52. Восстание в Бабьем Яре По Ан. Кузнецову и З. Т

Феликс Рахлин
Как теперь «доподлинно известно», никакого Бабьего Яра «не было вообще». То есть само урочище, овраг длиной в два с половиной километра и до 50 метров глубиной,  на одной из окраин украинской  столицы   существовал, но после войны постепенно ликвидирован. Однако   чтобы там кого-то  тысячами, десятками тысяч лишали жизни – это всё выдумки,  еврейские штучки.  «Они» (то есть  мы, евреи) выдумали во имя своей еврейской выгоды  всю историю с нацистским планом  «окончательного  решения» «ихнего» (нашего,  еврейского) вопроса.  Это «ихняя»  (наша еврейская) ложь – шесть миллионов загубленных нацизмом мирных еврейских жизней, задушенных газом в концлагерных камерах, в машинах-душегубках или пресечённых пулемётными очередями, выстрелами в затылок людям, стоящим над расстрельными ямами. «На самом деле» (прочёл я на одном из  Интернет-сайтов) немецкие оккупанты, да, собрали, скажем, в том же Киеве евреев на сборном пункте,  группами раздевали их догола, собрали с каждого дань в виде имевшихся при них драгоценностей, а потом…  снова приказали одеться, погрузили в эшелоны , вывезли за город… да и мирно отпустили.
Зяма, Ицик, Софочка Исааковна, Беньямин Маркович,  Циля Наумовна и миллионы других моих соплеменников, что же вы так плохо искали ваших покойных – маму, папу, дядю, тётю, сына,  дочку, брата и сестру:  все  «на самом деле» целы и невредимы! Гитлер, Геринг,  Геббельс, Гиммлер     - они же были гуманными людьми, они и не думали  забить ваших близких, как скотину на бойне…  Ведь и в песенке русской о тех годах поётся: «Все ещё живы, все ещё живы…»

Уважаемый современник, читая такое – не веришь своим глазам:  при жизни поколения, в ушах которого ещё не умолкли предсмертные стоны погибших, гром  падающих бомб, грохот фронтовой канонады  и треск пулемётных очередей, люди, не знающие ни чести, ни совести, пытаются внушить  окровавленному, израненному, искалеченному миру:  НИЧЕГО НЕ БЫЛО,  ЭТО ВСЁ – ЕВРЕЙСКИЕ  РОССКАЗНИ!
Но если так, если не было ни расстрельных ям, ни удушающих камер Освенцима и Майданека,  ни  заводов для изготовления мыла из людей, ни кожевенных предприятий  для выработки орнаментированных человеческих шкур на абажуры и коврики, - почему же в  пятидесятые годы  старожилы Израиля и даже репатрианты из Марокко или Туниса  встречали прибывающих из Европы ашкеназов  презрительными криками:  «Мыло! Мыло!»

Год 1990-й. В поликлинике больничной кассы меня, нового тогда репатрианта, расспрашивал марокканский еврей, прибывший в этот же город лет на тридцать раньше:  «Почему толпа евреев в Киеве послушно шла на расстрел, как идёт на бойню стадо  баранов?»

А в самом деле: почему?

Вот как описал это трагическое шествие через весь город один из свидетелей – бывший в те  дни двенадцатилетним подростком автор романа «Бабий Яр»  Анатолий Кузнецов – очевидец событий:

« Они выходили еще затемно, чтобы оказаться пораньше у поезда и занять места. С ревущими детьми, со стариками и больными, плача и переругиваясь, выползло на улицу еврейское население огородного колхоза. Перехваченные веревками узлы, ободранные фанерные чемоданы, заплатанные кошёлки, ящички с плотницкими инструментами... Старухи несли, перекинув через шею, как гигантские ожерелья, венки луку – запас провизии на дорогу...

   Понимаете, когда всё нормально, всевозможные калеки, больные, старики сидят дома, и их не видно. Но здесь должны были выйти все – и они вышли.
 
  Меня потрясло, как много на свете больных и несчастных людей.
 
  Кроме того, еще одно обстоятельство. Здоровых мужчин мобилизовали в армию, остались одни инвалиды. Кто мог эвакуироваться, у кого были деньги, кто мог уехать с предприятием или используя блат, те уезжали».
Спрашивается:  КТО мог сопротивляться оккупантам и их прислужникам – полицаям? Калеки? Старики? Дети? Больные?  Здоровых мужчин в этой толпе почти не было. А если были, то....

