Большая история маленького хутора

Юрий Чайкин
У хутора Верхнеподпольного необычная история. Дело в том, что изначально этот хутор возник как сторожевой казачий городок, построенный с целью защиты Черкасска. Свое название хутор Подпольный получил от ерика, который то переходит в озеро, то в болото. Вблизи этих мест много дичи, водилась рыба, а пойменные и богарные земли были пригодны для выращивания хлеба и овощей. Хутор, располагавшийся на высоком месте, как говорили местные жители  «на буграх», стал называться Верхнеподпольным. 
С течением времени угроза нападения ослабла, а затем и вовсе исчезла.
Однако значение небольшого казачьего городка только возросло. В 7 километрах от станицы Старочеркасской, на речке Подпольной в начале XIX века  располагался караульный пост. Во время разлива Дона полые воды доходили только до возвышения, на котором располагалась верхняя Подпольная пристань «...почти одною саженью выше горизонта полых вод Дона». С 1822 года здесь швартовались баржи с провиантом для Отдельного Кавказского корпуса. Летом этот груз на конечный пункт доставлялся на фурах.
Однако с течением времени по этому тракту начали возить разные грузы. Военное назначение у хутора постепенно исчезло. Перед населением стала другая задача: необходимо было освоить новые земли. А для этого необходимо было построить новые хутора и станицы.
Почему же на месте старых хуторов не возникли более крупные населенные пункты? То, что раньше позволяло этим хуторам существовать, теперь стало неодолимым препятствием для развития. Строились они в укромных местах.  И хотя сами находились на возвышенности, все остальные прилегающие земли при разливе Дона оказывались под водой. Эта естественная преграда защищала не хуже крепостных стен. Но такие условия мешали хозяйственной деятельности, когда угроза от ногайских орд прошла. Теперь казаки начинают осваивать те места, которые не могли быть затоплены. Раньше они использовались как зимовники.
Жители занимались земледелием. Земли делили, как это положено у казаков, на души жителей мужского пола. Если вначале земли хватало, то со временем потребовались новые пахотные земли. Эти пахотные земли располагались вне хутора.
Шло время. Население росло. Места для новых домов было мало, постепенно происходит освоение новых земель, которые не подвергались затоплению. В Верхнеподпольном строится большая конюшня. В них содержались жеребые кобылы и жеребята, так как остальные лошади чаше всего паслись круглый год. Еще в конце ХХ века сохранялись  развалины старой конюшни.
Вся беда шла от воды. На многие километры разливался Дон, затапливая луга и поля. Приходила вода и в станицу и в хутора. Зажиточным казакам паводок был не страшен, так как нижний этаж строился чаще всего из ракушечника. Скот же они отправляли на «зимовники».  От наводнения страдали бедные казаки. Их саманные дома терпели бедствия. Страдала и их скотина, так как они не могли отправить ее на «зимовиник».
Зимовник находился намного выше самого хутора. Туда, на новое место жительства и отправлялись бедные казаки, спасаясь от наводнений.
Была еще одна причина, заставлявшая казаков переселяться на новые места. Население станицы и хуторов увеличивалось, нужно было строить новые дома, а места на возвышенных участках не было. А там, где было, нельзя было строиться, так как вода разрушала дома и стояла довольно долго.
Кроме того, часть казаков разорялась. Они вынуждены были продать свои участки и переселиться на новые степные просторы левого берега Дона.
Все это и приводило к образованию новых хуторов. Хутор, появившийся на высоком месте, вначале назывался Нахаловкой или Голодаевкой. И в самих этих названиях  закреплена история их возникновения. Так, Нахаловкой называли потому, что хутор возник сам по себе, без разрешения властей. Голодаевкой же потому, что вначале его населяли беднейшие казаки. Первыми переселенцами из числа бедных казаков были семьи казаков Чекомасовых, Логвиновых, Горелкиных.
Обилие свободных и плодородных земель привлекло внимание и зажиточных казаков. Вскоре переселились семьи Савельевых, Запорожцевых, Бабенковых, Дудниковых. Они захватили большие участки земли, обрабатывали они их силами батраков и бедняков.
