В пятом цехе завода вновь пошла бракованная продукция. Генеральный директор вызвал срочно к себе своего заместителя по качеству.
- Геннадий Николаевич, в чём дело? Кто у тебя ведёт этот цех?
- Инженер по качеству Загорская.
- У неё какое образование?
- Высшее техническое.
- Ты уверен?
Вернувшись в свой кабинет, заместитель пригласил к себе начальника отдела кадров Яшина. Тот пришёл с личным делом Загорской. Трудовая её биография вроде бы не вызывала сомнений. На завод принята месяц назад через Центр занятости населения как безработная. Ранее работала в другом городе на заводе контролером по качеству. Институт "окончила" там же. Но у генерального появились сомнения, значит их надо или развеять, или согласиться.
- Короче так, Владимир Михайлович, затребуй с прежнего её места работы характеристику, а там посмотрим, - закончил свою речь руководитель.
Производственная характеристика пришла быстро, но несколько раз её прочитав, Яшин так ничего и не понял. Поскольку Загорская у тех уже не работала, то характеристика явилась простой отпиской. Пришлось разбираться самому и пригласить её к себе:
- Людмила Викторовна, Вы по какой форме обучения обучались?
- А что это такое?
- Ну, на дневном, вечернем или заочном отделении?
- По-всякому.
После такого ответа, кадровик, повидавший много чего в своём рабочем кабинете, задумался. Скорей всего, диплом "купленный". Он послал соответствующий запрос в институт, который успел стать университетом. Через месяц пришёл ответ. Студентка Загорской Людмила Викторовна в данном вузе ни на одной из форм обучения никогда не обучалась. Когда Яшин обратился за помощью в правоохранительные органы, там ничему не удивились. Всплеск на рынок фальшивых вузовских дипломов произошёл в 1990-х годах, когда менялись дипломы с гербом СССР. Видимо, не везде оставшиеся неиспользованными дипломы уничтожали должным образом.
После того, как кадровик передал Загорской повестку в прокуратуру, она исчезла в неизвестном направлении. Пришлось увольнять её с работы за длительный прогул. В прокуратуре посоветовали начальнику отдела кадров при приёме на работу и при перемещениях внутри завода так же тщательно изучать предъявляемые дипломы о высшем образовании, как это делается в отношении трудовых книжек и паспортов. Верить на слово нельзя никому.
Разобравшись с мошенничеством работницы, Яшин доложил результат генеральному, получив в ответ благодарность и требование больше не допускать подобных случаев. «Проверяй дипломы под микроскопом»,- дал тот совет.
Спустя неделю в отдел кадров с заявлением на перевод начальником смены зашёл мастер Кулаков. Когда секретарь занесла начальнику личное его дело, он, изучая его внимательно как советовали в прокуратуре, обратил внимание, что кроме среднего образования у того ничего больше нет. Мастера назначались с опытом работы из числа рабочих высоких квалификационных разрядов и в этой части к нему вопросов не имелось. Последовал другой вопрос.
-Александр Иванович, а как вы с десятью классами собираетесь работать начальником смены. Это Вам уже не бригадой руководить, а по сути, цехом в свою смену?- задал вопрос хозяин кабинета.
Вместо ответа Кулаков положил на стол диплом.
- Это другое дело, Александр Иванович, оставляйте документы, будем оформлять. Только вопрос, а где выписка из зачётной ведомости, хотелось бы посмотреть на Вашу успеваемость.
- Потерял. Но насколько мне известно, выписка из зачетной ведомости без диплома не действительна, но никак не наоборот.
- Так-то оно так. Обучался заочно? Да, по срокам обучения подходит.
Когда мастер ушёл, кадровик подумал про себя: «Неужели ещё один фальшивый диплом? Похоже на то». Затребовав личную карточку учёта, стал внимательно её изучать. Прежде всего обратил внимание, что годы обучения в институте совпадали с годами работы мастером в цехе. Дальше ему стало ясно: диплом фальшивый.
Как известно, студенты-заочники получают вызовы с вузов и на каждую сессию оформляют учебный отпуск. Ни одного подобного отпуска в карточке мастера за все годы якобы обучения не оказалось. Не отмечены и отвлечения его на написание и защиту дипломной работы, и сдачу государственных экзаменов. Вызвав к себе начальника цеха и его заместителя, Яшин убедился в своей правоте: сам начальник цеха об обучении Кулакова понятия не имел, так как работает в цехе недавно, но его заместитель подозрения подтвердил. Подписали они заявление на перевод под давлением заместителя генерального директора по производству. К работе мастера на самом деле ни у кого (его рабочих и вышестоящих руководителей) претензий не было. Со своими обязанностями мастера он успешно справлялся, справился бы и с обязанностями начальника смены. Но для этой должности требовалось уже высшее образование. Яшин на этот раз не стал привлекать прокуратуру, решил дело уладить мирно. На то у него имелись основания основания. Пригласил к себе на следующий день виновника.
Владимир Михайлович не стал ругаться, чего ожидал мастер, а просто спокойно сел и рассказал приглашённому историю с дипломом Загорской, которую тот хорошо знал: она обслуживала их цех. Выслушав его внимательно, Кулаков взял со стола свой "диплом» и разорвав его на части, бросил в мусорную корзину. Извинившись, он попросил дать ему от завода направление на обучение в вуз. Просьбу удовлетворили: кадры не захотели конфликтовать со всемогущим заместителем генерального директора по производству.
Больше таких случаев, кроме вышеуказанных двух, в практике начальника отдела кадров не случалось.
11.09.2015 г.
Фото из Интернета