Летопись Деррума. Глава вторая

Марк Астер
«Помни все, но вспоминай доброе и славное»  Дерианская поговорка.




Викс сидел в маленькой сырой комнате за шатающимся столом и постоянно теребил цепь от кандалов, вбитую прямо в пол. Единственная свеча сильно чадила, отчего в полутьме можно было не заметить усатого стражника в железном нагруднике цвета золота и синем плаще. У самого Викса плащ отобрали, чтобы не позорил честь доблестной стражи. Его допрашивали несколько часов, повторяли одни и те же вопросы, угрожали и предлагали выдать всех пособников. Не пытали его лишь потому, что переступивших закон стражей надлежало допрашивать только трибуналу.
— Ну что, Вердел, будешь говорить? — спросил усатый. — Сколько еще твоих сослуживцев должны расспросить тебя, чтобы узнать правду?
— Да хоть тысячу! Я все сказал, и сомневаюсь, что скажу больше, пока за меня не возьмется трибунал и эти изуверы из Ока, — поморщился Викс.
— Мы пока не оповещали трибунал и Око, ты все еще состоишь в корпусе городской стражи. И мы сможем сделать для тебя больше, если начнешь говорить правду.
Викс тяжело вздохнул. Он не спал двое суток, голова трещала, а руки затекли из-за кандалов. Ему это уже все надоело.
— Засуньте эту правду себе в жопу, полковник, — устало ответил Вердел.
Усатый побагровел и собирался было разразиться руганью, как в дверь настойчиво постучали и ему пришлось выйти. Слышались разные голоса, похоже, решающие его дальнейшую судьбу.
« А вот и добрые ребята из Ока пришли. Сначала запытают, а потом на допрос к трибуналу. Оттуда на эшафот, а если не повезет, то снова на пытки, — подумал Викс».
Дверь снова открылась и в комнату вошел тот самый дерианец, которого Вердел видел на месте пожарища. Правда, выглядел он хуже, чем при первой встрече: лицо осунулось, длинные черные волосы не блестели своей чистотой, а яркие желтые глаза заметно потускнели. И в этот раз его походка не была такой уверенной и твердой, на это указывала и красивая трость из красного дерева, на которую опирался Дерас Деккар.
Позади, в коридоре стоял его верный сондр и мельтешил усатый полковник, боязливо поглядывающий на Кесса.
— Он точно крепко закован? Будет грустно, если меня убьют так глупо, — с усмешкой поинтересовался Деккар.
— Я уверен, что крепко, но позвольте проверить личн…
Дерас захлопнул дверь прямо перед носом усатого, пытавшегося протиснуться в комнату. Подвинув к себе стул, он устало плюхнулся на него. Викс дернул цепями, положив закованные руки на стол и вперившись взглядом в лицо Деккара.
— Хотите поугрожать мне? Поглумиться? Или стребовать компенсацию за склад? — не выдержал молчания Викс.
Дерас цокнул языком, выражая пренебрежение к домыслам собеседника. Затем вынул из внутреннего кармана камзола маленький листок бумаги.
— Викс Вердел, сорок два года, на службе в корпусе городской стражи уже двадцать лет, не женат, детей не имеет, живет с матерью в маленькой лачуге на окраине города. — С интересом прочитал информацию Деккар. — Так что с тебя взять? Отобрать твой дом? Туда только рабов селить, мне этот хлам ни к чему.
— Тогда зачем пришли?
— Мне интересно услышать, как ты там оказался. Все с самого начала.
Викс закатил глаза.
— Меня столько об этом спрашивали. Я рассказывал про расследование множество раз, но вот только никто не верит и ждет “правду”! Стоит мне что-то говорить вам, если наверняка это окажется “ложью”? — разозлился Вердел.
Дерас закашлялся. Видно, что ему непросто сидеть в этой затхлой комнате, где вместо воздуха был один чад от свечи. Викс внимательнее присмотрелся к кашляющему дерианцу и предельно сосредоточился.
— А здоровье не купишь, да? — издевательски сказал стражник.
— Всего лишь легкое недомогание, — отмахнулся Деккар.
— Ваша аура говорит о другом. — Викс пальцем показал на свои глаза удивленному Дерасу. — Могу ее немного видеть и различать оттенки. Кстати, она говорит, что вы – маг.
