Разбор полетов - 3

Игорь Абросимов
Рис. 3. Истребители Bf109 в полете. 


Игорь АБРОСИМОВ



                РАЗБОР  ПОЛЕТОВ
Воздушные сражения на советско-германском фронте и развитие авиации противоборствующих сторон: оценки и выводы




           III. Истребительная авиация: количеством компенсируем качество
          
          ВВС действующей армии в начале войны насчитывали примерно 5,42 тыс. истребителей, в т.ч. в составе ВМФ - около 0,7 тыс. Считается, что исправными из них были не менее 4,74 тыс. машин. Около 1,1 тыс. истребителей приходилось на самолеты новых типов - МиГ-3, Миг-1 и Як-1 (из них 0,95 тыс. - МиГ-3 и МиГ-1), тогда как 80% самолетного парка составляли И-16, И-153 «Чайка» и даже некоторое количество явно устаревших И-15бис и И-15. Всего из 11,5 тыс. истребителей, состоявших в вооруженных силах, в строевых авиачастях Красной Армии и ВМФ числилось 9,77 тыс. машин, что помогло, особенно в первые месяцы военных действий, в некоторой степени скомпенсировать понесенные потери.

Численность истребительной авиации и в начале войны, и на всех ее этапах сыграла свою роль. Но не следует делать выводы, пользуясь исключительно приводимыми цифрами, нужно каждый раз представлять, что за ними стоит, насколько цифры эти характеризуют действительный потенциал самолетного парка, который возможно было реально использовать в боевых действиях. При этом особое внимание каждый раз надо обращать на количество самолетов новых типов, обладающих наиболее совершенными тактико-техническими характеристиками.




В В С   З а п а д н о г о   о с о б ог о   в о е н н о г о   о к р у г а  -   З а п О В О   (с начала войны  -  Западный  фронт).
Перевооружение ВВС ЗапОВО (генерал-майор авиации И.И.Копец) новыми типами истребителей накануне войны началось с 9-й смешанной авиадивизии, которая дислоцировалась в районе Белостока. В 41-м, 124-м, 126-м и 129-м истребительных авиаполках имелось от 50 до 70 МиГов. При наличии в четырех полках дивизии 196 МиГ-3 и 37 МиГ-1, летчиков, считавшихся подготовленными к полетам на недавно поступивших самолетах, было только 61, причем отработать групповую слетанность и боевое применение никто из них не успел.

Истребитель обладал неудовлетворительной продольной и поперечной устойчивостью, поэтому пилоты, имевшие недостаточный опыт, легко срывались в штопор, из которого выйти не могли, и разбивались. Отсюда недоверие к новой машине, которое наблюдалось не только среди рядовых летчиков, но и командиров. Командир дивизии генерал-майор С.А.Черных, прославившийся как летчик истребитель во время гражданской войны в Испании и в 1936 г. удостоенный звания Героя Советского Союза, в марте 1941 г. одним из первых в соединении дважды вылетал на МиГе. Он также убедился в сложности освоения машины, тем более отрицательный опыт закрепился в связи с поломкой, происшедшей во время одной из посадок. А ведь Черных был опытным летчиком, имевшим 115 ч. боевых налетов и сбившим на своем И-16 пять самолетов врага лично и два - в группе. Именно ему первому удалось сбить в Испании новый Bf109В. Что же говорить о молодых летчиках, которым предстояло не только пилотировать МиГ, но и противостоять на нем противнику в воздушных боях?

Дефекты МиГов, которые выявлялись в процессе освоения в строевых частях, оказались серьезны и многочисленны, перспективные машины нуждались в кропотливой конструкторской и технологической доработке. Особенно частыми оказывались отказы двигателя и вооружения, массовый характер носили поломки стоек шасси, ввиду их недостаточной прочности. Так в полках 9-ой смешанной авиадивизии в процессе освоения с марта 1941 г. до начала войны по разным причинам из строя вышли 53 машины, свыше 100 самолетов требовали ремонта. В итоге лишь примерно 90 машин оказались исправны. По причине недоработок и существенных претензий заказчика к промышленности войсковые испытания самолета, который стоял на вооружении и начал массово поступать в войска, так и не начались.

Кроме МиГов в полках 9-й смешанной авиадивизии оставалось 156 истребителей И-16 и И-153 «Чайка». Они поддерживались в боеспособном состоянии, т.к. считалось, что в случае крайней необходимости, пилоты, не успевшие освоить новую технику, вновь сядут в кабины старых машин. Так оно в большинстве случаев и произошло. Таким образом, реальный потенциал авиадивизии, формально перевооруженной на новую технику, оказался решающим образом снижен по сравнению с завышенными предположениями, которые возникали и имеют хождение до сих пор по поводу потенциальных возможностей истребительной авиации, получившей новую технику.

Истребительные авиационные полки, причем не только 9-й смешанной авиадивизии, которые проходили процесс перевооружения, к началу военных действий имели полуторный - двойной комплект истребителей (штатный состав - 62 - 64 машины), т. е. на 1,5 - 2 машины приходился один летчик. Не удивительно, что подсчеты числа боеготовных самолетов, т. е. исправных и имевших подготовленные экипажи, дают общий итог, намного меньший, чем простой арифметический подсчет наличия материальной части. В той же 9-й смешанной авиадивизии окажется не 389 боеготовных истребителей, из них 233 новых типов, а максимум 217, в т.ч. 61 новых типов (немногим более половины от общего числа машин). Последняя цифра, относящаяся к МиГам, весьма условна, если иметь в виду достигнутый к тому времени уровень подготовки пилотов к боевому использованию новой материальной части, а предыдущая - ввиду того, что целый ряд самолетов старых типов требовал ремонта. Не только войскового ремонта, но и доработок конструкции требовали также МиГи начальных серий.

Восемь истребительных авиаполков 10-й (Брестское направление), 11-й (Лидское направление) смешанных авиадивизий и 43-й истребительной (смешанной) авиадивизии (район Орши) были полностью укомплектованы истребителями старых типов. Накануне боевых действий на вооружении 123-го истребительного авиаполка 10-й смешанной авиадивизии ЗапОВО, наряду с 58 И-153 «Чайка», имелось 20 Як-1. Последние находились «в сборке», к полетам так и не были подготовлены, обучение летчиков на этих самолетах не началось. Но по отчетам они уже числились в составе строевой части. Всего в 12 истребительных авиаполках упомянутых четырех соединений, которые входили в боевой расчет истребительной авиации ВВС ЗапОВО, числилось 623 машины старых типов.

В двух резервных авиаполках - 161-м и 162-м ВВС ЗапОВО состояло 72 таких истребителя, еще 88 истребителями И-153 и И-15бис, переоборудованными в штурмовики, были вооружены три штурмовых авиаполка. Кроме того в ВВС округа формировалось 8 истребительных авиаполков 59-й (Минск) и 60-й (Барановичи - Орша) истребительных авиадивизий. Эти полки материальной части почти не имели, укомплектование личным составом находилось на начальном этапе. Боевой ценности указанные соединения, естественно, не представляли.

Всего на 22 июня 1941 г. в ВВС ЗапОВО числилось 1043 истребителя (906 исправных), в т.ч. 258 самолета новых типов - 37 МиГ-1, 201 МиГ-3 и 20 Як-1 (220 исправных). Среди истребителей старых типов основной объем приходился на И-16 (417 машин) и И-153 «Чайка» (269 машин), намного меньше было устаревшей материальной части - И-15бис (64 машины), И-15 (35 машин).

Однако, в истребительных авиаполках, готовых к боевым действиям, которые только и составляли реальный потенциал истребительной авиации ВВС Западного фронта, числилось только 876 самолетов, из них примерно 740 находились в исправном состоянии. Учитывая, что количество подготовленных экипажей не превышало 60% от общего числа истребителей, не более 520 боеготовных машин могли противостоять врагу, причем только примерно 60 из них приходилось на истребители новых типов - Миг-3 и МиГ-1. Таким образом, только половина из всех самолетов-истребителей ЗапОВО, которые числились в официальных перечнях, по тем или иным причинам даже чисто теоретически могли участвовать в боях. Среди них истребителей новых типов было еще меньше - менее четверти от их общего количества в частях округа

В составе 2-го воздушного флота Люфтваффе (генерал-фельдмаршал А.Кессельринг), который поддерживал группу армий «Центр», наступавшей на главном направлении, была собрана наиболее сильная группировка истребительной авиации - 10 истребительных авиагрупп из состава четырех истребительных эскадр JG27, JG53, JG52, JG51 в основном перевооруженных на Bf109F и три авиагруппы эскадры тяжелых истребителей ZG26, вооруженных двухмоторными Bf110.

Штатная численность истребительной группы (Gruppe) составляла 40 самолетов - три эскадрильи (Staffel) по 12 самолетов и штабное звено (Stabsschwarm), но практически полностью до штатного уровня, даже в начале кампании, группы укомплектовать не удавалось. При этом учтенное количество боевых машин, готовых к выполнению полетов, всегда отличалось в меньшую сторону от общего количества, числящихся в составе группы. В среднем до одной четверти самолетов, что вполне естественно, проходили плановое обслуживание или ремонтировались, пополняя затем боевой расчет. Так что вовсе исключать их при подсчете авиационных сил, как это иногда делается, совершенно неправомерно.

