Харьковский кадетский корпус. Спорт и досуг

Иван Краснов 2
(Окончание)

ГЛАВА 3.  СПОРТ И ДОСУГ В УЧИЛИЩЕ

Большую роль в  учебном    процессе  кадетского   корпуса   играл  спорт.  Занятия на  кафедре  физической  подготовки проводились   не  менее  трех  раз    в неделю.  Помимо  занятий на кафедре большинство  воспитанников  занимались  в  спортивных   кружках    как  училища,  так и  в  городских  спортивных   секциях.  В  училище  я  ходил  на   занятия  в  секцию  гимнастики,  а   в  городе  я  занимался   в  спортивном  клубе  боксом и  даже  стал призером  училища  по  боксу в  среднем  весе.

В  1952  году   в  Киеве    проходила  олимпиада   на  первенство   подготовительных  и  суворовских  училищ  по боксу.  Нужно  было  усиленно  тренироваться,  что   помешало бы  мне в учебе:  в  этом  году   я  заканчивал  десятый  класс.  Одним    словом,  я  предпочел  учебу     спорту  и  перестал  ходить в  спортивную  секцию   по  боксу.

Нельзя  обойти и  такой   вопрос,  как  художественная  самодеятельность.  Помню,  однажды   наш  взвод привели   в  клуб  для   определения  наличия у  воспитанников   голоса  и слуха для  училищного   хора.  После  проверки  слуха  мне  дирижер  оркестра  объявил,  что  для  хора  я  непригоден, т.к. не  различаю  нот. Этот  экзамен на  слух  я  запомнил на  всю жизнь.  Поэтому,  когда    в  других  учебных  заведениях  мне  предлагали  петь в  хоре, я   всегда  рассказывал  об  экзамене  в   кадетском  корпусе.

Все ,  кто  учился  в военных  училищах  и академиях,  знают какие  духовые  оркестры  были    и  есть  сегодня  в  военных  учебных  заведениях.   Конечно,  трудно  себе представить,  чтобы   офицеры  или   курсанты   шли  строем  без  духового  оркестра.  И  уж  конечно  нельзя  себе  представить,  чтобы  торжественный   вечер  или  просто   концерт в  военном  учебном  заведении    проходил  без  духового  оркестра.  А  если в  духовой  оркестр  добавлялись   смычковые,  клавишные    и другие       инструменты   симфонического  оркестра,  то   можно  себе  представить звучание оркестра при исполнении  концертов  симфонической  музыки.

Мне  же  вспоминаются    вечера  танцев   по  субботам  и  воскресеньям  в  клубе   училища  под  звуки  духового  оркестра.  Скажите, в  какой   школе  или     гражданском   вузе  есть   такая  роскошь,  как  танцы  под    духовой   оркестр?

В   субботний, а  иногда  и в  воскресный,  вечер   около  нашего   артиллерийского   подготовительного   училища к  семи  часам  уже  начинали   собираться   девушки  из     соседних   школ. Каждому   воспитаннику   училища  разрешалось  провести на танцевальный  вечер  только   одну     девушку.  И  вот,   после  ужина  наши  воспитанники  в  хорошо  отглаженной   форме   прохаживались    перед  входом  в  училище,  поджидая   свою   подругу  или  выбирая себе «танцевальную» партнёршу  среди  пришедших   девушек.  Гражданским  парням  вход в  училище  был  строго   воспрещен,  в  клубе были  только    воспитанники   в  форме  и  приглашенные   на  танцы  девушки.
Зато  и  нас  кадетов не  жаловали  на  вечерах  отдыха в гражданских  школах. Как-то  меня  пригласила  на  вечер  отдыха  в  школе  моя  приятельница  Бахановская  Людмила. На  вечере  я  оказался  только  один в  форме воспитанника училища,  остальные  ребята  были из   мужских гражданских  школ.  Мы  кружились  в  вальсе  с  моей   напарницей. Уже через  пятнадцать  минут  после начала  танцев  нас  начали  толкать,  мешать  танцевать.  Подруги  Людмилы  передали  ей,  что  после  танцев  ребята  хотят   меня    как  следует  проучить, надавать  тумаков. Одному  мне  было бы трудно  отбиться  от нападавших. Поэтому  мы  решили с  моей знакомой  незаметно  раньше  времени  удалиться с  вечера. Нам  это   сделать  удалось.
  Вообще  следует  заметить, что у нас  кадетов  частенько  происходили  драки  с  гражданской  молодежью.  Обычно  это  происходило  по  субботам.  В  начале  или  средине  вечера  вдруг  посреди  зала  появлялся  кадет  с  криком: " Ребята, наших  бьют  у  памятника  Щевченко.  Кадеты  срывались с  вечера  и  в  количестве  около  сотни  человек  бежали  к памятнику.  Естественно, устоять  такому  количеству  кадетов  гражданские ребята не  могли  и  всегда  бежали  с  поля  боя.

Где  вы  теперь, наши  милые  украинские подружки  пятидесятых  годов  прошлого  века?  Легко  ли  вам  живется   сегодня,  когда  ваши  власти  предали    идеалы,  которые   формировали  в  нашем  сознании   наши  учителя?

В  заключение   своего  рассказа   об  учебе  в   Харьковском  артиллерийском   подготовительном   училище (сегодня,  кадетский  корпус),  мне  хотелось  вспомнить  своих  товарищей   по  училищу.
   