— Какие забавные способности. Но этим никого не удивишь, каждый пятый дерианец может видеть ауру, другое дело – различать ее оттенки. Хоть ты и прав, но я уже давно не пользуюсь магией.
— Потому что именно она и есть причина ваших недомоганий?
Дерас предпочел промолчать, но Викс уловил недовольство в его взгляде.
— Вернемся к нашему разговору, — сказал Деккар. — Значит, не собираешься снова рассказывать о той ночи. Ясно. Тогда забавно будет узнать твое мнение, когда я скажу, что это мой помощник был твоим информатором?
Потерявший было интерес к разговору Викс напрягся. Про информатора он не говорил никому, даже на допросе, считая недостойным честного стража выдавать свои источники. Но здесь был другой вопрос.
— Думаете, я поверю? И конечно, вы не хотите втереться ко мне в доверие, чтобы выведать побольше, — ответил Вердел, довольный своей проницательностью.
Деккар с силой хлопнул ладонью по столу, отчего стражник дернулся от испуга, чуть не слетев со стула.
— По-твоему я пришел в эту дыру, чтобы допрашивать тебя?! — рявкнул Дерас, на миг потеряв контроль над собой. Но затем так же быстро взял себя в руки и, глубоко вздохнув, продолжил. — Твоего информатора зовут Таркен, он мой помощник. Я попросил его найти хорошего стражника и предоставить ему информацию об оружии для банды Веселых Принцев. Вижу, он не ошибся с тобой. Но кто-то поменял таблички на зданиях и подкинул на мой склад листья нихиса, в этом и есть суть проблемы. 
— Так Касток работал на вас? Знаете причину его нападения? — сипло проговорил Викс. Понимание того, что он стал обычной пешкой в разборках влиятельных дерианцев, постепенно вытесняло остальные мысли.
— Нет. Я не знал твоего напарника, — ответил кинсид. — Не представляю, почему он напал на тебя.
— Значит, хотите, чтобы я нашел того, кто подбросил вам черный нихис и поменял таблички. А зачем мне это? Я вот-вот должен предстать перед трибуналом, сложно поручить это своим амбалам? — Викс кивнул в сторону двери, за которой караулил Кесс.
Дерас прикрыл глаза. Сложно было сказать, раздражен он дерзостью стражника или усталость навалилась, и хотелось быстрее уйти из этих подземелий. Через минуту он открыл глаза и спокойно ответил:
— Ты один из лучших следопытов в Дерруме. Я удивлен, что ты не служишь в Око, а прозябаешь стражником. К тому же кто ты там, сержант? Запамятовал, что у стражи людские звания. И за трибунал не беспокойся, у меня в кармане поручение, освобождающее тебя от обвинений. Мой хороший знакомый в Совете по правопорядку любезно предоставил мне его, когда услышал о несчастье с лучшим стражником Мерсерры. — Дерас похлопал себя по нагрудному карману, где находился спасительный кусок бумаги. — Ты почти единственный в этом гнилом городе пытался делать хоть что-то, но твои действия ничего не дают, а если дают, то результат малозначительный. Я уверен, что за этим стоит влиятельный дерианец, или это целая группа занимающаяся наркотиками и поставкой оружия для мятежников. Мы можем помочь друг другу. С моей стороны ты получишь покровительство и защиту, а я должен получить информацию. Вот тебе мое предложение, сержант Вердел.
— Какой смысл во всем этом? Склад сгорел, никто не видел листья, все доказательства преступления уничтожены, вам бы радоваться. К тому же, врагом может банально быть владелец склада, где хранилось оружие для мятежников, — нахмурился страж.
— Недавно я обнаружил, что тот склад принадлежит одному торговцу. Только он умер год назад, но кто-то, с помощью курьеров, постоянно продолжал вносить плату за аренду от его имени.
— Я теперь понимаю, почему кто-то решил вас подставить, — фыркнул Викс.
— Да, врагов у меня много. Я поссать не могу сходить спокойно, чтобы какой-нибудь ублюдок не попытался отрубить мне член. К счастью, пока никто не преуспел.
Дерас начал подниматься со стула, всем своим видом показывая, что разговор пора заканчивать. Викс хотел встать следом, но толстая цепь своим звоном напомнила, что он прикован.
