Суздаль. Душа омывалась гармонией

Ирина Жгурова



 Суздаль.  Душа омывалась гармонией
 День шестой

Раньше город Суздаль имел название Суждаль женского рода, но сменил «пол» и стал мужского рода.  Гордый Сокол украсил герб города, который прославился сбитнями, берестяной посудой, медовухой и малосольными огурцами.   
По пути следования в Суздаль попадались зажиточные сёла со своими историями.  В селе Невежин издавна собирали сладкую рябину, из которой Смирнов создал наливку «Нежинскую» и зашифровал название. Была в нём игра слов «нежинская» и «невежинская».
Проплыло мимо окон  поле, на котором когда-то бились насмерть суздальцы и батыевцы. Несмотря на знаменательную историю, село Батыево убрали как нерентабельное – часть домов перевезли  в другие сёла. Вымерла деревня и превратилась в несколько заброшенных деревянных домов.  Рядом с ней выросли три жилых села.

***
На улице деревянного города-музея я превращалась в крестьянку любого ранга и прихожанку старинных церквей. Крестьяне делились на бедных, средних и зажиточных. После 1861-го года на бытовую культуру крестьян повлиял город.
Церковь блестела кокошниками и куполом, отделанными осиновыми пластинами, которые серебрились от солнечного света. На траве лежал надгробный камень бывшего кладбища Дмитриевского монастыря. Недалеко стояла  церковь с  колокольней под шатровым куполом и приделами. В её небольшом помещении дышали деревом алтарь и  стены, украшенные небольшими иконами  с обилием красного цвета.

 «Ступальный» колёсный колодец из села Кольцово  Селивановского района 19-го века работал по принципу: для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В колодец опускались попеременно две большие бадьи. Пышное дерево рядом  с ним склонялось красными гроздьями.  Но не работал здесь этот колодец, а привлекал  размерами.
Крестьянский дом с мансардой смотрел на прохожих окнами со ставнями и цветами в горшках. Соседний двухэтажный сруб выставил два ряда по три окна. В пристроенной веранде поджидала туристов хозяйка в синем сарафане. В сенях этой богатой крестьянской избы было всё учтено: дрова, кадки, чурки для колки поленьев. Сверху поленницы на насесте гуляли бутафорские курочки на сене. Со стеновых гвоздей свисали сноп, корзины, рыбацкие фитили, у стены стояли лопаты.

В горнице с маленьким оконцем манекен, наряженный  в сарафан, белую рубаху и красный платок, повернулся невидимым лицом к стене, где на гвоздях висела одежда и рушники. Притягивала колоритом атрибутика избы: увесистый сундук,  чашки весов на длинных верёвках. На выходе под потолком висели в ряд веники трав. Возле лавки  уместились бочка и бутыль, на лавке -  корзины, горшки, сечка.  Туеса заняли  полку на стене. Рядом расположились коромысло, хомут, берёзовый веник. Выпуклые брёвна стен демонстрировали укладочные номера.

В главной комнате стену, обитую досками,  украсили портреты хозяев, семейная фотография,  ходики с гирями. В углу на полках были выставлены иконы, накрытые рушником, потрёпанные священные книги. На лавке ждала работу умелых рук открытая швейная машинка – предмет городской культуры, как лампа и зеркало. На столе, покрытом красной скатёркой, вызывали аппетит каравай на тарелке и солонка. У маленького оконца краснела герань в горшке.   В углу устроилась деревянная кровать, застеленная пёстрым лоскутным одеялом, на котором лежали одна на другой две взбитые подушки. У кровати виднелись лапти. На фасаде большого чёрного сундука алел рисунок – два венка из маков.

На полках кухни приготовилась к обеду глиняная посуда. На деревянном столе  красовались самовар, крынки, чашка с яйцами, деревянные ложки. В углу -  разделочные доски,  большой горшок, туес. На дощатых стенах висели связки лука и трав. На окошках белели  занавески.
Слева от двери в нише побелённой печи над топкой выглядывали из-за приоткрытой занавески горшок, утюг и поленница. Рядом стояли разделочные доски, висел на перекладине чёрный казанок с двумя носиками.  Сверху на приступке печи выставили бока  два кувшина. Полати с открытой красной занавеской были застелены.
Кадки стояли в углу за крестовой деревянной рамой на шесте, служившей  для вращения  -  вероятно, для взбивания масла.

Миловидная мастерица  в сарафане и павловском платке на плечах ловко показывала мастер класс  за длинным ткацким станком. Из-под её рук выходила часть тканого половика.   В углу ткацкой комнаты висела  икона Богородицы. Висели душистые сухие пучки трав.  Окна с занавесками и клубки разноцветных нитей украшали интерьер. Матица  - большое бревно над головой – держала на себе доски перекрытия.

