Деда

Нина Кадулина
«Будет вам и белка, будет и свисток!» - так говорил нам дед Михаил, когда мы, его внуки, вернее, четыре внучки, настойчиво одолевали его, требуя поиграть с нами.

В середине прошлого века не было компьютерных игр, а об игрушках мы даже и не мечтали.

Самыми интересными играми для нас были головоломки, которыми в каждый свой приезд одаривал нас дед Михаил.

 Долгими зимними вечерами при скудном свете керосиновой лампы мы,  дети, тосковали и находили себе занятие в рисовании или чтении книг.

Но как только к нам из Покшеньи приходили деда Михаил и бабушка Оля погостить на две-три недельки, тут скукоте не было места ни на один вечер!

 Весть  о том, что к сестрам Поповым приехал Дед Михаил быстро разлеталась по всему  двух этажному дому и начиналось настоящее паломничество в наше жилище-квартиру.
Квартира — это одна комната и малюсенькая узенькая кухонька, две трети которой занимала русская печка - всегда была открыта.
Все пространство комнаты и все сидячие места — две кровати стоящие буквой Г в углу — все было занято соседскими детишками от 4 до 14 лет. Настоящий детский клуб!

Дед был колоритной, притягательной для всех детей без исключения, фигурой. Он -  непререкаемый авторитет и судья во всех придуманных им играх и забавах.

 Надевая на себя маску беспристрастия, неприступности и справедливой строгости,  поблескивая стеклышками очков, из под которых смотрели  живые умные глаза со смешинкой, пряча в густых аккуратно постриженных усах  улыбку, он выходил в центр комнаты и волшебное действо начиналось.
 Что же так тянуло нас к деду?
 Стихи и поэмы, которые он декламировал наизусть?
 Удивительная игра на мандолине?
 Многочисленные скороговорки, вылетающие из его уст как пулеметные очереди и вязнувшие в наших  повторах?
 Сказки и загадки, на которые мучительно хотелось сразу найти ответ, а его не было даже в нашем коллективном детском разуме?
 Фокусы с платками, коробочками, крышечками, ремнями?
 Головоломки со спичами — переносами и построением фигур на столе или интеллектуальные задачки на логику?
 Все было интересно, ново и свежо, но мы ждали его самую-самую трудную задачку, над которой потом будем думать, спорить, мучиться в поисках ответа до следующего вечера. 
 Это были логические задачи про стаю гусей, про козу в огороде, про белую мышь в башне,  про волка и козу в лодке…
 -Вот вам задача — говорит четко дед - переправить через реку в лодке хищного  волка,  травоядную козу и кочан капусты. Условие таково: в лодке могут находиться только два персонажа задачи — перевозчик и пассажир. Но хитрость в том, что нельзя оставлять вместе без присмотра  волка и козу и капусту и козу. Думайте. Кто первый решит эту задачку — будет завтра моим ассистентом в новой игре.

 Фокус наших занимательных занятий заключался в том, что поиск ответа на задачу имел только один вектор - наше собственное мышление. Подсказку взять было негде.

 Взрослые не знали ответа на дедовы штучки, а зачастую сами подсаживались на поиск разгадки, как и мы, ожидая правильного ответа только от Деда.
 Да, не было иного источника нетривиальных отгадок, кроме ответов самого деда — ни интернет, ни энциклопедий, ни сборников головоломок — ничего этого не было.

 Дед был глухой. Для нас это было благо.
 Мы  чувствовали себя в его присутствии совершенно свободно — мы могли спорить, кривляться, подсмеиваться друг над другом, вести мнимый диалог с дедом, задавая ему вопрос и отвечая тут же за него, жестикулировать, иногда радостно и истошно орать, думая, что нашли правильный ответ.
 Можно было сколь угодно долго кроптеть над задачкой, по одиночке и парами, или в группе, но, если ответ не находился, ждать подсказки и просить об этом деда было бесполезно.

На все подобные просьбы он отвечал всегда одинаково:
 - Что? Что? Повтори, не слышу!
 Постепенно азарт у всех спадал и все расходились, что бы завтра собраться снова.