ГЛАВА 4. МОИ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ПО УЧИЛИЩУ

Выпускники  1-го  и 2-го  Московских,  Ленинградского, Харьковского  и Киевского  подготовительных  училищ  1952  года, окончившие  их с золотой и  серебряными  медалями,  были отобраны  для  учебы  в только что  созданном  Ростовском  высшем  артиллерийском  инженерном  училище - будущей  кузнице   подготовки  специалистов  ракетного  дела высшей  квалификации.

Первым  среди них  был  самый  мой  лучший  друг  Володя  Попков. Он  все  годы  учился  только «на  отлично».  Был  человеком  кристальной  чистоты и  честности.  Когда  я  однажды    ему  признался,  что во  время   контрольной  работы  по  алгебре   пользовался  шпаргалкой,  он  очень разозлился  на  меня  и  сказал,  что  если  он  еще  раз  узнает,  что я  пользуюсь  шпаргалкой,   он  перестанет  считать  меня  своим  другом. 

Перед  самыми  госэкзаменами  за  десятый  класс  в  училище  приехали  представители   КГБ  и  стали   вызывать на  беседу   воспитанников -отличников,  которые  шли на  золотую  медаль.  Володю  вызвали на  беседу, разговаривали с ним   около  часа.  Я  его  поджидал в  коридоре. - Скажи, Володя,  о  чем с  тобой  беседовали  представители  из   Москвы? -   Не  спрашивай, не  скажу. Нам  запретили   рассказывать  о  содержании  беседы,  за  разглашение   государственной  тайны  могут  привлечь к  уголовной  ответственности, - ответил  Володя.  На  беседу с   представителями  из  Москвы  вызвали примерно  человек пятнадцать и  всем категорически  запретили  рассказывать  о  содержании  разговора. 

Как   потом    мы  узнали, нашим  товарищам  предлагали  пойти  учиться  в Ростовское    инженерно-ракетное  училище.  Готовились  секретно  кадры  для  нового   рода  войск – ракетных,  стратегического  назначения.  Володя  уехал в  Ростов  учиться на   ракетчика.  Я  же остался  верен  Ленинграду. 

Закончил  я  наш кадетский  корпус «на  отлично» с  тремя  четверками  в аттестате.  Поэтому   у  меня  было  право  выбора  артиллерийского   училища.  Я  выбрал  2-ое  Ленинградское   артиллерийское   училище и  после  отпуска  в  августе   1952  года  прибыл по назначению  для  продолжения   образования  в  этом  училище.  Через  год  обучения  я  получил  от  моего  друга  Володи  Попкова  письмо с  фотографией.   Он  был  уже  в  звании  младшего  лейтенанта,  я  же ,  к  сожалению ,   оставался  курсантом.  Володя  мне писал  с намеками  об особенностях  своей  учебы и о том, что приходится  много  трудиться   по   физико-математическим  дисциплинам. Потом  наши  пути  разошлись.

И в  ракетно-артиллерийском  училище,  и  особенно  после  его  окончания,   моим  друзьям-ракетчикам не давали  возможности  свободно  переписываться:  служба того  требовала.  Все  же  я  попытался  найти   через  несколько  лет  моего  друга и  узнал  печальную  весть.  После окончания   училища  лейтенанта  Попкова послали  служить на  одну из  ракетных  баз.    Видимо, на  базе не все проходило  благополучно  в плане безопасности  от  ракетного  топлива.  Мой друг  получил облучение и  умер  во  имя    обеспечения  безопасности   Родины.  Вечная  тебе память, мой  друг.  Ты  пал, как  и  многие  другие,  лучшие  из нас,  в первой  шеренге     бойцов     по      обеспечению   безопасности   нашей  Родины.

Нас  же, воспитанников    2-го  Ленинградского  артиллерийского  училища  в  феврале  1953  года   погрузили  в   эшелоны  и  отправили  в  город  Коломну  Московской  области.   Итак,  вторая  моя  попытка   учиться  в  любимом    Ленинграде   окончилась  неудачно; мне пришлось  заканчивать  артиллерийское  училище  в  городе  Коломна.  Но  память   о  Харьковском  артиллерийском  подготовительном  училище (сегодня,  кадетском  корпусе)  живет  со  мной и сейчас. 

Я  всегда  помню  своих  офицеров-воспитателей,  которые  привили  мне  любовь  к  артиллерии,  помню  наших  прекрасных  преподавателей,  которые  вооружили  нас    общеобразовательными  знаниями,  подготовили    к  освоению  сложной    артиллерийской  науки,  которую нам  предстояло  овладеть   в  различных   артиллерийских  училищах.   

Жаль  только, что  в  городе,  в  котором  я  встретил  столько  замечательных   людей,  офицеров-фронтовиков,  прекрасных  учителей, прививавших  нам  любовь  к    великой  стране, одолевшей сильного и  коварного  врага - немецкий  фашизм, сегодня  в  школах  учат  ненавидеть  русскую  литературу,  русскую  культуру и  передовую  науку. 
Но   я  верю, что  город  моей  юности  Харьков воспрянет  ото  сна,   и  вновь  наши  народы-братья  воссоединятся  и  будут    как  всегда на  переднем  крае  борьбы за  лучшие  идеалы  и  передовые   идеи.  Большой  привет  моим   сверстникам и  сверстницам  моей  юности.. Пусть  воссияет над  вашей  головой  звезда  счастья  и  света.

Бывший  воспитанник    артиллерийского  кадетского   корпуса (раньше, Харьковское артиллерийское подготовительное училище),  полковник  в  отставке, доцент,  кандидат  исторических  наук  -  Краснов  Иван Иванович.