За широкой поляной  на большом расстоянии друг от друга стояли два огромных близнеца.  Эти деревянные махины с крестами из рам-крыльев были ветряками. Рядом с ними разлеглась огороженная плантация травы  с высоким чучелом и  указателем  дома купцов Агаповых.  Возле дома пасечника ждал пчёл небольшой улей.

В небольшой открытой веранде под шелест ветра звучала мягкая музыка струн под умелыми пальцами гусляра в вышитой косоворотке и светлых полосатых штанах, заправленных в лапти. Рядом на той же лавочке сидела его жена в белой рубахе, пёстром сарафане в мелкий цветочек и красной косыночке, повязанной назад. Нитка крупного янтаря украшала рубаху, и тонкий поясок оттенял сарафан. 
Нежный голос душевной простотой  катился по струнным звукам: «Научи, меня, Боже, скорбеть…соблюдать твою волю… любить…».   Лица артистов вдохновились сказочностью славянской  красоты. На столе были представлены диски для продажи. 

За оградой виднелись синие купола церкви Кремля. Указатель пояснил, что рядом ждёт постояльцев  отель «Кремлёвский».
Стенд пояснил название объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта 18-19-х веков. Музей под открытым небом возник в 60-70-х годах прошлого века, и постройки были завезены из разных сёл.  Раньше здесь находился  Дмитриевский монастырь.  А ныне деревянный город украсили Преображенская церковь, Воскресенская церковь, жилые дома, колёсный колодец, ветряные мельницы, амбар, овины, баня и часовня, дом купцов Агаповых, амбары на сваях, ремесленный ряд.

 На выходе из музея я задержалась у большого вольера с домиком, в который направился белый гусь, вытянув шею. Его пёстрая дама бродила возле небольшого прудика с водой. Деревянный колодец был закрыт щитом, на котором стояло цилиндрическое ведро на цепи, намотанной на вал.
В сувенирных лавках перед музеем я  набрала разных сбитней и медовуху. В городе встретились Скучилова слобода, улица Пожарского и гостиница «Сокол».

Памятник  Дмитрию Пожарскому успела увидеть только сзади по пути в Спасо-Евфимиев монастырь.  Проездная башня соблюдала ритмы проёмов и ниш в геометрических украшениях. Монастырь был основан в середине 14-го века святым Евфимием  -  сподвижником Сергия Радонежского.  С 1923-го года в монастыре разместили политизолятор, лагерь и колонию, а 1967-м году его по праву передали в Владимиро-Суздальский исторический заповедник.

Надвратная Благовещенская церковь  возвысилась светлым  зданием с тёмным куполом. Спасо-Преображенский собор с 16-го века выпустил в небо  барабан с золотым куполом и четыре  барабана с зелёными куполами. Надвратная икона Преображения  внимала времени в центральном кокошнике. Старинные фрески в соборе мягко светились  красным, синим, жёлтым, реже зелёным цветами.
Рядом  расположились Успенская трапезная церковь и здание звонницы. Стены отражали белым светом проклюнувшееся в этот день солнце. Угловой Архимандритский корпус отметился  длинным балконом над колоннами. К нему вела наружная деревянная  лестница. 

Через открытые  решётчатые ворота просматривалась территория тюремного корпуса. Длинные кирпичные строения с упорядоченными нишами низа и угловой башней образовали угол. Площадку заняли лужайка и дорожка.
За белой зубчатой стеной Суздальского Кремля блестели арочные окна Собора Рождества Богородицы и его звёздные купола, увенчанные крестами. Устремился вверх острый шатёр колокольни. Верхние стенные часы отсчитывали время. Синие купола и белые стены создали гармонию цвета с легкооблачным небом.

В соборе четверо певчих в чёрных рясах пели старинную молитву.   Контратенор взвился под купол, спиралью облетев поверхности барабанов; за ним последовал тенор, вырвавшийся из четырёхголосия, обвив божественное звучание; он растекался по колоннам и отражался от них.  Затаили дыхание древние фрески, вспыхнув яркостью в тон созвездиям аккорда красным, жёлтым, синим и зелёным цветами. Ожили лики, стали осмысленными их взоры, незримо касались звуков крылья серафимов. Душа омывалась слезами благоговения перед высшей силой гармонии, которой внимал Спас с книгой  в руке и знамением,  в золотом сиянии на троне.

В Мемориал Дмитрия Михайловича Пожарского вошли плита на месте захоронения, Памятный крест, воссозданный  в 2009-м году  и памятник-часовня.
Под кокошником часовни смотрел на мир тот же образ Спаса, что и в храме. Маленькая светлая  часовня  Дмитрия Пожарского снаружи была оформлена колоннами и архитектурными украшениями.  У запертой двери стояли стойки с цепью. Белый каменный крест на постаменте установили на месте усыпальницы князей Пожарских и Хованских, где в 1642-м году был похоронен Дмитрий  Пожарский.  В 1885-м году на народные средства был установлен памятник, разрушенный в 1933-м. Рядом остался сохранившийся фрагмент фасада мавзолея Пожарского – белая плита с половиной текста каменной надписи с информацией  о житии князя.