У нового хутора было выгодное местоположение. Рядом проходил тракт. Богатые семьи Будниковых и Пустынниковых построили постоялый двор. Купцы возили соль, рыбу из Саратова, Волгограда и Астрахани. На постоялом дворе Будниковых и Пустынниковых они останавливались на отдых, а также для того, чтобы закупить продукты у местных жителей.
Как бы ни говорили, а хорошо жили казаки. По сравнению со Средней полосой России обычный середняк был богаче кулака. Да и не только они выращивали хлеб, но и ловили рыбу, сажали сады, охотились. А теперь все это хотят отобрать. Затронула Гражданская война хутора, стоявшие на Дону.
В хуторе Подпольном контрреволюционный мятеж был организован бывшим офицером Дудниковым и генералом Гусельниковым. Не было у них другого выхода, так как попадали они в расстрельные списки как казачьи офицеры. Такова же была участь и атамана Грибова. А могли ли боевые офицеры позволить себе пропасть ни за что? Ответ однозначен. Их отряды были хорошо вооружены, одеты и сыты. Дисциплина в отрядах была железная, так как казаки понимали, что пощады им не ждать. Оружие они получали из-за границы через Новороссийский порт.
На подступах к Подпольному на отряд красных бойцов напали казачьи сотни Гусельникова. Красноармейцы не дрогнули и смело вступили в бой. Эту страшную баталию наблюдали местные мальчишки. Один из них был Ф.Зерщиков, который об этом и рассказал. Они слышали стоны  раненых и умирающих, падающих и бьющихся в смертных судорогах лошадей.  Казакам удалось в этом бою пленить до 200 раненых бойцов, которые были зверски расстреляны. Ни красные не жалели казаков, ни казаки красных. Лилась кровь рекой. Позже останки этих воинов были перевезены в 22-х гробах и похоронены в братской могиле на «старом» хуторе.
Вообще за хутор Подпольный разыгралось кровавое сражение. Господствующие высоты были важны в военном отношении.  Двенадцать раз переходил хутор из рук в руки. Однако ход истории был неумолим. Многие богатые казаки покинули хутор и отправились в дальние страны.   
Но нужно было жить дальше, нужно было сеять хлеб, ловить рыбу, растить детей. Страна должна была развиваться.  И она развивалась, трудно, тяжело…
Советская власть прочно установилась в хуторе в начале 1920 года. В 1921 году в Верхнеподпольном был организован хуторской совет. Хуторской совет объединил такие населенные пункты как Подпольный, Черюмкин, Алитуб и Арпачин. Его председателем стал участник революции и Гражданской войны Чернышев Алексей Афанасьевич. Во время Гражданской войны был он ранен. Здоровье его с каждым годом ухудшалось, и в 1924 году он умер от крупозного воспаления легких. Активное участие в становлении советской власти в хуторе принимал Бахмутский Александр Андреевич и его сыновья, Григорий, Василий и Федор. Григорий был первым коммунистом, а Василий и Федор – первыми комсомольцами на селе.
В дальнейшем Подпольный, Черюмкин и Алитуб вошли в Старочеркасский сельский совет. Председателем станичного совета был житель хутора Верхнеподпольный Горбунков Иван Степанович. Он был участником Революции и Гражданской войны на Дону. Служил в отряде Кривошлыкова и Подтелкова, был в составе их боевого штаба. В родной хутор был направлен как организатор советской власти. Местные кулаки ненавидели его, всячески ему мстили. В 1924 году они сожгли его дом и все имущество. Врагам не удалось запугать этого неутомимого и бесстрашного бойца революции. Горбунков Иван Степанович избирался председателем сельского совета до 1932 года. Переутомленный работой, он умер за своим рабочим столом. Похоронен в станице Старочеркасской на Ратном кладбище.  На его могиле стоит памятник.
