Ответ Либертусу
Насколько я помню в беседе прочитанной вами речи ни шло о словообразовании и наименовании животных. А речь шла о привязке, заимствованиях «звуков речи» у природных явлений и животных. И в общих чертах о создании, обработке гласных, горловых звуков речи. А, О, У и т.д. Посредством тех самых медных труб с одним выходным соплом. И о чем отдельный разговор.
Как, в другом случае, «звуки речи» создавались, обрабатывались под куполом в дольменах с дырками.
Но в первую очередь шла речь о том, как в былые времена при отсутствие звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств имели образцовые звуки речи. И в виде тех или иных голосов животных тоже.
Теперь о наименованиях.
Существовало и сейчас существует два основополагающих формата речи (языка). Которые, и в по сей день применяются вперемежку. Где-то одного больше, где-то другого. Наиболее древний, реликтовый, который условно можно назвать Формат звериного стиля. Согласно нему в большинстве случаев базовыми звуками речи являлись именно звуки издаваемые животными. В большинстве случаев этот формат речи имел слоговый характер или консонантный характер. В силу того, что большинство животных, издает именно слоги. Это формат речи имел слоговый характер.
Ну, например, корова издает Му или Мы, бык Бу или Бы. В общем-то быка в единственном, уменьшительном числе от стада, согласно этому звериного стиля формату речи мы и посей день так и именуем Бы-к. А корову Бу-ренка. Но это слово Бу-ренка образовано согласно сразу двум форматам речи. О втором формате речь впереди.
В этой связи надо отметить, что и по сей день, не знаю почему, у нас говорят, что коровы именно ревут. Например: Рёва карёва, дай молока. Сколько стоит? Три пятака. Но ни кричат, ни пищат, ни визжат, ни пыхтят и т.п. А именно ревут.
Про куриц и петухов вы сами отметили. Они тоже изъясняются слогами. Только петух не кричит ку-ка-реку. А нечто похожее на Икку-икку. По сути, выдает ни слог, а целое слово. Значит, его изыски имеют уже словесный характер. Он по сути «словенин», а ваши карельские петухи получается, что не при ильменские «словене», а карельские. Если ваши далекие предки имели обычай приносить на праздники в жертву петуха. Можете смело считать их словенами.
Взрослые овцы кричат нечто подобное на слог МА, согласно зверинного стиля и словесному формату речи. Овец во множественном числе у нас и по сей день так и именуют, когда подзывают. Мась Мась или МАси –МАси.
Баран выдает нечто подобное Б-а или Ба-р. Ну, так его у нас и сейчас именуют. Баран.
Испугавшиеся свиньи громко «произносят» нечто подобное ЧХФУ или Чшух. Согласно этому звериному стилю у нас и по сей день свиней во множественном числе так и именуют Чуши. А в единственном, уменьшительном числе Чуш-ка.
Кстати. Если можно сообщите, как именуют у вас лося. У нас сОхатый, Потому как он произносит слог Ох. И еще, кстати, в вашем наименовании коровы звук Х отнюдь не случаен. Она хоть и дальний, но родственник лосю. Согласно звериного формата речи, в былые далекие времена ее явно у вас по смыслу именовали примерно так - Домашний лось. В силу чего звук Х в ее названии всяко должен быть.
Однако некоторые животные произносят ни слоги, а единичные звуки. В частности северный олень такой смачный А. Филин, такой смачный краткий У. А благородный олень, марал, произносит такой звук который после обработки в дольмене или медных трубах с одним выходным соплом, в современном виде имеет озвучивание Ю, например в таких словах как Т-ю-ль, Р-ю-рик, Шюка и т.п.
Приобретение, заимствование единичных, полных и «половинчатых», и ни только горловых звуков было прорывом былых времен в языковедении. Что позволяло многократно увеличить производительность форматов речи, а соответственно и самой речи. Это увеличение производительности было зачатком другого, более совершенного, более производительного формата речи, используюшего чередование, переменность звуков речи в слогах. Ну как это мы делаем сейчас, например в таком слоге Т/?/. Например, Та, Ту, Те, То, Ты, Ть, Тъ, Тю, Тя и т.д. Типичная Еры технология на уровне слогов. Двух звучий. .
Чтобы понять, как это выглядело в былые времена на практике при обучающем процессе этой технологии на уровне двух звучий. Найдите петроглифы, где на туловище коровы, быка, лося, барана или другого животного нарисовано нечто подобное сетки, таблицы. В клеточках которой изображены кругляшки. Которые обозначали единичные горловые, гласные звуки речи. Но именно чередующиеся, переменные, сменяемые звуки. Сейчас это речевое явление у лингвистов, в общем случае именуется аблаут и внутренняя и внешняя флексия . И тех, кто рисовал, высекал эти петроглифы сетки, можно смело назвать изобретателями этого аблаута и внутренних и внешних флексий.
Если это была с клеточками на туловище корова. То явно, что за базовый согласный в слоге брался М, с чем очень трудно не согласится. Достаточно послушать, как изъясняется корова и в этом убедится. И слог был условно левый. Т.е. в зависимости от ситуации к этому М с правой стороны можно было подставить разные горловые звуки. И получать Ма, Мо, Му, Мы и т.д. Что есть ни что иное, как сказали бы лингвисты, как внешняя флексия. А я бы добавил, правая. Конечно, при условии, что мы пишем слева направо.
