Размышления дилетантки О структуре души

Елена Конюшкова
«…в одном, и самом главном, Кант был прав, именно: что форма пространства не извне посредством физиологического процесса входит в душу, но что она ее созидает самостоятельно»
Э. Гартман, «Философия бессознательного»

«Человеческое тело… должно рассматриваться, как утроба, где и откуда развивается Душа»
Е.П. Блаватская, «Тайная доктрина»


Мы привыкли постоянно воспринимать окружающий мир и обычно даже не задумываемся о том, что процесс этот далеко не очевидный.  Для того, чтобы внешний мир, т.е. внешнее пространство могло быть адекватно отображено в сознании, там должно иметь место внутреннее пространство. Создание этого пространства  должно быть неявной функцией самого человека. Вероятно, в основном, функцией его мозга. Но, замечу, другие члены организма тоже могут быть причастны к этому.

То, что я сказала выше, на данный момент не является строгим доказанным научным знанием, но вся логика размышлений о нашей собственной структуре говорит о том, что восприятие невозможно иначе реализовать.  Многие люди сходятся в этом мнении. И цитатами из некоторых известных работ известных авторов я буду подкреплять свои рассуждения об этом самом внутреннем пространстве, иными словами, о душе.

Наука давно уже пришла к мнению, что вакуум, то есть пространство, не есть, так сказать, пустота с длиной, высотой, шириной, но есть особое, пока нами до конца не понятое, состояние материи. И есть основания считать, что никакие измерения вообще не могут существовать без этого пространства. Иными словами, пространство есть особого вида поле.  Именно на это положение я опираюсь, говоря о новом пространстве души.

Да, говоря о душе, обычно подразумевают эмоции, чувства, мысли, но никак не процесс восприятия мира и самого себя. Все так, но все эти составляющие были бы невозможны, не будь самого восприятия. Ибо все в наших душевных движениях, в конечном счете, опирается именно на восприятие. Это – основа всего. Именно внешний мир наполняет нас с момента возникновения и становится причиной появления внутреннего мира. И потому совершенно естественным мне представляется то, что базис души – именно восприятие.

Как мы теперь уже понимаем, материальные частицы, в сущности, есть пакеты колебаний с разными техническими параметрами. Колебаний чего? Энергии. Не буду сейчас углубляться в эти понятия, для того есть другие статьи, я о другом. Восприятие визуальных (и не только) отображений материальных объектов есть улавливание, преобразование и отображение нашими органами этих колебаний. Конечно, все это достаточно сложно устроено, но сейчас важна лишь принципиальная схема.

Где же происходит отображение воспринятого?  Ведь внешний объект находится вне нас, и, для того, чтобы мы могли его осознать, мы должны разместить знание о нем внутри нашего существа.  Позволю себе привести цитаты из работы «Философия бессознательного» известного философа Э. Гартмана по этой теме:

«… душа созидает себе основу для познания внешнего мира, так как без пространственного созерцания она никогда не могла бы выйти из самой себя»

«…постройка пространственных отношений есть дело души»

«мы … должны создание пространства душою признать за его (бессознательного) деятельность: ибо этот процесс так ясно предшествует возможности всяческого сознания, что никогда не может быть рассматриваем как нечто сознательное»

«… бессознательное произведение пространства дает основу для происхождения чувственного восприятия, которым начинается сознание и которое лежит в основании всякого сознательного мышления»

Для чего должно быть создано это пространство? Хотя бы для того, чтобы адекватно отобразить внутри сознания пространственное взаиморасположение окружающих предметов и их собственную трехмерную объемность.  А где должны сохраняться эти образы? Мне представляется достаточно нелепым производить запись постоянно меняющихся внешних впечатлений непосредственно в какую-то область мозга. Это слишком трудоемко, затруднительно в смысле воспроизводства пространства, и, сколь бы ни был велик мозг, там не найдется места для всех тех впечатлений, которые мы накапливаем каждое мгновение нашего продолжительного существования. По крайней мере, тогда бы точно пришлось как-то стирать старые впечатления, чтобы освободить место для новых. Однако практика это не подтверждает, порой люди вспоминают вещи вроде бы давно забытые. Откуда тогда они могут извлечь эти образы?

