Отношение к овалу
( Прошу прощения у читающих за несуразное расположение стихотворных строк в некоторых стихотворениях. На их упорядочение потрачено много усилий, но, очевидно, сказался недостаток квалификации)
Очевидно фразу «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал» услышал в очень зрелые годы, когда жизнь меня хорошо похлестала острыми углами. Меня эта фраза резанула. Я к этому возрасту уже был убежден, что мудрость жизни заключается в умении понимать своих партнеров, признавать их право на собственное восприятие мира, не отрекаясь при этом от них, идти на возможные компромиссы.
Но эту сакраментальную фразу я слышал от людей, которых считал кумирами или глашатаями истины. Они ей бравировали, и гвоздили с ее помощью всяких соглашателей и сглаживателей острых проблем. Однако отринуть саму эту фразу и забыть о ней мне не удавалось, поскольку эта фраза была произнесена хорошим поэтом и, поэтому, была очень емкой, программной, била по сознанию и цеплялась к памяти.
Для начала я решил хотя бы поверхностно познакомиться с ее автором поэтом Павлом Коганом. Он родился в 1918 году, погиб при выполнении боевого задания на фронте под Новороссийском в 1942 году. Если принять, что юноша входил в жизнь в 17 лет (1935 год), а ушел из жизни в 24 (1942 год), то длительность творческого периода составит порядка 7 лет. И этот отрезок времени размещен в историческом периоде страны с 1935 по 1942 годы. С июня 1941 года он ушел в войну.
Таким образом, творческий период совпал с событиями в СССР с 1935 года по 1941 год. Знакомство с со стихами Когана убедило меня в том, что он, безусловно, обладает поэтическим даром «глаголом жечь сердца людей». Однако, учитывая его молодость, общий пропагандистский климат страны в те годы, податливость отроческого и юношеского восприятия, он был полностью растворен в идеях и настроениях насаждаемой партией теорией постоянного роста враждебной деятельности и необходимости бескомпромиссной борьбы с любой слабостью и любым отклонением от установленных истин
Вспомним, что дети уже в семь лет становились «октябрятами – внучатами Ильича» а с 9 лет это уже «пионер – всем пример». Портрет Павлика Морозова, написавшего донос на отца, висел в каждом классе. Я в своем детстве вспоминаю, казалось бы мелочь, послереволюционную топонимику Ленинграда - улица Восстания, проспект Стачек проспект 25 октября, кинотеатры Штурм ( после войны "Нева"), Октябрь, Баррикада, Аврора ( представляется не в честь богини утренней зари, а в честь легендарного крейсера), все призывало к борьбе с врагами, и их разоблачению. Всюду декламировали Маяковского – Ваше слово товарищь маузер
Довольно жить законами
данными Адамом и ЕвоЙ
Клячу истории загоним.
Девой, левой, левой
И в этой обстановке возникает программное стихотворение Павла Когана
ГРОЗА
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
20 января 1936
Молодого человека той поры не удовлетворяет «и снова тишь, и снова мир», он заявляет – « я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». А ведь не отнимешь образности и силы каждой строки. Как не увлечься красотой разрушения и отнестись к падению "выводка галчат", как к чему то несущественному.
А ведь задолго до этого с не меньшим жаром призывал М. Горький – « Буря! пусть сильнее грянет буря!». Но это еще не все, в других стихах П. Когана мы увидим другие перлы, дикие для сегодняшнего читателя.
Но мы еще дойдем до Ганга
Но мы еще умрем в боях
Чтоб от Японии до Англии
Сияла родина моя.
Лирическое отступление. 1940-1941)
И задохнувшись интернационалом упасть лицом на высохшие травы. (Нам лечь, где лечь…апрель 1941)
Мы сами, не распутавшись в началах,
Вершили скоротечные суды.
(Мы сами не заметили, как сразу … 1937)
А посмотрим на себя сегодняшних. Разве мы не с упоением поем «Бригантину»
БРИГАНТИНА
(песня)
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
1937
Если, кто забыл, напомню: флибустьеры это пираты, морские разбойники, убивавшие невинных людей ради наживы, а веселый Роджер их символ в виде черепа и двух косточек. И, тем не менее, написано завораживающе.
Стихи Павла Когана до сих пор цитируют и читают. Они прошли проверку временем.. А значит они талантливы. И пусть они провозглашают очень спорные истины, они задевают за сознание. И цель этой статьи не в том, чтобы обвинить поэта, а в том, чтобы понять одну истину, что тоталитарная система подминает под себя все и вся, на то она и тоталитарная.
Но, к счастью жизнь не стоит на месте, и земля талантами не оскудевает. Появился другой талантливый поэт, который воспел "ОВАЛ
Наум Коржавин
Меня, как видно Бог не знал
И вкусом не снабдил утонченным
Я с детства полюбил овал
За то, что он такой законченный
Я рос и слушал сказки мамы
И ничего не рисовал
Когда вставал ко мне углами
Мир не похожий на овал
Но все углы, и все печали
И всех противоречий вал
Я тем больнее ощущал
Что с детства полюбил овал
1944
И мне хочется, чтобы мир повернулся именно к этому поэту, и принял его восприятие мира. А творчество П. Когана воспринимал, как некоторый исторический зиг-заг, о котором нужно знать, и понимать его опасность, но к которому нельзя возвращаться.