Синдром нанопримуса

Эраст Сухановский
 

Занимательная футурология транспортного дизайна начала третьего тысячелетия.


Автомобиль Будущего.

Почему-то все думают, что мировое общество потребления волнует облик автомобиля будущего. Это далеко не так. От добра добра не ищут. Ибо оно уже есть и ездит. Человечество обожает его и прочит ему долгую счастливую 1000-летнюю жизнь. Мировые рынки лопаются от предложений — только плати. Вот и я когда задумывал эту статью сомнения мучили меня. Зачем нужен мой  голос «безлошадного» коневладельца, когда 10 резонансных автомобильных выставок ежегодно собирают миллионы просмотров? Мировой институт дизайна с профессурой из Кембриджа и Сорбонны при спонсорстве ведущих автоконцернов, так или иначе, дает свои разнообразнейшие варианты развития индивидуального транспорта.

Но, много ли концептов доходит до серии хотя бы в сильно измененном виде? «Красиво, конечно, но как-то не реально» - говорим мы по поводу самых приземленных проектов по компоновке, новизна  которых основана на декоративности внешней формы. Пооблизывавшись вокруг мощных монстров отходим от несбыточного шока. Вся же экзотика умных ситимобилей, побудоражив воображение забывается как страшный сон до следующей выставки. Непривычное пугает.

А ведь  будущее обычно не приходит так:  «Раз и сразу вот оно». Прошу любить и жаловать. Ему прорасти надо в настоящем и прошлом. Будущее это не революции — откатывающие мир назад. Будущее планомерно надвигается как эволюционный процесс. Революции лишь расчищают дорогу и обходятся баснословно дорого и не по деньгам, а  гораздо дороже — человечество теряет наработанные  ценности и драгоценное время истории. Но мы идем потолкаться к эпатирующим концептам. А  затем  к «нормальным стендам» с дежурными блюдами 100-летней давности в новой модной оболочке и с новой электронной начинкой. И, главное, ну куда без них — реклама — посудачить  какие там, на этот раз, были девушки?   




Гений и прогресс.

Все почему-то думают, что гений этот тот, кто двигает прогресс. Нет господа! Оказывается истинный гений — кто  сумел прогресс остановить лет на 100. Поймать его в смысловую ловушку, подчинить своим интересам и бросить там копошиться, уже не таких гениальных как он, потомков. Люди думают, что хозяева этого мира владельцы заводов и газет. Хозяева сего мира те,  кто раньше встал и занял прилавок на рынке.  Оборот авторынка в России, «отсталого сырьевого придатка», в районе 100 миллиардов ежегодно. Это ли не финансовая дань МФВ, когда в стране, на дорогах большинство - иномарки?   

Есть у макроэкономистов такие волны Кондратьева. Все  прошлые волны  прогресса наша страна пропустила слабо поборовшись. Что делать, - пришлось выбирать между реальным техническим и  иллюзорным социально-утопическим  развитием. Отставание  пришлось компенсировать приобретением ВАЗа и железным занавесом. Компенсация получилась никакой и по сей день приходится докладывать туда огромные средства, из-за невозможности конкурировать с теми, кто раньше начал строить автомобили реализуя банальный практический опыт.  Средств требуют и остальные российские концерны.  Проблемы не устранены и по сей день и приходится предоставлять место для сборочных площадок мировому автопрому.

Но, давайте вернемся в то время, когда корни русских традиций автомобилестроения были вырваны и засушены.

Некто Генри Форд — ничего нового не изобретал. До него на рынке авто цвело буйство форм, всех размеров и расцветок. Поигравшись с электромобилями он преуспел с безлошадной телегой из металла с эпическим названием Форд АА. Генри подумал, «а не подрихтовать ли мне сей грузовичок под иной сегментик? На место водителя-грузчика сяду я в смокинге, а на место просто-грузчика мы погрузим даму с зонтиком, французским блузоном и юбой с рюшами — мою любимую супругу. То что раньше было салоном кареты, объединим с кабиной грузовика и посадим туда другую достопочтенную пару наших друзей или наших троих деток. Как демократично — моя жена рядом с кучером! А кучер — я  сам. Форд Т — это  будет мощный удар по рынку конных экипажей». Так думал легендарный Генри любуясь своим творением, поглаживая место на борту для шашечек такси на случай разорения.

