Законы Йом-тов

Брук Меир
Попадает в список работ, разрешенных из-за "охель нефеш" (охель нефеш - то что нужно многим людям каждый день - еда, мытье, туалет, курение, сидеть в светлой комнате и т.п.).
1) БОРЕР (для еды) - любым удобным способом, ТОХЕН (измельчение, перемалывание), ЛАШ (замешивать тесто), ОФЭ (выпечка, варка), шхита, афшата (сдирание шкуры), млиха (высаливание), ав'ара (разжигание огня. То, что запретили зажигать новый огонь - это запрет дерабанан - чтобы не забывали о йом-тове), тушение, оцаа (перенос). Это субботние запреты, которые полностью или частично разрешены. Остальные субботние запреты остаются в силе. Есть мнение, что запрета мехатэх в йом-тов для охель нефеш нет (одно мнение), также есть мнение разрешающее зашивать курицу в йом-тов.
2) Мудрецы запретили то, что достаточно отдаленно связано с приготовлением еды (типа ловить животных), а также что, что мог сделать до Йом-това и не сделал (заставляют делать либо измененным способом, либо вообще запрещают, также запрещают тяжелые работы или "увдин де холь".
3) Если готовят еду заранее - то это можно только тогда, когда св-ва еды могут ухудшиться (даже когда только сомнение, что может ухудшиться), а также когда просто физически не успел (а не просто сидел сложа руки). Если все-таки хочет сделать в йом-тов, а 2 условия выше не выполнены - можно сделать бе-шинуй. Там, где нужен шинуй, - достаточно небольшого шинуя (например, мешать черенком ложки). Холодильник закона не меняет, несмотря на то, что он сохраняет св-ва еды. Когда мы говорим о заготовке еды заранее имеется ввиду стандартный объем (на семью без "негарантированных гостей") и если есть доп. материальные расходы от готовки заранее - то тоже можно не готовить. И также если есть какой-то существенный "напряг" (например, на работе, хотя и не форс мажор). И вообще эти ограничения - это только от мудрецов (а по Торе все что относится к Охель нефеш - мутар). И Шулхан Орух разрешает без доп. условий, если не успел заранее (а по Рамо - нужно выполнение условий выше).
4) Есть "махширей" охель нефеш - починка или доведение до ума того, что нужно для приготовления охель нефеш (например, заточка ножа или привинтить сломанную ручку к газовой плите) - это разрешают (однако только, если не мог сделать этого раньше, до Йом-това). Запрет немного более строгий, чем с самой охель-нефеш: например, если знал о проблеме, но забыл и не устранил (хотя было свободное время). А вот если не знал (хотя домашние знали) или если поручил кому-то, а тот не сделал - тогда можно. И еще устрожение - бе-шинуй нельзя сделать махширей охель нефеш (в отличие от охель нефеш). И в случае махширей - если может, надо отдолжить у других. Есть сомнение в случаях "махширей махширей" (например, лестницу починить, которая ведет к антресоли с едой или починить стол на котором будут есть) - однако для случая стола разрешают, так как он очень близко связан с едой.
5) Если есть млаха, возникающая попутно с охель нефеш (например жарим мясо на углях, течет кровь и заливает угли) - это разрешено.

Тема "Митох"

6) То, что разрешено для какой-то надобности, разрешено и для другой надобности, но важно чтобы цепочка была не очень длинной (например, купить в магазине лампочку, чтобы потом ее принести, вкрутить...).
7) Для детей разрешили делать, то что связано с игрушками (для детей это цорех гуфо).
8) Для огня мудрецы ограничили "митох" - поэтому дерабанан зажигать новый огонь нельзя. Электричество - это боне или молид - а это мудрецами запрещено (кстати, мыльные пузыри в Шабат запрещено делать - молид) - см. список работ вначале - чтобы не делать праздник буднями.
9) Можно убить комара, если есть реальная угроза от него пострадать!
10) Если мог заранее сделать - надо было сделать, если митох к махширей охель нефеш - иногда можно, иногда нет (можно когда работа дерабан, когда деорайта - нет).

Общий принцип
Важно понять, что является привычным в данной местности (например, в Москве мытье каждый день) и насколько эта нужда необходима (должна быть базисная нужда для человеческого тела), не должно быть баловством.

Лечение в Йом-тов
Не разрешают, так как это не постоянная потребность, а эпизодическая - соответственно то, что с ними связано не разрешают. Но если это делают и здоровые люди - например есть чеснок - это ок.

