Витрина

Александр Сергеевич Прохоров
- Так! Что за шум в классе! – Людмила Владимировна хлопнула классным журналом по столу и строго осмотрела всех нас. Что-то вы слишком рано развеселились! Новогодние праздники еще не начались!
- Так ведь через два дня уже каникулы! – послышался с задней парты голос Сережки Боброва.
- Вот именно – через два дня! А у тебя, Бобров еще спорная оценка по математике. А ты, вместо того, чтобы думать об этом, пускаешь самолетики! Сам себя потом винить будешь! Только будет уже поздно! И полетишь ты на своей кругленькой троечке в новый год. Вот только тройка, не лошадей будет.
Сережка вздохнул и замолчал. Все правда – контрольную по математике он завалил, и теперь ему ярким огоньком светит трояк за четверть.
- Это касается не только Боброва. – продолжала наша классная, - Это касается каждого из вас. Расслабляться будете на каникулах, а сейчас, нужно собрать все силы и достойно закончить первое полугодие. Вы уже не маленькие…

Ну, понеслось. Теперь её не остановить. Сейчас будет говорить, как важно всегда быть собранным, что мы должны всегда смотреть вперед, что взрослая жизнь не за горами...

- Не думайте, что вам всегда можно будет сидеть у родителей на шее. Взрослая жизнь не за горами! – словно услышав мои мысли, продолжала Людмила Владимировна. Впрочем, это не она услышала мои мысли, а мы все, ну, по крайней мере я, уже давно замечал, что начинаю угадывать наперед, что она скажет.

Меня зовут Паша Сомов. Я учусь в пятом «А» классе средней школы № 24. Учусь хорошо. До отличника не дотягиваю, но ударник твердый. Правда бывает, что и троечка проскочит, и пару поставят, но это редко. Да и чаще для воспитания, чтоб не расслаблялся. Наверное, это меня и подстегивает все время следить за своими оценками и вовремя их исправлять.

- Поэтому, чтобы вы не расслаблялись и не прыгали как олени Деда Мороза, мы сейчас напишем сочинение на тему…
- У-у-у-у, - раздалось в классе.
- На тему, - словно ничего не замечая продолжала классная, -  «Чего я достиг за прошедший год». Всем понятно? Итак, достали тетрадки, взяли ручки и начали вспоминать, чего же вы достигли.
- А зачем вспоминать? – спросил Мишка Петров, - это же сочинение. Его сочинять нужно.
В классе раздался смех.
- Остроумно, Петров. Вот сиди и сочиняй. А я потом на родительском собрании прочитаю твою поэму, про то, какой ты аккуратный, послушный и воспитанный. Думаю, твои родители очень удивятся. И потом, ты уже им будешь сочинять, почему у такого хорошего мальчика стоит «неуд» по поведению и сплошные тройки в дневнике.

Я сидел за своей партой и слушал весь этот разговор. Настроение у меня было отличное, до каникул осталось каких-то два дня, а все оценки за четверть я уже получил. Все что нужно было исправить – исправил, где нужно было поднажать – поднажал. А сочинение – это же раз плюнуть! Да я лучше всех в классе их пишу. Только вот не понятно, почему мне никогда за них не ставят высший бал. Например, Танька Тимохина всегда их списывает со всяких книг и всегда получает «отлично», а я всегда пишу сам и всегда на «хорошо». Но пусть это останется на совести Таньки и Людмилы Владимировны, хотя иногда бывает очень обидно.

Я открыл тетрадку и уже начал обдумывать свое сочинение, как Людмила Владимировна вдруг сказала:
- Сомов, Косякин, Егоров, Донцова и Кулагина – закройте тетрадки. Вы пойдете со мной в книжный магазин. Там нам нужно забрать новые учебники.
- Ура!,- Закричал я.
- Сомов! Веди себя прилично!
Я тут же замолчал и мило улыбнулся Людмиле Владимировне.
- А чего только они? – опять вступил в диалог Мишка. – Я тоже хочу в книжный магазин! Что, я учебники не донесу, что ли?
- Петров, этого я тебе позволить никак не могу. Ты достиг таких высот за прошедший год, что просто обязан про все это написать в своем сочинении! Поэтому забудь про книжки и порадуй меня и своих родителей своим новым творением. Я еще до сих пор не могу забыть твое сочинение на тему «Как я провел лето», поэтому хочется усилить свое впечатление о твоих стремлениях и талантах. Пиши, Петров!