Конечно же, ничего такого на самом деле не было. И таких «мистеров Фордов» были десятки в промышленности каждой страны. Но так или иначе этот рынок возникнув, почему-то  больше не менялся.   Поэтому, по логике вещей, сочетание «автомобиль будущего» у человека разумного должно вызвать образ подобный чему-то вроде  «примус нанотехнологий»  или «самовар космического века»,  но не вызывает. Почему? Да потому, что мировое общество потребления не волнует облик автомобиля будущего. Общество так  полюбило собственный дорожный консерватизм, что озабочено лишь тем, как забрать в будущее этот анахронизм института роскоши и какое дополнительное оборудование на него придется навесить. Экологическое? Электронное? Защитное? Или декоративный обвес тюнингового бюро «UFO»?.. 

Поэтому: кто раньше встал на очередной автомобильной выставке  с ни к чему не обязывающим «новым концептом»  того  и музыка. Концепт нужен лишь для рекламы имиджа брендов автопрома, в качестве исключения ради вечности косных правил.  Остальное на рынках делает грамотная промывка мозгов. 


Прогресс — а что это? 

Прогресс, это всего лишь штамп, слово, за которым почти ни чего не стоит, поскольку что-то развивается, а что-то деградирует, но не исчезает. Эффект прогресса мы ощущаем, лишь потому, что однажды обнаруживаем в своем кармане телефон с почтой, музыкой и видео/фото аппаратом, калькулятором и будильником, и банком. А еще, кажется  пару лет назад, он стоял на столике в прихожей   с круглым диском для набора и истошно звонил натуральным звуком. А еще вчера он мощно оттягивал пояс и в нем не было даже СМС и калькулятора. То что мы воспринимаем как прогресс на самом деле рынок. Точнее золотая жила системы каких-то рынков, на разработку которой нужно время, как и на увеличение мощностей. Кто-то нашел её, а кто то понял как разрабатывать и он не покинет эту жилу-нишу пока не исчерпает весь ресурс капитализации вашего консерватизма.

Что-то на рынках не изменилось совсем... Спички? Булавки? Другое... Появившись 100 лет тому назад меняется чисто внешне. Единый Прогресс Человечества — это  величайшая иллюзия рисуемая нашему сознанию. Реальность же  это подвижки разных отдельных рынков, где каждый рынок ведет себя по-своему.   Некоторые  рынки не изменяются. Подобны спящим красавицам растут, хорошеют и развиваются лежа на боку,  при этом пожирая ресурсы человечества с бешеной скоростью.

Идея!!! Господа! А ведь к Форду Т тоже можно прикрутить: и навигатор, и DVD... Круглые глазки — залепить светодиодной лентой... Моторный отсек отвести под аккумуляторные батареи производства Китая, а вместо обычных колес пришпандорить электро-моторколеса с бескамерными покрышками. Я очень хочу такую машину... Но! Если это прогресс — то  я балерина.    Это стим-тесла панк — разновидность субкультурно-молодежного художественного творчества на тему ностальгии по старине. Ностальгии по тому  старому доброму времени, когда прогресс, как развитие машин, не был иллюзией и не подменялся искусственным рынком, монополизированным и раздутым в угоду чьим-то кошелькам.


Обыкновенный технический конформизм

Не кажется ли Вам, что порожденный во времена  Форда авторынок весьма странная и подзатянувшаяся игра человечества в технический конформизм?
Ведь речь идет не об автомобиле, не о монополизме и ресурсах этого рынка питающегося человеческим природным консерватизмом, речь идет, как минимум, об общей транспортной концепции человечества будущего.  А что такое столетняя идея и технология современного автомобиля как не та самая концепция свободы передвижения, что нами уже сейчас управляет. И совсем не важно, что для одних это свобода, а для других проблема. Неважно так же, что в одной житейской  ситуации мы безмерно рады и счастливы обладать автомобилем, а в другой проклинаем отцов этого изделия. Ведь любое изделие человечества это палка о двух концах. Все дело в том какой конец тяжелее. Или кажется тяжелее. Или выставлен значимее.

