Александр Милютин - место встречи изменить нельзя

Валерий Кунов
   После того, как я нехотя (боялся, что Интернет будет мешать работать в литературе – правильно боялся…) подключился к сети Интернет; спустя некоторое время, начал искать своих одноклассников. Конечно, же, начал с самого знаменитого моего одноклассника – Александра Милютина. В принципе у меня давно была мысль найти Сашу и встретиться, но всё никак не собрался, а когда нашел информацию о нём, понял, что уже поздно… Это горестное известие и побудило меня написать о Милютине, то, что запомнилось.
   Я родился в Одессе (Милютин тоже одессит). Как подрос, то гостил у тёти, в Киеве, каждый год, а в 1958 году семья переехала жить в Киев. Жили мы тогда на бульваре Верховного Совета (на Соцгороде) в доме, который выстроили пленные немцы. Рядом была школа № 99, в которую я был зачислен в 5-ый класс. Здесь и познакомился с Сашкой Милютиным. Мы сидели в первом ряду на последних партах, возле двери – входа в класс. Саша (кличка Пеца) сидел сзади меня с Людмилой Петруш (кличка Петрушка). Иногда обменивались разными шутками и подзатыльниками. Вообще он был не драчливый, улыбчивый. В нашей компании были ещё: мой главный друг – Шурка Каранда и Валерка Зотов. Учились средне на 3 – 4. Зотов мечтал быть лётчиком, я – моряком, Шурка – водителем. Кем хотел быть Милютин, к сожалению, не помню. Но про артиста точно разговора не было.
Проучился я в этой школе четыре года. Занимались спортом, играли в футбол и регби, садили школьный фруктовый сад. Влюблялись в девчонок и переписывались с помощью пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. За четыре года чётко вспоминаю один замечательный случай, который, возможно, и повлиял на судьбу Александра Милютина.
   Мы оканчивали 8-ой класс и нашему классу, к выпуску, было поручено театрализовать популярный в те годы мультфильм «Чудесница» про то, как колхозники посеяли кукурузу, а появившиеся сорняки грозили погубить урожай, но тут появляется трактор с приспособлениями и уничтожает сорняки. Урожай спасён!
Конечно же, сорняков играли: Шурка Каранда, Сашка Милютин, Валера Зотов и я. Мы танцевали разбойный танец и пели что-то вроде этого:

Нас нигде не сеют, не сажают,
Хлеборобы нас не уважают…

Тракториста, конечно же, играл отличник Олег Белоконь, как пошутил Сашка Милютин: «ему мама не разрешает играть пошлые роли». Помню, Олег злился, оправдывался, а мы ржали с него. Всё это действо заснял телеоператор и через некоторое время нас неоднократно показывали по телевизору. Этот фильм наверняка есть в архиве Телевидения начала 60-х годов.
   Мы расстались… Наша семья переехала жить на Куренёвку, там я и пошёл в 9-ый класс. Если с Карандой я ещё встречался пару раз, то других больше не видел. От Каранды я и узнал, что Пеца поступил учиться на актёра. Я был удивлён… Ну а когда телевидение начало показ фильма «Место встречи изменить нельзя» гордости моей не было конца. Все мои знакомые сразу же узнали, от меня, что я учился с Пасюком (А. Милютин) в одном классе. Конечно же, я видел: «Доверие», «Юркины рассветы» и другие фильмы с участием Александра Милютина, и поэтому такой жизненной развязки не ожидал. Творческие люди всегда тяжело переносят невостребованность. В случившемся большая вина державы.
   Мне было интересно, если кто из его семьи, близкие, друзья?.. Возможно помнят что-либо и соученики, фамилии которых я помню: Таня Деревянкина, Таня Работинская, Наташа Мазуренко, Валентина Щербак, Рита Алебастрова (это их девичьи фамилии), Руслан Кобыл, Саша Каранда, Валерий Зотов.
   Благодаря записи, некрополистки Лидии Нарцевой, на странице Александра в Интернете, я узнал, что он похоронен в Киеве на Лесном кладбище, участок № 82.
С тех пор, навещая могилы своих близких, навещаю и могилу Милютина.