— Кто-то хочет поиметь меня, при этом прячась в тени. Выдерни эту мразь на свет, Вердел. Поможешь мне — выяснишь, почему на тебя напал Касток.
Деккар вышел в коридор и сунул бумагу с поручением усатому, который с удивлением прочитал приказ, но спорить с кинсидом не захотел.
Проходя мимо камер с заключенными, им представилась забавная картина, в которой трое грязных дерианцев в лохмотьях дрались за яблоко, а еще четверо радостно кричали и подстрекали к драке, причем один не переставал гадить прямо на спущенные штаны и одновременно весело хлопать в ладоши.
Уже на выходе из подземелья, Дерас подозвал стражников и приказал хорошо накормить заключенных, упрекнув защитников порядка в том, что они превращают своих сограждан в животных. В ответ на оправдание стражи, что заключенные воры и убийцы, он заявил, что в их отношении все будет решать суд, а если стража хочет уморительного зрелища, то пусть идет на арену или в театр.
У крыльца ждала повозка с рослым рабом на козлах. Кесс помог Дерасу забраться внутрь и залез сам, сев напротив своего господина. Верный сондр не часто ездил в салоне, только когда Деккару становилось плохо.
— В последнее время эти приступы все чаще и длительнее, — потер виски Дерас.
— Я могу съездить в Вильмейн и привезти того лекаря, о котором говорил месяц назад, — ответил Кесс.
— Не нужно мотаться по провинциям ради одного лекаря, — махнул рукой кинсид. — Я же тебе говорил, что это не лечится. Тут только терпеть. Но ничего, через пару дней пройдет. А сейчас я хочу домой, отдохнуть.
Сондр постучал по крыше повозки, давая знак рабу. Дерас открыл сундук с напитками, но вместо вина там оказалась маленькая амфора. Темная жидкость с бульканьем выливалась в чашу, к которой затем жадно припал Деккар. Сам Кесс не очень хорошо относился к нихису, этот напиток мог вызвать привыкание, поэтому его, в основном, давали раненым солдатам, чтобы унять боль. По этой же причине пил и его господин.
— И как вам Викс Вердел? — поинтересовался сондр.
— Пока никак не проявил себя. Будем ждать.
С этими словами Дерас прикрыл глаза, позволив себе забыться в полусне, и чувствуя, как тепло стало в желудке после нихиса. Легкое покачивание повозки совершенно не мешало расслабиться. Проснулся он уже у дома, от криков ребятишек, среди которых был его племянник Регас. Детвора игралась в войну, используя палки вместо мечей, и беспорядочно лупила друг друга, что не мешало им смеяться и громко спорить, кто победил. Латона вечно была недовольна, что ее сын якшался с мальчишками из семей простых граждан, но Дерас всячески поощрял игры и прогулки на улицах города, давая племяннику возможность посмотреть на жизнь обычных дерианцев своими глазами, а не из-под юбки матери и широких спин охраны. 
У ворот дежурили два сондра с арбалетами, высматривая подозрительных личностей. Еще восемь бойцов дежурили по всему периметру дома; кто-то был в садах, во внутреннем дворе, патрулировал район. А на крыше сидел лучник, высматривая врагов. У каждого кинсида могло быть максимум пятьдесят сондров, лишь бы сумел содержать и обеспечивать, и не превышать их количество, что запрещено законом. Но обычно никто не скупился на земельные наделы, высокое жалование и вооружение для своих сондров — это было делом чести, престижа и безопасности своего дома. Другое дело, что живущие в городе кинсиды держали на постоянной службе не более десяти вооруженных бойцов, а остальных отпускали на свои земли, призывая их только в случае грозящей опасности. Дерас тщательно заботился о безопасности своего дома, собрав в городе двадцать воинов. Чтобы их семьям было где жить, он скупил вокруг своего особняка дюжину небольших домов и позволил им заселиться, при этом разрешив не оплачивать аренду. Сам он всегда говорил: «Я не требую от слуг становиться в положение, где от них требуется честность, сознательность и верность долгу. Я ставлю их в положение, где им будет выгодно быть честными, сознательными и верными».
