Сильнейший пятиборец Эстонии

Виктор Панько
     СИЛЬНЕЙШИЙ ПЯТИБОРЕЦ ЭСТОНИИ

   Среди наших земляков – уроженцев села Дану – имя Саввы Шторка заслуживает быть среди первых в списке тех, кто добился выдающихся успехов в своей профессии.
Результаты его многолетнего кропотливого и целенаправленного труда не могут не впечатлять. Став сильнейшим пятиборцем Эстонии, он защищал честь этой прибалтийской республики на многих соревнованиях самого высокого уровня. Но мы, данульцы, понимаем, что, прославив своими успехами Эстонию, он одновременно прославил и наше село, где он вырос и получил многие качества, необходимые для достижения больших целей.
     Савва Михайлович Шторк родился в 1945 году в Дануле. Отец его был венгр, поэтому у него такая необычная для нашей местности фамилия. Он то ли погиб на фронте, то ли пропал без вести во время войны. Мать Саввы рано умерла, и он рос и воспитывался при старенькой бабушке. Они жили вдвоем с  нею на берегу нашей речки Калдаруши в маленьком домике на месте, где теперь живет семья Виктора Георгиевича Чеботаря. Рядом с этим домиком находился тогда большой  пруд. Теперь он зарос камышом, а тогда многие годы в нем можно было купаться летом и кататься на коньках зимой.
     Савва с самого раннего детства сумел воспользоваться такими превосходными возможностями для физического развития и закалки организма. Он часто купался, много плавал, нырял, катался на коньках и поэтому рос здоровым и сильным.
     Учился в школе хорошо по всем предметам, но особенно полюбил физкультуру. Эти его склонности заметил тогдашний учитель физкультуры Афанасий Матвеевич Бодюл, который сумел в те годы наладить работу многочисленного школьного коллектива физкультуры на принципах самоуправления и непрерывного развития спортивных секций.
     Во главе коллектива физкультуры был Совет коллектива, в который входили самые способные и любящие физкультуру юноши и девушки, подростки.
Уже в 8-9 классах Савва Шторк начинает принимать активное участие в работе этого Совета. В нынешнем Теоретическом лицее села Дану сохранилась «Книга Почета коллектива физкультуры Данульской средней школы», заведенная в  1962-63 годы. В ней есть такая запись:
«ШТОРК САВЕЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ.
 Был председателем Совета коллектива. Энтузиаст спортивной работы. Многосторонний спортсмен: многоборец по легкой атлетике, играл в составе школьных команд по волейболу, баскетболу. Имел спортивные разряды: 3-й по прыжкам в высоту и по плаванию, 1-й юношеский - по волейболу, баскетболу, по прыжкам в длину. Инструктор-общественник. После окончания школы поступил в Кишиневский госуниверситет на факультет физвоспитания».
     На фотографии к этому тексту – улыбающийся подросток Савва….
     Мы в то время дружили, человек 5-6 ровесников. Ходили вместе на работу в поле в школьную производственную бригаду, участвовали во всех школьных и сельских событиях. Савва обладал огромным даром общения и интереса к людям, к внешнему миру. Иногда не прочь был подшутить над кем-нибудь из нас, но после какой-нибудь не очень приятной шутки извинялся. Обнимет и скажет: «Ну не сердись. Я же пошутил. Не обижайся. Мы же друзья!».       Дружбу он ценил очень высоко. Я много раз был у него дома, и он приходил ко мне, у нас были какие-то общие интересы, хотя он был на год моложе и учился классом позже. Помню его рассказ о том, как он сдавал вступительные экзамены в Кишиневский университет в 1963 году и как удивлялись врачи его здоровью. «Мы таких синусов не встречали еще в своей практике» - сказали они, характеризуя работу  его сердца.
«Это все – благодаря Калдаруше, плаванию, физкультуре, закалке и Афанасию Матвеевичу» - пришли мы тогда с ним к такому выводу.
    На другой фотографии – Савва, уже сформировавшийся юноша, играет на гармошке. Я не помню, где могла бы быть сделана эта фотография – у него дома или в доме у нашего друга Лёни Мотри? Или – где-то в другом месте?
    Сохранилась и открытка, которую он прислал мне из Кишинева, из университета, в 1964 году - поздравление с праздником, я тогда служил в армии в Белоруссии. После поздравления – приписка: «Чего молчишь?».
    Наши пути потом разошлись надолго, и за все эти десятилетия мы встречались всего раза 3 или 4.
     А между тем Савва уверенно шел к вершинам мастерства. Мы узнавали об его успехах из сообщений газет или радио, из рассказов наших односельчан, которым доводилось с ним встречаться.
     Много лет Савва прожил в столице Эстонии – Таллине. Там он стал Заслуженным мастером спорта СССР, чемпионом Эстонии по пятиборью. Сохранилась вырезка из газеты с его фотографией, сделанной, по-видимому, накануне присвоения ему чемпионского титула. Внизу – подпись: «А Савва Шторк вышел победителем спартакиады в пятиборье с отличной суммой – 5060 очков». Здесь он сфотографирован на дистанции кросса. Во всем его теле – мощь: огромная грудная клетка, огромные мышцы плечевого пояса и бицепсы тяжелоатлета.
    А вот фото не из газеты, а «вживую»: Савва – словно натянутая струна, в седле на черном рысаке, в прыжке. Лошадь и седок – одно целое – в воздухе, в едином порыве – к победе!
В этом – весь он – Савва Шторк – человек, преодолевающий препятствия.
    Пятиборье –  едва ли не самый сложный комплекс спортивных соревнований. Он требует максимального напряжения физических, духовных и нравственных сил. Без этого напряжения, без полной самоотдачи успех тут невозможен. А Савва этого успеха добился, прославив Эстонию, став серебряным призером Всесоюзных спортивных соревнований, Мастером спорта международного класса, добившись высочайших вершин в своем деле.
     Вершин, на которые невозможно взглянуть, не снявши шляпу, или, как у нас говорят, - «паларию».
     Пытался я найти его в Таллине в 1980 году, будучи проездом в столице Эстонии, но за очень короткий срок я сделать этого не сумел. И до сих пор сожалею. Хотя адрес его я знаю и помню до сих пор: «Улица Ыйсмяэ, 136, квартира 52».
    Ничего о нем больше не знаю. Сумел ли он осилить перемены 1990-х годов? Какова его судьба сегодня? Жив ли? Трудно сказать об этом, ничего не зная конкретно.
    Одно знаю точно.
    Был он лет 20 назад в отпуске в Дануле, и мы встретились. Разговорились.
     «Знаешь, Витя, - сказал он тогда. – Как только я попадаю в Данул – такое для меня наступает счастье…. Такая радость…. Эти холмы…. Эта речка Калдаруша…. И  вы – мои друзья, мои соседи и мои земляки…. Это трудно передать словами….».