На стене входного зала Крестовой палаты висела огромная картина, на которой молодая женщина печально опустила взгляд, а малыш на её руках манил взглядом  зрителей. Мадонна в красном одеянии и белом покрывале была  окружена клеймами с фрагментами истории битв Руси.

 Эти живописно-иконные прямоугольники  менялись слайдами:
слева вверх – битва на поле Куликовом, войско князя Дмитрия Донского против татар хана Мамая;
«людей земли суздальской татары побили, молодых в плен увели»;
1137  - татары хана Батыя в Суздале и Владимире, сожжены, разграблены русские города. 
Взгляд направился прямо вправо - 
в Суздале восстали волхвы и смерды.
Князь Ярослав Мудрый волхвов казнил; 
князь Олег сжёг Суздаль, Мстислав Новгородский побил Олега;
1217, битва на реке, князь Владимирский Юрий против брата Ярослава;
Справа вниз история в картинах продолжилась.
1237, битва на реке Сити, татары разбили войско Владимирское, князь Юрий;
1262, восстал народ против татар в городах Владимире, Суздале, Ростове;
Мамаево побоище -  великая победа русского народа над татарами;
 Нижний ряд клейм показывал последствия битв:  уносят погибших, хоронят, идут работать – сеять, строить. 
И в этом окружении над всеми битвами стояла в печали Мать.

В зале Крестовой Палаты  я вновь увидела мягкое изящество «голландок».  Возле входной двери бело-синяя изразцовая печь в углу была ограждена лентой. У стены стоял сундук с оковами. На его передней грани в надписи большими буквами славянской вязи начала слов выделялись красным цветом. На красном комоде был установлен буфет с дверцами со стеклом.

Палату - приёмную архиерейского дома перекрыли коробом-сводом  без опорных столбов, не смотря на большую площадь.  Над длинным столом с красной скатертью светили люстры. Стулья с обивкой того же цвета стояли у длинных сторон стола. Окна утонули  в арочных нишах. Простенки были заняты портретами и картинами. 
Вторая  бело-бежевая изразцовая печь заняла угол возле блестящей по краям иконы Гишпанской Богородицы с младенцем на коленях. Белели башмаки у преклонённого перед Богородицей человека.

***
Территорию  Суздальского Кремля украсили газоны, большие деревья, цветники. Между ними расположились дом Никольской церкви, средневековые Рождественский собор, колокольня, архиерейские палаты,  Иорданская сень.
Я присела на огромный пень с обнажёнными корнями на поляне монастыря в ожидании колокольного чуда. Сквозь ветви краснели стены, украшенные белой отделкой. Обе стрелки часов на звоннице  направились вверх. 
В положенное время разлился звон.
***
В небольшом магазине лоскутных изделий пестрило изобилие ярких тканевых поделок: миниатюрная шапка Мономаха,  лошадки, петухи, козы, мишки, кошки и собаки на лавке. Изумляли яркие лоскутные картины и ковры – квадратики, кошачья семья в избе со столом и утварью, ангелочек, бытовые картинки, эльф на вороне среди цветов.
Чудный тряпичный кот  среди прихваток и тканых ковриков  держал записку: «Подайте на пропитание бедному Ваське». Пестрело великолепие висевших на ниточках и сидевших на лавках тряпичных кукол среди больших и малых лоскутных ковров. Сюжеты ковриков были разнообразны: бабочка, котик, деревенский пейзаж, матрёшки, зимний пейзаж, Святой Георгий, парочка под зонтом, козочка в сарафане среди цветов  со шляпой на рогах, цветы в горшках, деревья  и другие.

***
…Лениво проблёскивала  река между холмами, на которые взбирались люди  по пути к площади, раскинувшейся перед торговыми палатами под зелёной крышей.  Первый этаж  палат  равномерно расположил по обе стороны от арки большие двустворчатые  коричневые двери.  Второй этаж содержал привлекательные колонны и открытую веранду. Площадь была сонливо малолюдна  перед навесами лавок с сувенирами. Заметно уменьшилось обилие товаров, по сравнению с пятилетием назад. Запряжённые нарядные кареты ждали  пассажиров. 

Суздаль.  22 июля, 2015



2015. Москва в два приёма http://proza.ru/2015/09/02/807
2015. Города. Два в одном.http://www.proza.ru/2015/09/03/1480
2015. Города. Медвежий угол http://www.proza.ru/2015/09/07/1571
2015. Владимир. Внутри веков. http://proza.ru/2015/09/11/1541

2010. Золотой Жар. 8. Суздаль.   http://www.proza.ru/2010/08/11/664