Наличие же отдельного пространства легко решает эти проблемы. Пространство это должно  формироваться непрерывно, новые впечатления просто отодвигают старые на большее расстояние, но они все равно остаются доступны. Формирование полевых образов значительно быстрее и адекватнее отображает внешний мир. Формирование данного пространства происходит для нас совершенно незаметно, потому что оно является функцией некоего бессознательного программного комплекса в составе нашего организма, как это убедительно показал Э.Гартман в своей вышеупомянутой работе. Замечу, что помимо создания пространства также бессознательно человек производит множество иных движений, начиная от  удовлетворения внутренних потребностей организма до всевозможных инстинктивных действий и т.п. Очень значительная часть нашей жизнедеятельности происходит под управлением бессознательного программного комплекса. В свою очередь, именно на этой основе затем развивается сознание.

Безусловно, внутреннее пространство должно быть структурировано и адресовано, чтобы с ним можно было работать, а также иметь программные механизмы поиска и анализа сохраненной информации. Впрочем, технологии могут уже быть записаны в неких структурных областях самого мозга,  но мимолетная и объемная информация – в этом пространстве. Если пространство порождается мозгом, то понятно, что и  работает в тесном сотрудничестве с ним. Нельзя не заметить, что вся эта конструкция отдаленно (схематично) напоминает устройство современного компьютера  с его оперативной памятью, адресацией, жестким диском, периферией и кучей разнообразных программ.  Очевидно, что это же пространство может служить для формирования новых образов и мыслей индивидуума,  в процессе чего также задействованы бессознательные программные функции. Хочу привести некоторые цитаты из работы «Магия мозга…» Н. П. Бехтеревой, известного специалиста в области работы с мозгом, подтверждающие мои размышления.

        «Мозг – это что-то вроде сенсорных входов «души», не имеющей способности к влиянию в нашем пространстве, не имеющей, таким образом, выходов»

        «Вероятно, основные звенья программы-матрицы организации жизни у человека располагаются в мозге, в глубине его, в наиболее защищенном месте – в области гипоталамуса, контролирующего управление всеми жизненными функциями организма. Программа должна быть многозвенной, причем с последовательным во времени включением звеньев регуляции одного за другим»
      
«Аппарат сравнения – по-видимому, одно из базисных свойств высших функций мозга, а возможно – и мозговых функций вообще. Как известно, определенным отделам мозга (в частности, нижневнутренним отделам височной доли) приписывается функция сравнения (компарации) как основная. Ряд мозговых зон имеет существенное отношение к процессам памяти, в частности, к процессам считывания из памяти»

Замечу, что про процессы обслуживания памяти она говорит, но не про саму память! В другом месте  она выражается яснее, хотя наличие специальных терминов мешает цельному восприятию. Однако,  несомненным остается факт, что ученые не нашли саму память в мозге:

«А пробелы? Я и  сама вижу главные из них. Вот, например: «Где эта матрица памяти?» – «Думаю, распределена, соотносится структурно с функцией». – «Думаете?!» Ну, это еще не худшее. А вот более каверзный вопрос: «Что вы, Наталья Петровна, вкладываете в понятие матрицы памяти, да и долгосрочной памяти вообще?» – «О, это несомненно мембранные и, вероятно, внутриклеточные аминокислотно-пептидно-белковые перестройки, не так ли?» Так! Только никто пока этого не конкретизировал, а те, кто пытался, ошиблись. Несмотря на Нобелевскую премию.  … сущность некоторых феноменов еще не полностью раскрыта»

Несомненно, сходство с компьютером, хотя и гораздо более изощренным чем наши, имеет место. Это замечено давно и многими.  Но, если с мозгом нет проблем – он явно материален, то, что это за душевное пространство такое? Ведь душа, вроде бы, идеальна? Как это может быть реализовано?

Еще раз Н.П. Бехтерева:
   «И все-таки – что такое идеальное? Что такое мысль? Получается, с точки зрения материалистов, – ничто. Но ведь она есть! Я думаю, приспело время хотя бы поставить вопросы, на которые сегодня трудно или даже невозможно найти ответ, для будущего нашей науки. И первый вопрос – я его снова и снова повторяю, – что такое идеальное, что такое мысль?»

       «В рамках ограничений действительно механистического материализма все, что непознаваемо сейчас и трудновоспроизводимо, не существует. Просто не существует, и все!»

        «…сегодня еще нет методико-технологического подхода к пониманию некоторых «странных» явлений человеческой психики – как минимум, а может быть, и к механизму сложных явлений психики вообще»

        Но поскольку никто из нас не сомневается, что мы мыслим и мысль, соответственно, существует, то на что-то она опирается? Пусть она не материальна в терминах нашего мира, но она, безусловно, имеет некий носитель.
       