Три или четыре группы,  штабное звено (Stabsschwarm), в некоторых эскадрах также штабная эскадрилья (Stabsstaffel) соединялись в истребительную эскадру (Geschwader). Часто в состав воздушного флота (Luftflotte) включались эскадры неполного состава, т.к. некоторые их группы и даже эскадрильи действовали на других участках фронта и на других ТВД. Авиационные корпуса (Fliegerkorps) в составе воздушного флота создавались по территориальному признаку и потому не имели постоянного состава. Они осуществляли оперативное руководство действиями авиационных формирований в определенном районе.   

В полном составе во 2-м воздушном флоте, действовала только 51-я истребительная эскадра JG51 «Мельдерс», перевооруженная на Bf109F, которая состояла из штабного звена, четырех групп, а также учебно-боевой группы (Ergаnzungsgruppe), по-прежнему укомплектованной Bf109Е, - Stab, I, II, III, IV, ErgGr/JG51. А вот от истребительной эскадры JG52 действовала только одна авиагруппа на Bf109F - II/JG52. Также на Bf109F действовали I и III авиагруппы эскадры JG53 «Туз пик». Только II и III авиагруппы JG27 находились в процессе перевооружения с Bf109Е на  Bf109F, поэтому имели на вооружении по несколько истребителей старой модели. Кроме того на Bf109Е еще с марта 1941 г. была вооружена II авиагруппа 2-й учебно-боевой эскадры LG2, ранее оснащенная штурмовиками Hs123.

Двухмоторные истребители Bf110 стояли на вооружении эскадры тяжелых истребителей ZG26 «Хорст Вессель», которая действовала в составе Stab, I, II, ErgGr/ZG26. Истребителями Bf110 была оснащена также 210-я эскадра скоростных бомбардировщиков - Stab, I, II/SKG210, а также 10-я (скоростная бомбардировочная) эскадрилья 2-й учебной эскадры - 10.(S)/LG2. Боевые машины тяжелой истребительной эскадры и формирований скоростных бомбардировщиков могли использоваться как истребители, так и в качестве ударных машин для непосредственной поддержки наземных войск.

Всего в соединениях 2-го воздушного флота имелось 460 истребителей (в т.ч 98 двухмоторных машин 26-й тяжелой истребительной эскадры), из них боеготовных было 344 ед. (в т.ч. 60 двухмоторных). Таким образом, по боеготовным самолетам-истребителям преимущество ВВС Западного фронта оказалось минимальным - 1,5 : 1, что далеко от того численного превосходства, о котором, используя некритично воспринимаемые данные, настаивает ряд авторов. С учетом наличия до сотни двухмоторных истребителей Bf110 в  скоростных бомбардировочных формированиях, а также с введением в боевой расчет истребителей, прошедших плановое обслуживание или ремонт, указанная количественная разница еще более сокращалась. Нечего и говорить, что не столь убедительный разрыв в численности оказался перечеркнутым буквально в первый день военных действий, когда значительная часть советской истребительной авиации была потеряна. Превосходство противника, учитывая перечисленные обстоятельства, оказалось таким образом подавляющим и бесспорным.



В В С   П р и б а л т и й с к о го   О с о б о г о   в о е н н о г о   о к р у г а  -  П р и б О В О   (с начала войны - Северо-Западный фронт).
На вооружении ВВС ПрибОВО (генерал-майор авиации А.П.Ионов) МиГи состояли в 15-м и 31-м истребительных авиаполках 8-й смешанной авиадивизии. К началу военных действий дивизия насчитывала 219 истребителей, в т.ч. 31 МиГ-1 и 83 МиГ-3. Укомплектованные почти полностью новой материальной частью, оба полка, тем не менее, также сохраняли в своем составе истребители старых типов - 105 И-16, И-153. Численность летчиков при этом оставалась, как и везде в таких случаях, на прежнем штатном уровне. Выше, на примере 9-й смешанной авиадивизии ЗапОВО, уже упоминалось о реальных боевых возможностях соединения, недавно перевооруженного на новую технику. Сниженный потенциал по сравнению с завышенными предположениями, сделанными на основе количества поступивших на укомплектование самолетов новых типов, характерны и для истребительных авиаполков 8-й смешанной авиадивизии, которой командовал полковник В.А.Гущин.

Истребители МиГ-3 в количестве 23 ед. накануне войны поступили также на вооружение 10-го истребительного авиаполка 7-ой смешанной авиадивизии. Но если в 8-й смешанной авиадивизии машины новых типов были освоены, хотя и не полностью, то здесь подготовить летный состав не успели и новые самолеты принять участия в боях не смогли. В составе полка также сохранялось 36 истребителей И-16, с которыми часть и вступила в войну.

Если оба истребительных авиаполка 8-й смешанной авиадивизии (Вильнюсское направление) были полностью укомплектованы новым вооружением, а истребительный полк 7-й смешанной авиадивизии (Шауляйское направление) частично, причем все полки сохранили в своем составе самолеты старых типов, то все пять полков 6-й (Курляндский полуостров — район Риги), 4-й (район Таллина) и 57-й (район Вильнюса) смешанных авиадивизий, были укомплектованы только истребителями И-153 «Чайка» и И-16. Для предварительного ознакомления личного состава с новой техникой им было передано несколько МиГ-3. В восьми истребительных авиаполках всех пяти соединений ПрибОВО насчитывалось 511 самолетов старого типа. Кроме того два штурмовых авиаполка 7-й и 8-й смешанных авиадивизий были укомплектованы 93 машинами И-153 и И-15бис, оборудованными как штурмовики. 

Всего на 22 июня 1941 г. в ВВС ПрибОВО числилось 744 истребителя  (исправных 645), в т.ч. 140 самолетов новых типов - 31 МиГ-1, 109 МиГ-3 (исправных 128). Среди истребителей старых типов основной объем приходился на И-153 «Чайка» (364 машины) и И-16 (160 машин). Если иметь в виду, что в восьми истребительных авиаполках, которые составили потенциал истребительной авиации ВВС Северо-Западного фронта, числилось 643 истребителя (исправных 548), а количество подготовленных экипажей по округу не превышало 54% от общего количества истребителей, то не более 350 боеготовных машин могли реально противостоять врагу, в т.ч. до 90 МиГов.
 
В составе 1-го воздушного флота Люфтваффе (генерал-полковник А.Келлер), который поддерживал группу армий «Север», состояло пять истребительных авиагрупп истребительных эскадр JG54 и JG52. 54-я истребительная эскадра «Зеленое сердце», перевооруженная (за исключением учебно-боевой группы) с Bf109Е на Bf109F, действовала на данном направлении в полном составе -  Stab, I, II, III, ErgGr/JG54, 52-я истребительная эскадра - одной учебно-боевой группой ErgGr/JG52, вооруженной Bf109Е, 53-я истребительная эскадра «Туз пик» была представлена только двумя эскадрильями - 4,5/JG53 из соcтава II авиагруппы на Bf109F.

Всего на вооружении истребительных частей 1-го воздушного флота числилось 303 «Мессершмидта», из них боеготовных 167. Таким образом, 1-й воздушный флот в два раза уступал по количественному составу истребительной авиации, которая взаимодействовала с войсками группы армий «Центр». По боеготовным самолетам-истребителям численное преимущество ВВС Северо-Западного фронта выглядит поэтому гораздо значительнее, чем на Западном фронте - более чем двукратным. Однако, если авиация 1-го воздушного флота действовала на сравнительно ограниченном оперативном пространстве, то противостоящие ВВС Северо-Западного фронта развертывались по всей Прибалтике и прикрывали расположение войск вдоль балтийского побережья. Поэтому из восьми истребительных авиаполков по крайней мере три оказались в первые дни войны в стороне от развернувшихся воздушных боев. Кроме того разграничительная линия групп армий «Север» и «Центр» проходила севернее, чем стык Западного и Северо-Западного фронтов. Поэтому против Северо-Западного фронта действовали также силы 8-го воздушного флота, которые при необходимости направлялись в оперативную зону 1-го воздушного флота. В борьбе истребительной авиации за господство в воздухе в полосе Северо-Западного фронта принимало участие вполне достаточно самолетов Люфтваффе, чтобы эту задачу решить не менее успешно, чем и на Западном фронте.   



В В С   К и е в с к о г о   О с о б о го   в о е н н о г о   о к р у г а  -  К О В О   (с начала войны  -  Юго-Западный фронт).
Накануне войны истребительный парк ВВС КОВО (генерал-лейтенант авиации Е.С.Птухин) являлся самым многочисленным на Западном ТВД. Как и в других округах и в том же порядке, происходило перевооружение авиаполков на новую технику. 149-й истребительный авиаполк 64-й истребительной авиадивизии, наряду с 12-м и 166-м истребительными полками этой дивизии, был укомплектован истребителями И-16 и И-153 «Чайка», имея на вооружении 67 самолетов. Перед началом военных действий полк дополнительно получил полный штатный состав - 64 МиГ-3 и начал их освоение, но к полетам успели подготовить лишь нескольких летчиков.