Сегодня это кажется странным, но когда-то человечество свободно употребляло наркотики. Или курило табак почти поголовно. Неограниченно употребляло алкоголь. Использовало яды, а затем наркотики вместо лекарств. Столкнулось с проблемой ожирения. Автомобиль, в сегодняшне-столетнем виде, будет демонтирован мгновенно. Меньше чем за 10 лет, как только недостатки самой идеи перевесят её достоинства и человечество перестанет закрывать на них глаза. 

Но человечество никогда не перестанет пользоваться транспортом. Общественным, индивидуальным или гибридом того и другого. Вопрос в том каким станет автомобиль без привычных нам современных недостатков. Что бы приблизиться к пониманию: каким будет глобальный индивидуальный транспорт достаточно очертить круг проблем которые должна решить его конструкция. 


Компактность.

Когда-то компьютеры занимали этаж здания и выполняли общественные функции. Затем они переместились на стол и стали принадлежать только одному человеку. Ну, или его семье. Сегодня они лежат в кармане или сумочке и ни кем кроме одного человека не используются. То же самое, неизбежно, должно произойти с личным транспортом. Только велосипедисты владеют по настоящему личным транспортом. Но холодно, ветер и тяжко. Остальные только думают, что личным.  На самом деле, согласитесь, они водят... такси. Водить личный автобус или купить небольшой семье маршрутку им не придет в голову, а личный таксомотор, почему-то, можно. Те у кого много денег используют личное такси индивидуально и покупают еще одно для жены.  Те у кого денег недостаточно подрабатывают в специальных службах угадайте кем или тупо нелегально бомбят. Мы говорим «купил машину» и, почти никогда, не говорим «купил такси», но от этого суть вещей не меняется. То что алкоголь мы не называем наркотиком, лечить от алкоголизма продолжают в наркодиспансерах.


Сидят профессор Преображенский и Его ассистент др.  Борменталь. Пьют чай.

Профессор: – И ради Бога, что бы не нервничать из-за опозданий, не приезжайте утром на 5-местном автомобиле…
Борменталь: –  А, ведь, ни каких других нет…
Профессор: –  Вот  не на каких и не приезжайте, гуляйте пешком… От вас 20 минут ходу. … или вот: велобайк можно в прихожей поставить. Вчера еле отбил её у Швондера…   


В этом нет ничего странного. Такова идея, такова технология жизни транспорта сегодня. То что наполняет городские пробки по сути уменьшенная до 5-ти мест версия грузовика.  Она  всегда будет неоправданно большой, металлоемкой, и как следствие, тяжелой, неэкономичной, экологически вредной, и главное дорогой — недоступной человечеству в массе, потому что экономически неэффективной, опять же,  в рамках всего человечества, как общая идея. При этом смотреться нормально, как отдельно взятая модель, и ни кого не разорять на производстве конкретного дельца.  Она  гибрид общественного и личного транспорта — потому такая большая. Вопреки мировым тенденциям в технике она никак не миниатюризируется, а напротив раздувается до размеров джипа и кроссовера.



Обрывки параллельных утопий

В том-то и дело,  что на выставках все концепты дальнего будущего от разных  брендов это, как минимум, обрывки будущего. Они вырваны дизайнерами из еще не случившейся умозрительной утопической реальности. Необходимо что бы, как и во времена  компьютерного рывка, кто-то подумал о транспорте человечества  на уровне его архитектуры, то есть: в комплексе всей жизни цивилизации и её новейших технологий.

По стандартной цепочке:
Завод
Магазин
Потребитель
Другой потребитель
Ремонт, Обслуживание
Третий потребитель
Свалка, Утилизация или саморазбор на запчасти.   

Обратите внимание! Почему-то первый пункт самый краткий, а последний самый длинный. Получилось как в жизни — нарастающий ком проблем. А хотелось бы наоборот. Что бы утилизация была продумана еще при выпуске.

А если мировая цивилизация пока  не имеет ясных путей развития, поскольку пока не ясно, как политически реализуется её новый технологический уклад  и если она в тупике, то и не понятно к чему должны быть привязаны потуги дизайнеров, даже если они догадаются расширить свой кругозор до уровня архитектуры всего глобального транспорта. Ибо каждому понятно, что в рамках существующей автомобильной реальности задача даже бледного наброска будущего неразрешима.