Пройдя внутренний двор, ему открыла дверь светловолосая молодая рабыня. Дерас купил ее в свои двадцать четыре года, как только стал главой Дома Деккаров, и сделал старшей рабыней. Посмотрев в ее голубые глаза, он поверить не мог, что прошло уже семь лет, так давно это было. Сейчас о красоте Ланиль говорили попытки многих знатных дерианцев выкупить ее у Дераса, но он не соглашался ни на какие деньги.
— Господин, — приветствовала рабыня.
— Сегодня обедать буду в своих покоях, принесите что-нибудь мясное, — ответил Деккар, даже не взглянув на нее, и прошел мимо.
— А мне бы пива, — глупо улыбнулся Кесс, высунувшись из-за спины господина.
Ланиль недовольно поджала губы, но Кесса на кухню повела. Право пить пиво и вино на дежурстве было только у него, чем он изредка пользовался.
В комнате Дераса было довольно просторно, даже несмотря на исполинских размеров кровать с балдахином, на которой комфортно могли разлечься четыре человека. Окна выходили во двор, открывая хороший вид на город. Весь пол был выстелен шкурами животных, а стены украшали гобелены и картины тончайших работ. А еще приятно пахло ароматными маслами в маленьких баночках, стоявших на письменном столе у окна. Хоть у Дераса была отдельная комната для письменной работы, появлялся он там нечасто, используя эту комнату больше для складирования свитков, книг и документов, чем для работы.
Только он удобно уселся в кресло у камина и пригубил теплого вина, как дверь неприятно заскрипела и в комнату медленно выплыла тоненькая фигура в бледно-голубом платье. В отличие от Дераса, черты лица у этой женщины были не острые, а гладкие и ровные, волосы не черные, а каштанового цвета, губы не тонкие, а пухлые, но, не смотря на это, они были внешне похожи.
— Как прошел твой день? — лениво поинтересовался у сестры Деккар. В ее руках он заметил кубок с вином.
«В последнее время она стала больше выпивать, — подумал Дерас»
— Нежилась на солнышке в нашем саду. — Латона зашла ему за спину и стряхнула с плеча несуществующую пылинку. — А что еще мне делать? Ведь ты забрал все дела отца под свое управление.
— Мы говорили об этом множество раз. Тема закрыта.
С сестрой у него и раньше были натянутые отношения, но после смерти отца она не скрывала своей неприязни. Сильно поспособствовали этому две причины: муж Латоны погиб на войне, а у Дераса нет наследников, чтобы передать титул кинсида, потому он постоянно грозил тем, что усыновит Регаса на его совершеннолетие и не давал выйти сестре замуж второй раз. Вторая же причина заключалась в том, что наследством отца полностью распоряжается Дерас, не подпуская свою сестру к управлению. Эти смертельные, по мнению Латоны, обиды накладывались на ее вредный характер и выливались в частые ссоры и споры.
— Ты боишься, что я смогу управлять всем лучше тебя. Из-за необдуманной покупки верфи у нас ужасные убытки, я бы такого не допустила! — Латона начала все сильнее размахивать кубком с вином, проливая его на чистые шкуры животных.
— Поучи меня еще тут. Вскрой бочонок с вином и налакайся как последняя рвань, только в этом ты мастер, — прошипел Дерас, не замечая начинающуюся истерику любимой сестры.
Ссору прервала Ланиль, робко постучавшись в дверь перед тем, как зайти.
— Господин, к вам пришла леди Мердер. Госпожа, ваша ванна готова, — промямлила рабыня.
Дерас кивнул, давая знак пригласить гостью сюда, а Латона быстро успокоилась, сбросив с себя всю ярость.
— И почему ты вечно окружаешь себя недостойными лицами? — холодно спросила сестра.
— Чем тебя не устраивает Элисса?
— Ты мог взять Таркена на ее место в своем Совете, он верен нашей семье, а она предаст тебя при первой возможности.
— Таркен нужен мне в других делах. К тому же, Элисса первая женщина санмид в истории. Да и просто отличный работник. Не завидуешь? — насмешливо спросил Дерас. Он знал, как сестра не любит его друзей, но Элиссу она не любила сильнее.
— Чего завидовать потаскушке, которая добилась своего положения через постель, — с такой же усмешкой ответила Латона. — Кстати, ты больше всех суетился для того, чтобы император дал ей титул. Скажи, ты ее трахаешь? Может она принесет тебе наследника?