23-й и 28-й истребительные авиаполки 15-й смешанной авиадивизии получили ранее 58 и 63 МиГ-3 соответственно, но в их составе осталось 49 самолетов И-16. О степени освоения и техническом состоянии новой техники в 15-й смешанной авиадивизии накануне войны можно судить по докладу командования, которое сообщало о 39 боеготовных МиГах в 23-м истребительном авиаполку. Однако, в первые часы военных действий в воздух в этой части поднялись только 10 самолетов, остальные оставались на аэродроме в готовности №2. Вероятно, командир полка полковник А.И.Сидоренко, опытный летчик, участник боев в Испании, не надеялся на возможности своих подчиненных, слабо овладевших к тому времени новыми машинами. Насколько подготовлены были они на самом деле судить нелегко, т. к. в результате семи последовательных бомбардировок аэродрома уже 22 июня около половины машин, так и не взлетев, были приведены в небоеспособное состояние.

Только один полк ВВС КОВО - 20-й истребительный авиаполк 17-й смешанной авиадивизии вооружили истребителями Як-1. В полку числилось два штатных состава самолетов - 57 И-153 «Чайка» и 61 Як-1. По отчетам командования новую материальную часть освоили 20 летчиков.

Таким образом, к началу военных действий три из шести истребительных полков 15-й смешанной авиадивизии (Львовское направление) и 64-й истребительной авиадивизии (Станиславское направление), закончивших формирование, наряду со старым вооружением, получили полный штатный состав самолетов МиГ-3, а один из двух истребительных полков 17-й смешанной авиадивизии (район Проскурова) - самолеты Як-1. Девять истребительных полков 14-й (Луцкое направление), 16-й (Львовское направление), 63-й (Дрогобычское направление) смешанных авиадивизий, 44-й (район Винницы) и 36-й (ПВО г.Киева) истребительных авиадивизий были полностью укомплектованы самолетами старых типов. Кроме того для предварительного ознакомления личного состава с новой техникой несколько МиГ-3 передали ряду полков, которые ее пока не получали. В общей сложности в 17 истребительных авиаполках перечисленных восьми соединений, входивших в боевой расчет истребительной авиации ВВС КОВО, числилось 903 истребителя старого типа - И-153 «Чайка» и И-16. Еще семь полков из состава 44-й смешанной, 64-й и 36-й истребительных авиадивизий, только формировались, материальной части не имели и личным составом не были обеспечены. Отметим, что 185 истребителями И-153 «Чайка» и И-15бис, оборудованными как штурмовики, были вооружены три штурмовых авиаполка 14-й, 15-й и 63-й смешанных авиадивизий.

Всего на 22 июня 1941 г. в ВВС КОВО числилось 1341 истребитель (1174 исправных), в т.ч. 253 самолета новых типов (221 исправный) - 192 МиГ-3 и 61 Як-1. Среди истребителей старых типов основной объем приходился на И-153 «Чайка» (515 машин) и И-16 (455 машин), но были и устаревшие бипланы с неубирающимися шасси - И-15бис (87 машин) и даже И-15 (16 машин). Последние состояли в основном в штурмовых авиаполках. В истребительных авиаполках, готовых к боевым действиям, числилось 1088 самолетов, из них примерно 950 находились в исправном состоянии. Учитывая количество подготовленных экипажей, которое в КОВО составляло 76% от общего числа самолетов истребительной авиации (самый высокий показатель в западных приграничных округах), примерно 820 машин могут быть отнесены к боеготовным, из них до 120 МиГ-3 и Як-1.

Необходимость создать максимально сильную группировку на центральном участке Восточного фронта, а также в определенной степени просчет в оценке сил КОВО привели к тому, что группа армий «Юг» не получила значительной авиационной поддержки. Истребительная авиация V авиационного корпуса 4-го воздушного флота Люфтваффе (генерал-полковник А.Лёр), зона ответственности которого лежала в полосе Юго-Западного фронта, имела только одну - 3-ю истребительную эскадру в составе трех групп - Stab, I, II, III/JG3, а также I группу (истребительную) 2-й учебно-боевой эскадры - I(J)LG2, вооруженных 109 боеготовными истребителями (до двух третей - Bf109F, остальные — Bf109Е) при общей их численности 146 ед. Восьмикратное превосходство истребительной авиации ВВС Юго-Западного фронта препятствовало противнику в первые дни боев завоевать полное господство в воздухе. Тем более в результате бомбовых ударов и штурмовки аэродромов советская авиация пострадала здесь не столь сильно.



В В С   Ю ж н о г о   ф р о н т а.
Истребительная авиация ВВС Южного фронта, которые были образованы на основе ВВС 9-й армии (генерал-майор авиации Ф.Г.Мишугин) Одесского военного округа - ОдВО, также перевооружалась накануне войны на самолеты новых типов. 55-й истребительный авиаполк 20-й смешанной авиадивизии (район Кишинева), имевший на вооружении 54 истребителя И-153 «Чайка» и И-16, получил 62 новых МиГ-3, 4-й истребительный авиаполк той же дивизии, также полностью укомплектованный старой техникой, - 60 МиГ-3. В отдельный 146-й истребительный авиаполк (район Тарутино Одесской обл.), имевший на вооружении самолеты И-16, поступило за три месяца до начала военных действий 20 Миг-1 и МиГ-3, освоенных к середине июня летным составом.

Самолетами И-16 были укомплектованы 67-й, 69-й, 168-й истребительные авиаполки 21-й (район Одессы) и 131-й истребительный авиаполк 45-й (Кривой Рог) смешанных авиадивизий. Кроме того в эти авиационные части было направлено для предварительного ознакомления и организации переучивания летного состава до 40 МиГов, но большинство из них не удалось собрать на месте и облетать, тем более, не удалось ввести эти истребители в боевой расчет. В 160-м резервном авиаполку, а также в восьми авиаполках 65-й и 66-й истребительных авиадивизий, которые находились в процессе формирования, числилось в общей сложности около 200 самолетов, в основном И-16. Формирование полков было далеко от завершения, они пополнялись материальной частью и личным составом, но к полетам и боевой учебе еще не приступали, поэтому боевой ценности не представляли. 

Всего на 22 июня 1941 г. в ВВС ОдВО числилось 697 истребителей (565 исправных), в т.ч. 189 самолетов новых типов (180 исправных) - 8 МиГ-1 и 181 МиГ-3. Семь истребительных авиаполков ВВС Южного фронта, готовых к боевым действиям, располагали 536 самолетами из них примерно 430 исправных. Учитывая, что только 65% от общего количества самолетов-истребителей имели подготовленные экипажи, к боеготовным можно отнести примерно 350 машин, в т.ч. до 80 МиГ-3. С первого дня боевых действий в оперативной зоне ВВС Южного фронта была задействована также 96-я отдельная истребительная эскадрилья ВВС ЧФ (генерал-майор авиации В.А.Русаков), в составе которой находилось только 17 боеготовных истребителей И-153 «Чайка». В июле 1941 г. в бои были введены 8-й, 9-й и 32-й истребительные авиаполки 62-й истребительной авиабригады ЧФ, которые базировались на аэродромах Крыма и в районе Очакова.

Истребительная авиация IV авиационного корпуса 4-го воздушного флота Люфтваффе, который противодействовал ВВС Южного фронта, была представлена штабным звеном и двумя группами 77-й истребительной эскадры «Туз червей» - Stab, II, III/JG77, в составе которой числилось 76 боеготовных Bf109F и Bf109E. В данной оперативной зоне действовала также истребительная группа 2-й учебной эскадры I(J)/LG2, укомплектованной 40 боеготовными истребителями Bf109Е. Противник мог использовать на этом направлении также штабное звено и группу 52-й истребительной эскадры - Stab, III/JG52 с 47 истребителями Bf109F, которые состояли при германской авиационной миссии в Румынии. Однако, основной задачей, стоявшей перед авиационной миссией, являлось прикрытие во взаимодействии с румынской ПВО объектов на территории Румынии, в первую очередь нефтяных площадей. Всего истребительные части 4-го воздушного флота на данном направлении насчитывали 163 боеготовных «Мессершмиттов» при общем их количестве 220 ед.

В оперативном подчинении командования 4-го воздушного флота находилась также Боевая авиационная группа (GAL) ВВС Румынии. В составе трех групп 1-й истребительной флотилии GAL насчитывалось 88 истребителей Не-112В, Bf109E и IAR-80A, из них 76 исправных. Отметим, что не только Bf109E, но и Не-112В, которые производились в Германии на экспорт, а также истребители румынского производства IAR-80A по своим тактико-техническим характеристикам не уступали МиГ-3, тем более И-16 и И-153. Соотношение сил на этом направлении может быть оценено как 1,5 : 1 в нашу пользу.



В В С   Л е н и н г р а д с к о г о   в о е н н о г о   о к р у г а  -  Л В О   (с начала войны - Северный фронт).
ВВС ЛВО (генерал-лейтенант авиации А.А.Новиков) к 22 июня 1941 г. получили 131 МиГ-3, которые поступили на вооружение 5-й смешанной авиадивизии, дислоцированной на Карельском перешейке. Самолеты были распределены между 7-м, 153-м и 159-м истребительными авиаполками. В 158-м истребительном авиаполку этой дивизии приняли 20 истребителей Як-1. Наряду с новой техникой, в четырех истребительных полках 5-й смешанной авиадивизии продолжали службу 175 И-153 «Чайка» и И-16.