А разрешима проблема в рамках некоего нового транспортного средства,  которое будет отвечать реалиям того самого реального транспортного будущего. Его ростки повсюду, но вперемешку с сорняками. И мы не знаем, что есть ростки, а что нет.   История может повернуться так, что либо автомобиль может кардинально измениться до неузнаваемости, либо то, что появится взамен будет называться как-то иначе поскольку ничего общего с автомобилем иметь не будет. Автомобиль сегодня, конструктивно, это такой персональный сверкающий довесок к грузовому автотранспорту.

Хороший довесок. Что только, и к чему теперь довесок? Он заполнил собой все улицы и парковки, так что грузовиков с автобусами почти не заметно.



Как распознать ростки будущего?


1. Признав современную автомобилизацию за эталон. «Идет же и едет же. Зачем что-то менять»? То есть: пытаться втиснуть в будущее все текущие проблемы с системными недостатками за счет упования на «всемогущество» технологического прогресса. Со слоганом —  «Нам  всё так нравиться не надо ни чего менять» — наука  нам поможет, а техника дойдет! Получим тот самый — «нанопримус» хорошо если электрический.

2. Наоборот, полагать, что все изменится до не узнаваемости. Не останется камня на камне. Новым будет все!!! Однако иметь перед собой совершенно банальный образ прошлого. Пусть даже в качестве отрицательного примера.

Истина же, как всегда, где-то посередине.  Ой, я нечаянно процитировать российского президента. Нужно понимать что «такси» и «такси повышенной проходимости, которые как такси пока использовать не догадались» приспособленные для личного транспорта, патрульных машин и семейных авто еще, ой как  долго будут с нами рядом.  А так же с этими самыми новыми транспортными средствами, которые в конце-концов вытеснят с дорог нерационально большие предметы роскоши.

То есть мысль в общем проста. Не надо делить наработки человечества на сорняки и ростки. Как минимум все, что мы видим футуристического на мировых автосалонах и ещё многое, что там пока не появилось надо разрешить строить в гаражах и ездить на этом по велодорожкам. В развитых странах велодорожки есть давно. Скоро будут везде, в каждом захолустье, так же как уже есть везде эти жуткие дрифтодромы. А человечество само выберет свой формат, как сделало это 100 лет тому назад. Монополисты авто рынка уже завтра могут исчерпать его ресурс.  И когда секторишко рынка превратится в сегмент, новый личный транспорт выйдет на улицы. Не раньше.

Для этого структура улиц должна поменяться. Появятся взаимно пересекающиеся полосы разной ширины. Для большегрузов, скоростные  для такси (и легковушек) и мелкого тихоходного нормального личного транспорта. Нормального потому, что вот они-то как раз и станут тем чистым «средством передвижения», что в разы безопаснее.  Появятся специализированные дороги, путепроводы, тоннели и дорожки, возможно немножко платные. Появятся новые ПДД с учетом того, что сегодня игнорируется, если точнее: негласно запрещено манипуляторами рыночной монополии.  Подумайте только: ваш байк — под запретом. И уже планируют включить его в ППД.

Для личного транспорта не нужны будут гаражи, так как компактные гибриды и электромобили будут заезжать в просторные прихожие, а так же в крытые части городов, к театральной вешалке и в подвалы супермаркетов...   


Вопрос: Сколько?

Но... Стоп! Можно долго и красиво врать про летающие автомобили в Нью-Васюках. Но пока на рынке существует монополия и ценовой сговор, караван не сдвинется с места. Жесточайшая монополия пассажирской формулы 2+3 и иных, ничем не оправданных параметров — приведу только пару ключевых — обязательность углеводородного топлива и ценовой диапазон роскоши — где-то между недвижимостью и мебелировкой с оборудованием  квартиры. Свобода рынка — это самая тщательно подогреваемая иллюзия. 

Думаю что: либо капитализм рухнет утащив за собой автомобиль, либо автомобиль как один из рынков на которых капитализм держался все эти годы даже в странах соц лагеря.
Возможно они рухнут одновременно с постепенным изменением мирового уклада. Без этих перемен мир автомобиля все больше и больше будет напоминать топчущийся по-кругу мир гламурных журналов и дефиле-подиумов модной одежды. Где реальные частичные новшества будут появляться раз в 10 лет.