Курение в Йом-тов запрещают - так как это не является легитимной потребностью человека. Тот, кто всё-таки курит, полагается на "Игройс Мойше".

Неевреи и не соблюдающие евреи в Йом-тов.

1) Для неевреев запрещено варить в Йом-тов. Точно проблема, когда варят специально для нееврея. Однако, если варишь для еврея и для нееврея - то тоже запрещено, но - дерабанан. Для служанок - Рамо разрешает. Все другие работы для нееврея делать в йом-тов также запрещено.
2) Отсюда следует, что неевреев нельзя приглашать в гости на Йом-тов. Главное формально не приглашать - например, приглашая мужа-еврея с женой-нееврейкой не приглашать нееврейку (не должно звучать формально слово "приглашаю", а, например, "буду рад видеть"). Также можно облегчить, если неевреи не являются важными гостями. Когде неевреи пришли (не приглашенные) - надо к столу звать тоже не используя формальное приглашение.
3) Можно послать нееврею в йом-тов еду, приготовленную не специально для него.
4) Не соблюдающий еврей. Обычно для евреев облегчают в плане приглашения и приглашают любых. Однако готовить для них (не разогревать, а именно готовить) - это более существенная проблема: надо смотреть критерий. Критерий, что еврей не соблюдает субботу публично - что будет нарушать и при раввине. И надо готовить либо заранее, либо чтобы было увеличение готовки для того, для кого можно готовить. Может быть проблемой, например, сделать чай обычным способом и лично для него.
5) У любого еврея есть заповедь симхат йом-тов - поэтому есть доп. момент, позволяющий пригласить даже не соблюдающих. Но, в целом, тема совсем не столь проста. И болезненна.

Молотьба в Йом-тов запрещена

1) Нельзя выжимать фрукты в Йом-тов (даже если был бы хуже, когда сделаем заранее, и даже бе-шинуй).
2) Можно выжать лимон на сахар-песок, чтобы он впитался, а потом бросить в чай.
3) Можно есть ложкой грейпфрут и другие фрукты.
4) Нельзя пользоваться влажными салфетками (исключения те же, что и в Шабат).

Борер в Йом-тов

1) В отличие от Шабата, где нужно отделять хорошее от плохого, в Йом-тов нужно использовать менее трудозатратный способ (например, легче отделять кости от рыбы; тоже самое с костями для арбуза). Однако же имеет место общее ограничение - нужно стараться сделать до Йом-това (со всеми условиями, описанными выше). Если оба способа одинаково трудозатратны - можно по-любому. Нет запрета мукце во время еды.
2) Борер на потом не разрешен (например, бросать корку в молоко, чтобы получить кефир - происходит разделение фракций).
3) Специнвентарь для борера (например, для чистки) запрещено использовать.
4) Можно мыть фрукты - даже когда есть куски грязи на фруктах, однако замачивать их в воде для очистки нельзя.

Ремарка общая: нельзя на Йом-тов шени готовить или на Холь-а-моэд в предыдущий день

Тохен (измельчать) в Йом-тов

1) В целом мудрецы разрешили тохен. Однако запретили "промышленный" тохен, который дает продукт, не предназначенный для немедленного употребления (типа, например, пшеницу в муку смолоть нельзя, а на мясо сырое на мясорубке - можно).
2) Салаты делаем в Йом-тов как в Шабат (с шинуем в виде укрупнения кусков) - так как это похоже на запрет измельчения соли (есть в Гмаре). Не относится только к таким овощам/фруктам, которые гарантированно испортились бы приготовленные заранее (холодильник можно не учитывать). Специи можно измельчать спец. мельничками (шинуй может выразиться в том, что перевернуть ее вверх ногами, или насыпать не на салат, а на стол). С мясом нет проблемы тохен (тохен относится только к растительным вещам или похожим на них типа соли, грибы не относятся) и не нужен шинуй, кроме как случаев несъедобных после тохена продуктов. Для них требуется шинуй всегда при использования спец. инвентаря (типа терки) и без спец. инвентаря - для таких продуктов, которые вообще не портились, если бы их до Йом-това приготовили.
3) Измельчение вещей - махширей охель нефеш (типа углей) - можно без шинуя.
Ремарка: виды шинуев - для мясорубки это зажать ее между коленями, взять необычные для данного вида нарезки.
4) Штуки дающие фигурную нарезку - не считаются терками, если куски получаются довольно большие (для кубиков - больше 0,5 см на 0,5 см, для полосок - достаточно длинные).