В этой толпе шёл, например, молодой ещё и вполне здоровый  мастер завода №225 по обработке металлов,  житель Киева,  Зяма Абрамович Трубаков, еврей, сын и внук евреев. Жена его, украинка  Аня тяжело болела, перенесла сложную операцию, эвакуироваться без неё и малышки дочки  он не мог, а с ними вместе – не получилось. Он остался, как и многие, надеясь на то, что немцы – культурный народ, он помнил немецкую оккупацию 1918 года, помнил других, прежних немцев, не растленных гитлеровско-геббельсовской расистской, юдофобской пропагандистской машиной. А теперь расклеенный по городу приказ немецкого оккупационного командования гласил: собраться там-то и там-то всем ЖИДАМ, и притом, под страхом расстрела тех, кто не подчинится, – и он вышел на улицу, пристроился к толпе и пошёл навстречу неизвестности.

Скажу сразу: я назвал сейчас имя человека, которому посчастливится в итоге, побывав всё-таки в Бабьем Яру, сохранить   свою жизнь. Попав туда, он  был принуждён участвовать  в организованном палачами уничтожении останков десятков тысяч расстрелянных там людей, а затем стал  участником  ВОССТАНИЯ ЗАКЛЮЧЁННЫХ  организованного на этом месте концлагеря смерти,  -  и ему посчастливится вырваться навстречу шквальному огню пулемёта на волю, спастись – и не быть задетым даже краешком пули!   Трубаков стал одним из буквально  считанных оставшихся в живых жертв  яра, свидетелей, благодаря которым нам известна подлинная картина тех уникальных событий, кто рассказал о них  автору романа-документа «Бабий Яр» Анатолию Кузнецову А потом он, Трубаков, и сам стал автором книги «Тайна Бабьего Яра» – она  вышла в Израиле  на русском языке под редакцией журналиста Цви Раза (Григория Розовского) в издательстве «Кругозор» в 1997 г. Зяма (Захар), репатриант из Киева, жил в Ришон-Леционе с 1990 г. и скончался в 1998 году в 86-летнем возрасте.

Увы, расправы гитлеровцев с толпами мирного, беззащитного еврейского населения, как со стадами гонимого на бойню скота, действительно, имели место. Но  возможными их сделало  то, что это были беззащитные, мирные люди, да притом и не ожидавшие таких небывало зверских расправ, сбитые с толку заведомо лживой информацией. Надо ещё учитывать: на территории  СССР все виды еврейской общинной жизни, включая и религиозные, синагогальные объединения, и – особенно! – сионистские организации, пребывали под строжайшим запретом, а назначаемые оккупантами «юденраты» строго контролировались и использовались только как   инструмент дезинформации. Некому было возглавить малейшую инициативу, направленную против оккупантов.

Однако там, где находились люди, способные организовать и вести сопротивление, оно возникало и оставило впечатляющие следы. Восстание  последних узников Бабьего Яра, происшедшее буквально в последний день существования там созданного немцами концлагеря, описано как в книге Кузнецова (по свидетельствам выживших его участников, среди которых был  и З.Трубаков), так и в мемуарной книге самого Трубакова.  Но почему-то  если и упоминают это восстание в пересказе истории Бабьего Яра,, то бегло и невыразительно. Мне хочется сосредоточить внимание нынешних читателей на этом событии, чтобы развеять, опровергнуть заблуждение многих, будто евреи «не сопротивлялись» палачам. Для этого объединяю, в своём пересказе описания, данные в обеих книгах о Яре.  Поскольку рассказы не мои – заведомо отказываюсь от авторского  гонорара: мне важно опровергнуть распространённое заблуждение, будто евреи галута не умели за себя постоять.

Итак, Зяма Трубаков  шёл в толпе евреев к месту казни, как и все, не предвидя её. Но по мере приближения к концу маршрута услышал звук пулемётных очередей, вовремя    выбрался из толпы и поспешил назад – домой. Внешность у него не была типично семитской, фамилия звучала по-русски. Паспорт он уничтожил, а в профсоюзном билете, где графы о национальности нет, его жена искусно переправила чисто еврейское имя «Зяма» на «Захар». Наивные! Им и в голову не пришло, что это слово – из иврита,  и что  в грамматике оно обозначает мужской род существительных. Но ведь этого не знали и окружающие!

Хуже – с отчеством. Однако имена Абрам, Сара, Исаак и другие есть и в православных святцах! Так что какое-то время  свежеиспечённый Захар даже ездил на велосипеде по сёлам менять для семьи вещи на продукты питания. Между тем, познакомился с человеком, вербовавшим в партизаны. Но гестапо этого партизана  схватило, и под зверскими пытками он выдал адреса завербованных. Захара арестовали, но – не как еврея, что пока сохранило ему жизнь.

Из тюрьмы он попал, вместе с другими арестованными, в Сырецкий концлагерь, устроенный в Бабьем Яру. Это был «филиал ада», лагерем руководил штурмбанфюрер СС Пауль  фон Радомский – зоологический садист, расстреливавший  заключённых за малейшую провинность. Всё же Захар, разбрасывая по дороге на работы записочки с домашним адресом, сумел дать знать жене о том, где находится, и она исхитрялась приносить и передавать ему кой-какие «харчи».