Ребята в классе засмеялись. Дело в том, что Мишка написал в том сочинении, что все лето он посещал городскую свалку, где можно было найти много интересных вещей. После недельного посещения этого самого места, Мишке повезло, и он нашел там старинную бутыль в оплетке и почти не сломанный приемник. После того как его сочинение прочитали на родительском собрании, Мишка сразу изменил свое мнение о целесообразности своего отдыха.

- Те, кого я назвала, быстро в раздевалку! Я жду вас в холле. В магазине мы должны быть через 10 минут! Мы вернемся к концу урока, - объявила классная всем тем неудачникам, которые склонились над своими тетрадками. И запомните, что от оценки за это сочинение будет зависеть оценка за четверть!

Быстро одевшись, мы дружно вышли из школы и направились в магазин. Солнце светило ярко и снег, под его лучами искрился как маленькие бриллиантики. До чего же приятно прогуляться во время урока по морозному воздуху! Тем более, когда твои одноклассники мучаются над сочинением!

Книжный магазин находится совсем рядом с нашей школой. Просто рукой подать! Я шел рядом с Васькой Косякиным. Васька – один из моих друзей. Он всегда веселый. Вот это-то мне в нем и нравиться! Что бы ни случилось – получил двойку или промочил ноги – улыбка никогда не сходит у него с лица. Иногда мне даже кажется, что не улыбаться он не может. Вот и сейчас, он идет рядом, а улыбка на его лице разъехалась от уха до уха. По дороге мы обсуждали с Васькой очень важные дела. Во-первых, на каникулах мы решили каждый день ходить в кино, во-вторых, на новогодний праздник мы решили идти в костюмах мушкетеров. Вот только кто из нас будет Д’Артаньяном мы так и не решили. В-третьих… Что будет в-третьих, мы тоже не успели обсудить, потому что уже подошли к книжному магазину.

- Так, дети. Подождите меня здесь, на улице. А я пойду поговорю на счет книг. Когда я все решу, я вас позову, вы зайдете и возьмете книги. Ведите себя смирно. Старшим назначаю э-э-э… Сомова! Он самый спокойный и аккуратный. Павел! Следи за порядком! А вы все его слушайтесь!

Людмила Владимировна строго посмотрела на нас, вздохнула и вошла в магазин.
- Ну, Пашка! Даже не знаю как с тобой теперь себя и вести! – хитро глядя сказал Васька. – Ты теперь – начальник. Большой и важный.
- Да ладно тебе, - отмахнулся я.
Но игру Васьки подхватили и другие ребята.
- Ты такой у нас аккуратный-аккуратный!
- Такой серьезный-серьезный!
- А какой спокойный!
- Пашечка, а можно мы будем смотреть по сторонам? – С щенячьей преданностью в глазах ехидно продолжал Васька.
- Ну, Васька! Держись! Я бросился на своего друга, который тут же отскочил в сторону. Тут началась кутерьма! Мы громко смеялись и дурачились, бросались снежками, подставляли друг другу подножки. Девчонки верещали! И тут, Васька применил какой-то непонятный прием, и я от неожиданности тут же оказался на снегу. Снег забился мне в рот, под шапку и за шею.
- Ах, так! – рассердился я. Ну, держись, Васятка!
Я схватил его за пояс и слегка подбросил. Но видно, не рассчитал своих сил, а может быть, Васька так неудачно полетел, что своей головой он встретился с витриной магазина. Стекло затрещало и посыпалось осколками вниз. Мы стояли и раскрыв рты смотрели на то место, где только что была витрина. Смех моментально стих.
- Мамочка, - прошептала Ирка Кулагина, - что же теперь будет!
Но подумать о том, что будет, мы не успели, потому что из магазина уже выбегали перепуганная классная вместе с продавцами.
- Что случилось? Вы все целы?
Людмила Владимировна подбегала то к одному, то к другому, как бы желая убедиться, что все на месте.
- Что? Что произошло? Ну, не молчите! Отвечайте же!

Я решил взять огонь на себя. Сам виноват. Да ведь еще и оставался за старшего. Как бы я хотел сейчас оказаться в классе над тетрадкой и писать сочинение. Да хоть пять сочинений! Лишь бы сделать так, чтоб эта история никогда со мной не случилась. Но, увы, этого сделать было нельзя.
- Людмила Владимировна! Мы тут играли и вот….. Стекло разбилось… То есть это… Ну, вот…
- Это вы разбили витрину??? Как???
- Васька головой её задел.
- Головой??? Что значит задел???

