дороги. Можно ли у вас переночевать?
(Категорическое) -  Нет! Я вас не пущу. Я в квартире одна.

  После этих слов вымотанная дорогой Люба буквально рухнула на чемоданы здесь же на площадке.
- А  Вася – то где?
- На рыбалку уехал.
- А когда приедет?
- Не знаю. (Начинает плакать) Уехал и мне ничего мне не сказал.
-А куда уехал-то?
- На Камчатку-у-у!!!

   Вот это фокус выкинул Василий! Как оказалось, он завербовался рыбаком и уехал тихариком от семьи. В общем, после получасовых активных переговоров мы были впущены в квартиру, как бы только переночевать, а потом там и на месяц остались.

     А дальше все просто.  Документы  утром отнесли в отдел кадров. Получили направление на медкомиссию.  А уже через неделю мы с Любочкой  вошли на территорию Химпрома и направились к своим цехам. Я аппаратчик 6-го цеха, а Люба лаборантка 57-го. Началась для нас новая и прекрасная  жизнь.

 Продолжение: http://www.proza.ru/2015/09/22/1994