Справимся ли мы с пробками?

Если прижмет, человечество способно ответить на любой вызов. Но тот вопрос который чаще всего следует задавать себе это «А зачем?». Не важно: каков рынок: зарегулированный, стихийный или  идеальный важно то, что свобода личного передвижения уже приучила человечество к хорошему. Какими бы правильными не были бы управление обществом, архитектура и количество дорог, дизайн транспортного средства, каким компактным бы оно не стало, мы уже ни когда не сможем  забыть о пробках и стоянках. Нужно не смириться, а приспособиться. Но если стоянки вопрос техники и денег. То пробки отныне неизменный атрибут цивилизации. Я даже назвал бы автомобиль будущего «пробкомобиль». Его конструкция и идея должны соответствовать этой реалии, а не постыдно отмахиваться не замечая и замалчивая её. Итак:

1. Режим «пробки» должен стать вторым после режима «парковки» среди функций автопилота. Машины поддерживающие эту функцию будут образовывать непрерывный поток с постоянной скоростью, что потребует как минимум — электоротрансмиссии, а как норму — электропривода.
2. Автомобиль должен стать меньше, что бы в пробку входило больше машин, а дороги шире. В автопилотной пробке не будет тошнотворных для пассажиров волн. 
3. После пробки пассажир будет оповещен, отвлечен от какого-нибудь интересного дела (скажем вязания)  или разбужен и если захочет (!!!) сможет забрать управление у беспилотника.
4. При нахождении в дорожном полотне эелектропередатчиков в пробках можно заряжать аккумуляторы с опциональной дистанционной оплатой за энергию. 
5. О том, каким было бы беспилотное дешевое такси давайте просто «не будем». Это — понятно  лошади. И все это можно было бы реализовать уже вчера.


Вот  я и думаю. Чем делать беспилотниками опасные КАМАЗы и премиумджипы Вольво — вы летели, а впереди коляска, а автопилот почему-то не сработал(!!!). Не лучше ли сделать беспилотными маленькие безопасные полутораместные низкоскоростные колясочки в первую очередь.

Сколько должно быть мест в ИТС (индивидуальном транспортном средстве)?

Я живу в заштатном городе, далеко не миллионнике, на краю света в середине земли, что во глубине сибирских руд. Но я живу в центре. Старинный купеческий деревянный город буквально изрезан сетью довольно широких в почти 3 полосы улиц, которые еще в советское время кто-то мудрый сделал односторонними. Эти улицы проглотят любую самую жирную пробку Манхеттена и не заметят, но... Я смотрю в окно — с обоих сторон проезжей части беспросветная парковка целый будний день. По середине движется транспорт в одну полосу. 98 процентов это личный транспорт.  И 89 процентов едут в одиночку. Когда выходишь на улицу: не то, что проехать — пройти  порой невозможно. Зачем 5 мест если они все время стоят?!!! А если едут, то заняты 1-2 места? И что за блажь иметь 2 места  в ряд? Пассажир всегда будет отвлекать и закрывать обзор. Давайте тогда мощность ограничим. Как в Формуле 1. Процитирую себя: «Человеку лишь нужно каждый день на работу. Одному и вовремя».


Вопрос: Что?

А знаете, зачем японцы да корейцы на выставках демонстрируют уродливые либо эстетично-демонические одноместные колясочки? Но самое интересное, что декоративные мотивы «уродства с этих карликов» затем переносятся дизайнерами на обычные серийные тачки. Это все равно, что чукчам раструбы продавать вместо самих патефонов и виниловых дисков. Затем включается маркетинг — искусство  продажи чукчам снега зимой.

Давайте перечислим все известные тенденции технического прогресса и поищем их в дизайне новейших марок автомобилей
1. Миниатюризация — не пахнет
2. Минимализм — только усложнение и увеличение количества деталей
3. Электрификация — не будем о грустном
4. Экономичность — миф еще тот
5. Экологичность — дальше кожаного салона, мехового чехла на руль и деревянных вставок не продвинулись — с  экологией покончено. Ядовитый выхлоп уменьшается лишь под нажимом государств и общественности.
6. Эргономика — не сесть, не вылезти, не обслужить — удобно  только ехать, удобно потому что стандартно.
7. Ценовая доступность — пойду плакать,
8. ...
9. ...

