Общежитие-жизнь за стеклом

Спиридонова Галина Михайловна
 

Общежитие, общага – это одно и то же, разница в том, что молодежь свои общежития называет «общага», а семейные по-другому.
Студенты знают точно, что после окончания учебы они заработают на квартиру, мечтают о создании семьи и мирятся с временными неудобствами, а порой и со скотскими условиями. Правда, не у всех мечты сбываются.

Я закончила учебу, и стала  работать на предприятии, дали общежитие женское, жили по 2-3 человека в комнате. Через несколько лет некоторые девушки вышли замуж и покинули эти общественные стены, но на всех  «квартирных» мужей не хватило, и девушки стали  приглашать  к себе  жить, таких же бездомных.

Администрация не приветствовала это, но поделать ничего не могла, так женское общежитие превращалось постепенно  в семейное. На кухне было 10 семей, 1 душ, 2 туалета. Старело здание,  и с ним старели жильцы общежития. Каждый день, общаясь друг с другом, на кухне, в вестибюле, где сидят дежурные, только и было разговоров, как отсюда выбраться.

Семейные пары, да и не совсем семейные стали рожать,  как - будто от этого зависело их дальнейшее благополучие – получение квартиры. Дети с утра до вечера оставались без присмотра, т.к. мамаши уходили очень рано на работу и приходили поздно. Воспитанием детей никто не занимался, они росли сами по себе,  среди чужих людей, курящих на кухне, ругающих матом, пьяных.   Немного повзрослев, они сами  становились такими же.
 
Одна женщина, которую я знала давно, Поля, как и все другие не вышла замуж, но решила рожать без мужа. Она родила 4-х детей от разных «мужей». Дети выросли красивыми, но не воспитанными, окончили какие-то курсы и пошли работать в кафе, ресторанчики, палатки. И вот уже ее дочки стали рожать, тоже без мужей. Сын ее взрослый женился и ушел жить к жене в частный дом, и больше никогда не приходил в общежитие.
 
Старшая дочка родила очень красивого мальчика, только мальчик очень плохо разговаривал, мы его не понимали и говорили, что надо показать врачам – может, пока не поздно поправить речь. Но это все впустую советовать таким.

 Она бросила сына на мать Полю, редко приезжала домой (в комнату на 6 человек в 15 кв.м!), да и то только ночью. Ее всегда ждала на улице машина. Она приходила, и ее было слышно, побыв немного, она уходила, стуча своими высокими каблуками, а ее сопровождал сынишка – слышны были его мелко семенящие шажки. Он плакал и причитал невнятно: - Ты больше не приедешь! А я опять один - не уходи! Через минуту он возвращался по коридору, стуча чуть слышно ножками, всхлипывал и бормотал непонятно. Я все слышу, и сердце вырывается из груди по настоящему.
 
Сказать, что все в общежитии живут неудачники, пьяницы  и отбросы общества – я бы не сказала, но многие так думают, более удачливые. Что вы знаете о нас – живущих или обреченных жить в этих зданиях. Вы, получили от государства квартиры бесплатно (хоть и ждали долго), а затем их приватизировали, а на нас это оборвалось.

 А здесь живут разные люди и с советских времен нищие, но гордые, и среднего возраста, которые понимают свою безысходность, и молодые, которые ничего не понимают, но у них молодость и, кажется, что все впереди. А профессий не перечесть: врачи, юристы, почтальоны, медсестры, слесари и т.д. Но потихоньку идет деградация людей от постоянных негативных взаимоотношений и недостаточного покоя.

Я тоже думала, что вырвусь, копила до беспамятности, оставляла на еду, только чтобы не умереть с голоду, а остальную зарплату относила на сберкнижку.

 И вот уже осталось чуть-чуть и, бах-бах 1991 год. Все!!! Свет померк для меня и других, которые были в очереди на квартиру близко.  Квартиры бесплатные не дают, деньги отобрали.

 Ведь нужно понять душу человека, который идет к своей цели честным путем, никто об этом не расскажет, очерствели все. Покупая газеты о недвижимости, мы только и обсуждали, какая квартира сколько стоит, сколько не хватает на нее.
 
Я перечитывала «Шинель» Н.В. Гоголя. Очень трудно понять сытому человеку переживания этих людей, а порой даже смешно, а мне и таким же пострадавшим от правительства – это не смешно, а плакать охота, что мы и делаем, не стесняясь.

Да, живя так долго у всех на виду, как – бы  «за стеклом», нетрудно было сойти с ума. Я часто думала: - Что все! Мечтать не о чем, жить не стоит   Уйти из жизни в стенах общежития, это значит принести беспокойство всем, будут собирать деньги на похороны, и чего-нибудь говорить. Уйти надо тихо, чтобы пропасть и никому не доставлять хлопот. Как жила, так и ушла.
 
Боже мой! До чего я додумалась! Это от того,  что продолжала считать, что я могла бы купить сейчас, на деньги, накопленные на квартиру, которые правительство у меня отобрало.

 ЗА ЧТО ОНО ТАК С НАМИ?  А ведь жизнь могла сложиться совсем иначе, и работа была, и нормальная зарплата, но все было заострено на квартиру. Второй раз это мне не осилить.

Общежитие часто называют муравейником, но я не согласна с этим определением. В муравейнике каждый знает, что делать и для чего живет в нем,  все направлено на благополучие, да и патриотизм на высоком уровне.
 
Вы, может быть, хотели, чтобы я рассказала о взаимоотношениях между людьми. Но это описано великими сатириками, и мне не удастся удивить больше, а вот внутренние переживания обыкновенного человека, у которого правительство отобрало деньги на квартиру  я, как могла, донесла до вас.
!