Отношение к овалу

Артем Кресин
                Отношение к овалу
 
     ( Прошу прощения у читающих за несуразное расположение стихотворных строк в некоторых стихотворениях. На их упорядочение потрачено много усилий, но, очевидно, сказался недостаток квалификации)
                Очевидно фразу «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал» услышал в очень зрелые годы, когда жизнь меня хорошо похлестала  острыми углами. Меня эта фраза резанула. Я к этому возрасту уже был убежден, что мудрость жизни заключается в умении понимать  своих партнеров, признавать их право на собственное восприятие мира, не отрекаясь при этом от них, идти на возможные компромиссы. 

      Но эту сакраментальную фразу я слышал от людей,  которых считал кумирами или глашатаями истины. Они ей бравировали, и гвоздили с ее помощью всяких соглашателей  и сглаживателей  острых проблем.  Однако отринуть  саму  эту  фразу и забыть о ней мне не удавалось, поскольку эта фраза была произнесена хорошим поэтом и, поэтому,  была очень емкой, программной,  била по сознанию и цеплялась к памяти.

        Для начала я решил хотя бы поверхностно познакомиться с ее автором поэтом Павлом Коганом.  Он родился  в  1918 году, погиб при выполнении боевого задания на фронте под Новороссийском в 1942 году.  Если принять, что юноша входил в жизнь в 17 лет (1935 год), а ушел из жизни в 24 (1942 год), то  длительность творческого периода составит  порядка 7 лет.  И этот отрезок времени размещен в историческом  периоде страны с 1935 по 1942 годы. С июня 1941 года он ушел в войну.

       Таким образом, творческий период  совпал с событиями  в СССР с 1935 года по 1941 год.  Знакомство с  со стихами Когана убедило меня в  том, что он, безусловно, обладает поэтическим даром «глаголом жечь сердца людей».  Однако, учитывая его молодость,  общий  пропагандистский климат страны в те годы, податливость отроческого и юношеского  восприятия, он  был полностью растворен в идеях и настроениях насаждаемой  партией  теорией  постоянного  роста  враждебной деятельности и необходимости бескомпромиссной борьбы с любой слабостью и любым отклонением от установленных истин               

     Вспомним, что дети уже в семь лет становились «октябрятами – внучатами Ильича» а с 9 лет это уже «пионер – всем пример».  Портрет Павлика Морозова, написавшего донос на отца, висел в каждом классе.   Я в своем детстве вспоминаю, казалось бы мелочь, послереволюционную   топонимику Ленинграда -  улица Восстания, проспект Стачек проспект 25 октября, кинотеатры Штурм ( после войны "Нева"), Октябрь, Баррикада, Аврора ( представляется не в честь богини утренней зари, а в честь легендарного крейсера), все призывало к борьбе с врагами, и их  разоблачению.  Всюду декламировали Маяковского –                Ваше слово товарищь маузер

Довольно жить законами

    данными Адамом и ЕвоЙ

Клячу истории загоним.

Девой, левой, левой

                И в этой обстановке возникает программное стихотворение  Павла Когана
 ГРОЗА
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
20 января 1936
Молодого человека той поры  не удовлетворяет «и снова тишь, и снова мир»,  он заявляет – « я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал».  А ведь не отнимешь образности и силы каждой строки.  Как не увлечься  красотой разрушения  и отнестись к  падению "выводка галчат",  как к чему то несущественному.
А ведь задолго до этого  с не меньшим  жаром  призывал М. Горький –       « Буря! пусть сильнее грянет буря!».                Но это еще не все, в других стихах П. Когана мы увидим другие перлы, дикие для сегодняшнего читателя.

Но мы еще дойдем до Ганга

Но мы еще умрем в боях

Чтоб от Японии до Англии

Сияла родина моя.

  Лирическое отступление. 1940-1941)   

И задохнувшись  интернационалом  упасть лицом на высохшие травы.            (Нам лечь, где лечь…апрель 1941)
Мы сами, не распутавшись в началах,

Вершили скоротечные суды. 

(Мы сами не заметили, как сразу … 1937)

А посмотрим на себя сегодняшних. Разве мы не с упоением  поем «Бригантину»
БРИГАНТИНА
(песня)

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...

Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.

Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.

И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.

Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
1937
Если, кто забыл, напомню: флибустьеры это пираты, морские разбойники, убивавшие невинных людей ради наживы, а веселый Роджер их символ в виде черепа и двух косточек. И, тем не менее, написано завораживающе.
Стихи Павла Когана до сих пор цитируют и читают.  Они прошли проверку временем.. А значит они  талантливы.  И пусть они провозглашают очень спорные истины, они задевают  за сознание.  И цель этой статьи не в том, чтобы обвинить  поэта, а в том, чтобы понять одну истину,  что  тоталитарная система  подминает под себя все и вся, на то она и тоталитарная.   
Но, к счастью жизнь не стоит на месте, и земля талантами не оскудевает.  Появился  другой талантливый  поэт, который воспел "ОВАЛ               
  Наум Коржавин

Меня, как видно Бог не знал

И вкусом не снабдил утонченным

Я с детства полюбил овал

За то, что он такой законченный

Я рос и слушал сказки мамы


И ничего не рисовал

Когда вставал ко мне углами

Мир не похожий на овал

Но все углы, и все печали

И всех противоречий вал

Я тем больнее ощущал

Что с детства полюбил овал

   1944
  И мне хочется, чтобы мир  повернулся именно к этому поэту,  и принял его восприятие мира.   А творчество П. Когана воспринимал, как  некоторый  исторический  зиг-заг, о котором нужно знать, и понимать его опасность, но  к которому  нельзя возвращаться.