Кто же прав был в этой борьбе? О ком мы должны говорить с благодарностью? Наверное, и об одних и о других. Ибо и те, и другие отстаивали свою землю. Отстаивали, как умели, и как понимали. Нам, их потомкам, нельзя забывать только об одном, о том какой дар они нам передали… Свою землю. За нее они сражались… За нее они умирали…
Прошло время. Постепенно примирились казаки с Советской властью.
В 1926 году в хуторе был организовано товарищество по обработке земли (ТОЗ). Это было одно из первых товариществ по совместной обработке земли в Старочеркасском сельском совете. В организации товарищества, или как его гордо называли, коммуны, принимал участие Горбунков Иван Степанович. Он же и был первым председателем. В коммуну первыми вступили семьи Михайличенко, Белоусовых, Чекомасовых, Бахмутских, Логвиновых.
В 1930 году на базе коммуны был организован колхоз имени Никольского. В его состав входили хутора Верхнеподпольный, Алитуб, Слава Труда, Красный. Первым председателем колхоза был рабочий-двадцатипятитысячник, посланный на подъем сельского хозяйства. К сожалению, его имя не сохранилось.
С 1932 по 1934 год председателем колхоза был Шкурков, бывший полковник Красной армии.
В 1934 году в х.Верхнеподпольном был организован колхоз имени XVII Партконференции. Однако сохранилась бригада колхоза имени Никольского. Эта бригада занимала значительную часть земельных угодий в районе самого хутора. Эта бригада носила имя С.М.Кирова.
Председателями колхоза до 1941 года были Бруславсий, Зимницкий, Скляров, а бригадирами – Кравченко, Бахмутский, Фандеев.
Первая тракторная бригада была создана в 1937 году. До этого тракторов не было. Всем селом встречали колхозники первый трактор. Бригадиром этой тракторной бригады был Иван Ананьевич Горелкин. Он работал на первенцах советского тракторостроения колесных «Универсалах». Стало работать намного легче, когда в колхозе появилось несколько десятков тракторов и другой сельхозтехники.
Хутор Верхнеподпольный располагался на луговом займище у ерика. В нем насчитывалось тогда 144 двора. Был построен хороший клуб и начальная школа. На месте современного поселка было всего 18-20 дворов. Кроме того здесь же находились и колхозные бригады.
Богатый урожай зерновых и овощей выращивали колхозники. Занимались скотоводством. За свой труд колхозники получали зерно за свои трудодни.
Стали жить лучше… и тут разразилась Великая Отечественная война.
В оккупацию х.Верхнеподпольный попал в июле 1942 года. С этого времени потянулись долгие дни и месяцы фашистской неволи. Мужчины ушли защищать свою родину, а в рабство попали старики, женщины, дети. Все выращенное зерно 1942 года было вывезено гитлеровцами в Германию. Колхозников силой гнали на уборку хлеба, а за работу ничего не платили.
Когда армия Паулюса угодила в Сталинградский  котел, фашисты гоняли жителей на оборонительные работы. Они строили укрепления на Донском рубеже.
Бой за хутор Верхнеподпольный завязался 19 января 1943 года. Фашисты стремились всех жителей угнать в глубокий тыл, а молодежь в Германию. С этой целью они гнали людей по направлению к станице Ольгинской. Спасаясь от фашистского рабства, большинство семей ушло к хутору Слава Труда, где и были освобождены войсками Красной армии.
Очень сильные бои за хутор продолжались до 5 февраля. Враг цеплялся за каждый метр нашей земли. Он надеялся удержаться на выгодных оборонительных рубежах реки Дон, чтобы вновь начать свое наступление. Упорство врага было сломлено с большим трудом. Хутор Верхнеподпольный находился в очень выгодном стратегическом положении. Были сожжено или разобраны на доты 118 жилых домов, а также  здания школа, клуба и правления колхоза. Погибло много мирных жителей.
В одном из домов располагалось до полусотни гитлеровцев. Все они были уничтожены нашими бойцами, а дом сожгли.
Хутор несколько раз переходил из рук в руки. 20 января 1943 года в подвале пожилого колхозника Багаевского Петра Степановича скрывалась группа раненых советских солдат и офицеров. Их обнаружили, и они были сожжены вместе с хозяином дома.