Вспомните сами еще 10-20 прогрессивных тенденций техники, типа модульность конструкции и все это будет не про автомобили...
 
Пока не изменится сама идея и компоновка, пока она не станет предельно рациональной, пока автомобиль не перестанет быть роскошью, как перестал быть например телефон, компьютер, ни чего в этом мире не изменится.

Впрочем японцы, корейцы  и французы уже лет 5 экспериментируют с реальными нацеленными на реальную жизнь е-трайками, но сектор рынка пока ничтожен. Как и некогда немцы экспериментировали с «консервными баночками» на бензине, но общество через рынок как-то не поддержало их.

А вот кого стремится поддержать проект Тесла? Взяв дизайн  легендарного штучного Астон Мартин: «Я ваш! Я свой!»  — кричит   этот проект бензиновому автопрому. «Я столь же роскошен и ни чем не отличаюсь от вас!!!» 
Вообще-то  я пишу статью о принципиально новом дизайне, а не о плагиате на новой технологической платформе.


А что у нас?

Для того, что бы успеть на ходу вскочить в поезд истории, потому что строить свой уже поздно, это надо было делать в ревущих девяностых. Но, мы можем еще успеть... Наши инженеры решат любые задачи, дайте лишь дорогу и денег...

Я дизайнер. Я не противник инженера. Более того, я считаю и понимаю, что не способен спроектировать автомобиль без достаточно большого инженерного коллектива, но беда в том, что главный не я. Лично мне никто не даст денег на мои  исследования... как Зюбрину на Марс...

Я смирюсь и с удовольствием сяду на что-то техническое брутальное, полюблю это, покрашу, нарисую цветочки, прикручу шуруповертом обвес. Но беда в другом инженер ненавидит не меня как эстета, он даже не знает о моем существовании как и желании помочь, он ненавидит эстетику В СЕБЕ и часто, как ханжа, любые эстетические поползновения в своей стране!  Но за рулем то он обычно на иномарке.

Технари в эстетике бывают разных стадий развития:

1. Эстетика и нахрен не нужна — это все выгибоны и цветочки... танк — идеал...
2. Спрошу у дяди Васи художника как получилось, когда он выйдет из запоя...
3. Я сам великий эстет, владею программами САМ и буду все решения принимать САМостоятельно.
4. Я с детства среди альбомов, красивых вещей, книг о художниках и скульпторах, такой как у меня вкус нужно еще поискать... А, позову-ка я специалиста по дизайну для руководства проектом.  А потом соберу коллегию консультантов и закажу второй цикл проекта на хорошее денег не жалко...
    
Когда каждый инженер в стране будет как четвертый вариант, что-то начнет изменяться. Но время идет и уже почти 20 лет в нашей стране прорастают ростки нового. Отечественная школа дизайна начинает потихоньку заявлять о себе. А на Западе давно уже пашут и  известны несколько русских имен. 

В секторе формата реальных футуромобилей есть отечественные шаги. Поддержанный через Сколково астраханский коллектив «молодых и рьяных»,  периодически отвлекаясь на гольфкары и эксгибимобили выпустил уже вторую версию индивидуального транспортного средства на электроприводе. Вместо руля — джойстик,  вместо панели — планшет. Кто и что про них знает?! Про Марусю и ё-мобиль знали все. Жаль, что это был лишь пиар-проект. Знакомьтесь Директор Константин Артемьев из «Браво Моторз» Астрахань.


Вопрос: Когда?

Сегодня 2015 год, а в Иркутской Области на той самой федеральной трассе, по которой за Байкалом  ехал президент страны  на «Лада Калине» в паре тысяч километров от этих мест, где-то между Иркутском и Красноярском местами до сих пор местами нет асфальта!!! Страна напополам. Разве это кризисное время не отличный повод начать двигаться в развитии самостоятельно, создавая и захватывая новые ниши, а не плестись в фарватере мировых флагманов для кормления западного общества потребления и наживы любой ценой?
Вопрос: Где? Ответ: А почему не у нас?


Ахметгалеев Эраст (Сухановский Эраст Николаевич, Аст Ев) 2015. 01. 05.