В составе двух истребительных авиаполков 39-й истребительной авиадивизии, которая базировалась в районе Ленинграда (Пушкино) стояло на вооружении 97 самолетов И-16, истребительного авиаполка 55-й смешанной авиадивизии на Петрозаводском направлении - 27 И-16, двух истребительных авиаполков 1-й смешанной авиадивизии на Мурманском направлении - 109 самолетов И-16 и И-153 «Чайка». ПВО Ленинграда возлагалась на 7-й истребительный авиационный корпус. Наряду с четырьмя истребительными авиаполками, вооруженными 225 истребителями И-16 и И-152 «Чайка», в состав корпуса было передано семь вновь формируемых полков, получивших номера от 191 до 197. Личным составом и материальной частью они были обеспечены далеко не полностью, имея в своем составе до 30 истребителей МиГ-3 и несколько самолетов старых типов, переданных из других частей. Кроме того в 65-м штурмовом авиаполку состояло на вооружении 74 истребителя И-153.

Всего на 22 июня 1941 г. в ВВС ЛВО числилось 900 истребителей (828 исправных), в т.ч. 186 самолетов новых типов - 164 МиГ-3 и 20 Як-1 (183 исправных). Если иметь в виду, что еще 1 июня в ВВС округа числился всего 61 истребитель нового типа, станет понятно, что большинство самолетов было получено в последний момент. Известно при этом, что самолеты отгружались заводами в ящиках, собирались, отлаживались и облетывались на месте, после чего передавались непосредственно в распоряжение летчиков строевых частей. Поэтому, как и в ВВС других округов, техническая готовность многих из вновь поступивших накануне машин вряд ли могла быть обеспечена, хотя по официальной отчетности почти все самолеты новых типов числились исправными, что не соответствует действительному положению вещей. Известно, что к исправному может быть отнесено новое вооружение, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению. Самолет, не приведенный в соответствующее документации техническое состояние и необлетанный, к таковым, конечно, отнесен быть не может. В числе истребителей старых типов состояли И-16 (395 машин), И-153 «Чайка» (222 машин), И-15бис (93 машины), И-15 (6 машин). В истребительных авиаполках, готовых к боевым действиям, числилось 784 самолетов, но учитывая численность подготовленных экипажей и состояние техники, в воздушных операциях могло принять участие только не более 480 боеготовных истребителей, причем из них всего 15 новых типов - Миг-3.

ВВС Северного фронта действовали во взаимодействии с  ВВС Краснознаменного Балтийского флота  -  К Б Ф (генерал-майор авиации В.В.Ермаченков)  и   Северного флота  -  С Ф (генерал-майор авиации А.А.Кузнецов). В составе трех истребительных авиаполков и двух отдельных авиаэскадрилий 61-й истребительной авиабригады и 10-й смешанной авиабригады КБФ состоял 331 самолет-истребитель (исправных - 297). Почти все машины были старых типов, обеспеченные подготовленными экипажами, а 13 - МиГ-1 и МиГ-3 к полетам готовы не были. В трех истребительных авиаэскадрильях 72-го смешанного авиаполка СФ  имелось 49 самолетов И-16, И-153 и И-15 бис (исправных - 39), также имевшие подготовленные экипажи.

Большинство полков истребительной авиации ВВС ЛВО, а также КБФ и СФ в первые дни войны активных боевых действий не вели, осуществляя патрулирование воздушного пространства в районе Финского залива, Ленинграда и Карелии. Только 145-й и 147-й авиаполки 1-й смешанной авиадивизии, в составе которых числилось 97 исправных И-16 и И-153 «Чайка», а также 48 исправных истребителей 72-го смешанного авиаполка СФ участвовали в воздушных боях, прикрывая Мурманск, поддерживая сухопутные войска и десанты.

В оперативной зоне ВВС Северного фронта, КБФ и СФ действовала истребительная авиация ВВС Финляндии (генерал-майор Я.-Ф.Лундквист), которая располагала 179 истребителями и имела в составе двух истребительных полков 155 боеготовных машин («Брюстер» В-239, «Фиат» G.50, «Фоккер» D XXI, «Моран-Солье» MS.406, «Хок» 75А), которые по своим тактико-техническим характеристикам примерно соответствовали советским самолетам И-16 и И-153, но управлялись хорошо обученными летчиками, имевшими за плечами боевой опыт «зимней войны». Кроме того на Мурманском направлении была развернута отдельная группа спецназначения 5-го воздушного флота Люфтваффе (генерал-полковник Г.-Ю.Штумпф), истребительная авиация которой - одна эскадрилья 77-й истребительной эскадры – 1/JG77 имела на вооружении 12 Bf109E, а также 4 приписанных к ней двухмоторных Bf110. 



Понимание у читателей, интересующихся военной историей, до сего дня находит ложное утверждение, будто 16 полков на Западном ТВД, вооруженные истребителями новых типов МиГ-3 и МиГ-1, а также два полка, вооруженные Як-1, которые успели их в той или иной степени освоить или только начать освоение, соответствовали и даже превосходили по боевому потенциалу всю истребительную авиацию Люфтваффе на Восточном фронте. Имеется в виду при этом, что по своим характеристикам новые советские истребители соответствовали «Мессершмиттам», что было совсем не так. Упоминается также, что в составе ВВС Красной Армии было еще более 3,7 тыс.  «устаревших» машин, которые и на  самом деле не были такими уж бесполезными! Посему ссылки на относительную слабость советских ВВС не должны якобы приниматься всерьез, наоборот, следует обратить внимание на нереализованное (по чьей вине - совершенно ясно) значительное превосходство.

Как следует из изложенного выше, в истребительных авиаполках ВВС Красной Армии на Западном ТВД насчитывалось в общей сложности примерно 930 истребителей новых типов. Еще до 100 истребителей поступили в различные части и использовались для ознакомления и предварительного обучения экипажей, а также находились в процессе сборки либо подготовки к эксплуатации, но не входили в боевой расчет. Всего из 1026 машин новых типов исправных было 932. Исходя из того, что в 25 авиационных группах истребительных эскадр Люфтваффе на Восточном фронте имелось 1067 самолетов (исправных - 800), ВВС союзников Германии - Румынии и Финляндии использовали против СССР примерно 230 истребителей, треть которых не уступала советским самолетам новых типов, приведенное мнение на первый взгляд имеет право на существование.

Однако, рассмотрение уровня освоения МиГов и Яков в авиационных частях, входивших в боевой расчет, показывает, что на 930 машин, из которых в исправном состоянии числилось не более 840, даже по официальным данным отчетов имелось менее 500 подготовленных экипажей. Известно, что в отчетах показывались как подготовленные все летчики-истребители, освоившие только индивидуальный пилотаж, причем с минимальными показателями налета, но не имевшие опыта групповых полетов, действий в составе группы, не прошедшие стрелковой подготовки и не принявшие участие ни в одном учебном бою. Вряд ли такого летчика, во всяком случае большинство из них, можно считать на самом деле подготовленным, а истребитель, им управляемый, причислить к боеготовным. Тем более, по другим данным, также взятым из официальных документов, которые более реалистично оценивали ситуацию, количество подготовленных экипажей не превышало 365. Хотя и при этой оценке уровень подготовки летного состава нельзя признать достаточным. 

Примеры, которые заставляют вводить существенные поправки в приводимые обычно количественные данные можно продолжить на примере авиационных частей, до которых очередь на перевооружение новой техникой еще не дошла. Некомплект летного состава по истребительной авиации западных военных округов достигал в среднем 35%. Количество летчиков, подготовленных к полетам на самолетах старых типов, а также техническое состояние техники, которая за время эксплуатации в значительной степени исчерпала свой ресурс, снижало реальную боеготовность таких истребительных частей.

Вот почему, и это было показано выше, общее количество боеготовных истребителей по военным округам и флотам Западного ТВД составляло примерно 2410 самолетов, что почти в два раза меньше числящихся за ними 4740 исправных машин. Ослабление боевого потенциала истребительной авиации связано также с тем, что ВВС приграничных военных округов, ставших фронтами, были почти равномерно рассредоточены на всем протяжении западных границ. Часть авиационных сил базировалось в тыловых районах, причем для истребительной авиации, имевшей ограниченный радиус действия, такая дислокация, вызванная необходимостью прикрытия промышленных центров и коммуникаций, означала еще большее распыление сил. Между тем противник использовал истребители массированно, на решающих участках воздушных сражений.

Таким образом, оценки численности боеготовных самолетов, приводимые в литературе сегодня, а также выводы относительно их потенциальных боевых возможностей, связанных с количественными показателями, явно нуждаются в корректировке. Не приходится говорить ни о примерном количественном равенстве боеготовных истребителей противника и самолетов новых типов, ни и об общем почти шестикратном численном превосходстве истребительной авиации ВВС Красной Армии над Люфтваффе, ни о возможностях использования значительных сил наших самолетов там, где решался исход сражений. Будем надеяться, что проведенное краткое рассмотрение количественных и организационных аспектов этой проблемы подкрепляет данное утверждение. В частности, наше общее численное превосходство в истребительной авиации вполне может быть снижено по крайней мере до трехкратного. Ввиду того, что соотношение сил на различных участках советско-германского фронта было разным, на центральном направлении, благодаря концентрации сил противника и тяжелым потерям, которые в первый же день войны понесла советская авиация, немецкие самолеты буквально свирепствовали. Истребительные эскадры Люфтваффе, обеспечивая господство в воздухе, даже чисто умозрительно, вряд ли могли при сложившихся обстоятельствах получить должный отпор.