— Ты же знаешь, что это невозможно. А теперь покинь комнату, у меня встреча.
Латона, гордо задрав голову, думая, что эта перепалка окончилась ее победой, спешно вышла, явно не горя желанием встречаться с Элиссой.
Через несколько секунд после ухода сестры, в дверь постучались, и, не спрашивая разрешения войти, в комнату зашла высокая дерианка. Черные, как деготь, волосы собраны в аккуратный пучок на затылке, и только длинная челка свисала на лицо, закрывая левый глаз.
Платья она не любила, предпочитая узкие брюки и легкие туники с длинными рукавами. Сегодня она была одета во все темное, как требовала мода.
— Здравствуй, Дерас! — приветливо помахала рукой Элисса. — Как твои дела? Я принесла тебе договора от торговых гильдий, нужно лишь подписать и дать разрешение на сделки.
Подойдя к столику, она свалила в кучу все свитки, что держала под рукой. Покачав головой, дерианка начала раскладывать принесенные документы в ряд, при этом выпятив свой упругий задок. Деккар задумчиво его разглядывал, пока не пролил на себя вино.
— Благодарен за помощь, что бы я без тебя делал, — крякнув, Дерас поднялся с кресла и, подойдя к картине на стене, отодвинул ее словно ставни. Под ней был встроенный в стену тайник, из которого кинсид достал тяжелую печать.
Перед тем, как поставить печать, он внимательно всматривался в написанное в свитках, если содержимое устраивало Дераса, тогда печать и перстень кинсида опускались в горячий сургуч, подливаемый Элиссой. А если что-то не нравилось, то Деккар цокал языком и откладывал свиток. Уже собираясь поставить последнюю печать, рука внезапно зависла над бумагой.
— Что это здесь делает? Я же сказал, что не дам разрешение гильдии Манакура. Эти ублюдки нарушают все законы и не платят налоги! — процедил Дерас, тряся свитком перед лицом женщины.
Элисса сузила свой пронзительный ярко-желтый глаз и скрестила на груди руки.
— А что мне нужно было сделать? Швырнуть посыльному договор в лицо? Если ты собираешься идти на самоубийство и бросить вызов торговой гильдии Манакура, то здесь нам не по пути.
Эти слова устыдили Дераса. Он взял Элиссу под свое покровительство, восхищенный ее умом и знанием торгового дела, дав ей высокую должность в своем Совете. Никогда не требовал большего, чем работать прилежно и быть верной ему.
— Прости, я требую от тебя слишком много. Все мои конфликты тебя не должны касаться. Но я клялся перед народом и богами, что буду исполнять свою работу во благо империи.
— Ты не должен препятствовать им, Дерас. Гильдия поддерживает деньгами династию Церегаров, они просто пожалуются императору и твой титул не защитит тебя. Да у них тысячи возможностей для давления!
Деккар положил руку на плечо Элиссы и успокаивающе ответил:
— Поверь, сейчас не те времена, когда кинсиды были слабы перед правящей династией, банками и торговыми гильдиями. У меня тоже есть определенные возможности, и скоро я их продемонстрирую.


                *                *                *


Гантазар Гарза с удовольствием втянул своим большим носом аромат красного цветка с широкими листьями, обвивающего толстым стеблем колонну. Послу Адеона нравилось проводить время в перистиле, под теплым солнцем, среди экзотических цветов и растений.
Неделя прошла с тех пор, как он приехал в столицу, но во дворец его так и не допустили. Официально император занят важными государственными делами, не официально — напивается до беспамятства и предается всевозможным развлечениям. Однако это не разочаровывало Гарзу, свободное время с энтузиазмом тратилось на сбор информации.
Зато его сын, Галериан, наслаждался этим городом вовсю, растрачивая деньги отца на развлечения. Арена, цирк, театр, дворцы удовольствий и дорогие ресторации — везде он успел оставить свое время и крупные суммы денег. Хотя и обещал отцу помогать в его работе. Гантазар не беспокоился об этом, полагая, что сыну скоро надоест бесконечно кутить.