В одном из погребов скрывался раненый комсомолец Лавритенко Николай Ильич. Немцы обнаружили его, при нем был и комсомольский билет. Фашистский палач положил билет на грудь 18-летнего юноши и через него пронзил сердце комсомольца. Отыскать родственников Лавритенко не удалось, хотя окровавленный и проколотый штыком билет был отправлен на местожительство в Сталинградскую область.
Много крови было пролито при освобождении х.Верхнеподпольный. Восточнее современного поселка  большая группа раненых красноармейцев пыталась спрятаться в скирдах соломы и была сожжена гитлеровцами.
В огне боев погибло пять мирных жителей, два человека приговорены фашистами к смертной казни: активный строитель колхозной жизни, Бахмутский Алексей Андреевич и депутат Совета Маслова. Замучена в застенках ростовской тюрьмы председатель  Старочеркасского сельского совета Александра Ивановна Горбункова.
Александра Ивановна Горбункова,1907 года рождения, была дочерью известного коммунара и деятельного участника становления советской власти на Дону Горбункова Александра Степановича. Она была первой комсомолкой на селе, затем секретарем комсомольской ячейки. Много сделали комсомольцы в борьбе с кулачеством и в упрочении советской власти. Александра Ивановна занимала ответственные посты в колхозе, а потом в совете. В 1937 году была избрана депутатом облсовета города Ростова-на-Дону. Два года она работала в областном совете, а потом была рекомендована на пост председателя  Старочеркасского сельского совета. В этой должности она проработала до Великой Отечественной войны, вернее до июля 1942 года, т.е. до времени оккупации станицы Старочеркасской.
Во время оккупации Александра Ивановна находилась на Кубани в станице Белореченская,  так как получила определенное задание для подпольной работы. Она устроилась временно на квартиру у одной старушки и между основным делом помогала ей по дому.
Однажды Александра Ивановна несла воду, а по улице брели военнопленные. Один из них, шедший последним, попросил попить воды. Тут же он назвал Горбункову по имени и отчеству. Это был ее хуторской сосед. Однако радость встречи с ним была напрасной. Он оказался предателем и привел ее в местную комендатуру. Чтобы проверить верность нового солдата, комендант доверил ему конвоировать Александру Ивановну в ростовскую тюрьму.
Пять дней и ночей сопровождал он пешком по дороге эту бесстрашную женщину полицейский. Чтобы причинить еще большую рану Александре Ивановне и ее родственникам, на шестые сутки он привел ее в родной хутор. Жена полицейского, все ее родственники и родственники Горбунковой Александры Ивановны, слезно просили, подали на колени, уговаривая его отпустить женщину, а не доставлять в Ростов. Однако он остался неумолим и доставил свою жертву в немецкую комендатуру г.Аксая. Оттуда ее отправили   в ростовскую тюрьму. В ночь перед освобождением войсками Красной Армии города Ростова Горбункова Александра Ивановна была зверски убита фашистами. 
Несмотря на отчаянное сопротивление фашистов 5 февраля 1943 года х.Верхнеподпольный был освобожден, а 14 февраля был взят весь Донской рубеж.
Следопытами Верхнеподпольненской школы были разысканы родственники погибшего при освобождении солдата В.М.Нелюбова. вот что написал его сын, А.В.Нелюбов: «Дорогие учащиеся! Большое вам спасибо за то, что вы не забыли могилу моего отца, который погиб в борьбе с фашистами, защищая ваши хутора – частичку нашей Родины. Мне удалось найти могилу его, благодаря вам. Желаю вам стать достойной сменой отцов и дедов».
После войны в хуторе Подпольном, расположенном на займище осталось целыми всего несколько  домов. Люди потихоньку начали селиться на том месте, где располагается хутор Верхнеподпольный сейчас. Основная трудность была с водой. Наличие несколько колодцев с питьевой водой несколько сглаживало ситуацию.
