Отец Александр Мень

Алексей Лидов
Мы не были близко знакомы, но несколько раз имели возможность подробно поговорить в начале восьмидесятых годов. Встречались в доме у Нины Александровны Дмитриевой - знаменитого искусствоведа, автора "Краткой истории искусств" (одной из лучших в своем роде). Там о. Александр проповедовал среди московской интеллигенции - друзей и знакомых Нины Александровны, по преимуществу еще неверующих и точно не воцерковленных, но взыскующих и засыпавших о. Александра бездной вопросов о Боге и религии, в том числе и весьма скептических. Когда я, юный выпускник МГУ, попал в эту среду, у меня возникло впечатление собрания криптохристиан в поздней Римской империи. Впечатление возникло не только у меня - со временем кто-то настучал и КГБ категорически запретил эти сборища (у о. Александра и Дмитриевой были неприятности). О. Александр поразил редким сочетанием мощного интеллекта, харизматичности, удивительной простотой общения и редкой доброжелательностью, даже в реакции на глупые и агрессивные подначки, которые тоже бывали. Подкупал и интерес к миру. После лекции-проповеди было чаепитие с разговорами, когда он скорее слушал. Помню как он расспрашивал меня ( мальчишку!) о редких иконографиях Христа, которыми я тогда занимался. И как бы в благодарность подарил мне тогда желанную, но недоступную свою книжку "Небо на Земле", которую храню как реликвию.

Когда по радио в 1990 году прозвучало известие об убийстве я писал письмо в Америку о. Иоанну Мейендорфу на научные темы, но, естественно, сообщил и ужасную весть. В ответ о. Иоанн написал мне пророческие слова: "Большая беда! Но найдут ли настоящих убийц..?". Эти настоящие убийцы, которые много лет науськивали свою паству против о. Александра, возможно живы до сих пор. В любом случае их наследники продолжают свое дело. И их "духовные дети" громят Манеж, срывают спектакли, сбивают барельефы домов. И все же о. Александр верил, что добро и Христос победят. Надо бороться и не сдаваться. О. Александра страшно не хватало все эти 25 лет, заменить его было некем. Но жива наша память о нем и надежда на "небо на земле"...