На родительском собрании, которое состоялось в этот же вечер, хитом было не Мишкино сочинение, а наш поход в книжный магазин. Что там говорили, я узнал у папы.
- Ведь я выбрала самых тихих ребят, самых послушных, самых спокойных, - сокрушалась Людмила Владимировна. - Кто бы мог подумать, что с Пашей Сомовым могут приключиться такие вещи? Я чуть с ума не сошла, когда услышала звук бьющегося стекла. А когда узнала, что они умудрились разбить его головой, то вообще дар речи потеряла. Да и с витриной теперь что-то решать надо.
- Да чего там решать, - вступил в разговор мой папа. - Сделаем новую. Будет еще лучше! Это я беру на себя.
- Ой! Вы так меня успокоили! А то я прямо и не знала, что мне делать. Вот только ребят нужно наказать. Чтоб в другой раз неповадно было.
- Да они и так натерпелись! – это опять мой папа. – пусть живут спокойно. Они и без наказания эту историю на всю жизнь запомнят.
- Так-то оно так, - не унималась классная, - но я думаю, что труд им не помешает. У нас все школьные ступеньки заросли льдом. Ребятня по ним не спускается, а на портфелях съезжает. Сегодня завуч Галина Сергеевна ногу на них подвернула.
- Вот пусть Галина Сергеевна и организует субботник! – сказал папа. Она все-таки завуч.
- Я думаю, - продолжала Людмила Владимировна, - что этим неугомонным ребятам вполне можно поручить приведение ступенек в порядок. Энергии у них хоть отбавляй! Вот и пусть направят её в полезное русло!
- Я, конечно не против, - ответил папа, - но если бы не случился этот случай, то что, эти ступеньки так бы и дожидались лета? Нужно же, в конце концов, думать не только о своей подвернутой ноге – о ней в последнюю очередь, а о детях! А если бы там шею кто-нибудь сломал? Что бы вы тогда ответили. Что все вели себя хорошо, и некого было заставить почистить ступеньки?
- Ну, зачем Вы так, - смутилась классная. Конечно, мы бы решили эту проблему. В ближайшее же время решили. Но раз уж у нас тут такой случай…
- Да пусть чистят! Я же не против!  - отмахнулся папа. - Физический труд им не помешает. А то все парта да парта! Завтра они последний день учатся?
- Да.
- Вот и поставят аккорд.

- Это просто кошмар! Это ужас! Это  просто чудовищно! Человек в пятом классе, а все играется как детсадовский ребенок! – начала вечером разговор мама, когда папа вернулся с собрания и обо всем ей рассказал. – Это еще мало им дали работы! Я бы всю школу их заставила мыть! И каждый день!
- Когда же тогда им уроки-то делать? – усмехнулся папа. – Да я и сам когда учился в школе…
- Так, стоп! Еще не хватало, чтоб ты ребенку про свои подвиги рассказывал! А ты чего уши развесил? – это она мне. - Марш за уроки!

На следующее утро мы с Васькой договорились встретиться в восемь часов вечера у школы (чтоб никто нас не видел) и почистить эти ступеньки.
- Ну, что? Собираешься на работу? – улыбаясь, спросил меня вечером папа, когда я надевал свою шубу.
- Ага. Пойдем с Васькой трудиться на благо Галины Сергеевны. А то вдруг еще чего-нибудь себе подвернет.
Папа нахмурился.
- Ну, во-первых, на свое благо. Ты ведь тоже ходишь по этим ступенькам. А во-вторых…. Во-вторых – пошли-ка вместе. А то еще с ломом начнете играться, школу развалите… Что мне, потом и школу новую строить?
Папа пытался быть сердитым, но я-то хорошо знаю, что под этой маской спрятался самый добрый, самый любимый, самый лучший из всех пап – мой папа!
- И давай-ка быстренько смываться, пока мама не вернулась из магазина. А то, одни будете работать!
- Ура! - закричал я, - Конечно, пойдем с нами! Нам так весело будет! А ты не хочешь с нами в кино сходить? Мы с Васькой решили на каникулах каждый день в кино ходить! Завтра будет про ковбоев!
- Про ковбоев говоришь? А почему бы и нет! Давайте сходим!
- А ты нам расскажешь, как ты в школе учился?
- Ну, ты Пашка и жук! Пошли уже скорее!

Через два дня витрину магазина было не узнать. Вместо  безликого стекла там красовался белый щит, на котором яркими буквами было написано «КНИГИ».