   19 ноября 2014 я встретился с давним товарищем – Виктором Горшковым… Зашли в кофейню… Разговаривали на разные темы… Говорили и о 35-летии фильма «Место встречи изменить нельзя». Я рассказал, что был недавно у могилы Александра Милютина… И тут я узнал, что в начале 60-х Виктор несколько лет жил в частном доме, в аккурат напротив дома Милютиных…
   В 1963 году, демобилизовавшись из армии, Виктор приехал в Киев и поселился в доме у родной тёти - Ани, на Воскресенке (Дарница), по ул. Старосельской 41.
Тётя держала две коровы и Милютины покупали у неё: молоко, сметану и творог…
Как-то тётя занесла молоко в дом Милютиных и бабушка Саши рассказала ей, что сегодня спросила у внука, который сидел на диване и одевал обувь: «Саша ты поступил? – Нет!.. - А когда выходил из комнаты, то на ходу сказал мне: – Поступил!.. – Что же ты сразу меня обманул?.. А как же должен поступить артист?..»
   Когда виделись у двора или на улице – здоровались… Иногда Горшков видел, как Милютин шёл, с дипломатом, с учёбы…
   Как-то мать Александра – Тамара Михайловна рассказывала, что Саша уже снимается в фильмах…
   Семья Милютиных: отец – Николай, мать – Тамара, старший брат – Виктор, младший брат – Михаил. Жили они немного замкнуто…
   Позже Саша приезжал в родительский дом с женой. Худенькая, высокая, с тёмными волосами – красивая… Горшков вспоминает, что видел фильм с участием Александра и его жены…
   В газете «Вечерний Киев» был некролог о скоропостижной смерти Александра Милютина…
   Все дома по улице Старосельской были снесены, а жители получили квартиры на жилом массиве – Троещина…

   Всё, что я вспомнил и узнал об Александре Милютине, я опубликовал на его странице в Кино–Театр.ru

Вот одна из записей с этой страницы:
№ 25   Еля   29.03.2014 04:05
   Какой колоритный образ он создал в фильме "Место встречи изменить нельзя"! Смотришь этот фильм - многие уже ушли из жизни - а на экране - ЖИВЫЕ люди! Дышат, двигаются... мистическое что-то есть в этом! Многим выпала горькая судьба, пропущенная через сердца, которые и не выдержали реалий нашей жизни! Светлая ВАМ память, дорогой Александр Милютин! Пусть Вам хоть ТАМ будет хорошо!

   Большое спасибо за ваш рассказ об Александре Милютине!
Вы уж, пожалуйста, и от меня поклонитесь Александру Милютину, когда будете посещать могилы!?

Эта приписка для меня… я выполнил просьбу Ели, и поклонился от неё Саше…

Ещё одна запись:
№ 1   Irene   11.06.2008 07:33
Чудесный актер. Интересный человек в жизни и на экране. Преданный муж Галины Нехаевской.

   Благодаря этой записи, я узнал, что Милютин был женат, но где жена, что с ней?..  Спасибо Интернету, я почти всё выяснил. Галина Нехаевская тоже была актрисой, и тоже с печальной судьбой – умерла через два года после Саши… Где же она похоронена?.. И тут я вспомнил, что справа от Милютина похоронена какая-то женщина с длинной фамилией… У меня закралось подозрение… и я поехал на кладбище. Точно!.. Справа от Милютина похоронена его жена – Галина Нехаевская. Скромный трубчатый крест с табличкой… Теперь приношу цветы и Галине…


P. S.

Милютин Александр Николаевич
   Родился: 8 декабря 1946, Одесса, УССР — умер: 14 марта 1993, Киев, Украина, (на 47 году). В 1969 году окончил ВГИК и стал актёром Киевской киностудии имени А.П. Довженко.

Нехаевская Галина Владимировна (жена)
   Родилась: 13 апреля 1947, Ходоров, Дрогобычская область, УССР – умерла: 9 апреля 1995, Киев, Украина (без четырёх дней 48лет). Окончила Киевский государственный институт театрального искусства имени Карпенко-Карого (1969).