Боевые потери истребителей Красной Армии в июне - декабре 1941 г., за шесть месяцев и девять дней, составили 5,1 тыс. В 1942 г., за весь год, было потеряно 4,4 тыс. машин. В 1943 г. боевые безвозвратные потери советской истребительной авиации выросли и составили 5,6 тыс. Рост потерь объясняется в первую очередь увеличением общего количества активно действующих машин. Ситуация изменилась в течение 1944 г. Несмотря на дальнейший рост численности самолетного парка, но ввиду повышения качественного его состояния, уровня подготовки подъемного состава и командования ВВС Красной Армии потеряли существенно меньше - 4,1 тыс. истребителей. При этом потери нашего противника увеличились. В 1943 г. безвозвратные потери Люфтваффе превысили 0,65 тыс., а в 1944 г. - 0,75 тыс. истребителей (соотношение соответственно 1 : 8,6 и 1 : 5,5 не в нашу пользу).

Всего за войну боевые безвозвратные потери советской истребительной авиации составили 20,7 тыс. самолетов. В боях погибло 11 874 летчиков-истребителей. Но такая высокая цена была заплачена за поддержку войск Красной Армии с воздуха, что позволило намного уменьшить наши потери в ходе беспримерного и, в конечном счете, победного противостояния Вермахту.

Для авиации всех воюющих стран был характерен высокий уровень безвозвратных небоевых потерь из-за аварий и катастроф, а также списания машин по техническим причинам. В 1941-1942 гг. небоевые потери истребителей ВВС Красной Армии при общих потерях 16,6 тыс. составили 7,1 тыс., т. е. 43% потерь парка. В 1943 г. повышение интенсивности использования истребителей, увеличение среднего количества боевых вылетов на одну потерю и связанное с этим увеличение налета часов на каждую машину, значительный рост учебных полетов в авиашколах и запасных авиаполках привели к относительному росту небоевых потерь материальной части. При общих потерях 11,7 тыс. небоевые потери составили 6,1 тыс. машин или 52% потерь парка. В 1944 г. небоевые потери продолжили относительный рост. При 12,7 тыс. потерянных машин, 8,6 тыс., т.е. 68% потерь парка отнесены к небоевым потерям. Имея в виду, что значительная часть небоевых потерь приходилось на фронтовую истребительную авиацию, очевидно, что ее безвозвратные общие потери превышали приводимые значения боевых потерь весьма существенно, во всяком случае, по самым осторожным оценкам, более чем в два раза.

Уровень небоевых потерь истребителей Люфтваффе на Восточном фронте при общих потерях за 1944 г. в 1,3 тыс. были несколько меньше - 43%, хотя интенсивность использования самолетного парка, а следовательно, технический износ материальной части, был у немцев намного выше. Более низкие небоевые, а следовательно, и общие потери определялись также квалификацией летного состава Люфтваффе, эксплуатационными характеристиками самолетов, качеством изготовления и уровнем их технического обслуживания. С учетом изложенного разрыв в общих безвозвратных потерях истребительной авиации на советско-германском фронте в 1943 г. может быть определен соотношением еще более для нас неблагоприятным, примерно 1 : 10, а в 1944 - 1 : 6,5.

Отметим в этой связи, что потери летного состава в первые недели военных действий были гораздо ниже потерь материальной части. Много машин было уничтожено и особенно много повреждено на земле в результате ударов по аэродромам, некоторое количество изначально находилось в неисправном состоянии. Неразбериха и развал снабжения привели к тому, что на некоторых аэродромах к моменту срочной эвакуации отсутствовало топливо. Естественно, при стремительном наступлении вражеских войск вся эта техника была брошена или уничтожена, а летный состав эвакуировали в тыл и обратили на переформирование или формирование истребительных полков.

Например, летчики уже упоминавшегося 17-го истребительного авиаполка, который потерял всю материальную часть, оказались в Ростове. Полк получил  согласно новым штатам 22 самолета ЛаГГ-3, пилоты, в т.ч. недавно выпущенные из авиашкол, за два-три дня, наскоро проинструктированные, как смогли в силу своего летного опыта освоили машины, выполнили по три - четыре одиночных тренировочных полета в районе аэродрома и отправились снова на фронт. На этом типичном примере становится понятным, почему врагу не удалось разгромить советскую авиацию в 1941 г., которая в значительной степени сохранила свой летный и технический состав. Понятно также, по каким причинам в дальнейшем рост ее боевого потенциала проходил достаточно медленно, почему потери в ходе военных действий, в т.ч. из-за низкого уровня подготовки личного состава в части освоения и боевого применения новой техники, оставались высокими.




Потери советской авиации в первый период военных действий были скомпенсированы только в 1943 г. Если к началу Сталинградской стратегической наступательной операции 19 ноября 1942 г. на советско-германском фронте удалось сосредоточить 2,7 тыс. истребителей, то уже 1 января 1943 г. численность истребительной авиации, стремительно увеличившись, составила 4,1 тыс. боевых машин (при общей численности парка истребителей в вооруженных силах 11,6 тыс.). К 1 января 1944 г., несмотря на боевые и небоевые безвозвратные потери, она составила 5,7 тыс. (при общей численности парка 16,9 тыс.), достигнув с превышением численности на начало военных действий. В середине 1944 г. количество истребителей действующей армии превысило 7,2 тыс. На 1 января 1945 г. в составе фронтовых авиационных частей действовало уже 8,2 тыс. истребителей (при общей численности парка 24,2 тыс.). Следует отметить, что различные источники приводят сильно отличающиеся данные, в т.ч. расчетные, поэтому приведенные выше численные значения наличия боевых машин в действующей армии являются ориентировочными.

ВВС Красной Армии на советско-германском фронте вступила в 1944 г., имея в своем составе 130 истребительных авиаполков, средняя укомплектованность которых, также с учетом неисправных машин, ненамного превышала данный показатель по авиационным группам Люфтваффе, доходя до 43 самолетов. При 32 истребителях, положенных на полк по штатам осени 1942 г., такое превышение определялось дополнительными машинами, подаваемыми в войска для восполнения исключенной из боевого расчета неисправной техники, а также компенсации боевых и небоевых потерь. Летом 1943 г. штатная численность истребителей в полку была доведена до 40 ед. (три эскадрильи по 12 самолетов и 4 - в управлении полка).

Количество одномоторных и двухмоторных истребителей Люфтваффе на Восточном фронте в течение 1942, 1943 и 1944 гг., значительно уменьшившись по сравнению с первоначальными 1,07 тыс, поддерживалось чаще всего в пределах 0,6 - 0,8 тыс. При этом количество задействованных авиационных групп истребительных эскадр изменялось в 1942-1944 гг. от 10 до 15. Средняя укомплектованность групп с учетом машин, которые нуждались в ремонте, несколько превышала штатную численность. В конце 1942 - начале 1943 гг. истребительная авиация Люфтваффе на Восточном фронте располагала 14 истребительными авиагруппами из состава пяти эскадр, в начале 1944 г. - только 10 из четырех эскадр. Разница в численности боевых машин и истребительных формирований сторон, как видим, весьма существенна. Наиболее активно, наибольшим числом авиагрупп, действовали на Восточном фронте с самого начала и в ходе войны истребительные эскадры JG51 «Мёльдерс», JG52 и JG54 «Зеленое сердце», усилия которых наращивались периодически вводимыми авиагруппами эскадр JG3 «Удет», JG5 «Айсмеер», JG53 «Туз пик», JG77 «Туз червей».

Количественный состав истребительной авиации Люфтваффе на Восточном фронте определялся высокими потерями и, конечно, возможностями производства новых машин. Предпринимая чрезвычайные усилия и сокращая производство других видов боевой авиации, нашему противнику удалось значительно увеличить выпуск истребителей. Если в 1941 г. за весь год было изготовлено более 2,9 тыс. машин, то в 1944 г., несмотря на удары с воздуха, которые наносились авиацией союзников по промышленным центрам, - 23,8 тыс., или в 8 раз больше. Однако, несмотря на рост производства, ослабление количественного состава истребительной авиации Люфтваффе на Восточном фронте по сравнению с началом войны, было связано как с упомянутыми выше факторами, так и с необходимостью иметь значительные силы на Западе, Средиземноморье и в распоряжении ПВО Германии. Достаточно сказать, что на этих направлениях в конце 1943-1944 гг. использовалось более двух третей самолетного истребительного парка. Вот почему рост численности советских самолетов-истребителей определил столь значительный разрыв в численности истребителей сторон, особенно в последний период военных действий (в 6 раз и более!). Безусловно, подобный разрыв не мог не оказать решающего влияния на воздушную обстановку. Относительная малочисленность истребительной авиации противника становилась ограничивающим фактором в действиях ударной авиации, недостаточное истребительное прикрытие вызывало большие потери и срывало выполнение наземных операций. Отметим также, что в 1944 г., резко снизился уровень боевой подготовки пилотов Люфтваффе, все больше становилось среди них молодых, все меньший удельный вес занимал опытный летный состав. Данное обстоятельство также не способствовало успешным действиям истребительной авиации.   

