Когатрино болото

Татьяна Пороскова
Первый раз в этом году иду за клюквой в КогАтрино болото.  Не могла определить, почему его так назвали. Там даже лежит озерцо Когатрино.
Слышала я от своей свекрови, что есть такой чудесный лекарственный корешок, который кличут «когатрин корень». Он от многих болезней. Свекрови сейчас девяносто четыре года, и она уже не в силах мне ответить, кто и почему дал этому болоту такое имя.

Километров пять дороги в сторону Заозерья надо пройти. А там огромное озеро с древним именем Перд. А за ним уже Архангельская область.
Дорогу оканавили с одной стороны. А другая её сторона топорщилась бревенчатым настилом и глыбами глины. В дорожных  лягах плавали облака и кружились жёлтые листья.

Вот и болото. Моя подруга по походу рванула вперёд за крупной клюквой. Там где- то маячил «островок», а возле него рубиновые и вишнёвые россыпи  ягод. Шли мимо   оголённой сушины. Я пригляделась и поняла. Мишка точил когти. Щепа трухлявая лежала на красном мху.

А Лида почти бежала впереди меня! Где её годы? Куда подевалось больное колено? На болото  она взяла палку, чтобы не рухнуть в пропитанный болотной водой мох.

- Куда ты бежишь? Клюквы нет! - не выдержала я.
О каком островке ты говоришь?
Оказывается, «островком» здесь называют небольшой участок леса на болоте.

 Я достала старый журнал «Рыболов-спортсмен» 1991 года, приготовленный  для похода.  Через каждые пятнадцать метров крепила его листы на хрупкие ветки сухих сосен. Журналов на чердаке полно.

Чавкало под ногами болото. Оно дышало  на нас острым запахом болиголова, прелыми розовыми листиками черники. И нежно ещё манили к себе сизые ягоды голубики. И брусника звала спелая.

Не нравилось мне, что бежала вперёд напарница, хоть и старше меня лет на десять. Всё же остановилась. Повесили рюкзаки, стали собирать ягоды. За эти годы всякой я клюквы повидала. И алая, как яблоко, которое катится по зелёному мху. И бордовая  стелется россыпью вишнёвой. И сизая клюква,  в форме веретёшка. А сегодня увидела клюкву в форме груши. Хороши  лепишки с крупными ягодами!  Одно удовольствие  собирать и кидать в корзинку!

Надо идти домой. В глазах уже рябит от ягод, от красного мха, и чавканье под ногами напрягает. Хорошо мы выходили с болота по моим бумажкам, где объясняли о  делах рыбацких. Но вот бумажки кончились.

- Надо идти, чтобы солнце лежало на левом плече, - думаю я.
А напарница тянет  к тёмному лесу. Вижу на мху ещё свежие следы. Мужик проходил. А рядом собака бежала.
- Давай пойдём на свет. Видишь, там штабеля леса лежат. Значит, и дорога есть, - предлагаю я.

Вышли на дорогу, по которой вывозили лес. Зашли в избушку рабочих. Там пусто. Сушатся ещё с весны верхонки.  Широкий стол и лавки. Печка-буржуйка. Летают большие осы. Чёрная бархатная бабочка бьётся о стекло. Вышли мы метров на 200 выше.  Так было приятно ощущать под ногами твердь земли.
Шли осторожно, чтобы не поскользнуться и не упасть в лягу. Вспоминали наши прежние походы, когда было нас больше.

- Мы ходили по этой дороге в школу,  говорит Лида.-
 Много нас было. Жили в Заозерье, деревне, что за озером.  Дорога была лучше. Только лошади и люди ходили по ней.

- А я жила в городе. Ходила в кружки Дома пионеров. Можно было ходить в любой кружок: хореографический, изостудию, цветы делали из крепдешиновой ткани.
Мне мама в ателье впервые заказала платье из чёрного крепа на защиту диплома. Я запомнила его, потом прикалывала к нему букетик  фиалок. Когда начала работать, купила  крепдешиновое платье.  Ветер гулял в подоле. И я словно летела в этом пёстром платье!

А день был таким лучезарным. Я оглядывалась на ласково махавшие нам красные ветки рябин.

ЛЯга – яма с водой.
СушИна – сухое дерево.
Веретёшко -  веретено, приспособление для ручного прядения пряжи.
ЛепИшка – небольшое ягодное местечко.
ВерхОнки – рабочие рукавицы.

Когатрино болото. Вероятнее всего это слово ассимилировалось от слова "Гагатрино", в переводе с вепского "Гаг..." -"гусь"