Варка в Йом-тов

1) В целом варка разрешена, ниже - ограничения и детали.
2) Можно кипятить воду (и даже много, не прикидывая объем на Йом-тов), когда заливаешь в бойлер надо внимательно смотреть чтобы не включился подогрев из-за долива холодной воды. Нельзя произносить, что эта вода понадобится только после Йом-това.
3) Можно кинуть мясо в кастрюлю, где идет варка (даже если оно скорее всего не понадобится).
4) Мытье посуды - если специально нагревается вода для мытья посуды, запачкавшейся до Йом-това - может быть проблема, однако если стационарные системы водоснабжения (где вначале идет подогретая ранее вода) - проблем особо нет.
5) Вино варить - это спор - так как мы его варим не для вкуса, а для решения алахической проблемы.
6) Можно варить яйца с надписью.
7) Запрещены случаи варки, когда точно известно, что до конца йом-това не сварится.

Ремарка: 2 Йом-това продолжают существовать и в наши дни - так как опасаемся "атомной войны" - то есть все сообщение прекратится и снова будет непонятен день в диаспоре (есть только 2 опции для дня праздника). Объяснение из Гмары.

"Бойне" в Йом-тов

1) В целом боне запрещен (спор деорайта или дерабанан), но есть исключения.
2) Махширей охель нефеш, непредвиденно испортившиеся в Йом-тов - например, погнутый шампур - можно исправить в Йом-тов.
3) Консервы, которые мог открыть до праздника, но не открыл - открываем как в Шабат (хотя несколько легче).
4) Обрушилась полка и поставить ее, ввинтить лампочку и т.п. - запрещено.

Гашение огня (кибуй)

1) Для охель нефеш, в принципе, разрешено гасить огонь.
2) Однако пожар в Йом-тов, если только ущерб для имущества - нельзя тушить. Однако если вся еда сгорит - тушить, по Рамо, можно (если нельзя вынести еду).
3) При этом, из-за "митох", можно уменьшить огонь в конфорке, чтобы еда не подгорала.

Ремарка: хотя запрет кибуй он по своей сути де-рабанан (там ничего полезного не создается) - мудрецы сделали его как де-орайта, так как обычно он вот так вот нарушается в быту.

4) Страдание - не является причиной для нарушения запрета (нельзя тушить свечу, чтобы было спать удобно).
5) Гашение должно пригодиться сейчас - а не на потом. И, например, если так жарко, что невозможно готовить - нельзя уменьшить огонь, так как результат сразу не пригодится.
6) Можно поставить воду на огонь, чтобы она закипела и, вылившись на конфорку, затушила огонь. Для спокойного разрешения этого нужно опасение (если огонь погас - газ может привести к удушью/взрыву), а также желательно, чтобы сама вода для чего-то грелась (придумать воде применение). Плюс доп. аргумент жара.
7) р. Файнштейн у себя дома просто перекрывал вентиль газа в йом-тов - так как логика такая, что закрытие вентиля это не прямое тушение огня, а просто перекрытие топлива для огня - но на алаху р. Файнштейн это не говорил.
8) Не кидать сигареты после курения в Йом-тов (если все-таки по разрешающему мнению, что курить вообще можно).

Зажигание огня

1) В целом, для приготовления пищи это разрешено.
2) Запрещено зажигание нового огня. Но по виду данный запрет больше похож на дерабанан. И большинство мнений ришоним и ахароним - что это дерабанан. И обычай запрещать это всегда - даже когда не мог сделать до Йом-това, или когда погас случайно в Йом-тов.
3) Металлический раскаленный докрасна предмет имеет статус огня - соответственно к нему можно поднести спичку и зажечь таким образом. Подносить спичку лучше сразу в огонь (держать рядом - многие запрещают).
4) Можно усиливать огонь.
5) Электричество - если там нету огня, а остается только бойне - это вряд ли запрещено в йом-тов для охель нефеш и махширей охель нефеш: например, можно включить плату в розетку, микроволновку без лампочки. С открыванием двери на домофоне - проблема все-таки есть, так как это не охель нефеш, скорее всего, но есть, о чем порассуждать, и, чем черт не шутит, даже разрешить в случае острой необходимости.
6) Можно зажигать свечу (разрешенным образом), если боюсь спасть в темноте или если нужно отпугнуть воров.
7) Свечи Йом-това лучше зажечь заранее (до шкии), свечу авдалы - есть кто разрешают (ну лучше из 2 свечей для "Йом-това" сделать).
8) Праздничные свечи можно использовать - например для зажигания огня под едой.