В качестве истребителей следует учесть не только самолеты Bf109, Bf110 и FW190A, но также истребители-штурмовики FW190F и G. Последние входили в состав штурмовых эскадр, однако, могли использоваться в качестве полноценных истребителей после того, как в ходе боя освобождались от бомбовой нагрузки. Учитывая, что численность FW190F и G на Восточном фронте в середине 1944 г. доходила до 250, а затем даже выросла, можно считать, что максимальное количество истребителей противника в течение 1944 г. находилось на уровне не ниже 0,8 - 1,0 тыс. ед. Не только компенсировать потери, но и наращивать количество FW190F и G позволяло непрерывное увеличение их производства. Если в апреле 1944 г. было выпущено 461 FW190, из них 344 в модификациях штурмовика, то в июне 1944 г. уже 689 FW190, из них 457 штурмовиков. В последующие месяцы, вплоть до октября, производство продолжало расширяться. В 1942 г. выпуск FW190F только разворачивался, Люфтваффе получило за весь год не более 70 машин. В 1944 г. общее количество изготовленных FW190F и G достигло 4279 ед.

Показательны изменения, происшедшие в составе и в организации истребительной авиации ВВС Красной Армии, если провести сравнение ее состояния в 1942 г. с тем, каким стало оно в 1943 г. Из фронтовых частей вывели истребители старых типов, а также МиГи и ЛаГГи, которые с 1944 г. использовались, в основном, в авиации ПВО. В 1943 г. была осуществлена дальнейшая концентрация истребителей в истребительных авиаполках истребительных авиадивизий. Основные силы истребительной авиации пошли на комплектование истребительных авиадивизий еще в 1942 г. На 1 января 1943 г. в действующей армии насчитывалось 88 истребительных авиаполков в 29-ти истребительных авиадивизиях и 2-х смешанных авиадивизиях с истребительными авиаполками. Тогда же, в 1942 г., были созданы воздушные армии, которые объединяли авиационные дивизии, составлявшие ВВС фронтов. Воздушная армия подчинялись командующему войсками фронта, а по вопросам комплектования, боевой подготовки, всех видов обеспечения, а также  в период участия в масштабных воздушных операциях также командующему ВВС Красной Армии.

Однако, наряду фронтовой авиацией, объединенной воздушными армиями, продолжала существовать армейская авиация, представленная смешанными авиаполками, подчиненными командованию общевойсковых армий. Еще в начале 1943 г. в составе действующей армии насчитывалось до 40 отдельных смешанных авиаполков армейского подчинения, причем 12 смешанных авиаполков были чисто истребительными, а большинство включали в свой состав, наряду с эскадрильями ночных бомбардировщиков и самолетов связи У-2 (По-2), истребительную эскадрилью. Такая децентрализация не позволяла рационально использовать имевшуюся истребительную авиацию, концентрировать значительные силы на решающих направлениях, она обрекала летчиков-истребителей на относительное бездействие в то время, как на соседних участках шли напряженные воздушные сражения.

Переформирование ряда смешанных авиаполков армейской авиации в истребительные, укомплектование новых истребительных авиаполков, что стало возможным, благодаря массовой подачи самолетов в войска,  формирование на их основе 17 новых истребительных авиадивизий, введенных в состав воздушных армий, позволили усилить истребительную авиацию и численно, и, главное, организационно. На 1 января 1944 г. во фронтовой авиации (воздушных армиях) действующей армии (без ВВС ВМФ и ПВО) состояло 38 истребительных и по-прежнему 2 смешанные авиадивизии (вместо соответственно 29-ти и 2-х на 1 января 1943 г.), причем, как уже упоминалось, количество самолетов-истребителей увеличилось почти на 30% - с 4,1 тыс. до 5,7 тыс. Если в 1942 г. истребительные авиаполки, сформированные по различным штатам, насчитывали при полной укомплектованности от 20 до 32 машин, то в 1943 г. осуществился переход всех полков на трехэскадрильные, насчитывавшие по 32 - 34 самолета-истребителя. Количественный рост истребительной авиации действующей армии продолжался в течение всего 1944 г., к концу года в ее составе было уже 51 истребительная авиадивизия.

Кроме того, как и прежде, для прикрытия тылов фронтовых объединений привлекалась истребительная авиация ПВО. Например, 2 июня 1943 г. в отражении удара вражеской авиации по железнодорожному узлу Курск участвовали соединения истребительной авиации 16-й и 2-й воздушных армий во взаимодействии со 101-й истребительной авиадивизией ПВО страны.

В 1942 г. началось формирование истребительных авиакорпусов РВГК, состоявших из двух-трех истребительных авиадивизий каждый. К началу 1943 г. было сформировано 9 истребительных авиакорпусов, из них 8 находилось в составе действующей армии. В течение 1944 г. количество корпусов выросло до 12, все они состояли в действующей армии. Появление крупных соединений дало больше возможностей для маневра авиацией, облегчило создание численного превосходства в истребителях на решающих участках боевых действий.   




Возросшие возможности ВВС Красной Армии позволили, к примеру, в июне 1944 г. поддержать войска четырех фронтов в ходе Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» 22 истребительными авиадивизиями 1-й (генерал-полковник авиации Т.Т.Хрюкин), 3-й генерал-полковник авиации Н.Ф.Папивин), 4-й (генерал-полковник авиации К.А.Вершинин), 6-й (генерал-лейтенант авиации Ф.П.Полынин) и 16-й (генерал-полковник авиации С.И.Руденко) воздушных армий, насчитывавшими 2,6 тыс. истребителей - Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.

Впервые 1-ый Белорусский фронт, один из четырех фронтов - участников операции, получил в подчинение не одну, а две воздушные армии. Если 6-я воздушная армия была достаточно малочисленной, то 16-я воздушная армия этого фронта являлась самой сильной по составу, насчитывая 2033 боевые машины. Особое внимание было уделено истребительной авиации. Накануне операции в состав 16-й воздушной армии передали из резерва Ставки 6-й и 8-й истребительные авиакорпуса - 234-ю, 273-ю, 215-ю, 323-ю истребительные авиадивизии, полностью укомплектованные 480 самолетами. Всего в девяти истребительных авиадивизиях 16-й воздушной армии состояло 952 исправные боевые машины.

Без учета боевых машин 6-й воздушной армии, которая в начале операции «Багратион» находилась в резерве, в сражение с первых дней было введено 5327 боевых самолетов - 2318 истребителей, 1310 бомбардировщиков, 1744 штурмовиков, а также 431 легких ночных бомбардировщиков и 179 самолетов-разведчиков. Ночными авиаударами по тыловым объектам и аэродромам противника наземные войска поддерживали также  бомбардировщики Авиации дальнего действия - АДД РВГК. Перед началом операции удалось укомплектовать авиационные соединения материальной частью практически полностью, но в связи с резким ростом численности авиационного парка среди подъемного состава оказалось много молодых летчиков, не успевших получить необходимой подготовки и не имевших боевого опыта. Всего с учетом пяти воздушных армий, АДД и привлеченной истребительной авиации ПВО для проведения операции «Багратион» выделялось более 7,2 тыс. самолетов, (более половины боевых машин действующей армии), в т.ч. до 3 тыс. истребителей.

Взаимодействие авиационных формирований осуществлялось прибывшим на фронт в качестве представителя Ставки командующим ВВС Красной Армии Главным маршалом авиации А.А.Новиковым, вместе с которым находились начальник штаба ВВС генерал-полковник С.А.Худяков и группа офицеров штаба, а также командующий АДД маршал авиации А.Е.Голованов и его заместитель Н.С.Скрипко.

В ходе операции, к началу июля, общая численность пяти воздушных армий фронтовых ВВС выросла с 5,6 тыс. до 7,4 тыс. боевых самолетов. Если учесть, что в АДД состояло до 1 тыс. бомбардировщиков, а в привлеченных пяти истребительных авиадивизиях Северного фронта ПВО - около 0,6 тыс. истребителей, то группировка советской авиации была доведена почти до 9 тыс. машин. Советское командование, учитывая столь высокую численность самолетов, сосредоточенных в интересах операции «Багратион», считало возможным держать в резерве  6-ю воздушную армию, которая насчитывала 320 боевых машин. Армия была пополнена и введена в бои только в конце июля.

«Этим силам Люфтваффе не могли противопоставить ничего даже приблизительно равноценного», - написал позднее о положении на центральном участке фронта подполковник Ф. Греффрат, возглавлявший военно-исторический отдел Генштаба Люфтваффе. В состав 6-го воздушного флота (генерал-полковник Р. фон Грейм) входило 920 боевых машин (из них на 20 июня только 602 боеготовные), в т.ч. 104 истребителя (61 боеготовный), 43 ночных истребителя (30 боеготовных), 115 самолетов штурмовой авиации (82 боеготовных) и 81 - ночной штурмовой авиации (53 боеготовных), 434 бомбардировщика (286 боеготовных), 143 ближних и дальних разведчика (80 боеготовных). Имея в виду, что на всем Восточном фронте было в это время задействовано около 2100 боевых самолетов, в т.ч. 500 истребителей, 580 самолетов штурмовой авиации и 630 бомбардировщиков, подобный боевой состав 6-го воздушного флота, учитывая необходимость поддержки войск на других участках фронта, можно считать усиленным в соответствии с возможностями Люфтваффе.