 Но если,  вдруг, находился правильный ответ  - дед каким то чудным образом это слышал — вверх поднималась рука победителя и этот счастливчик уходил шептаться с дедом для подготовки следующего задания.
 Чаще всего это была моя старшая сестра Люся-Люсенька. К ней все домашние относились с особым пиететом. Он была умница из умниц!
 В пять лет пошла в школу, училась блестяще, впрочем, как и  сам Дед, который окончил церковно-приходскую школу с отличием и его Похвальный лист в рамочке висел у бабушки в доме в задней избе. Собранность, внимание, целеустремленность и настойчивость проявляла моя сестрица на этих домашних интел-играх,  и нас к тому приучала.
 Вот они с Дедом торжественно вносят в комнату длинное ровное полено из сосны. Что это? Будущий Буратино?! Оба хитро перемигиваются и объявляют новый конкурс:
 - Внимание! Внимание! Внимание! Угадай! Или открой секрет безошибочного угадывания! Будьте внимательны и вы откроете секрет этой игры!
 На ровной гладкой поверхности полена нарисованы по вертикали углем три черных круга. Дед садится на стул и ставит полено перед собой на колени. Люся выходит на кухню, закрывает за собой дверь. Мы дружно выбираем один из кругов, сначала толкаясь и перебивая друг друга, потом успокоившись приходим к консенсусу — верхний.
- Можно, входи! - кричим на разные голоса. Люся входит и сразу указывает на верхний кружок. Угадала!
- Еще раз! - кричим, — давай еще раз, попробуй!
Люся выходит и мы уже бесшумно, что бы она нас не услышала, жестами начинаем договариваться о выборе круга, а вслух нарочито кричим:
 — Давай средний, не угадает!
Раз за разом повторяется одно и то же — Люся безошибочно называет загаданный нами круг.
Дед снимает полено с колен и говорит:
 - Кто из вас уже догадался - в чем секрет? Она подсматривала?
- Нет!
- Она подслушивала?
- Нет!
- У нее интуиция?
- Неет! - кричим, не очень понимая, что это слово обозначает.
- У нас сговор?!!!
- ДА!!! Да! ДА! Точно сговор! Вы заранее сговорились!
- Ваша задача, - говорит дед, - быть очень внимательными и открыть наш с Люсей секрет.
 - Готовы?
- Да!
 Люся снова за дверью, мы во все глаза и уши следим, как она выходит и заходит, как встает напротив деда и без всяких видимых подсказок снова угадывает кружок. Еще раз! Снова во все глаза смотрим на Люсю — снова — победа! Вдруг голос:
- Я знаю! Можно теперь я буду угадывать!
 Это Женя-желторот, наш частый гость и брат Люсиной подружки. Он так умет рассказывать и хохотать, что стоит ему только начать смеяться, как постепенно веселье охватывает всех и мы уже без удержу до колик и до слез хохочем и рыдаем с подвыванием над какой-нибудь его байкой.
 Женя выходит за дверь. Мы совершенно в мертвой тишине  выдвигаем кого-либо показать всем один кружок, все согласно киваем и кричим:
 — Входи!
- Нижний — говорит Женя сходу.
- Точно! Может повезло? Может случайно?
 Еще и еще раз он выходит и вновь угадывает, ни разу не ошибаясь! Есть! Он владеет секретом, как Люся!
 Теперь мы следим во все глаза и уши за Люсей и Женей, чтоб они не стояли и не сидели рядом, ничего друг другу не передавали и не показывали, когда приходит их черед угадывать.

 Все участники теперь по очереди могут выходить и пробовать себя в этой угадай-ке, кому-то везет, но повторить без ошибок - не удается. Чем дальше идет игра, тем чаще победные выкрикивания: — Я знаю!!!! Тем больше становиться игроков на стороне деда и Люси и меньше нас, не счастливчиков, кому никак не дается секрет игры.
 Столько лет прошло, но как сейчас помню чувство нестерпимого желания угадать секрет игры! Здесь и сейчас! Обидно до слез, что все догадались, а я — нет. А фишка была — во внимании! Я торопыга, так меня и мама называла, страдала отсутствием внимания. Когда я уже совсем отчаялась в тот вечер разгадать секрет, мне тихонечко на ухо шепнула моя сестрица Галя:
 - Следи за дедом, куда он смотрит.
 Галя шефствовала надо мной, всегда забирала меня из детского сада успокаивала после садетских споров, драк, стоянии в углу или падений и ушибов:
- Поплачь, поплачь, - говорила она, - меньше… будешь. Заботу любящей старшей сестры я и сейчас ощущаю.
 Как же вовремя мне сестрица дала сигнал. Как раз вышла за дверь Люся. Я смотрю только на деда. Во все глаза. Люся указывает на круг и говорит уверенно:
— Средний.
 Да, верно, средний Но дед как сидел не подвижно, не моргая глядел вперед, так и сидел и что? В чем секрет? За дверью — Женя Я смотрю только на Деда. Женя заходит и говорит:
- Вы загадали ..
А!!! Дед закатил глаза наверх!! Вижу!!!
- Вы загадали  - верхний кружок!
Да! ДА! Угадал, конечно! Конечно, верхний!!!
- А можно я угадаю!
- Давай!
 Я - за дверью, боюсь, а вдруг дед мне не покажет глазами ответ и я опять опозорюсь! Можно. Смело захожу и встаю перед дедом. Его глаза опущены долу. Ага! Вот она квинтэссенция!  Вот!!
- Нижний!! - ору и прыгаю заранее от счастья.
-  Нижний!
- Молодец! - говорит дед, - Сама догадалась?
- Да...
Какой же наш деда понимающий, терпеливый и щедрый на общение с нами, детьми.
Теперь я  с теми, кто владеет секретом! Ура! Спасибо, сестрица, тихонько подхожу и прижимаюсь к ней. Здорово владеть секретом! Внимание, внимание...Вот тебе и внимание и его отсутствие. В следующей игре-загадке — угадаю сама! У нашего Деда много еще головоломок и игр, на наше детство — хватит!