Но летом 1943 г.советские войска  стали неумолимо приближаться  к Киеву, и  с 18 августа  немцы развернули в Бабьем Яру специальные работы по уничтожению следов своих зверских массовых расстрелов. Из примерно двух тысяч узников Сырецкого лагеря отобрали 330 самых выносливых и крепких, заковали в ножные кандалы, свезли в Яр надгробные плиты с окрестных кладбищ и приказали сложить из них, а также из рельсов, печи для массового сжигания трупов, зарытых в могильниках Яра.   Для определения мест раскопок был вызван «инженер по расстрелам», офицер Топайде, распоряжавшийся здесь  убийством еврейского  населения в конце сентября 1941 г., а, по-видимому, и позже.

Членов отобранной команды разделили по функциям: ЗЕМЛЕКОПЫ вскрывали могилы, КРЮЧНИКИ при помощи специально изготовленных приспособлений-захватов извлекали из смрадных могил трупы расстрелянных,  «ГОЛЬДЗУХЕРЫ»- (золотоискатели) осматривали одежду на убитых, с целью найти золотые и драгоценные украшения, а также клещами выдирали из ртов золотые коронки – всё это в пользу «Рейха»,  ГАРДЕРОБЩИКИ собирали, с той же целью, всю годную, ещё не истлевшую одежду, СТРОИТЕЛИ укладывали печи, а также помещали в них трупы – штабелями до 4-х метров высотою, - выходило до 2000 тел в каждой печи (потом именно от выживших в восстании узнали общий счёт жертв, - конечно, приблизительный). КОЧКГАРЫ разводили огонь снизу и факелами поджигали сверху облитые нефтью штабеля тел. Сожжённую золу и обгорелые кости извлекали из печи и передавали ТРАМБОВЩИКАМ, измельчающим кости, а золу просеивали через сита, чтобы собрать несгоревшее золото.... Наконец, ОГОРОДНИКИ разносили золу и рассыпали  по окрестным огородам.

Время теперь рассказать хотя бы о некоторых из людей, которым выпала такая жуткая доля. В Сырецкий лагерь свозили военнопленных, захваченных партизан, а также подозреваемых в самых различных нарушениях оккупационного режима. В том числе и лиц, подозреваемых в том, что они – евреи. Например, инженер-строитель Владимир Давыдов, призванный в армию и вернувшийся в Киев из окружения, был доставлен в гестапо своим поступившим в полицию одноклассником только за то, что лицом ПОХОЖ НА ЕВРЕЯ. Но были и попавшие в плен действительные евреи, каким-то бразом своё еврейство сумевшие скрыть. Например, Яков Штейн из Буковины, хорошо владевший немецким, на выданной ему немцами справке сумел Stein переправить на Steyuk и стал «украинцем Стеюком». Как исхитрились сохранить себе жизнь  Семён Берлянд, Константин Бродский, Яков Капер, Давид Будник и ещё несколько человек – мы не знаем, но именно эти были в числе выживших участников интернационального восстания заключённых, происшедшего в последний день существования лагеря.
Похоронная команда в составе 327 узников, собранных в одной землянке, на решётчатую дверь которой навешивался снаружи замыкаемый на ночь амбарный   замок, прекрасно знала, что обречена: для них оставили последнюю, не разобранную печь, понятно было, что немцы им жизнь не сохранят. Организатором и душой восстания стал пленный советский командир Фёдор Ершов. В замысел он посвятил ограниченный круг лиц, которым доверял. Обстановка  подсказывала лишь один выход из ситуации: подготовить всё необходимое к тому, чтобы в решительный момент сбить с ног оковы, через единственную дверь вырваться наружу, навстречу огню пулемёта, нацеленного с вышки часового на выход из землянки, и всем вместе наброситься на охрану. Чем, однако, открыть замок? Сбить его изнутри невозможно, надо найти ключ и в темноте, просунув руки через решётку, отомкнуть... Но где же отыскать  ключ?

Кому-то в голову пришёл выход: искать подходящий среди тех ключей, которые «гольдхухеры» находили в карманах первых жертв яра – тех евреев, которые, уходя из дому, надеялись туда вернуться и брали с собою ключи от квартиры и от сараев, кладовок. И – о чудо! – такой ключ нашёл Яша Капер. Клещи (снимать цепи с ног) выдали «по должности» (для снятия коронок с зубов мертвецов) Захару Трубакову. Словом, всё было готово к штурму. 