Перенос вещей из одной территории на другую.

1) В целом, он нужен для охель нефеш.
2) Посуда - разрешается (нужна для охель нефеш) и даже если мог перенести раньше, до праздника.
3) Все что нужно для мицвот, можно носить (ремарка - сидур можно и вернуть, если боишься, что украдут + он, может, и дома нужен. Это потому, что молитва - заповедь из Торы), можно носить шофар (даже к женщинам, по части мнений), талит лучше одеть на себя. Общий принцип - хидур мицва можно, обычай - скорее нет (например, "Ташлих").
4) Коляска для детей, вещи для них (даже если не наверняка понадобится) - можно по принципу "митох" для охель нефеш (прогулки с детьми - это охель нефеш). Но если совсем призрачный шанс, что понадобится, - лучше воздержаться (например, 5 памперсов не брать).
5) Ключи для дома - в принципе носить можно (если в квартире есть еда или он спать там собирается), но если ты домой не собираешься возвращаться в течение Йом-това - спор (можно облегчить если серьезное опасение воровства есть). Ключ от сейфа - есть кто разрешает. Если на связке большинство ключей нужных - то можно остальные и ненужные носить.
6) Лулав - обычно разрешают (идур мицва, боятся что подпортят).
7) Лекарства - для того, у кого болит голова - скорее нельзя (так как это не охель нефещ и не имеет статус неопасно больного), а для неопасно больного (в т.ч. потенциально) - можно перенести. Но тоже не консенсус, кстати
8) Однако книгу на китайском, очень острую еду, которую сам не ешь - можно носить, так как удовольствие кушать и читать является универсальным, является "охель нефеш".
9) Если обнаружено в кармане что-то абсолютно ненужное в Йом-тов - запрет де-орайта (Рамо), де-рабанан (ША). Должен либо положить на маком-птур, либо отдать гою - иначе проблема (выбросить не может, нести не может, должен двигаться на пятачке 4х4 ама). Однако, если невозможно ни то, ни другое - можно выбросить бе-шинуй (или если невозможно - засунуть под одежду).
10) Мусор разрешают выносить - но, как правило, только плохо пахнущий.
11) Часы по всем мнениям проблем нет, в отличие от шаббата.
12) Носовой платок, туалетную бумагу/салфетки можно носить. Можно брать целую пачку, даже если вся пачка не нужна.
13) Чехол на шляпу выносить можно, как и калоши (калоши и в Шаббат можно)

 

 

Запрет мукце в Йом-тов.

 

1) Некоторые запреты мукце в Шабат строже, но некоторые легче - из-за наличия разрешения "охель нефеш". И, если есть такое разрешение, то мукце можно переносить с места на место. И, более того, даже "ми-тох" разрешен (если есть какая-то нужда для Йом-това) - хотя и не по все мнениям (однако, если есть дополнительная причина, например, нечто, что способствует радости в праздник, то однозначно можно).

2) Есть понятие "нолад" (эта категория мукце релевантна только в Йом-тов) - например, скорлупа от ореха, который вылущили в Йом-тов. Можно убирать, только если она отравляет радость праздника.

3) Но, если что-то нужно исключительно для мицвы, - нельзя переносить.

4) Если грозит какой-то ущерб (даже существенный) - большинство запрещают, но есть разрешающие мнения (если ущерб ведет к тому, что не будет симхат Йом-тов).

5) Если есть сомнение в необходимости мукце - то можно брать только для "охель нефеш" или симхат Йом-тов (для других целей нельзя).

6) Если даже нужно для "охель нефеш", лучше все-таки не напрямую руками, а, например, вилкой/ложкой, тыльной стороной ладони). Во всяком случае, если это не слишком сложно.

7) Использование мукце запрещено даже для "охель нефеш". Например, дрова, заготовленные до йом-това для продажи, - нельзя на них готовить пищу в Йом-тов. Или яблоко, упавшее с ветки в Йом-тов, - нельзя кормить кролика им (однако р. Ш.З. Ойербах разрешает). В алахе разбирается вопрос - является ли кормление животных переносом или использованием. На деле, это спор авторитетов.

8) Если человек начал использовать мукце, но потом нужда в нем пропала, - выбрасываем мукце из рук (это устрожение именно в Йом-тов, так как в Шабат это спор). Но, если боимся, что украдут и т.п., - можно донести до безопасного места.

9) Если есть игрушка, которая, в основном, электрическая, - можно детям для игры разрешить (не нажимая на кнопки).

