О мироззрениях

Сергей Горохов 2
Должны ли быть у людей свои мировоззрения, представления, убеждения. В общем случае восприятия действительности.
Человек существо общественное, и    чтобы ему было уютней жить.
Он вынужден  приписывать, относить  себя к той или иной жизненной нище. Относить себя к тому или иному сообществу, социальному слою, сословию, роду деятельности и т.п.  В большинстве случаев на не осознанном уровне.
Человек вынужден как-то и чем-то  обосновывать свои поступки, действия, помыслы, пристрастия. Вынужден,  как-то  выстраивать свои взаимоотношения с другими людьми.
Человек вынужден делать выводы, давать ответы и советы, принимать решения по тому или иному вопросу, обстоятельству, ситуации, как-то реагировать на вызовы.  Человек вынужден на основании чего-то оценивать, как свои,  так и чужие  те или иные поступки, действия,  ситуации, обстоятельства.

 Но чтобы все это делать, человеку нужно чем-то руководствоваться, от чего-то отталкиваться, с чем-то сверяться. 
Вот как раз для этого ему нужны собственные мировоззрения, восприятия,  убеждения. Все   это ориентиры,  с которыми сверяется, которыми руководствуется  человек в жизненном пространстве. Согласую с ними свою деятельность, дела, поступки, оценки,  действия и бездействия.
Мировоззрения, восприятия   и убеждения это для человека руководство к действию или бездействию в окружающем его жизненном пространстве.     Порой достаточно сложном, зыбком и вызывающем. 
 
Сколько может быть мировоззрений, восприятий  и убеждений?
 Как мне представляется,  столько. Сколько было, есть и будет людей на белом свете. Восприятие зависит от  пола, мужского или женского, возраста, детского, юношеского или зрелого.  От места проживания, наличия того или иного образования. Даже роста, веса, цвета волос. И т.д. и т.п.
Разные люди смотрят на одни те же события, поступки, ситуации своими женскими или мужскими глазами. Детскими или взрослыми.   
Откуда берутся мировоззрения и представления.
Есть два основополагающих случая.
Первый случай.
 Люди этой категории  обозревая окружающую действительность, контактируя с ней.    Думают, размышляют, прикидывают, что и как в ней крутится. Что с чем и как связывается, перекликается, откликается, аукается.   В общем,  занимаются умственной деятельностью.
Чтобы выработать, обрести свои мировоззрения, восприятия, убеждения.   
Эти люди принимают во внимание свой и чужой жизненный опыт. Знания и познания во многих сферах человеческой деятельности. Сопоставляют  поступки, факты, действия и события, пытаются выявить причины для тех или иных следствий.
  В результате этого умственного труда делают для себя соответствующие выводы. Вырабатывают, формируют  свое личное  восприятие окружающей действительности и жизненного пространства.
 Достаточно часто по тому или иному вопросу не могут придти к однозначному выводу или ответу.  Порой,  для себя честно считая,  что их ум ни достиг тех высот,  чтобы сделать однозначный вывод или ответ по тому или иному сложному вопросу.  Например. Как устроена и откуда взялась вселенная.  Справедливо полагая,  что на сложные вопросы,  нет простых ответов.  Что  на многие вопросы человеческому уму ответить  невозможно, запредельно.
Так как эта умственная работа по выработке свое собственного восприятия очень сложная, кропотливая  и длительная. Как правило,  идущая на всем протяжении жизни. Постоянно требующая, в частности  по мере взросления,  переосмысливания и корректировки своих убеждений, восприятий, взглядов.
 То эта категория людей, наряду с выработанными самим собой лично восприятиями. Дополнительно к ним,   часть восприятия  заимствует у других людей. Родителей, супругов, друзей, учителей, сотоварищей по профессии или социальному положению,  кумиров, героев своего времени.   И т.д. и т.п.
Все это, свое родное и заимствованное, приобретенное у других.  Как-то увязывается в одно целое.  От чего человек  в своей жизни и исходит и этим руководствуется. Действует или бездействует, поступает или не поступает. Судит или прощает. Любит или ненавидит.
Как правило,  те, кто хоть и частично,  но в результате умственных усилий выработал свое собственное восприятие. Зная,  как тяжело и долго это достигается, как это постоянно переосмысливается, как  со временем корректируется.  Зная,  что через это надо пройти, что многое надо взвесить, осмыслить и переосмыслить.  Своего восприятия кардинально не меняют. 
 И  что особо важно.   Другим своего восприятия  не  навязывают.  Понимая,  что свое личное, трудом и долгим временем добытое, выработанное, приобретенное.   Довольно трудно, если вообще возможно навязать и усвоить  такому же,  как и он. 
  Ошибочно полагая, что,  как и он сам,  все остальные свое восприятие в значительной степени  вырабатывают самостоятельно.

Второй случай.
 В этом случае  люди ни греют голову,  и восприятие  об окружающем пространстве попросту и целиком заимствуют.    У соседей, сотоварищей по социальному положению, роду деятельности, места жительства. У кумиров, учителей, соседей, начальников. И т.д. и т.п.
Руководствуясь примерно следующим. Как считает  учитель,  как написано в книге.  Как воспринимают мир сотоварищи.  Так я окружающую действительность и воспринимаю. Тем руководствуюсь, исходя из чего,    так и делаю, так и поступаю. 
Чем проще стороннее восприятие, тем лучше оно заимствуется, приобретается и усваивается. 
 В этом случае на все сложные вопросы есть все и достаточно простые ответы. Как правило,  на многие вопросы, имеется всего один простой ответ.  Так проще, а чем проще,  тем оно и лучше запоминается и  усваивается.
Те,  кто полностью заимствовал  восприятие у кого-то. Быстро,   не прилагая к тому умственных усилий,  не профильтровав, усвоил его.
 Считают,  что приобретение  и имение этого самого как бы своего восприятия дело очень простое и легкое. Раз-раз и в дамках. Что собственно так и есть. Не прилагая особых  усилий, из одного кармана взял, в другой положил.
 Может быть,  и в силу этого.  Те кому восприятие досталось так легко и быстро. Они постоянно навязывают другим как бы свое, но заимствованное  восприятие.  Пытаясь найти  и пополнить ряды таких же, кто  свое восприятие  не вырабатывает, а заимствует.


Могут ли у людей меняться восприятие действительности.
Могут. И достаточно часто. Например.  По мере взросления происходит так называемая переоценка ценностей.
Меняется восприятие действительности при смене места жительства. При смене квартиры, работы. При переезде в другую местность, например,  с иными климатическими условиями. При переходе из одного социального положения в другое. При смене рода деятельности. И т.д. и т.п.
Замужняя женщина воспринимает мир совсем иначе,  чем не замужняя, одинокая. Замужняя,  зачастую пытается переделать мужа под себя. Одинокая  зачастую считает.  Хоть какой, лишь бы  свой, под боком.   
  Женщина мать,  имеющая много детей, смотрит на мир несколько иначе,  чем та женщина,  у которой по своей воле нет ни одного ребенка.  А вместо оного  для услады души имеет котика или собачку.
 Но есть женщины,  которые не имеют детей не по своей воле, а в силу так сложившихся обстоятельств. Они воспринимают мир, несколько иначе,  чем выше две упомянутые.
 Смена мировоззрений  и убеждений происходит при смене эпох, общественного устройства, достижений прогресса.
 Восприятие окружающей действительности у человека каменного века или средневековья были совсем  иными,  чем у человека,  который  все свободное время  «сидит» в интернете. А равно и восприятие, мировоззрение  человека живущего на свалке кардинально отличаются от восприятия,   проживающего в  хоромах.