        И тут нам на помощь приходит теософия и вообще восточные учения. Конечно, я бы предпочла опираться на некие научные достижения, но, что делать, если однозначных результатов еще нет? А восточная философия содержит в себе идеи, которые прекрасно дополняют эти размышления. Остается надеяться, что в не столь отдаленное время появятся и научные подтверждения.

 В известной работе Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина», основанной на древних источниках знаний, многократно упоминается о тождестве материи и духа.
       
 «Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, … составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного»

Конечно, это не есть тождество в рамках одного плана бытия, о чем далее и говорится в этой работе, но, тем не менее, в принципе это единая конструкция. И в данном случае, когда мозг формирует пространство, то фактически он создает основу для нового уровня бытия. Не буду сейчас углубляться в это, это другая тема. Нам важно, что мозг транслирует некие условно-материальные частицы как для отображения образов, так  для мышления и памяти. Что значит условно-материальные? Значит, он транслирует некие волновые частицы с такими техническими параметрами, которые отличаются от привычной нам материи. Но, тем не менее, они достаточно похожи на частицы нашего мира, чтобы могли воспроизводить материальные образы окружающих вещей. Вероятно, эти частицы имеют многократно меньшую энергию по сравнению с энергиями частиц нашего мира и потому остаются невидимыми для нас. 

Фактически получаем, что мозг работает как некое подобие зеркала, отображая окружающую действительность в пространство духа и формируя, таким образом, наши души. Об этом же говорит и Е.П. Блаватская:

«Когда наша душа (разум) создает или вызывает какую-либо мысль, то изобразительный знак этой мысли запечатлевается на астральном флюиде, являющимся приемником, и, так сказать, зеркалом всех проявлений Бытия»

Приведу цитату на эту тему также из работы «Основы миросозерцания индийских йогов» автора Рамачарака :

«Ум постоянно излучает из себя эманации, которые могут быть видимы так же, как аура…Мы постоянно излучаем волны мыслей…   мысль есть такое же явление как свет или электричество… Она подобна легкому пару и совершенно также реальна, как окружающий нас воздух…»

Таким образом, разумно допустить, что наша душа есть более тонкое материальное отображение окружающего, более грубого материального мира в некоем новом пространстве.  Конечно, это отражение выборочное и дополненное нашими собственными образами и мыслями. Потому у каждого человека такое отражение будет совершенно уникальным.
Поскольку мозг и душа работают в тесном переплетении, то пока еще трудно точно сказать, как конкретно разделены между ними функции. Определить это – дело будущего.

Поскольку все мы, человеки, сконструированы по единой схеме, то совершенно естественно предположить, что все наши души имеют примерно одинаковые технические параметры, и, также как мы сосуществуем в едином мире, они сосуществуют в едином духовном пространстве. Вернее даже, что они образуют собой это общее пространство. И так же как мы тут обмениваемся информацией, вероятно, у них есть некие возможности посылки и приема сигналов. Причем источниками этих сигналов могут быть как они сами, так и, думаю, неведомые нам здесь разумные сущности. Не этим ли объясняются телепатические и прочие подобные феномены? По такой же схеме души могут улавливать образы, которые затем мы видим как пророческие сны. В том, что подобные сны имеют место быть, я лично убеждалась неоднократно.

То есть получается, что наше глубоко интимное пространство души на самом деле является весьма общедоступным местом! Безусловно, какие-то механизмы защиты должны существовать, но и столь же понятно, что далеко не всегда они эффективны. Значит, когда нас одолевают какие-то нежелательные, не свойственные нам, мысли, то вполне резонно предположить, что они есть внешние по отношению к нам образования. Не зря же нередко пишут о разных способах защиты своего душевного пространства. При таком подходе процесс становится очевидным и вполне материалистическим.

Значит, остается сделать вывод, что, кроме, всем известных пяти чувств, есть еще, как минимум, шестое. Оно, в общем-то, является в свою очередь составным, т.к. позволяет видеть, слышать и т.п.   непосредственно в духовном пространстве.

