Начало

Мария Калиш
Дождь мелкими каплями падал мне на лицо, доски пристани, гранит ступеней. Я захлопнула привычную уже калитку и медленно стала подниматься по лестнице. Остановилась у парапета набережной. Одна за другой отваливали от причала наши "москвушки". Вот ушла в затон двести вторая, побежала линию шестьдесят первая, подходила шестьдесят седьмая, высадит народ и закончит работу. Все так ждали этих дней, Дня Города, народа, работы, но дождь спутал все планы.
Передо мной в тумане изгибалась арка моста Богдана Хмельницкого. Серый камень старинных башенок сливался со сталью реки, ватными тучами. Тускло поблёскивала стеклянная галерея, ещё не стемнело и подсветка моста вязла в сумраке дождливого дня.

Я поняла что плачу. Вместе с небом и городом.  Вот и закончилось это удивительное время. Моя работа на реке. Работа, на которую бежала как на праздник. Когда горели глаза, и сыпались искорки. Когда не чувствовала усталости. И радостно подставляла лицо речному ветру.
С какой новой стороны открылась мне Москва. Я влюбилась в неё. Каждый день заставлял меня собирать информацию. Заново открывать, казалось бы, известные места. Вплетать свою историю и истории других людей в бесконечный поток. Слушать сердцебиение мегаполиса.

Заканчивается навигация. Сегодня, возможно, мой последний выход. Крайний рейс….

Уже не будет круговых маршрутов. Остаётся только линия от Киевского вокзала до Новоспасского.

Осень. Дождь.

Я шла то улыбаясь как сумасшедшая, то на глаза наворачивались слёзы. Хочется верить, что пройдёт осень, пролетит зима и опять побегут по  Москве-реке речные трамвайчики, и  опять будет палуба и микрофон в руке - "Добрый день, дорогие друзья, Столичная судоходная компания приветствует Вас на борту теплохода «Москва-....»"

Сейчас даже представить себе нельзя, что всё началось совсем недавно…

… Яркое солнце ударило в глаза, как только я выскочила из перехода. Маленький проблеск настоящего лета в этом году. В Москве жара. Куда идти. Время с запасом. Но я не помню где здесь переход, точно, что не напротив пристани. Ну почему, все причалы находятся так неудобно. Переходить по пешеходному мосту, либо по зебре у Бородинского. Конечно, я выбрала самый длинный путь. Огляделась. «Фонтан «Похищение Европы», площадь Европейская. –повторяла про себя- Ага высотка МИДа. Архитекторы Гельфрейх и Минкус, вроде. Дом полукругом – Щусев, да дом архитекторов, мост. Что ещё видно с реки… Кто строил Бородинский мост…Клейн, не забыть. Киевский вокзал, до тридцать пятого года – Брянский» Вынула мобильник 12.05. Осталось десять минут. Бегом.

Вчера весь день ждала звонка с вызовом на прослушивание, вызвали на сегодня.

Слушать должен Евгений, он главный эксперт и экскурсовод, приходил как-то к нам на курсы делился опытом. Главное не перепутать теплоход…

«Москва-85» стоит первым бортом.  Подошла к калитке – «Я на стажировку к Евгению…». Трап, салон, верхняя палуба.Мой экзаменатор уже на боевом посту, на одном из сидений у столика табличка «Служебное место». Отступать некуда.

 Предложил сразу называть его на «ты». Как это понимать… Мне непривычно, я по-учительски привыкла обращаться только на «вы» и по имени отчеству, даже с близкими друзьями-коллегами. Сейчас отчество уже выходит из обращения, заметила, на визитных карточках указывают имя да фамилию. И «вы» уже редкость. Образование, несмотря на все «реформы» сфера консервативная, хотя бы в том, что не поддаётся начальственной регламентации. Так что моё «Вы» многим режет слух.

-«Готова?» - «В принципе готова… Можно послушать сначала Вас. Для храбрости».
-«Как хочешь…. Поехали». Теплоход отвалил от причала, пошёл на разворот. «Добрый день … «Столичная судоходная компания» приветствует вас…. Просьба на борту …. Гостиница «Украина» была построена одной из последних сталинских высоток…».

Очень кстати, что сначала решила послушать экскурсию, так как я готовилась к линейному маршруту (Киевский - Новоспасский мост), а рейс был круговой без остановок на причалах с разворотом у Большого Устинского моста, а это немного иной расклад по темпам и распределению информации.

Чем больше я вслушивалась в рассказ, тем больше понимала, что мой приготовленный текст никуда не годится. Евгений сыпал датами, фактами, цифрами. А я не знала и половины.

Второй круг был мой. Всё. «Назвался груздём, полезай в лукошко».

Пятнадцать минут между рейсами. Пробежал бармен, собрал пластиковые стаканчики, одноразовые тарелки, разложил меню буфета. Контролёр проверил все ли вышли. «Девушка, конечная!» - «Я стажёр» - «А..! Удачи!».
Посадка. Новый круг.

-«Ну что, готов как Гагарин и Титов?»- Евгений подошёл ко мне, широкая улыбка, солнцезащитные очки подняты на лоб. Я с трудом слышала обращённую ко мне речь, сердце колотилось, что я в самом деле?  «Спокойно, Маша. Ты столько раз входила в класс, да и открытые уроки давала. Что ты так нервничаешь - вдох, выдох, раз, два, три – Господи Иисусе Христе помилуй меня грешную! Батюшка Сергий помоги!».
-«Готова!»