За спиной кто-то кашлянул. От неожиданности Гарза резко повернулся, чуть не потеряв равновесие. Напротив стояла рыжеволосая Нейла Литур в сером плаще, равнодушно окинув взглядом посла. На бедрах угрожающе висели два изогнутых кинжала, что не понравилось Гарзе.
— Надеюсь, с моей охраной все в порядке? — не отрывая взгляда от кинжалов, спросил посол.
— Ты меня звал — я пришла. Что надо? — демонстративно зевнула женщина.
«Она не так проста. Незаметно пройти минуя моих людей, тут нужно обладать особыми способностями, — подумал Гантазар».
 На всякий случай он как бы невзначай отошел подальше от женщины. Геройствуют пусть рыцари, а он посол с важной миссией, и его жизнь важнее всяких деревенщин с мечами. По крайней мере, так он себя успокаивал.
Прокашлявшись, чтобы лучше было говорить и, в случае чего, звать стражу, Гарза решил начать издалека:
— Когда я встретил вас у въезда в город, то не увидел слуг и помощников, что немного удивляет, учитывая вероятную значимость…
Нейла издала губами непотребный звук, выказывая пренебрежение.
— Я то думала, меня позвали ради чего-то действительно важного, а в итоге ты просто хочешь вынюхать цель моего приезда. Как банально.
— Я хочу, чтобы интересы наших господ не пересекались, и мы не мешали друг другу. Для этого мне необходимо узнать, чего хочет здесь Лига. Полагаю, мы сможем сотрудничать.
— Послали для того, для чего и ты здесь. Собирать информацию. Ничего необычного и страшных заговоров здесь не нужно искать. — На лице Нейлы появилась ехидная насмешка, вызвавшая у Гарзы раздражение.
Его преследовало настойчивое ощущение, что она знает намного больше. Гантазар отправил письмо в Адеон, требуя дать информацию про Нейлу Литур, но ответ еще не пришел. Знал он только, что в столицу приехала одна и, что переговоры с империей не доверят простым рыцарям. Однако раньше Гарза ни разу не видел ее рядом с Великим Магистром или Конгрегатом, для него она была тенью.
— А сам что успел узнать? — спросила женщина у посла. Затем неуловимым движением руки достала один из кинжалов, отчего у Гарзы подкосились ноги, и так же быстро срезала несколько роз с одного из кустов.
— Думаю, бывали у них времена и получше, — проговорил посол. — Столицу еще не поглотили бедность и самоуправство, в отличие от тяжелого положения в провинциях, но даже здесь чувствуется разложение. Если бы не характер дерианского народа, они бы уже давно сгинули в хаосе.
— Звучит так, будто вы ими восхищаетесь. — Нейла выдернула лепесток из бутона и растерла его пальцами. — Вот ваш сын наверняка восхищается, пропадая в кабаках и театрах. Скоро друзей себе здесь заведет, а потом и подружку…
— На что вы намекаете? — прервал Гарза.
Покачивая бедрами, посланница Лиги Порядка вплотную подошла к послу и засунула в карман срезанную розу без лепестков. Гантазар мог хорошо рассмотреть ее еле заметные веснушки на маленьком носу и яркие зеленые глаза с длинными ресницами. 
— На то, что он делает все правильно. Пусть будет своим, втирается в доверие, особенно к местным лордам, выведывает секреты. А потом произойдут очень интересные события, но сказать ничего не могу, для этого нужно заслужить доверие. — Литур усмехнулась. — Думаю, Галериан будет хорошим рыцарем Порядка. Разве он не говорил, что хочет вступить в Лигу?
Гантазар разозлился. Никогда еще так быстро его не выводили из себя, однако Нейла сумела пробить щит хладнокровия довольно легко, что бесило посла еще сильнее. Он пообещал себе поговорить с сыном насчет его вступлении в Лигу и прекратить выдавать ему деньги.
— Не будет он рыцарем. Надеюсь, пойдет по моим стопам, — спокойно ответил Гарза. — А за секреты не беспокойтесь. Есть один знатный дерианец, у которого можно все узнать. Это уже моя забота. Но о вступлении сына в Лигу даже слышать не желаю, надеюсь, вы меня поняли.
— Замечательно! Это будет хорошее сотрудничество, — улыбнулась Нейла. — Кстати, не нужно посылать писем в Адеон с запросами обо мне. Все равно ничего не узнаете.