10) Йом-тов, пришедшийся на субботу, - устрожаем в законах мукце, как в Йом-тов.

 

 

Запрет "молид" (порождающий).

 

 

1) У ашкеназим - запрет связан с тем, что возникает что-то, чего не было в йом-тов, т.е. "нолад", как яйцо, снесенное курицей в Йом-тов. Это строгий запрет в Йом-тов. Но там, где "нолад" не возникает, нет проблем. Пример: в Йом-тов можно побрызгать парфюмом прямо на рубашку (так как рубашка не становится чем-то новым из-за этого).

2) Если "молид" возникает из-за необходимости сделать "охель нефеш", то нет проблем (например, яйцо сварить, сделать кофе-глиссе, изготовить мороженое из ингредиентов). Однако, если, например, жир превращается из твердого в жидкий при мытье посуды, это, по некоторым мнениям, запрещено.

3) Замораживание воды в Йом-тов некоторые разрешают, если есть в этом необходимость, ведь лед не держится без перманентного воздействия внешних холодной температуры.

4) Детям разрешено выдувать мыльные пузыри в Йом-тов.

 

 

Шаон шабат (таймер).

 

 

1) Можно продлевать текущее состояние, в котором на данный момент находится таймер (если он не работает - можно сделать, чтобы он и не включился; если работает - можно продлить время работы).

2) Можно выключить шаон шабат (или выключить вилку из розетки), когда прибор не работает, - правда, только бе-шинуй (нестандартный способом).

 

 

 

Ахана (подготовка).

 

 

1) Нельзя готовить в праздник на "Йом-тов шени", на будни; а чтобы готовить на Шабат, нужен "эрув тавшилин".

2) Чтобы пользоваться разрешением "эрув тавшилин", нужно, чтобы еда была бы частично готова (наполовину) уже в Йом-тов.

3) Однако, можно приготовить еду в Йом-тов ришон на Йом-тов ахарон (так они оба - с одинаковым статусом).

4) Можно достать еду из морозилки, чтобы использовать ее в другой день, так как для этого не требуется никакого усилия.

5) В "бейн ашмашот" могут быть проблемы: например, нести сидур в синагогу, начав нести еще в первый день Йом-тов. Или поставить вариться еду в "бейн ашмашот": может не успеть приготовиться (даже до статуса "бен-Друсай") до 2-го Йом-тов.

 

 

Повелительные заповеди в Йом-тов.

 

 

1) Человек обязан радоваться праздникам, и в Рош а-шана тоже.

2) Как радоваться? Есть мясо жертв "шломим", пить вино (в т.ч. пить виноградный сок).

3) Сегодня неоднозначно, является ли эта повелительная заповедь обязанностью из Торы или дерабанан, так как "шломим" сегодня нет, а написано именно про их мясо.

4) Радоваться надо именно в сам Йом-тов (а не в доп. время - когда, например, раньше принимаем Йом-тов). Причем, лучше днем (но не обязательно). Напитки - все что из винограда (в т. ч. коньяк).

5) У женщин, скорее всего, тоже есть обязанность радоваться в Йом-тов. И, чтобы их радовать, надо покупать одежду и украшения; именно это приносит им настоящую радость. Детей, достигших возраста воспитания, надо тоже радовать - игрушками и сладостями, а также и более старших детей (пока они на иждивении у родителей). При этом, одинокая женщина сама себя радует, а замужняя - не может отказаться от подарков мужа.

6) И, желательно, чтобы радость была каждый день (например, если дети свои сладости съедают, надо купить новые).

7) Объем вина и мяса для радости - "рвиит" вина в день, "кезаит" мяса. Женщины и дети освобождены от мяса и вина - их радость не в этом. Но для целей воспитания можно давать детям уже с возраста воспитания виноградный сок.

8) Причем, важнее пить вино, а мясо есть менее обязательно, но все-таки желательно. Причем, именно мясо скота (а не птицы).

9) Также есть мнение, что хлеб - часть мицвы.

10) Важно всё это соврешать с каваной, намерением ради симхат Йом-тов. Дарить все лучше поближе к празднику. Если дарят в сам Йом-тов, то жене можно дарить без проблем, а для подарков остальным надо заранее решить об этом, когда покупаешь (а если вино, например, то лучше выпить вместе с хозяином).

11) Праздничная одежда должна быть красивей субботней.

12) Надо, чтобы в Йом-тов было бы выделено существенное время для Всевышнего (стремиться к соотношению "50% для себя - 50% для Все-го").