  Накануне 29 сентября (как раз перед двухлетней годовщиной  первого дня массовых расстрелов мирного еврейского населения в Яру)  в беседе по-немецки с  Яковом Стеюком один из  надзирателей выболтал тайну: «Морген – капут» (утром   вас прикончат). На ночь произошло  небывалое: голодающим узникам принесли в землянку два бака варёной картошки –   тоже своеобразный сигнал, что завтра – конец... Руководство восстания решило: «Сегодня!»

Но пришлось принять особую меру предосторожности: среди заключённвх один, Никон Куценко, был бывший полицай; увидав последние приготовления, он мог сорвать всё дело. Ликвидировать его поручили Борису Ярославскому. «Ребята, я в жизни кошки не убил, курицу не зарезал», - взмолился Борис. Но выхода не было: именно он был соседом провокатора по нарам - ему и вручили «оружие»: молоток. Часа в два Владислав Кукля просунул руку в просвет решётки, сделав первый из двух поворотов ключа – замок громко щёлкнул в ночи. Охрана всполошилась...  Но в землянке было тихо, и конвоиры успокоились.

Дождавшись смены охранников,  Кукля бесшумно сделал ключом второй поворот – замок открылся.

- Будите всех. Расковываться, вооружаться! – скомандовал Ершов. Раздался в глубине землянки удар, стон,  ещё удар. - это Ярославский убил Никона.
Но поднявшаяся возня (стамесками, ножами, ножницами, клещами узники сбивали с себя оковы) стала слышна охране. Немцы кинулись к дверям: «В чём дело?» За всех по-немецки ответил находчивый Стеюк: «Да тут драка за вашу картошку!» Ответ ужасно насмешил охранников: утром этих русских свиней расстреляют, а они тут подрались из-за жратвы!

Между тем замок был снят, дверь тихо раскрылась...

- Дави, ребята! – крикнул Ершов. Накануне он признался Давыдову, что в своё освобождение не верит:

- Ну, что ж, мне сорок лет, я своё пожил. А вот молодёжь увидит свободу. Вот ты, например!

Теперь Ершов подал последнюю команду:

- Дави, ребята!

И, как было условлено: с гиканьем, свистом, визгом, криками «Ура!» неожиданно для охранников, преодолевая  подъём в несколько ступенек от двери  землянки до уровня земли, вырывались на волю смертники. Какое-то мгновение охрана не реагировала, но собаки немедленно бросились на беглецов.  Те мужественно отбивались от злобных животных, наваливались на охранников, сбивали их с ног, душили.... Застрочил пулемёт – и захлебнулся на время: вокруг шла рукопашная, и в темноте трудно было стрелявшему разобраться : где свой, где чужой.  По тревоге была поднята вся охрана лагеря. Большинство из восставших полегло в неравном бою. Погибли Фёдор Ершов, Борис Ярославский...  Однако считанным удалось вырваться за лагерную зону и уцелеть.

Поистине, таких людей, как Захар Трубаков, правильно называют заговорёнными.     Выбежав на волю, он держался рядом с товарищами по неволе: Жорой Баженовым и своим двоюродным братом – Кивой Кричевским. Грянула автоматная очередь, оба  друга были убиты, упал и Захар. .., Но, как оказалось, пуля его даже не задела.
Людям из трупной команды спрятаться на воле  было практически невозможно: кроме того, что они много недель и месяцев не мылись, страшно обросли и обтрепались, от каждого ещё и разило  отвратительным смрадом  гниющих тел. Но всех, кто уцелел,  спрятали от погони и спасли им жизнь простые люди, киевляне. 
Вот список, в алфавитном порядке, успешно вырвавшихся из концлагеря в Бабьем Яру узников – участников восстания 29 сентября 1943 года, составленный Захаром Трубаковым и приводимый в его книге «Тайна Бабьего Яра». Даже по одним фамилиям (хотя они – не всегда показатель) можно судить о том, что среди вырвавшихся на волю есть и русские, и евреи, и украинцы....  Многие из них стали потом свидетелями на процессах над военными преступниками, проходивших и в СССР, и за рубежом.

1. Берлянд Семен, 2. Бродский Константин, 3. Будник  Давид  (Даниил)*,  4. Вилкис Филипп, 5. Давыдов Владимир, 6. Долинер Леонид,
7 . Кадомский Леонид, 8. Капер Яков,   9. Котляр Владимир, 10. Кукля Владимир**, 11.  Островский Леонид,  12. Стеюк Яков, 13. Трубаков Захар,
14. Хараш Леонид. 

По книгам А. Кузнецова «Бабий Яр» и З. Трубакова «Тайна Бабьего Яра» пересказал  Феликс РАХЛИН.


« В книге А. Кузнецова Будник назван Давидом, в книге З. Трубакова – Даниилом.
** У А.Кузнецова  тот же Кукля носит имя Владислав.