Истребители-бомбардировщики FW190F, на которые были почти целиком перевооружены с Ju87 авиагруппы штурмовых эскадр, помимо использования в качестве ударных боевых машин, могли и принимали участие в воздушных боях. Освободившись от бомбовой нагрузки, подвешенной на крыльевых бомбодержателях, боевая машина становилась полноценным истребителем. В двух штурмовых авиагруппах 6-го воздушного флота насчитывалось 82 боеготовных самолета, что значительно повышало потенциал истребительной авиации. Ночные истребители Ju88С, которыми вооружались две эскадрильи и штабное звено ночной истребительной эскадры NJG100, были оборудованы РЛС и получали данные от наземных передвижных РЛС, что позволяло активно противодействовать бомбардировщикам ДБА. Количество боевых вылетов ночных истребителей 6-го воздушного флота в июле 1944 г. превысило этот показатель по дневным истребителям, в результате чего при подготовке и в ходе операции «Багратион» ДБА потеряла 126 бомбардировщиков Ил-4, Ли-2 и Б-25 «Митчелл». Противодействие советской фронтовой авиации легло, в основном, на ветерана боев на центральном участке советско-германского фронта - три авиагруппы 51-й истребительной эскадры «Мёльдерс» I, II, IV/JG51, вооруженных самолетами Bf109G. Успех их борьбы с фронтовой авиацией, отнесенный к общему количеству советских самолетов воздушных армий и численности эскадры, оказался куда скромнее, чем результативность ночных истребителей, действовавших против бомбардировщиков ДБА.

Таким образом, всего в воздушных боях могло участвовать примерно 170 истребителей и истребителей-бомбардировщиков 6-го воздушного флота. Это почти в 14 (!) раз меньше, чем в первые дни операции «Багратион» ввела в сражение истребительная авиация ВВС Красной Армии.

В последней декаде июня, в самом начале операции, переброской сил с других направлений численность истребителей и истребителей-бомбардировщиков 6-го воздушного флота была увеличена на 235 машин, а общее количество боеготовных достигло почти 500 ед. Две истребительные авиагруппы с 70 самолетами Bf109G и FW190A прибыли из состава 4-го воздушного флота, оперативная зона которого находилась на юго-западном направлении Восточного фронта, истребительная авиагруппа в составе 40 Bf109G - из состава ПВО территории Рейха, две штурмовые авиагруппы, вооруженные 85 FW190F, - из состава 2-го воздушного флота, действовавшего в Италии, авиагруппа с 40 FW190F - из развернутого в Бельгии, Голландии и Франции 3-го воздушного флота. При этом ряд неисправных машин 6-го воздушного флота удалось поставить в строй и включить в боевой расчет. Позднее для компенсации потерь была привлечена также почти половина состава 1-го воздушного флота с северо-западного направления Восточного фронта - до 180 боевых машин.

Значительные пополнения, которые вводились для действий в оперативной зоне 6-го воздушного флота, составляли из Bf109 и FW190, т. к. главная задача Люфтваффе заключалась в отражении ударов советских штурмовиков и бомбардировщиков, надежно обеспеченных истребительным прикрытием. Пополнения усиливали и ударные возможности авиации противника, т. к. не только «Фокке-Вульфы», но и «Мессершмитты» часто использовались в качестве ударных для непосредственной поддержки войск. Однако, во всех случаях, даже без учета сил резервной 6-й воздушной армии, преимущество ВВС Красной Армии в истребительной авиации оставалось подавляющим, определяясь примерным соотношением 4,5 : 1. По признаниям противника, которые стали известны из послевоенных публикаций, масштабы усиления 6-го воздушного флота явились лишь каплей в море и не смогли изменить хода воздушных сражений.

Впервые с начала войны в ходе операции «Багратион» войска Красной Армии не испытывали систематического воздействия вражеской авиации, приводившее ранее к тяжелым потерям и препятствовавшее успешному решению боевых задач. Впервые действия советских самолетов, ее удары, наносимые по боевым порядкам противника и его тылам, решающим образом способствовали успешному развитию наступления. Наша авиация с 23 по 27 июня произвела более 8000 самолето-вылетов, из них на штурмовку и бомбометание - около 3700. Только 1-я воздушной армии 3-го Белорусского фронта, которая насчитывала 1864 боевых самолетов (767 истребителей, 392 бомбардировщика, 547 штурмовиков, а также 81 легких ночных бомбардировщиков и 77 самолетов-разведчиков), удерживая господство в воздухе и обеспечивая действия наземных войск, за первые три дня наступления противника произвела более 2500 самолето-вылетов на штурмовку и бомбардировку. Одновременно истребительная авиация силами восьми авиадивизий этой воздушной армии надежно прикрывала действия наземных войск и сопровождала ударные самолеты. За данный период в полосе 3-го Белорусского фронта было зарегистрировано не более 65 самолето-пролетов вражеской авиации, ничего большего в сложившейся воздушной обстановке противник предпринять просто не смог. Тем более, его сравнительно немногочисленные самолеты могли совершать лишь ограниченное количество вылетов из-за нехватки горючего, которое поэтому строго рационировалось.

Командир эскадрильи пикирующих бомбардировщиков Пе-2  35-го гв. бомбардировочного авиаполка из состава 5-й гв. бомбардировочной авиадивизии 1-й воздушной армии старший лейтенант Л.В.Жолудев вспоминал о тех памятных воздушных сражениях: «Незадолго до выхода на цель я выбрал момент и оглянулся назад, чтобы окинуть взглядом всю колонну и лишний раз ощутить всю мощь нашей авиации. Да, такую армаду самолетов можно было видеть, пожалуй, только на предвоенных парадах. От горизонта до горизонта распластались девятки бомбардировщиков, готовых обрушить смертоносный груз на головы немецко-фашистских захватчиков. По сторонам следовали многочисленные группы истребителей прикрытия. Они барражировали на разных высотах, готовые отразить нападение любого воздушного противника». Командовавший 4-й полевой армией генерал пехоты К. фон Типпельскирх особо отмечал эффективность авиаударов, которым систематически подвергались отступавшие немецкие войска: «Бесконечный поток тяжелой артиллерийской техники, зенитных батарей и всевозможных машин с огромными усилиями передвигался по давно уже выбитой, но единственно возможной для отступления дороге, пересекавшей у Березино реку Березину. Непрерывные налеты авиации противника причиняли тяжелые потери (в частности, погибли два командира корпусов и один командир дивизии), а также вызывали бесконечные заторы среди отступавших колонн. Русские штурмовики то и дело разрушали мост у Березино, после чего на восточном берегу всякий раз образовывались огромные скопления машин».

Решающий вклад в разгром окруженной группировки 9-й полевой армии противника юго-восточнее Бобруйска внесла 16-я воздушная армия, которая вечером 27 июня силами 526 самолетов нанесла сокрушительный удар продолжительностью в 1,5 часа, сбросив 1127 фугасных авиабомб калибром 100 и 50 кг, 4897 мелких осколочных калибром 25, 10 и 8 кг, 5326 противотанковых бомб, выпустили 572 реактивных снаряда. Это был один из наиболее эффективных налетов советской авиации за всю войну. В котле в результате удара было уничтожено и повреждено до 150 танков и штурмовых орудий, около 1000 орудий разного калибра, до 6000 автомашин, до 300 тягачей и 3000 повозок; уничтожено более 1000 солдат и офицеров, до 1500 лошадей, рассеяно около 5500 солдат и офицеров. Ввиду абсолютного господства в воздухе советская авиация в ходе этого воздушного наступления потерь не имела.

На заключительном этапе операции «Багратион» активность ВВС Красной Армии снизилась. Сказалась в первую очередь плохая организация аэродромного обслуживания. Из-за низкой мобильности войсковых структур обеспечения оно буквально разваливалось при перебазировании частей ВВС. перемещавшихся на запад вслед за войсками. А ведь большинству советских авиаполков пришлось в ходе операции осуществить по 4 - 5 перебазирований. Обустроить новые аэродромы тыловые службы очень часто не успевали, горючее и боеприпасы доставлялись с перебоями, подготовка самолетов к боевым полетам срывалась. С некоторых аэродромов машины вообще не смогли сделать ни одного вылета. На завершающих этапах операции выполнялось в среднем в 2,5 раза меньше вылетов в сутки, чем в начале. Уже в последних числах июня 1-я воздушная армия, например, снизила количество боевых вылетов в 3 - 5 раз относительно первых суток наступления. В результате не всегда удавалось в необходимой мере поддержать наземные войска и избавить их от воздушных ударов противника.

С другой стороны, несмотря на потери, которые не могли покрыть поступления новых машин, и общее сокращение количества самолетов Люфтваффе на Восточном фронте с 2100 до 1760 ед., численность 6-го воздушного флота к концу июля в результате маневра силами несколько увеличилась, достигнув 1160 машин. Существенно, до 265 выросло количество одномоторных и двухмоторных истребителей, стало значительно больше - 375  штурмовиков, основную численность которых составляли истребители-штурмовики FW190F и G, принимавшие участие в воздушных боях. Если в начале операции противник располагал только 160 истребителями, то теперь — 640, в четыре раза увеличив численность истребительной авиации.