На базе нового хутора были создан колхоз имени Андреева. Его первым председателем был Фандеев Иван Игнатьевич. В 1943 году  в колхозе (по данным статистики) была одна тягловая единица, да и тот ишак. В 1946 году было уже 4 пары быков, три лошади и несколько десятков свиней.
У Иван Игнатьевича известная биография. Он вступил в комсомол в 1929 году. С 1936 года стал секретарем комсомольской организации. В послевоенные годы работал председателем колхоза имени Андреева. После укрупнения колхозов был заместителем директора «Знамя коммунизма». Позже возглавлял тракторную бригаду, был агрономом отделения. В 1974 году вышел на заслуженный отдых.
На базе объединенного колхоза имени Андреева в 1962 году было создано два совхоза: совхоз «Заречный» и совхоз «Октябрьский». В 1964 году произошло слияние совхозов, и хозяйство начало именоваться немного по-другому: племсовхоз «Заречный», так как он имел молочное направление. Были построены две молочные фермы, каждая на 1000 голов. Их оборудовали самым современным по тому времени оборудованием: были установлены доильные установки «Даугава», «Елочки», автопоилки. Работали транспортеры. Были построены и другие животноводческие помещения – это 12 кирпичных корпусов, 8 телятников.
В совхозе было земли общей площадью 7192 гектаров, в том числе пашни 3797 гектаров, а орошаемых земель 2179 гектаров. По орошаемым площадям совхоз занимал второе место в области после совхоза «Гигант».
В свои лучшие годы совхоз имел 4750 голов крупного рогатого скота, в том числе коров 2300. Вырос и машинный парк. Тракторов – 106, грузовых машин – 35.
После образования племсовхоза в степи развернулось строительство. Были построены одноквартирные и двухквартирные дома. Вырос целый городок двухэтажных домов. Их оказалось 12 на 16 квартир каждый. Построено новое здание школы. Был разбит сквер с фонтаном. В это время население поселка достигло 1600 человек.
Пришла пора взяться и за снабжение поселка водой. В 1975 году было начато строительство очистных сооружений, которые вошли в систему Зерноградского водопровода. Это предприятие предназначено для очистки питьевой воды.
Строительство очистных сооружений велось  Аксайской передвижной механизированной колонной треста «Ростовсельхозводстрой». Общая сметная стоимость сооружений составляло 11 миллионов рублей. Завершилось строительство в 1980 году. После ввода в строй очистных сооружений общий объем очищенной воды будет достигать 50 000 кубических метров в сутки. Эту донскую очищенную воду получил и хутор Верхнеподпольный, так как воды из скважины постоянно не хватало.
Рядом со своими отцами учились жить и работать их сыновья. В 1977 году в совхозе «Заречный» был создан комсомольско-молодежный уборочный комплекс из 102 человека. 70% составляла молодежь в возрасте до 30 лет, 50% - комсомольцев.Возглавлял комплекс Дмитрий Алексеевич Герасименко. Дмитрий Алексеевич – уважаемый человек на селе. Бывший выпускник Верхнеподпольненской школы,  вначале секретарь комсомольской организации. Затем председатель рабочего комитета, начальник мелиоративного отряда, механик 4-го отделения. Молодежный комплекс – новая форма организация труда. Именно здесь рождается чувство дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Вместе с наставником, Виктором Петровичем Певневым, в работе комплекса принимали участия и ученики Верхнеподпольненской школы. За свою работу А.Попов, С.Сидоренко, Э.Хандов, В.Чмых, А.Левченко, В. Маломуж, С.Мошкин, С.Кошелев награждены ценными подарками, грамотами и путевками. Заведующий отделом сельской молодежи обкома ВЛКСМ Сергей Германенко вручил вымпел за высокие показатели в «Жатве-77» Чмых Владимиру, ученику 10 класса.
Сейчас на территории хутора новая форма сельхозпредприятия. Но как и прежде выращивают зерно, наполняя кладовые Родины.
Что же сам поселок? Он растет и хорошеет. Появилась новая улица, Зеленая. Дороги  покрыты асфальтом.
А планы? Планы простые: сделать жизнь на селе достойной.