Евгений только сказал информацию по технике безопасности, а дальше дал микрофон, «Держи поближе к губам, лучше слышно», и ушёл в рубку.
Я осталась на палубе одна. Полтора часа.

Бережковская набережная… Фабрика «Ливерс». Новодевичий монастырь. Воробьёвы. МГУ. Лужнецкий метромост. Академия наук - «Золотые мозги». Андреевский монастырь.
-«Колыбель русской учёности. Сюда сподвижник Алексея Михайловича, Фёдор Ртищев привозит учёных греческих монахов». -Я на листочке выписала все имена которые помнила нетвёрдо. Фёдор Ртищев, Прокопий Демидов. Прокопий! Не перепутать. Иван Акинфьевич Тутолмин, Пьер-Симон Паллас, Алехандро Фарту. Тщательно их повторила, когда возвращались с первого круга.
-«Из этой скромной школы и образуется Славяно-Греко-Латинская Академия, куда приходит в начале восемнадцатого века поморский крестьянин…..-Боже! Как зовут Ломоносова?!- Поморский крестьянин… Ло-мо-но-сов.- как же его зовут?»

Нескучный. Живые демидовские скульптуры. Фонтан «Купальщица». Парк Горького. «Девушка с веслом»- Вера Волошина, та, что погибла как Зоя Космодемьянская. Генеральный штаб. Архитектор тот же что строил МГУ после Иофана. Кто? Помнила! Ладно… -«Это здание построено архитектором который достраивал высотку МГУ на Воробьёвых горах….Рудневым….!!!»

За Крымским мостом плотность объектов невероятная. Как уложиться. Мелькают. «Музейон», за ним стрелка, Пётр,  Эйнем (Красный Октябрь). Все уже фотографируют Храм Христа Спасителя, а я про палаты Аверкия Кириллова на Берсеньевской.  Дом на Набережной. Большой Каменный мост.
Кремль!... «Какими думами украшен…. Сей холм давнишних стен и башен,…Бойниц, соборов и палат! – Первый град, то есть укрепление приказал построить Юрий Долгорукий, потом были дубовые стены Ивана Калиты и белокаменный Кремль Дмитрия Донского. –Посмотрите на правый борт…Особняк Харитоненко. Здесь в октябре 1941 года останавливался Уинстон Черчиль, когда приезжал на переговоры со Сталиным…-Эти стены были построены в конце XV века…"- забыла всех архитекторов. Оставляю подробный рассказ на обратную сторону, как делал Евгений.

Храм Василия Блаженного, Балчуг, ГЭС-1. На первом круге поворот был за Устьинским мостом напротив высотки в Котельниках. Я приготовилась, замедлила рассказ про ГЭС ждала когда появиться закрученный волютами бело-голубой купол церкви «Николы Заяицкого», но теплоход резко пошёл на разворот. Быстро про Воспитательный дом. «Был основан по указу императрицы Екатерины II, проект предложил русский просветитель Ивана Бецкой Сам будучи  незаконнорожденным сыном князя Трубецкова, о чём говорит его фамилия». С правого борта на всю ширь реки открылась Высотка на Котельнической набережной. Изящный шпиль со звездой, силуэт уступами. Надо про неё и про артистов, которые там жили. Уланова, Раневская, Ефим Ши-р-ви-нд, Ми-ха-ил Ши-ф-рин!??...

Зарядье. Китай-город. «От итальянского «сitta», «cittadelle»-переиначенное «кита», «Китай–город». Церковь Зачатия Святой Анны, что в углу- в углу не строительного забора, а древних стен…»

Москворецкий мост. Васильевский спуск. Беклемишевская башня. Стены кремля. «Обратите внимание на зубцы-мерлоны, образец был миланский замок, кстати, такие зубцы показатель что крепость строилась под наличие огнестрельного оружия…аркебуз, по-русски пищалей….»-Уже Благовещенская башня маячит своим белокаменным пояском. Успеть бы, помянуть соборы и Большой Кремлёвский. – «Гербы над стрельчатыми арками с Орлами принадлежат основным частям Российской империи Польский, Астраханский, Московский, Санкт-Петербургский, Таври-че-с-ки-й…-Неглинка-а-а-а».

Каменный мост. Ленивка. Храм Христа Спасителя- взрыв 1931 год. Дворец Советов. «Дом –сказка» Перцовой.

Мосты стали стихийным бедствием, когда сидишь слушаешь и даже проговариваешь про себя всё нормально, в реальности они всегда оказываются у тебя над головой, а ты про них и рта раскрыть ещё не успела.

-«Перед нами открывается прекрасная панорама Крымского моста ….» -всё конец, что говорить дальше? Что делать? Замолчала. Евгений, где ты?  Минута.Две.Три...

Ужас. Я всё завалила…

-«Ты чего такая красная? Волнуешься, что ли? Всё в порядке.... Всё к месту, всё по делу. Молодец!»- Выдох. Евгений смотрел вполне доброжелательно. Потом было минут сорок до Киевского. Мы болтали. Я спустилась в бар взяла себе чаю. Отпустило.

Река искрилась, радуясь солнцу, ветер трепал мои волосы. Над нами парил Краснолужский мост. Улыбнулась. Вспомнился первый мой парень, с которым мы когда-то гуляли здесь.

Москва. Ты мой город. У меня всё получится.

-«Киевский вокзал. Выходя с теплохода, просьба соблюдать осторожность и не забывать свои вещи». Причал. Люди потянулись к выходу.
-«Спасибо, Вы очень интересно рассказывали!» - обращались явно ко мне.

Многообещающее начало...