Концентрируя силы на центральном направлении советско-германского фронта, Люфтваффе удавалось в конце июля - августе на несколько дней перехватывать на некоторых участках инициативу в воздухе, что приводило к потерям как наземных сил Красной Армии, так и воздушных армий. Несмотря на это, опять-таки в первую очередь по причине подавляющего численного превосходства советских ВВС, отдельные тактические неудачи не повлекли за собой утерю стратегического господства в воздухе. Тем более, немцы также испытывали большие трудности в связи с постоянным перебазированием авиации и связанными с этим дезорганизацией и ухудшением состояния техники, а также потерями боевых самолетов, с хронической нехваткой горючего. Как и на других участках Восточного фронта, оперативные воздушные действия Люфтваффе, характерные для первого этапа войны, превратились в чисто тактическую поддержку наземных войск, причем чаще всего не приводящую к ожидаемому боевому результату.




Подавляющее численное преимущество истребительной авиации  ВВС Красной Армии и полное господство в воздухе не избавляло от значительных боевых потерь даже в последний период военных действий. Безусловно, некоторая часть истребителей той и другой стороны была сбита действиями зенитной артиллерии и оборонительным огнем бомбардировщиков и штурмовиков, а также уничтожена и повреждена на земле в результате бомбоштурмовых ударов. Но известно, что за исключением первых месяцев военных действий, большая часть самолетов-истребителей была потеряна ВВС Красной Армии в воздушных боях с истребительной авиацией противника.

Советская авиация, и не только истребительная, теряла больше самолетов, чем Люфтваффе уже потому, что подавляющее численное превосходство противника повышало шансы немецкого летчика-истребителя, среди которых к 1944 г. сохранилось немало асов с богатым боевым опытом, встретиться в воздухе с советским самолетом, за штурвалом которого к тому же находился зачастую гораздо менее опытный боец. Кроме того даже на последнем этапе войны, значительная часть парка советских истребителей уступала по своим характеристикам всем истребителям противника, а уровень далеко не всех пилотов отвечал возросшим требованиям, предъявляемым к этой сложной и тяжелой боевой профессии.

Однако, вывод о том, что истребители Люфтваффе действовали намного успешнее не столь однозначен, если критериями эффективности послужит не соотношение сбитых и потерянных боевых машин, а выполнение задач, которые стояли перед истребительной авиацией. Истребительная авиация ВВС Красной Армии должна была прикрывать войска на поле боя и объекты фронтового тыла от ударов авиации противника, обеспечивать боевые действия других родов авиации, на это обращалось главное внимание, а также вести некоторыми силами воздушную разведку и уничтожать наземные цели. Истребительная авиация была призвана таким образом действовать в интересах наземных войск, максимально содействуя их успехам в бою и операции. Именно это всегда являлось ее главной задачей. Полный захват господства в воздухе к середине 1944 г., обеспеченный количественным преимуществом, повышением качественных характеристик истребителей, ростом боевого мастерства летчиков и командования, позволил задачу успешно решить.

В частности, бомбардировщики Ju88 и Н111 в светлое время суток действовать уже не могли, пикировщики Ju87 также потеряли свою прежнюю эффективность и несли к тому же большие потери. Ударные возможности Люфтваффе в какой-то степени поддерживались за счет штурмовиков FW190F, тяжелых истребителей Bf110, которые использовались в качестве бомбардировщиков, а также штурмовыми действиями истребителей Bf109 и FW190A. Но и в данном случае почти постоянное присутствие многочисленных советских истребителей над полем боя, в период проведения активных операций наземных сил полностью контролировавших воздушное пространство, не позволяло самолетам противника влиять на ситуацию. С другой стороны, советские ударные самолеты - в первую очередь штурмовики Ил-2, а также бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, обеспеченные надежным истребительным прикрытием, могли свои задачи выполнять, подавляя огневые средства противника, препятствуя маневру резервами и боевому обеспечению войск. Такой итоговый результат свидетельствует о безусловном успехе истребительной авиации ВВС Красной Армии вне зависимости от того, что в Люфтваффе на один истребитель Восточного фронта приходилось на порядок больше сбитых самолетов, чем на советский истребитель. 

Как известно, основной задачей немецких летчиков-истребителей было уничтожение самолетов противника, поэтому главным видом их боевой деятельности являлась «свободная охота», когда пара, звено или даже эскадрилья вылетали для проведения активного поиска. Такая тактика при повышенных шансах встречи с вражеским самолетом, позволяла вступать в бой только при выгодных условиях для атаки и предоставляла возможность, пользуясь скоростными преимуществами машины, в нужное время из боя выйти. Контроль над воздушным пространством, основным содержанием которого являлось патрулирование над боевыми порядками войск, и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, не говоря уже о разведке и штурмовке наземных целей, изначально ставило советского летчика-истребителя в менее благоприятное положение, тем более, не давало ему столь широких возможностей для достижения воздушной победы. В ходе воздушного боя, преследуя противника, он не имел права бросить без прикрытия ударные самолеты, не мог оставить контролируемую зону воздушного пространства. Так например, 23 июня 1944 г. в первый день операции «Багратион» шестерка истребителей Як-9 из 900-го истребительного авиаполка 240-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии, сопровождая группу штурмовиков, подверглась внезапной атаке выскочивших из облаков Bf109G 51-й истребительной эскадры и сразу же потеряла один самолет. В тот же день в том же районе внезапной атаке из облаков подверглась четверка истребителей этого же полка, причем также в первую минуту один советский самолет был сбит. Противник потерь не имел, но благодаря истребительному прикрытию, ценой двух Як-9, штурмовикам свою задачу удалось выполнить. 

Советские пилоты, что во многом объяснялось тактико-техническими характеристиками самолетов и индивидуальной летной и боевой выучкой, ориентировались на «свободную охоту» только на последнем этапе военных действий, и то весьма ограниченно. Известно, что за всю войну на «свободную охоту» пришлось не более 12% самолето-вылетов истребительной авиации. Ввиду отсутствия опыта в данном виде боевой деятельности, даже минимальной результативности удалось добиться лишь осенью 1944 г., когда провели переподготовку летного состава и командования, наладили поступление оперативных разведданных и организовали разведку метеоусловий предполагаемого района поиска вражеских самолетов, а главное, накопили соответствующий боевой опыт. Между тем широкое использование «свободной охоты» позволило бы нанести более существенные потери самолетному парку противника, в максимальной степени способствуя достижению господства в воздухе. Это позволило бы более успешно решить основную задачу - содействовать успехам наземных войск. Однако, условия для этого в истребительной авиации ВВС Красной Армии по объективным причинам не сложились.

При использовании истребителей, характерном для ВВС Красной Армии, без постоянного наращивания парка боевых машин захватить стратегическое господство в воздухе было бы невозможно. Ведь плотное прикрытие собственных ударных самолетов, тем более контроль над обширными районами боевых действий, требовали выполнения, особенно в ходе проведения крупных операций, значительного числа самолето-вылетов. Недаром 26 июля 1943 г. представитель Ставки на Западном, Брянском и Центральном фронтах маршал артиллерии Н.Н.Воронов в докладе Сталину подчеркнул, что «вопросом первостепенной важности является количество нашей истребительной авиации». 

Не преуменьшая усилий, которые были приложены боевыми и тыловыми структурами ВВС для наращивания боевого потенциала авиационных формирований, мы должны отдать должное промышленности. В невероятно сложных условиях заводы обеспечили за период военных действий выпуск 60,7 тыс. истребителей, в т.ч. примерно 3,1 тыс. МиГ-3 (1941-1942 гг.), 6,5 тыс. ЛаГГ-3 (1941-1944 гг.), 8,7 тыс. Як-1 (1941-1944 гг.), 6,4 тыс. Як-7 (1941-1944 гг.), 15,5 тыс. Як-9 (1942-1945 гг.), 4,6 тыс. Як-3 (1944-1945 гг.), 10 тыс. Ла-5 (1942-1944 гг.), 5,9 тыс. Ла-7 (1944-1945 гг.). Наибольшее количество истребителей было изготовлено в цехах авиационных заводов №21 (г.Горький) - 17,1 тыс. ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, №153 (г.Новосибирск) - 16,1 тыс. Як-7 и Як-9, №292 (г.Саратов) - 12,1 тыс. Як-1 и Як-3. Всего производством истребителей было занято десять предприятий, среди более 1 тыс. машин, кроме упомянутых, выпустили авиационные заводы №31 - ЛаГГ-3, Як-3 (г.Тбилиси), №81 - Як-7, Як-9 и №166 - Як-9 (оба г.Омск) и №381- Ла-5, Ла-7 (г.Нижний Тагил).

ВВС Красной Армии получили за это время 62,5 тыс. истребителей, причем не более 15% приходилось на ленд-лизовские самолеты. Примерно такая же доля ленд-лизовских машин использовалась в парке истребительной авиации действующей армии в 1944-1945 гг. Отмечая вклад наших союзников в наращивании боевого потенциала истребительной авиации ВВС Красной Армии, однозначно можно при этом утверждать, что основную тяжесть решения задачи приняла на свои плечи советская авиационная промышленность. Приведенные цифры, характеризующие итоги ее воистину боевой деятельности, работы на пределе человеческих возможностей, говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются. Моторостроительные и авиационные заводы, предприятия по выпуску стрелково-артиллерийского вооружения, авиационных агрегатов и оборудования создали основу, на которой только и стало возможным организовать противостояние Люфтваффе и победить.

                (Продолжение следует)

Продолжение - см. http://www.proza.ru/2015/12/10/1825
Начало очерка - http://www.proza.ru/2015/08/04/1674



           Использованная литература - http://www.proza.ru/2016/03/23/2198