Вот что пишет по этому поводу Рамачарака:

«… что касается телепатического физического органа, при посредстве которого мозг получает колебания или волны мысли, исходящие из умов других людей, то этим органом служит находящаяся вблизи центра черепа… железа красновато-серого цвета… Эта железа известна западной науке под именем  шишковидная железа… Для этого органа нет необходимости иметь внешнее отверстие, как ухо, нос или глаз, потому что колебания мысли проникают через вещество нашего физического тела так же легко, как световые колебания проходят через стекло…»

Конечно, не все люди обладают телепатическими возможностями, и не все видят пророческие сны. И даже не все имеют опыт решения интеллектуальных задач путем «озарения», т.е. когда, после длительных, но безрезультатных рассуждений, решение вдруг приходит как бы само, непонятно откуда. Но все, кто имеет подобный, хотя бы эпизодический опыт, думаю, согласятся со мной, что вышеприведенные идеи не есть пустая демагогия, а есть повод для размышлений. И я надеюсь, что подобных людей найдется немало.

В момент смерти прекращается формирование мозгом данного пространства. Но само пространство сразу исчезнуть не может. Оно остается в, так сказать, свободном полете, по крайней мере, еще некоторое время. Как тут не вспомнить про девять или сорок дней? Вероятно это время каких-то этапов распада.

Затем либо начинается процесс распыления, растворения души, либо, при возможном вмешательстве каких-то разумных сущностей верхнего уровня,  произойдет некая консервация и перемещение в какие-то иные пространства. Вероятно, это и называется «спасением» в религии.

Хочу заметить, что даже сохранение души не означает, на мой взгляд, полного сохранения личности. Ведь в этом мире мы имели определенное материальное тело, качества которого самым существенным образом влияли на формирование личности (души) и характер нашей жизни. И утрата этого тела не может пройти незамеченной. Какие-то качества, несомненно, будут утрачены. Возможно, очень важные качества.

Не зря же в земных условиях почти всякая поломка головы или мозга существенно влияла на душевную и разумную жизнь, вплоть до полного ее погашения. Хотя, при этом, сама-то душа не была повреждена, так как существует в ином пространстве. Если что-то могло быть повреждено, так только связь души с материальным телом. А результат оказывался, нередко, весьма печальным.
Конечно, можно предположить, что в ином пространстве и порядки будут другие, нам неведомые, но я бы не стала столь самонадеянно ожидать полной сохранности «спасенных» душ.

И на самом деле, в нашем мире душа является неотъемлемой частью процессов восприятия и мышления. Но, оставаясь сама по себе, без тела, она уже не может выполнять те же функции по прежней схеме, т.к. аналогичного личного пространства у нее просто нет. Она сама и есть это пространство. Возможно, в ином пространстве бытия будут активированы какие-то иные ее возможности, но прежних уже не будет. И это не может не сказаться на характере ее существования.

Как это скажется? Точно неизвестно, но прогнозы неблагоприятны. Вот что говорит об этом известный ученый, психоаналитик К.Г. Юнг в работе «О жизни после смерти»:

«… дух живой (так мне кажется) имеет преимущество перед духом отлетевшим по крайней мере в одном пункте, а именно: в способности получать ясные и законченные представления о чем бы то ни было»

«Тот уровень сознания, который уже был когда-то достигнут, составляет, как мне кажется, верхний предел знания, доступного мертвым. Возможно, поэтому земной жизни придается такое значение, и так важно, что уносит с собой человек, умирая. Только в этой земной и противоречивой жизни достигается высшая ступень сознания»

Так что безусловное, на мой взгляд, наличие души у человека совсем не является гарантией некой вечной жизни индивидуальности, о коей многие мечтают. Даже при самом примерном, с точки зрения религии, поведении. А еще может случиться так, что эта самая жизнь при ближайшем рассмотрении окажется совсем не тем, чего ждали. Лично мне существование без возможности познания и размышления представляется жутким издевательством, глумлением над бывшей личностью. И, совершенно однозначно – полное небытие многократно предпочтительнее.

К тому же мы не можем знать, какие еще сюрпризы готовит нам гипотетическое потустороннее бытие. Каких еще способностей мы можем быть лишены? Возможно, способности к глубоким чувствам, к привязанностям? Они тоже в значительной степени телесно обусловлены. И что же тогда остается? Во что мы превратимся?  И, вообще, в какие условия помещены, какая участь уготована? Зачем при таких сомнительных условиях то самое посмертное существование? Все это, конечно, вопросы без ответов на данный момент.

В итоге получаем, что принимая представление о душе в виде нового отдельного пространства, мы проясняем для себя многие вопросы нашего бытия, находим новые решения существующих проблем и приближаемся к пониманию нашей собственной природы.