А если эта клетка, сетка с кругляшками в клеточках рисовалось на лосе, то не трудно догадаться что за базовый каркасный брался звук Х. Но в случае с лосем ситуация другая. Если корова кричит Му или Мы, то подставлять вместо У или Ы можно и нужно справа М. А лось кричит Ох, /?/Х, то вместо О нужно подставлять горловые слева от Х. И получать Ох, Ах, Ух и т.д. Такое вот левославие. Тех, кто высекал этих лосей с сетками-клетками смело можно назвать изобретателями того, что мы сейчас именуем приставками. Или как сказали бы лингвисты префиксами. Ну например такими, А может быть и изобретателями того что именуется артикли. Ситуация с этим лосинным Ох открывала перед языкотворцами былых времен грандиозные языковые перспективы. И не спроста этому лосю посвящено столько петроглифов и даже геоглифов. Дело в том, что люди так Ох, а точнее Х без звуков придыхания, выдыхания произносить не могут. Если и сейчас произнести это Х или Х то у нас получится нечто подобное на Хы, Хэ или как-то так. В чем же была фишка? А в том, что после Х, как и в случае с коровьим М, тоже можно было подставлять справа переменные, чередуемые горловые. А,О, У и т.д.
В этом свете надо вспомнить неукоснительное правило для языкотворцев всех времен и народов. Как можно меньшим количеством знаков, выразить как можно больше смыслов, информации. (Это как раз и есть один из языковых базовых принципов). И если сравнить это /?//Х//?/ и /М//?/ то в общем-то не трудно подсчитать, что при наличии одного и того же количества знаков, ну или звуковых единиц, можно выразить раза в четыре больше смыслов.
Ну, наверное, про этот звериного стиля формат речи хватит.
Теперь о более совершенном, более современном по историческим временам формате речи. В общем случае Цвето-число пространственно-временном.
Вырос он, конечно же, из формата звериного стиля. И вот почему он появился. Причин этому несколько. Количество животных, у кого- можно позаимствовать звуки весьма ограниченно. (И сейчас мы говорим только о звуках речи). Многие звуки, кроме издаваемых домашними животными, трудно доступны для прослушивания в оригинале. Животные одной масти, например, те же олени, или что касается каркасных звуков, птицы, например соколы, но разного возраста, как и люди, издают звуки, несколько отличающиеся друг от друга. И в звуки образцы не годятся. Но самое главное, основная масса животных и птиц произносит слоги. Но может быть только жуки скарабеи выдают чистый, единичный, ни слоговый Ж.
Тогда как если постучать камень о камень, доской о доску, прошуршать веником. Попускать блинчики по воде, кинуть камень в воду и т.п. Появляются чисто единичные звуки, без слоговых примесей К, Т, Ш, П, Б и т.п.
К которым, хоть слева, хоть справа подставляй. Которые, можно воспроизвести в качестве звуков образцов когда угодно, и где угодно. А ни как это было раньше, что нужно было найти того же лося, оленя, филина и послушать.
Но главное причина видимо была в том, что человечество, или какая-то часть его, или многие части в разных местах созрели до того, что появилась необходимость обозначать, выражать абстрактные понятия. Прошлое-будущее, далеко-близко, много-мало, высоко-низко, свет, цвет и т.п. А как их обозначить этими Му, Бя, Ох и т.п. заимствованные у животных.
Пришла пора для людей не только заниматься собирательством, а соображать головой, изобретать, создавать, и на фундаменте прошлого возводить новый «дом».
Ну, на этом, наверное, и хватит.
Теперь о словах вашего языка. Привели вы их конечно мало. Из такого объема информации вывести однозначные выводы, довольно трудно, если вообще возможно. Но близко к ста процентам могу сказать, что в большинстве своем они образованны согласно число-пространственному формату речи. Есть и остатки звериного стиля формата. Что вполне естественно.
В большинстве своем и тот формат речи согласно которого речью мы с вами общаемся, тоже создана по этому же самому формату. Число пространственному в частности. Так что вы зря катите бочку на ту речь, которой мы общаемся. Получается так, что вы эту бочку катите и на свой язык тоже.
И еще по этому поводу.
В былые времена слово гридин обозначало городской, житель города. Слово изгой обозначало хуторянин, житель отдельного почти автономного хутора, поселка. Типа чалдонских, староверческих замкнутых поселков. А слово русич, а равно и русин, (по технологии - Каков вопрос, таков ответ) обозначало деревенский, сельский. Говоря современными словами, житель провинции. Выходец из нее. Так что ваши далекие предки, а равно и мои, жители провинции. Именно так и именовались. Вне зависимости, в какой провинции, округе они проживали. Пергасовой руси, Литовской Руси (окРУге, провинции), Меря Руси (окРУге), Мокша Руси, Киевской Руси, Бело Руси, Желто Руси, Карело Руси и т.д.
А то, что деревенские, сельские, провинциалы, как сейчас говорят выходцы из провинции. Заполняют города и потихоньку, медленно, но верно навязывают и утверждают в них свои порядки. Всем начинают заправлять. Даже становятся главами города и государства. Было всегда, и современное время не исключение.
Даже уже по вашему поведению видно. Что провинциал, по древнему русин, русич. Жаждет и даже требует навязать свои порядки. Ну, такие они выходцы из провинции, русичи, всегда были. И сейчас точно такие же. И вы тому самое яркое подтверждение.
С признательностью, Сергей.