Донос. 8. Неприятности в семье Кононовых

Владимир Пузиков
8. НЕПРИЯТНОСТИ В СЕМЬЕ КОНОНОВЫХ

В семье Кононовых с первых дней эвакуации начались неприятности. Сначала заболела дочка Лида, которой было всего 2,5 года. У нее загноился палец.

Сегодня врачи бы написали диагноз: «панариций». Тогда этого мудреного слова в народе не знали, а называли эту напасть по-своему – «волос». У ребенка начались сильные, пульсирующие боли, озноб, повысилась температура. Она постоянно плакала и звала маму:
- Мама… Мама… Пальчик дергает… Головка болит…

Мать успокаивала девочку, но помочь не могла: лекарств не было, боль могло снять только хирургическое вмешательство. Хорошо, что среди евреев оказалась врач Роза, у которой имелся портфель с медицинскими инструментами и лекарствами. В полевых условиях она провела операцию, вскрыла нарыв, что-то там удалила или вырезала, сделала перевязку с ихтиоловой мазью. Пальчик у Лиды заживал долго, но главное, прошла острая боль.

А потом произошел несчастный случай с Зинаидой. На одном из привалов она подошла к речке, стала на камень и начала мыть ноги, поскользнулась, упала в воду, ее понесло течение. Евреи это увидели и бросились девочку спасать. Когда Зинаиду вытащили, то она была без сознания. Роза сделала ей искусственное дыхание и привела в чувства.

Далее еще страшнее. На спуске в балку Чограй лошади не удержали тяжело груженую бричку, в которой ехали Кононовы. Валентина Ксенофонтьевна не справилась с управлением, бричка перевернулась. Дочь Лену накрыло большой металлической ванной, Зинаиду – периной, а сверху мешками с мукой и пшеном. Повезло Лиде. Она откатилась на обочину полевой дороги, как резиновый мяч, у нее не оказалось ни одной ссадины.

Валентина Ксенофонтьевна, опасаясь за детей и со страху, не выпустила из рук вожжи, и лошади метров сто тащили ее по земле. Лошади покалечились, поломали ноги. Подъехали на «линейке» Иван Михайлович и Шарнович. Они пристрелили лошадей, распутали вожжи и освободили Валентину Ксенофонтьевну. Она была чуть жива.

Первую медицинскую помощь ей оказала Роза. Потом она долго ощупывала голову пострадавшей и поставила диагноз:
- Сотрясение мозга! Небольшое кровоизлияние.
И помедлив, Роза обнадежила:
- Трещин черепной коробки нет… Жить будет!

Так что, из семьи Кононовых больше всех пострадала Валентина Ксенофонтьевна, которая была вся в ссадинах и ушибах. Бричку поставили на колеса, запрягли лошадей из колхозного табуна, загрузили разлетевшимся в разные стороны имуществом, и один из ездовых повез семью в село Мирное.

Трое перепуганных детишек сидели рядышком, а мать лежала на перине. Через несколько дней она вся почернела от кровоподтеков, и у нее начались головные боли.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...